ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО¬
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ 10
ЧИСЛА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
1.1. Делинквентное поведение подростков из числа воспитанников
детского дома как социально-психологический феномен 10
1.2. Психологические особенности подростков с делинквентным
поведением 22
1.3. Особенности процесса сопровождения подростков с
делинквентным поведением 27
Выводы по Главе 1 36
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ДОМА 37
2.1. Преддипломное исследование 37
2.2. Паспорт и содержание проекта 52
2.3. Апробация проекта в условиях детского дома 65
2.4. Методические рекомендации для руководителя детского дома
по реализации проекта и оценка его эффективности 81
Выводы по Главе 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
БИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 91
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
Актуальность исследования. Естественной средой воспитания ребенка является семья. Именно она выступает в качестве первого института социализации. В семье происходит формирование личности ребенка, закладываются основы его поведения и взаимодействия в социуме.
В случаях, когда ребенок по тем или иным причинам остался без попечения родителей, влияние семьи как института социализации отсутствует, что негативно отражается на формировании его личности и адаптации в обществе.
Кроме того, многие дети, проживая до прибытия в детский дом в семьях, находящихся в социально опасном положении, имеют негативный опыт проживания в социуме (совершали правонарушения, занимались бродяжничеством). Такие дети, оказавшись в детском доме, испытывают трудности в адаптации к жизни в данном учреждении. У них существует риск развития тех или иных форм делинквентного поведения.
Вопросы отклоняющегося поведения подростков стали предметом изучения для целого ряда отечественных ученых. А.И. Захаровым [19], Е.В. Змановской [21], И.С. Коном [26], В.Д. Менделевичем [39] и другими авторами) были определены понятия «девиантное» и «делинквентное» поведение и их признаки. Отечественные авторы указывали на то, что различные девиации в поведении обусловлены влиянием медицинских (Б.Н. Пивень, М.И. Рыбалко) и социальных факторов (Ю.В. Голубев [68], А.В. Хомич). Поэтому проблема девиантного (делинквентного) поведения должна рассматриваться комплексно.
Различные классификации типов отклонений в поведении были разработаны С.А. Беличевой [5], Е.В. Змановской [21], В.Д. Менделевичем [39], И.П. Подласым [46].
Делинквентное поведение подростков рассматривается в работах В.И. Добренькова, Е.В. Змановской [21], А.Е. Личко, М.А. Паатова. Данное понятие рассматривается исследователями в качестве одной из разновидностей девиантного поведения.
Возрастные особенности подросткового возраста изучались Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным [72]. Указанными авторами определены границы указанного возрастного периода и психологические особенности подростков.
Социально-психологические особенности подростков с делинквентным поведением изучались современными исследователями Т.В. Пановой, Н.А. Ручковой [44]. Отечественными учеными (А.М. Прихожан, Т.И. Сапожниковой, Н.Н. Толстых) были определены факторы, оказывающие влияние на психолого-педагогические особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Вопросы социально-педагогического сопровождения подростков рассматривались И.В. Дубровской, Е.И. Казаковой, Е.А. Козыревой, С.Г. Косарецким, И.А. Липским, Е.И. Роговым, Ю.В. Слюсаревым, Л.М. Шипицыной.
Таким образом, можно констатировать определенную степень изученности темы, что подготовило базу для исследования делинквентного поведения несовершеннолетних в современный период. Отечественными авторами определено понятие «делинквентное поведение» и выявлены его признаки. Также отечественными учеными определены границы подросткового возраста и социально-психологические особенности подростков, воспитывающихся в условиях детского дома.
Однако, несмотря на определенную разработанность данной проблемы, следует отметить недостаток современных исследований, посвященных проблеме социально-педагогического сопровождения подростков с делинквентным поведением из числа воспитанников детских домов. Большая часть исследований по вопросам теории и практики социально- педагогического сопровождения подростков относится к периоду до 2000 годов.
Проблема делинквентного поведения воспитанников детских домов стоит особенно остро. Это обусловлено психологическими особенностями личности детей, оставшихся без попечения родителей, наличием негативного жизненного опыта, дефицитом эмоционально-близких связей, воспитанием в искусственной, изолированной среде. В отсутствие системы социально - педагогического сопровождения воспитанников детских домов с отклоняющимся поведением, на этапе подросткового возраста, делинквентное поведение может принять в устойчивую форму. Поэтому имеется острая необходимость в организации психолого-педагогического сопровождения воспитанников в детском доме, направленной на предупреждение негативных тенденций развития их личности.
