ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 11
1.1. Особенности психоэмоционального развития учащихся среднего
подросткового возраста 11
1.2. Роль личности в истории 16
1.3. Изучение исторических личностей в рамках современных требований к
основному общему образованию 20
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ 26
2.1. Методические приемы изучения исторических личностей на уроках
истории 26
2.2. Методические разработки для изучения исторических личностей на
уроках истории России в 7-8 классах 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 54
Актуальность темы исследования определяется тем, что история именно в школьном возрасте лучше усваивается через «человеческую» ее сторону, через судьбы конкретных людей. Подростковый возраст характеризуется повышенным вниманием к биографиям известных личностей, стремлением осмыслить и оценить их вклад в историю. Учащиеся данного возраста наиболее восприимчивы к знаниям о выдающихся государственных, политических, военных, культурных и научных деятелях. Имена, изучающиеся в курсе отечественной истории, становятся важным инструментом вовлечения школьников в педагогический процесс. Влияние отдельных личностей на глобальные исторические процессы вызывает у подростков яркие впечатления, что способствует более глубокому и заинтересованному усвоению учебного материала.
Информация о том, как жили отдельные личности, как они влияли на ход событий всей истории, запоминается и усваивается учащимися с большим интересом и желанием, чем процессы и события, которые находятся вне воздействия на них ярких персонажей истории. Таким образом, как материал курса отечественной истории, так и возрастные особенности обучающихся 7-8 классов открывают большие возможности для формирования обширных знаний об исторических личностях.
Одновременно с изучением исторических личностей происходит процесс воспитания чувства гордости за свой народ и свою Родину, формируется такое важное качество, как гражданская идентичность личности. Развитие данных качеств у обучающихся является одной из главных задач, которые стоят перед учителем истории сегодня.
Но на практике всё обстоит несколько иначе. Проблемы при изучении исторической личности с учащимися возникают практически у каждого учителя:
- в процессе урока не хватает времени, чтобы уделить достаточно внимания характеристикам исторических деятелей;
- ученики часто демонстрируют свои собственные суждения о той или иной личности и ее роли в истории, которые не соответствует действительности;
- учителя затрудняются в выборе эффективных приемов и методов подачи материала, которые позволят заинтересовать и вовлечь учащихся в процесс изучения исторической личности.
Почему это происходит? Огромное количество материала, который должен усвоить ученик за время урока, общая загруженность современных учеников и педагогов не позволяют выделять отдельное время урока на подробное изучение личности. Поэтому эти проблемы до сих пор возникают у современных учителей и заставляют искать пути их решения.
Объект исследования - процесс изучения исторических личностей в рамках школьного курса истории России.
Предмет исследования - актуальные методы и приемы формирования знаний учащихся об исторических личностях в рамках школьного курса истории России 7-8 классов.
Степень изученности темы. При проведении исследования мы выделили две группы литературы, которые помогли комплексному изучению темы.
Первая группа - исторические труды, раскрывающие роль личности в истории. В работах выдающихся отечественных историков, таких как Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский особенно акцентируется внимание на значимости личности человека в контексте исторических событий.
Н.М. Карамзин в своих исторических трудах конструирует портреты исторических деятелей, фокусируясь на их личных качествах. Он считает, что личности неотделимы от эпохи, в которой они проявляли свои индивидуальные черты характера, и нередко ищет оправдания для их спорных поступков, связывая это с веяниями их времени. Исторические деятели в его работах выступают не просто как слуги эпохи, но и как активные участники, формировавшие ход истории 1.
С.М. Соловьев, в свою очередь, предлагает оценивать значимость личности на основе одержанных ею побед и их влияния на развитие исторических событий. Он акцентирует внимание на политической, экономической и культурной деятельности личности. Только опираясь на результаты этой деятельности, можно определить истинную роль деятеля в истории. Личность для С.М. Соловьева выступает главным объектом анализа в историческом исследовании .
В.О. Ключевский был твердо убежден, что ключ к разгадке исторического процесса заключается в тщательном изучении облика личностей прошлого. Например, он демонстрировал, как драматические события в жизни страны были напрямую связаны с индивидуальными чертами правителей. Эти исторические фигуры, по мнению ученого, отдавали предпочтение собственным властолюбивым стремлениям, ставя их выше благополучия государства, что нередко приводило к трагическим исходам в истории.
