Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Работа №168388

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы53
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 5
1 Теоретические основы формирования познавательных универсальных
учебных действий на уроках окружающего мира 8
1.1 Сущность познавательных УУД 8
1.2 Особенности формирования познавательных УУД на уроках
окружающего мира 15
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
с использованием игровых технологий 22
2.1 Диагностика уровня сформированности познавательных УУД
у младших школьников 22
2.2 Методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира
с использованием игровых технологий 27
Заключение 34
Список использованных источников 36
Приложение А Игровые технологии 43

Современный этап развития отечественного образования характеризуется совершенствованием образовательного процесса, который направлен на улучшение качества обучения и развитие личности ребенка, способного ориентироваться в изменяющемся мире, самостоятельно получать, анализировать, систематизировать и применять знания в деятельности. Проблема саморазвития актуализируется и рыночными условиями, в которых выпускнику образовательных организаций необходимо будет стать конкурентоспособным и востребованным, т.к. экономика нуждается в квалифицированных специалистах. В связи с этим актуализируется потребность в обновлении системы образования, что нашло отражение в государственных документах: Закон РФ «Об образовании в РФ», ФГОС и др. Так в ФГОС приоритетным направлением является реализация развивающего потенциала и развитие универсальных учебных действий, в составе которых выделяют четыре блока: личностный, регулятивный, коммуникативный, познавательный. Особое внимание, начиная с начальной ступени основной школы в контексте вышеизложенного необходимо уделять формированию познавательных УУД [50]. Именно сформированность познавательных универсальных учебных действий обучающихся является одной из составляющих их успешного обучения в школе, т.к. у них формируются широкие познавательные мотивы учения, связанные с усвоением теоретических знаний, что подтверждается большим количеством исследований (О. Е. Анохиной, Т. А. Конобеевой, И. В. Потапова, Л. В. Хаймович, С. Е. Царевой, Е.В. Чудиновой и др.). Авторы работ утверждают, что развитие познания, осмысление явлений - одна из важнейших задач педагога в процессе обучения младших школьников.
Значительным потенциалом в формировании познавательных УУД обладает интегративный курс «Окружающий мир», как предмет который призван формировать не только систему природоведческих понятий, но и представление об общей сущности социальных процессов и явлений, а также определять роль человека в обществе, что нашло отражение в научных и методических работах Ю.В. Братчикова, М.С. Смирновой, В.И. Комаровой, Д. К. Ковалевой и др.
Поэтому перед учителями стоит проблема поиска путей эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. Учитывая возрастные особенности младших школьников, использование игровых технологий в процессе формирования познавательных УУД является обоснованным, о чем свидетельствуют исследования Ю.В. Братчиковой, Н. Ф. Виноградова, Д. С. Елисеевой, И.М. Осмоловской, Л.Н. Петровой. Авторы утверждают, что игровые технологии позволяют расширить содержательные горизонты курса, повысить учебную мотивацию младших школьников, сделать уроки насыщеннее, что отразится на повышении образовательных результатов обучающихся.
Все вышесказанное обусловило актуальность темы исследования.
Цель исследования - охарактеризовать процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира посредством игровых технологий
Задачи исследования:
• раскрыть сущность познавательных УУД;
• определить особенности формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира;
• охарактеризовать игровые технологии как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира;
- организовать и провести опытно - экспериментальную работу, направленную на выявления уровня сформированности познавательных УУД;
• разработать методические рекомендации по формированию познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира с использованием игровых технологий.
Объект исследования - формирование познавательных универсальных учебных действий.
Предмет исследования - игровые технологии в процессе формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.
Методы исследования: анализ научно - педагогической литературы, систематизация, педагогический эксперимент, обобщение.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплекса игр, направленных на формирование познавательных УУД младших школьников на уроках окружающего мира. Результаты исследования представляют теоретический и практический интерес, могут быть использованы учителями начальной школы и студентами вузов, обучающимися по профилю подготовки «Начальное образование».
База исследования: МБОУ Матвеевская НОШ. В исследование приняли участие обучающиеся 3 класса в количестве 6 человек.
Апробация результатов исследования: основные положения и выводы выпускного исследования отражены в материалах статьи, по теме «Особенности формирования познавательных ууд на уроках окружающего мира» опубликованной по итогам Международной научно-практической конференции «Инновации в образовательном пространстве: опыт, проблемы, перспективы», 2023.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 61 наименований и 1 приложения. В работе содержится 18 рисунков, 1 таблица. Общий объем работы составляет 53 страницы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа научно-педагогической литературы мы выяснили, что на сегодняшний день существует достаточно много подходов к определению ключевого понятия выпускного исследования. В свое работе мы опирались на определение, данное А.Г. Асмоловым, который под познавательными УУД понимает сложные формы опосредования познавательной деятельности; переработку и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работу с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как компонента воспитания логического мышления.
Мы определили особенности формирования познавательных УУД на уроках окружающего мира, которые продиктованы спецификой предмета: ярко выраженный интегративный характер (предмет включает знания о природе, обществе и истории; в курсе предмета особое внимание уделяется проведению практических работ, экскурсий, проектов, наблюдений и опытов с одной стороны, и формированию умения работать с текстами и информацией - с другой. Уроки окружающего мира могут быть основой формирования познавательных УУД, поскольку они способствуют формированию основ научного мышления младшего школьника в области природы и социума, формированию целостной картины, развивают умение наблюдать, анализировать, выделять существенное, работать с текстом, решать проблемные ситуации, проводить наблюдения, осознавать ход природных и социальных процессов.
С целью выяснения уровня сформированности познавательных УУД нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе МБОУ «Матвеевская НОШ». В результате констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что уровень сформированности познавательных УУД у большинства учащихся находятся на низком (33%) и среднем (50%) уровнях. С целью повышения уровня сформированное™ познавательных УУД у младших школьников на формирующем этапе нами были разработаны методические рекомендации с использованием игровых технологий на уроках окружающего мира. На контрольном этапе высокий уровень сформированности познавательных УУД был выявлен у половины учащихся (50%), у 2 (33%) учащихся выявлен средний уровень и у 1 (17%) ученика познавательные УУД сформированы на низком уровне. Таким образом, повторная диагностика показала эффективность игровых технологий в формировании познавательных УУД.