Объект: процесс сопровождения воспитанников детского дома с делинквентным поведением.
Предмет: психолого-педагогические условия, способствующие успешному сопровождению воспитанников детского дома с делинквентным поведением.
Цель: разработать и реализовать проект по привлечению общественности к сопровождению подростков с делинквентным поведением.
Задачи:
- изучить особенности делинквентного поведения воспитанников детского дома подросткового возраста;
- рассмотреть психологические особенности подростков с делинквентным поведением;
- проанализировать особенности и механизмы психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома подросткового возраста с делинквентным поведением;
- разработать проект по привлечению общественности к сопровождению подростков с делинквентным поведением в условиях детского дома, провести его апробацию и дать оценку его эффективности.
Методы: в ходе исследования использовались следующие методы: теоретические - анализ и синтез анализ научной литературы по теме исследования;
эмпирические - метод анализа документов, анкетирование.
Методологическую базу исследования составили деятельностный (Л.С. Выготский и А.В. Запорожец) и личностно-ориентированный (Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) подходы к решению задач сопровождения подростков с делинквентным поведением из числа воспитанников детского дома.
При деятельностном подходе деятельность рассматривается в качестве основного условия полноценного развития и саморазвития личности. Поэтому задачи сопровождения воспитанников с делинквентным поведением могут быть решены посредством целенаправленной и специально организованной деятельности, предусматривающей активное взаимодействие педагога и подростков. В процессе данной деятельности у подростков осуществляется развитие личностных качеств, происходит формирование навыков законопослушного поведения.
Основными принципами деятельностного подхода в процессе сопровождения подростков с делинквентным поведением являются:
- учет в ходе осуществления деятельности интересов и потребностей подростков;
- свободная творческая работа и сотрудничество.
Использование личностно-ориентированного подхода предполагает активную помощь подросткам в преодолении трудностей в развитии и обучении. Именно в этом заключается сущность сопровождения.
При использовании указанного подхода работа по сопровождению подростков с делинквентным поведением осуществляется с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей личностного развития.
Практическая значимость исследования заключается в выработке конкретных рекомендаций по привлечению общественности к сопровождению подростков с делинквентным поведением, которые будут использованы в практической работе специалистов других детских домов. Результаты работы будут иметь значение для планирования и организации исследований проблемы делинквентного поведения подростков в рамках детских домов Восточного округа Красноярского края.
Проектная идея. В рамках исследования разработан проект по привлечению общественности к сопровождению подростков с отклоняющимся поведением в условиях детского дома.
Идея проекта заключается в том, что проблема делинквентного поведения воспитанников детского дома должна решаться комплексно с использованием механизмов социального партнерства. При этом социальное партнерство рассматривается не только как сотрудничество с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений, но и как деятельность по привлечению к работе с подростками представителей общественности.
Проект рассчитан на один год. В ходе разработки проекта выявлены и учтены факторы, которые могут оказать негативное влияние на результат реализации проекта. К их числу относятся:
- возможные реорганизации общественных организаций,
осуществляющих сотрудничество с детским домом;
- падение интереса представителей общественности к осуществлению совместных мероприятий в рамках реализации проекта.
Критерии выбора проектной идеи. Определены следующие критерии выбора проектной идеи:
- содержание работы по сопровождению подростков с делинквентным поведением в рамках реализации проекта должно соответствовать возрастным особенностям воспитанников;
- направления деятельности по сопровождению подростков с делинквентным поведением должны соответствовать цели и задачам проекта;
- мероприятия в рамках проекта должны быть реализуемы в течение одного года;
- общественные организации и лица, привлекаемые к работе по сопровождению, должны строить свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, иметь сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями к работе с воспитанниками с делинквентным поведением.
Общие требования к результату проектирования. Результатом проведенного исследования должен стать разработанный комплексный проект по сопровождению воспитанников детского дома подросткового возраста с делинквентным поведением с привлечением общественности. Проект должен быть разбит на ряд последовательных этапов с указанием сроков начала и конца каждого из них.