Вторую группу литературы, которую мы использовали для исследования, составили работы по методике преподавания истории, которые напрямую или косвенно затрагивали вопрос изучения исторических личностей. Проблема изучения личности на уроках истории всегда находила отражение в работах методистов, таких как: М.С. Ерохина, Н.И. Изотов, П.В. Гора, В.Г. Карцов, Н.Н. Лазукова, М.В. Короткова и др.
В исследовании М.С. Ерохиной акцентируется внимание на особенностях психологического уклада исторических личностей. Автор убежден, что психологическое состояние личности напрямую влияет на мотивы её деятельности.
В статье И.В. Изотова анализируются разнообразные методики, применяемые для изучения исторических личностей. Описанные автором приёмы предназначены для усвоения уроков прошлого путём рассмотрения жизненного пути выдающихся людей.
П.В. Гора в своем исследовании акцентирует внимание на влиянии морально-этического аспекта на качество процесса освоения новых знаний, утверждая, что через задания, позволяющие школьникам формировать собственное мнение о выдающихся исторических личностях и их поступках, можно достичь значительного образовательного и воспитательного эффекта.
Параллельно, В.Г. Карцов утверждает необходимость замены абстрактных исторических схем на «живое» изображение минувших эпох. Подводя итоги, он акцентирует внимание на необходимости «живого» изучения личностей, характерных для определенных временных отрезков. По его мнению, в образовательном процессе крайне важно не просто упоминать исторических деятелей, но и давать детальное описание их характеристик, делая их образ предельно ярким и запоминающимся для обучающихся.
Человек в истории признан центральной точкой познания, как это подчеркнула М.В. Короткова. Она доказывает принципиальную важность упоминания ключевых фигур, влияющих на исторические события в положительном или отрицательном ключе. Среди деятелей, чьи заслуги либо проступки стали подробнее изучаться сегодня, Короткова указывает на Колчака, Победоносцева, Милюкова, Столыпина, Витте, Гучкова, Брусилова и тех, кто потерпел репрессии в эпоху Сталина.
Исследователь-методист Н.Н. Лазукова предлагает рассмотреть два подхода к изучению истории на уроках: анализ альтернатив, возникавших в ходе исторического процесса, и изучение образов поведения исторических фигур как в научной, так и в популярной литературе. При этом она рекомендует акцентировать внимание на изменчивости оценок деятельности исторических личностей во времени, что затрудняет их объективное изучение.
На страницах журнала "Преподавание истории и обществознания в школе" содержится множество методических рекомендаций от ученых, педагогов и методистов. Они делятся своими научными достижениями и обсуждают существующие методологические подходы, в том числе касающиеся изучения личности на уроках истории. Тем не менее, не хватает целостного методического исследования, которое позволило бы объединить все приемы и методы изучения исторических личностей, выявить их достоинства и недостатки.
В связи с этим цель моего исследования заключается в том, чтобы, опираясь на опыт ученых-историков, методическую литературу и собственный педагогический опыт выявить наиболее эффективные методы и приемы формирования знаний об исторических личностях на уроках истории России в 7-8 классах.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:
- выделить аспекты психоэмоционального развития учащихся среднего подросткового возраста;
- раскрыть роль исторической личности на уроках истории;
- рассмотреть особенности изучения исторической личности в соответствии с современными требованиями к основному общему образованию;
- проанализировать методы и приемы формирования знаний об
исторических личностях, которые предлагают ученые-методисты;
- разработать задания для изучения исторических личностей в школьном курсе истории России в 7-8 классах и представить результаты их апробации.
Источниковую базу исследования можно разделить на четыре группы.
К первой группе источников относятся документы и нормативно - правовые акты, регулирующие вопросы школьного исторического образования. К ним относятся Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) и Концепция преподавания учебного курса «История России» в образовательных организациях Российской Федерации, которая включает в себя Историко-культурный стандарт по отечественной истории.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) представляет совокупность требований, обязательных при реализации образовательной программы основного общего образования.
Историко-культурный стандарт по отечественной истории не менее важен для нашего исследования, так как в нём содержится перечень рекомендуемых для изучения персоналий. Это доказывает необходимость выделять на уроках истории время на более подробное изучение исторических личностей, а не просто затрагивать их вскользь.
Вторую группу источников представляют школьные учебники по отечественной истории. Важно указать, что все они соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) и входят в Федеральный перечень учебников, рекомендованных на 2023 -2024 учебный год.
