ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 8
1.1. Проблема конфликтного поведения в психологии 8
1.2. Возрастно-психологические особенности подростков 12
1.3. Теоретическое обоснование психолого-педагогической коррекции
конфликтного поведения подростков 18
1.4. Теоретический обзор методов коррекции конфликтного поведения
подростков 20
Выводы по Главе 1 26
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Организация и методики исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 32
2.3. Реализация коррекционной программы и результаты контрольного
эксперимента 38
Выводы по Главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Сущность подросткового возраста в том, что для него свойственна сложная структура изменений, которые происходят в этот период с человеком абсолютно во всех сфера жизнедеятельности. Так, сюда можно отнести повышенный уровень тревожности в социуме, нестабильную гормональную систему, стремление как можно быстрее «повзрослеть». Все это приводит к тому, что подросток сталкивается с конфликтными ситуациями, которые проявляются не только в обыденной, но и в школьной жизни. На основании вышесказанного стоит отметить, что психолог, работающий в школе, в обязательном порядке должен уметь работать с данной подростковой проблемой и грамотно корректировать конфликтное поведение обучающихся.
Самая главная особенность рассматриваемого нами возрастного этапа состоит в том, что внешне подросток взрослеет, а внутренне он по -прежнему нуждается во внимании и заботе в той же степени, как и обычный ребенок [1].
Для того чтобы подробно рассматривать проблему психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения у подростков в условиях школы необходимо сначала разобраться с тем, что включает в себя само понятие «коррекция» и в чем заключается его сущность. Так, В.И. Долгова писала о том, что под этим понятием стоит понимать определенную систему, в которую входят разнообразные лечебные и педагогические мероприятия, направленные на устранение или послабление трудностей физического и психического развития в данном возрасте [3].
Важно понимать, что конфликт - не такое явление, которым можно осуществлять управление с учетом здравого смысла или жизненного опыта. Лишь в том случае воздействие на конфликт может быть эффективно, когда мы достаточно четко понимаем и осознаем реальные предпосылки возникновения конкретного конфликта, понимаем закономерности его развития и знаем механизмы решения. Подростки нового поколения изменили всю структурную единицу общества, и стали участниками интенсивных процессов разложения населения по признаку достатка и процветания, по отношению к другим формам собственности [3].
Важность изучения особенностей течения конфликтов, их функциональных компонентов и средств, которыми можно их разрешить заключается в том, что это позволит помочь подросткам развивать потенциальные возможности своей личности, творческие задатки, внутренние ресурсы, что в конечном итоге приведет к полноценной самореализации учащегося подросткового возраста в учебно-воспитательном процессе.
В настоящее время действующая психолого-педагогическая система нуждается в пересмотре и совершенствовании. Так, главной целью является поиск новых методов, приемов, идей, механизмов и технологий подготовки обучающихся подросткового возраста к грамотному, спокойному урегулированию конфликтов и их разрешению.
Важно понимать, что конфликт в жизни каждого человека занимает далеко не последнее место. Он представляет из себя норму современной действительности. Не даром есть поверие, что конфликт - это стимул развития и посыл к действиям. Функция и результат конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снижение или исчезновение возникшего и ставшего актуальным недопонимания. Для нас и нашего нового поколения подростков в данный момент характерно изменение негативного отношения к конфликту на позитивное. Многие ученые в теории и практике уделяют пристальное внимание на проблемы, которые так или иначе связанны с конфликтным поведением подростков, которые остаются нерешенными, нераскрытыми и изучение применение на практике форм и методов, полученных в результате, является актуальным [2].
Подростковый возраст характеризуется познанием личности себя, формируются ценности и взгляды на жизнь. Ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками, познание себя через призму своего собеседника, установление близких отношений. Однако, человек с конфликтным характером больше склонен к антисоциальному поведению. Он сочетает в себе стремление к успеху и достижению своих целей любым путем, с неумением сотрудничать и в целом взаимодействовать с другими людьми.
Общеизвестно, что человек живет и развивается в социуме. Каждый день миллиарды людей находятся во взаимодействии друг с другом. Так или иначе, эти отношения имеют межличностный характер. И чем лучше человек умеет выстраивать отношения, умеет взаимодействовать с людьми, тем лучше он приспособлен к жизненным условиям и вероятнее легче достигнет успеха в своей деятельности.
ФГОС ООО и СОО ориентированы на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»). Это означает, что образовательные учреждения стремятся формировать в будущих выпускниках сотрудничество, социальную активность, уважение к мнениям других людей, уважение закона и правопорядка.
Для подростков важно социальное признание и чувство принадлежности, которые реализуются благодаря гармоничным отношениям со сверстниками. Для удовлетворяющей социальной идентичности, необходимо иметь способность к выстраиванию здоровых отношений. Именно эта проблема интересовала и разрабатывалась отечественными учеными давно [7].
На данный момент конфликты в подростковом возрасте в научной разработке Б. С. Алишев, В. М. Афонькова, О. Н. Лукашенок, Е. А. Тимоховец, Т. А. Чистякова, Н. Е. Щуркова уделяются различным направлениям.