Вопросы к предпроектному исследованию. Разработка проекта основывается на результатах, полученных на этапе предпроектного проектирования, в ходе которого должны быть исследованы следующие вопросы:
- проанализировано состояние работы по сопровождению воспитанников в детском доме, кадровое обеспечение данной деятельности;
- необходимо выявить существующие проблемы в деятельности по сопровождению воспитанников, которые могут быть решены посредством привлечения к работе с подростками представителей общественности.
Апробация исследования: основные результаты исследования были изложены автором на ежегодных научно-практических конференциях: международного и краевого уровня (Краевого фестиваля управленческих и педагогических практик краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2016 г., интенсивных школ для выпускников детских домов «Взлетная полоса - 2017», «Взлетная полоса - 2018», VII Международном научно-образовательном форуме «Человек, семья и общество: история и перспективы развития», 2018 г., XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века», 2018 г.).
Основные положения исследования нашли отражение в следующих научных работах:
1. Николаев А.И. Мужской разговор как форма гендерно-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома с делинквентным поведением // Материалы V Всероссийской научно¬практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения Абрахама Маслоу. Красноярск, 2018. С. 81.
2. Николаев А.И. Организация социально-педагогической работы с воспитанниками детского дома, находящимися в конфликте с законом // Материалы Краевого фестиваля управленческих и педагогических практик краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Красноярск, 2017.
Структура работы включает в себя введение две главы, заключение, список использованных источников и литературы. Первая глава посвящена обзору научной литературы и включает в себя три параграфа соответственно задачам исследования. Вторая глава содержит описание проекта по сопровождению подростков с отклоняющимся поведением из числа воспитанников детского дома. Также в главе содержится оценка эффективности разработанного в рамках исследования проекта, и даются рекомендации по его реализации.
Делинквентное поведение представляет собой одну из форм девиации (поведенческих отклонений). Под ним понимается систематическое совершение противоправных деяний, которые представляют опасность для общества. Делинквентное поведение подростков характеризуется многообразием проявлений и поведенческих особенностей.
В силу специфических условий проживания и воспитания в условиях закрытого учреждения, наличия негативного жизненного опыта, социально - психологических особенностей, состояния здоровья, воспитанники детских домов подросткового возраста, входят в группу риска развития различных девиаций, в том числе делинквентного поведения. Делинквентное поведение подростков характеризуется устойчивыми формами противоправных деяний и представляет собой проблему, требующую решения и которая может быть решена посредством организации деятельности по сопровождению воспитанников.
Сопровождение воспитанников детского дома подросткового возраста с делинквентным поведением понимается как комплекс мероприятий, направленных на решение задач их социализации. Деятельность по сопровождению воспитанников осуществляется с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Воспитанники детских домов подросткового возраста имеют особенности в развитии и поведении, отличающие их от детей, воспитывающихся в семьях.
Работа по сопровождению воспитанников в детском доме предполагает использование системного, комплексного подхода. Она осуществляется в виде комплекса профилактических, коррекционно -развивающих, культурно-досуговых мероприятий, а также путем педагогически целесообразной организации различных сфер жизнедеятельности подростков с делинквентным поведением.
Деятельность по сопровождению воспитанников детского дома
осуществляется по следующим направлениям: оказание комплексной поддержки (психологической, педагогической, социальной) подросткам с делинквентным поведением; организация внеурочной занятости детей, направленной на развитие нравственных качеств личности, профилактику отклонений в развитии и поведении воспитанников.
В детском доме осуществляется деятельность по психо лого - педагогическому сопровождению всех категорий воспитанников, при этом выявлена проблема, заключающаяся в том, что работа с воспитанниками подросткового возраста с делинквентным поведением не выделена в отдельное направление деятельности службы сопровождения. К ее реализации не привлекаются представители общественности.
Для решения выявленной в ходе предпроектного исследования проблемы был разработан проект по привлечению к работе по сопровождению подростков с делинквентным поведением, представителей общественности.
Привлечение к работе по сопровождению подростков с делинквентным поведением представителей общественности позволит более эффективно осуществлять деятельность по следующим направлениям: работу по оказанию социальной, правовой помощи воспитанникам подросткового возраста с делинквентным поведением, деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков, работу по проведению мероприятий с воспитанниками, направленных на развитие у них нравственных качеств, вовлечение их в различные формы социально-полезной деятельности.