1. Алмазова, И. Г. Педагогические условия формирования эстетических представлений об окружающем мире у младших школьников в коллективной творческой деятельности : [монография] / И. Г Алмазова. - Москва : Флинта, 2019. - 243 с. - ISBN 978-5-9765-4101-6.
2. Анохина, О. Е. Активизация познавательной деятельности при изучении нового материала на уроках окружающего мира / О. Е. Анохина // Начальная школа. - 2012. - № 12. - С. 53 - 55.
3. Аржанникова, Е. С. Дидактические игры на уроке окружающего мира 1-4 класса / Е. С. Аржанникова // Альманах педагога. - Красноярск, 2020. - С. 1­15.
4. Белоусова, Г. В. Использование активных методов обучения на уроке окружающего мира / Г. В. Белоусова // Начальная школа. - 2017. - № 7. - С. 39 - 43.
5. Братчикова, Ю. В. Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе игровых технологий во внеурочной деятельности / Ю. В. Братчикова, Н. В. Шестакова // Актуальные вопросы современной психологии. - 2017. - № 4. - С. 21 - 23.
6. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе : особенности, возможности, методические подходы / Н. Ф. Виноградова, О. А. Рыдзе. - Москва : Первое сентября, 2008. - 68 с.
7. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций: из неопубликованных трудов / Л. С. Выготский. - Москва : Изд-во Академии педагогических наук, 1960. - 484 с. - ISBN 5-699-13728-9.
8. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учеб. издание / П. Я. Гальперин. - Москва : АСТ: КДУ, 2007. - 400 с. - ISBN 5-98227-061-Х.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология : Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. - Москва : Педагогическое общество России, 2003. - 512 с. - ISBN 5-93134-195-1.
10. Гвоздев, И. С. Критерии уровней сформированности универсальных познавательных учебных действий учащихся основной школы / И. С. Гвоздев, Е. Н. Корнейков // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - №4. - С. 194 - 199.
11. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя. Серия стандарты второго поколения / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - Москва : Просвещение, 2010. - 223 с.
12. Грунина, Е. В. Дидактические игры как средство повышения знаний у учеников начальных классов на уроках окружающего мира / Е. В. Грунина // Вопросы педагогики. - 2019. - № 4 - 2. - С. 88 - 91.
13. Демидко, Т. Н. Проектно-исследовательская деятельность при изучении курса «Окружающий мир» / Т. Н. Демидко // Начальная школа. - 2019.
• №1. - С. 9-14.
14. Елисеева, Д. С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен / Д. С. Елисеева // Вестник Южно-Уральского университета. - 2014 - № 4. - С. 16-24.
15. Звоненко, А. Б. Генезис понятия «учебно-познавательная деятельность» / А. Б. Звоненко // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2021.
• №6. - С. 162-167....61


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