По мимо данного автора данной проблематикой занимались и строили свою работу авторы зарубежной и российской психологии как: Н.В.Гришина, Е.М.Дубовская, В.И.Журавлев, Г.И. Козырев, Л.А.Петровская, и многие другие.
Цель: теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков.
Объект: конфликтное поведение подростков.
Предмет: психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков.
Задачи:
1. Рассмотреть проблему конфликтного поведения в психологии.
2. Изучить возрастно-психологические особенности подростков.
3. Теоретически обосновать психолого-педагогическую коррекцию конфликтного поведения подростков.
4. Сделать обзор методов психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения подростков.
5. Описать организацию и методики исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент.
7. Реализовать коррекционную программу и провести анализ результатов контрольного эксперимента.
Гипотеза: Специального разработанная программа будет способствовать коррекции конфликтного поведения подростков.
В данной работе использованы методы и психодиагностические методики исследования:
- Теоретические методы: анализ, обобщение психологической литературу по проблеме исследования;
- Эмпирические: эксперимент, тестирование, социометрия;
- Методы количественной и качественной обработки данных: составление процентных шкал;
- Методы психолого-педагогической коррекции: методы активного социально-психологического обучения (дискуссионные методы, игровые методы);
- Методики исследования: Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» разработанная Н. И. Дереклеевой; тест на оценку склонности к конфликту (методика В. Алексеенко); «социометрия» (Дж. Морено).
Базой исследования выступили учащиеся 9 класса МКОУ ХХХ СОШ № 6 в возрасте 15-16 лет, в количестве 20 человек.
Практическая значимость проведенного нами исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы в своей педагогической деятельности педагогами и психологами в практике как школьного, так и дополнительного образования. Более того, использование разработанной нами программы в школах или организациях дополнительного образования может помочь разрешить проблему возникновения конфликтов между подростками.
Работа состоит из введения, двух разделов и семи параграфов, включая выводы по каждой Главе, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Нами было проведено исследование на тему «Психолого¬педагогическая коррекция конфликтного поведения подростков». В ходе работы нами выполнена цель исследования, а именно: проведено теоретическое и эмпирическое изучение психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков. На этапе изучения теоретических аспектов изучения проблемы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков мы можем сделать следующие выводы: А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов дают такое определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых разногласий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся отрицательными эмоциями». Большинство изученных нами работ позволяет выделить четыре типа конфликта:
Внутриличностный. В этом случае сторонами конфликта выступают две или более составляющих одной и той же личности, к примеру, выборочные черты, типы либо инстанции.
Межличностный конфликт появляется между двумя (или более) отдельными личностями. При этом прослеживается столкновение из-за потребностей, мотивов, целей, ценностей и/или установок.
Личностно-групповой конфликт появляется зачастую по причине несоответствия действий личности с условиями группы.
Межгрупповой. В данном случае способно осуществляться столкновение стандартов поведения, общепризнанных норм, целей или ценностей различных социальных групп. В рамках нашего исследования изучаются конфликты в малой подростковой группе. Возможно, что это межгрупповые конфликты либо конфликты между личностью и группой. По нашему мнению, последний - один из непростых видов конфликта, т.к. в данном случае более наглядно будут проявлены все без исключения 51 отрицательные результаты конфликта по отношению к личности, реже к группе.
Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их лежит отсутствие согласия. Конфликт может выполнять как позитивные (конструктивные конфликты), так и негативные (деструктивные конфликты) функции. Конфликтное поведение состоит из противоположно направленных действий участников конфликта. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегии (способы) и тактики (приемы). Подростковый возраст (14-15 лет). В подростковом возрасте происходит значительное обострение как внутриличностных конфликтов, так и конфликтов с окружающими людьми. Главная проблема содержится в том, что старшие подростки не способны еще самостоятельно разрешать возникающие конфликты, что зачастую выражается в деструктивных стратегиях конфликтного поведения. В то же время конфликт как форма социального взаимодействия имеет большую значимость для развития общества и социальных групп, поэтому успешность его преодоления создает хорошие условия для дальнейшего роста личности. Именно поэтому, если подростки не владеют конструктивными формами поведения в конфликте, то он часто принимает разрушительный характер. В таком поведении содержится опасность, потому что такой конфликт может приводить к развитию подростковых неврозов, повышению уровня тревожности и обострению негативных отношений подростка с окружающими. Ведущими для данного возраста являются три фактора формирования конфликтного поведения. К ним относятся: стиль семейного воспитания, положение в группе сверстников и личностные особенности подростка. Нами проведено теоретическое обоснование модели психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков с применением методов целеполагания. Опираясь на результаты теоретического исследования, представленные в предыдущих параграфах, 52
был разработан проект, отражающее уровни работы в исследовании, была проведена психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения старших подростков.
Статистический анализ результатов опытно-экспериментальной работы подтвердил эффективность программы психолого-педагогической коррекции конфликтного поведения старших подростков и подтверждает правильность и достоверность выдвинутой гипотезы нашего исследования.