Привлечение представителей общественности к работе по сопровождению подростков представляет собой поэтапный процесс , включающий в себя: поиск и отбор возможных партнеров, привлечение их к работе по сопровождению подростков, стимулирование их деятельности.
При этом вопрос о том, как заинтересовать представителей общественности к взаимодействию с детским домом в работе по сопровождению воспитанников с делинквентным поведением, остается проблемным.
Для решения указанной проблемы разработаны предложения по повышению привлекательности сотрудничества общественности с детским домом. Для этого предполагается концепцию управлению имиджем, разработанную Е.М. Баканковой, а также применять способы нематериального стимулирования деятельности. Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Абельбейсов В.А. Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей в современной России // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2010. № 3. С. 2-3.
2. Афасижева С.С. Социальная проблема сиротства в условиях становления института социальной работы // Новые технологии. 2007. № 4. С. 19-20.
3. Аксенов А.М. Защита прав выпускников организаций для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в посинтернатный период // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. URL: http://science- education.ru/ru/article/view?id=13464(дата обращения: 07.12.2018).
4. Абрашитова И.И., Паточкина Н.А. Проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов // Вестник СМУС74. 2015. № 1 (8). С. 3-5.
5. Беличева С.А. Характеристика современного состояния проблем девиантного поведения несовершеннолетних и пути ее решения // Проблемы социальной работы в России: Матер. 1-й нац. конф. М., 1995. С. 91-95.
6. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Подготовка кадров для
постинтернатного сопровождения сирот: анализ опыта // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2015. № 1. С. 6-15.
7. Бобылева А.А. Технология социально-педагогического
сопровождения гуманистической ориентации школьника //Известия ВГПУ.
2010. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7tehnologiya-sotsialno-
pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-gumanisticheskoy-orientatsii-shkolnika (дата обращения: 08.10.2018).
8. Болдина М.А., Деева Е.В. Организация социально-педагогической деятельности с несовершеннолетними, склонными к самовольным уходам из семей и специальных учебно-воспитательных учреждений // Гаудеамус. 2016.
№4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sotsialno- edagogicheskoy- deyatelnosti-s-nesovershennoletnimi-sklonnymi-k-samovolnym-uhodam-iz-semey-i- spetsialnyh (дата обращения: 08.10.2018).
9. Байбородова Л.В., Смирнова К.Ю. Социально-педагогическое
сопровождение детей группы риска в условиях специального учреждения // Ярославский педагогический вестник. 2004. № 3 (40). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-detey- gruppy-riska-v-usloviyah-spetsialnogo-uchrezhdeniya (дата обращения: 08.10.2018).
10. Бревнова В.М. Социальная адаптация воспитанников детского дома средствами социально-педагогической деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук. Автореф. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Омск, 2008. 24 с.
11. Бабанский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 2012. 479 с.
12. Григорьева М.И. Технологический подход к социальной работе как деятельности // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2011. № 1. С. 111-117.
13. Горнова Т.С. Подготовка детей-сирот к самостоятельной жизни // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. № 2. С. 192-196.
14. Галагузов А.Н., Галагузова М.А. К вопросу о сущности понятия
«Социально-педагогическое сопровождение дезадаптированных подростков» // Педагогическое образование в России. 2015. № 4. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-suschnosti-ponyatiya-sotsialno- pedagogicheskoe-soprovozhdenie-dezadaptirovannyh-podrostkov(дата обращения: 08.10.2018).
15. Донина О.И., Вагина Е.Е. Характеристика современных технологий социально-психологической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей // СИСП. 2011. № 4. С. 38.
16. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ. 2015. № 9 (149). С. 101-107.
17. Добреньков В.И. Социология: т. 3: Социальные институты и процессы. М.: Инфа-М, 2009. 292 с.
18. Дружинина А.А. Инновационный опыт решения проблем формирования навыков самостоятельной жизни у воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник ТГУ. 2015. № 9 (149). С. 50-56.
19. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Изд-во Союз 2000. 222 с.
20. Зотова Ю.И. Особенности организации досуга детей и подростков // Международный студенческий научный вестник. 2016. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/2080/17986 (дата обращения: 01.10.2018).
21. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося
поведения: учеб. пособие. М.: Академия, 2003. 228 с.
22. Ишматова А.Р., Бондарчук Т.В. Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2014. № 2. С. 19-25.
23. Караковский В. А. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: теория и практика школьных воспитательных систем. М.: Новая школа, 1996. 157 с.
24. Костенко М.А. Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик // Известия ВГПУ. 2014. № 4 (89). С. 15-19.
25. Кон И.С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М., 1989. 232 с.
26. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная
деятельность: учеб. М, 2011. 539 с.
27. Кравцов О.Г. Психологические основы девиантного и делинквентного поведения // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2015. № 10 (153). С. 65-75.
28. Колков В.В. Модернизация системы социального обслуживания населения // ЗПУ. 2011. № 4. С. 94-100.
29. Килина И.А., Понамарева Е.В. Становление системы повышения квалификации педагогов Кемеровской области в сферах профориентации и постинтернатного сопровождения // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 9. С. 34-37.
30. Корыпалов Д.В. Воспитательная система: характеристика
основных компонентов и этапов развития // Всероссийский журнал научных публикаций. 2011. № 3. С. 43-44.
31. Лаврович А.П., Алтынцева Е.Н., Шелег Л.А. Социально-педагогическая работа с выпускниками детских интернатных учреждений . Минск: БГПУ, 2007. С. 60-72.
32. Люлина Т.Д. Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Экономика и социум. 2015. № 1-3 (14). С. 1030¬1034.
33. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс. М : Юрайт, 2017. 817 с.
34. Масловская Т.С. Социальная защита детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные науки в XXI веке. 2015. № 27. С. 59-61.
35. Малых С.Л., Жгулева И.Л. Роль социального партнерства в профессиональном самоопределении и социальной адаптации выпускников детского дома // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3 (42). С. 42.
36. Мищенко О.П. Психолого-педагогическое сопровождение как
условие социальной адаптации воспитанников детских домов // Концепт. 2013. № S5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-
soprovozhdenie-kak-uslovie-sotsialnoy-adaptatsii-vospitannikov-detskih-domov (дата обращения: 08.10.2018).
37. Мищенко О.П. Факторы девиантного поведения подростков,
воспитывающихся в детских домах // Концепт. 2015. № S4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7faktory-deviantnogo-povedeniya-podrostkov- vospityvayuschihsya-v-detskih-domah(дата обращения: 08.10.2018).
38. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. М.: МЕДпресс, 2000. 344 с.
39. Николаев А.И. Мужской разговор как форма гендерно-ориентированного сопровождения воспитанников детского дома с делинквентным поведением // Материалы V Всероссийской научно - практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной 110-летию со дня рождения Абрахама Маслоу. Красноярск, 2018. С. 81.
40. Николаев А.И. Организация социально-педагогической работы с воспитанниками детского дома, находящимися в конфликте с законом // Материалы Краевого фестиваля управленческих и педагогических практик краевых государственных казенных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Красноярск, 2017. С. 89.
41. Осипова Н.В. О понятии «Социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. № 1 (17). С. 80-85.
42. Осипова Н.В. Деятельность педагогических работников по сопровождению адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №4 (20). С. 145-151.
43. Панова Т.В., Ручкова Н.А. Социально-психологические
особенности подростков «группы риска» // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 364 -368.
44. Плоткин М.М. Социальная педагогика. Ее гуманистический потенциал // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал.
2011. № 1. С. 73-78.
45. Подласый И.П. Педагогика: Теория и технологии обучения. Книга
2. М.: Педагогика, 2016. 436 с.
46. Паатова М.Э., Бегидова С.Н., Хакунов Н.Х. Теоретико¬
методологический анализ социально-педагогических феноменов «Девиантное поведение» и «Делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/teoretiko-metodologicheskiy-analiz (дата
обращения: 08.10.2018).
47. Писаренко В.И. Технологический подход в современной педагогике // Известия ЮФУ. Технические науки. 2012. № 7. С. 240-247.
48. Плеханова Е.А., Трофимова Е.В., Цилюгина И.Б., Хахлова О.Н. Содержание деятельности социального педагога по сопровождению постинтернатной адаптации выпускника детского дома // Среднее профессиональное образование. 2016. № 1. С. 49-52.
49. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Учебное пособие. Под редакцией И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 1998. 160 с.
50. Подольская И.А., Вендина О.Н. Социальная адаптация
выпускников детских домов / Сборник статей. Калуга: Эйдос, 2008. C. 397-406.