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков. / Учебное пособие. Ред. сост. В. А. Аверин. Санкт-Петербург: НЕВА-ПРЕСС, 2017. 428 с.
2. Андреев В.И. Основы педагогической конфликтологии. / Учебное пособие. Ред. сост. В. И. Андреев. Москва: Аспект, 2018. 368 с.
3. Анцупов А.Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. / Учебное пособие. Ред. сост. А. Я. Анцупов. Москва: Владос, 2017. 295 с.
4. Божович Л.И. Вопросы психологии личности школьника. / Учебное пособие. Ред. сост. Л.И. Божович. Москва: Аспект, 2018. 297 с.
5. Болотова А.К. Психология развития и возрастная психология. //
URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040783. (дата обращения
15.12.2023)
6. Волков Б.С. Психология подростка. /Учебное пособие.
Ред. сост. Б. С. Волков. Москва : Аспект, 2018. 235 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. Пресс, 2016. 408 с.
8. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / Учебное пособие. Ред. сост. М.В. Петрова, Е.А.Орлова, Л.М. Москва: Педагогическое общество России, 2018. 512 с.
9. Гребенкин Е.В. Воспитательный потенциал конфликтных ситуаций в подростковой среде / Научно-методический журнал «Концепт». 2018. Т. 9. № 2. 61 с.
10. Губин А.В. Исследование агрессивного поведения старших
подростков». 2018. Т. 31. С.125. // Научно-методический электронный
журнал «Концепт». URL:http://ekoncept.ru/2015/95531 .htm. (дата обращения: 9.11.2024)
11. Додонов Б.И. Потребности, отношения и направленность личности // Вопросы психологии. 1973. Т 6. № 1. 18 с.
12. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция
межличностных отношений подростков. / Учебное пособие. Ред. сост. В. И. Долгова. Челябинск: АТОКСО, 2018. 112 с.
13. Дубровина И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. / Учебное пособие. Ред. сост. А.Д. Андреева., Е.Е. Данилова. Москва: Академия, 2018. 98 с.
14. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений. СПб.: Питер, 2016. 141 с.
15. Казнова Г.В. Взаимосвязь общественно-полезной деятельности и общения подростков // Вопросы психологии. 1983. Т 4. № 3. 348 с.
16. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск: ЕГУ, 2010. 283 с.
17. Костюшина Е.В. Конфликт как психологическая проблема в представлении будущих педагогов // Сб. науч. ст. II Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С 355-364.
18. Котова И.Б. Педагогическое взаимодействие. / Учебное пособие. Ред. сост. И.Б. Котова. Ростов на Дону: Изд-во Ростовского педуниверситета, 2013. 112 с.
19. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника. / Учебное пособие. Ред. сост. Б.И. Кочубей. Москва: Изд-во Сфера, 2018. 196 с.
20. Крайг Г. Психология развития. / Учебное пособие. Ред. сост. Г. Крайг. СПБ.: Питер, 2017. 992 с.
21. Кулагин, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М:. ТЦ Сфера, 2016. 464 с.
22. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. / Учебное пособие. Ред. сост. И. Ю. Кулагина. Москва: Трикста, 2018. 420 с.
23. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 544 с.
24. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М:. Академия,
2019. 497 с.
25. Либерман Д. Дж. Самоучитель: как обрести уверенность в себе. / Учебное пособие. Ред. сост. Дж. Либерман. Москва: ООО ACT, 2018. 272 с.
26. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. / Учебное пособие. Ред. сост. И. Г. Малкина-Пых. Москва: Эксмо, 2013. 896 с.
27. Мириманова М.С. Конфликтология. М.: Академия, 2004. 320 с.
28. Мотков А.А. Изучение личности подростков в учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2023. №1. С. 8-14.
29. Мудрик А.В. Социальная педагогика. М. : Академия, 2022. 200 с.
30. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. / Учебное пособие. Ред. сост. В.С. Мухина. Москва: «Академия», 2018. 456 с.
31. Немов Р. С. Психологическое консультирование. / Учебное пособие. Ред. сост. Р.С. Немов. Москва: Юрайт, 2018. 567 с.
32. Носс И. Психодиагностика. / Учебное пособие. Ред. сост. И. Носс. Москва: Юрайт, 2018. 211 с.
33. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогическое общество России, 2004. 402 с.
34. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского. СПб.: Питер, 2022.368 с.
35. Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст.
Проблемы становления личности. М.: Мир, 2012. 360 с.
36. Ромек В. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.:Речь, 2023. с. 175.
37. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования: утвержден приказом 17 декабря 2010 г., №1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации // https://fgos.ru/fgos/fgos-ooo (дата обращения 25.02.2024).
38. Федеральный Закон «Об образовании» от 29 декабря 2012 года N
273-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
(дата обращения 25.05.2023).
39. Эльконин Д.Б. Взрослость, ее содержание и формы проявления у подростков-пятиклассников // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка: учебное пособие. 2-е издание, расширенное. М: МПСИ, 2016. С. 323-335