51. Прихожан А.М. Психология тревожности. Дошкольный и школьный возраст. Спб, 2011. 267 с.
52. Прихожан А.М. Особенности совладающего поведения подростков
- воспитанников детского дома // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2012. № 15 (95). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sovladayuschego-povedeniya- podrostkov-vospitannikov-detskogo-doma-1(дата обращения: 08.10.2018).
53. Скрябина Л.С., Фазлыева А.Ф. Взаимодействие социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2014. № 2. С. 35-41.
54. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.
55. Савина Н.Н. Подростковая делинквентность: природа, причины, предупреждение. Российская академия наук; Институт электронных программно-методических средств обучения. Науч. изд. -Новосибирск: Изд-во Новосибирского государственного технического университета, 2006. 168 с.
56. Сапожникова Т.И., Логинова Е.Н. Социализация воспитанников детских учреждений: особенности становления сироты как личности // Вестник ЗабГУ. 2013. №4. С. 77-83
57. Ситникова М. Жизнь после детдома // Прямые инвестиции. 2013. № 10 (138). С. 96-98.
58. Селенина Е.В. Формирование социально-психологической
готовности к первичному трудоустройству у выпускников интернатных учреждений // Вестник БГУ. 2012. № 1-1. С. 110-113.
59. Траут Д.В. Инновационные формы постинтернатного
сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Кемеровской области // Территория науки. 2014. № 6. С. 30-33.
60. Торопова А.А., Семенова Е.А. Конституционные основы социально ориентированного российского общества: социальная защита детей сирот, детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник СМУС. 2013. № 1 (2). С. 45-49.
61. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Технология социальной работы: учебник для бакалавров. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. 557 с.
62. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120- ФЗ. URL: ййр://Ьазе.дагап1.ги/12116087/(дата обращения: 28.11.2018).
63. Федеральный закон РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/70291362/(дата обращения: 25.10.2018).
64. Филиппова А.А., Исмаилова Н.И. Исследование тревожности у
школьников // Современные наукоемкие технологии. 2013. № 7-2. URL:
http://cyberleninka.rU/article/n/issledovanie-trevozhnosti-u-shkolnikov (дата
обращения: 29.10.2018).
65. Федоров А.В. О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома // Концепт. 2014. № S25. С. 16-20.
66. Фаизова В.Б. Проблема сопровождения в современном
педагогическом знании // Вестник ТГПУ. 2015. № 3 (156). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problema-soprovozhdeniya-v-sovremennom- pedagogicheskom-znanii(дата обращения: 08.10.2018).
67. Хомич А.В. Психология девиантного поведения: учеб. пособие - Ростов н/Д: Издательство ЮРГИ, 2008. 234 с.
68. Хуако А.А. Современная тенденция социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в республике Адыгея // Вестник Адыгейского государственного университета. 2006. № 3. С. 132-134.
69. Шишкарева Ю.Ю. Анализ моделей социальной работы по постинтернатной адаптации выпускников // Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». URL: http://www.scienceforum.ru/2015/827/14169(дата обращения: 25.10.2018).
70. Шогенова Ф.З., Ханиева З.А., Шинахова М.М. Проблема социальной адаптации выпускников детских домов // Гуманитарий Юга России. 2016. № 4. С. 286-294.
71. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Академия, 2006. 516 с.
72. Яковлева Н.О. Сопровождение как педагогическая деятельность // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4 (263). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-kak-pedagogicheskaya-
deyatelnost (дата обращения: 08.10.2018).
73. Daniel T.L. What Predicts Adolescent Delinquent Behavior in Hong Kong? A Longitudinal Study of Personal and Family Factors. URL:https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5097104/ (дата обращения: 08.10. 2018).
74. Childs K., Christopher J. Delinquent Behavior Across Adolescence: Investigating the Shifting Salience of Key Criminological Predictors // Deviant Behavior. Vol. 32, 2010. URL: https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/01639 621003748498 (дата обращения: 08.10.2018).
75. Lewin-Bizan S, Lynch AD, Fay K, Schmid K, McPherran C, Lerner JV, Lerner RM. Trajectories of positive and negative behaviors from early- to middle-adolescence. Journal of Youth and Adolescence. 2010, № 39 (7). P. 751-763.