В ходе исследования мы использовали школьные учебники от издательства «Просвещение»: «История России. 7 класс» и «История России. 8 класс» Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова и др. под редакцией А.В. Торкунова. Синхронизация исторических процессов является ключевым аспектом, освещаемым в данных учебных пособиях. Изучение содержащегося в учебниках курса направлено на духовное и моральное совершенствование учеников, что предполагает активное воспитание российского гражданского самосознания и чувства патриотизма среди обучающихся. Это реализуется, в том числе, посредством изучения выдающихся личностей того времени.
Третью группу источников составляют нарративы, которые использовались для методической разработки автора. К ним относятся мемуары, записки и сочинения современников Екатерины II. Например, «Секретные записки о России времени царствования Екатерины II и Павла I» - мемуары француза Ш. Массона, жившего при императорском дворе.
Четвертая группа источников - визуальные источники. К ним относятся этюды к картинам, портреты и парсуны, посвященные историческим личностям XVII - XVIII вв., которые также использовались для методических разработок.
В ходе работы мы применяли теоретические и эмпирические методы исследования. К теоретическим методам исследования относятся: анализ психолого-педагогической, научной и учебно-методической литературы; систематизация и обобщение собственного педагогического опыта. К эмпирическим методам исследования относятся: педагогическое
наблюдение, описание результатов наблюдения и проектирование.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что её материалы могут быть непосредственно применены при подготовке к урокам по всеобщей и отечественной истории. Кроме того, основные положения и выводы данного исследования, могут служить источником информации для подготовки студентов по дисциплине «Методика обучения и воспитания (история)».
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и литературы и приложений. Основная часть, в свою очередь, состоит из двух глав.
В первой главе выделяются аспекты психоэмоционального развития учащихся среднего подросткового возраста и их влияние на процесс обучения, раскрывается роль личности на уроках истории, рассматривается влияние современных требований к основному общему образованию на процесс изучения исторической личности.
Во второй главе производится анализ методов и приемов изучения исторических личностей, которые предлагают ученые -методисты в своих работах, демонстрируются собственные методические разработки автора, которые были апробированы во время производственной педагогической практики и представляются результаты данной апробации .
Результаты данного исследования были апробированы во время педагогической практики в 7-8 классах МАОУ СШ №149 г. Красноярска.
Современные изменения в методике преподавания истории обусловлены пересмотром образовательного процесса, который стремится избавиться от установившихся стереотипов при изучении исторических событий и явлений. Это открывает новые перспективы для решения проблемы формирования знаний учащихся о исторически значимых личностях.
Одним из главных вызовов для современных преподавателей истории является выработка стратегии, которая позволит сформировать учащимся не только знания о фактах прошлого, но и понимание их значимости для настоящего и будущего. Кроме того, не менее важным является развитие умений критического мышления и анализа, которые позволят учащимся более глубоко понимать исторические процессы, а также эффективно использовать полученные знания в повседневной жизни.
Для достижения этих целей необходимо внедрение инновационных методик обучения, направленных на активную работу учащихся, на поиск и анализ первоисточников, на создание мультипликационных и интерактивных материалов. Весь этот процесс должен быть ориентирован не только на получение новых знаний, но также на формирование культуры мышления. В результате использования таких подходов учащиеся смогут не только лучше понимать прошлое, но и глубже осмысливать настоящее, что даст им возможность активно и эффективно участвовать в процессе развития общества.
В педагогической практике крайне важно, чтобы учитель не ограничивался упоминанием имен исторических личностей, а представлял их как живые личности, отображая их характер, внешний и внутренний облик, а также биографические данные. Далеко не эффективными являются длинные списки персоналий в учебниках, которые не приносят пользы для обучения. Более того, ученикам необходимо знать не только имена исторических личностей, но и понимать их роль и место в истории. В связи с этим, учитель должен представлять информацию об исторических личностях с различных точек зрения, обеспечивая полное понимание их значимости.
Один из способов привлечения внимания к исторической фигуре - использование наглядных материалов. Так, портрет может передать внешний облик личности, а сюжетная иллюстрация - визуально передать ключевые моменты его жизни. Отзывы и воспоминания современников могут дать представление о том, как этот человек был воспринят в свое время. Собственные мемуары исторического деятеля помогут определить его личностные качества, первоначальное образование, первые шаги в карьере и т.д. Эти материалы могут стать ценным источником для исследования исторической фигуры.
На сегодняшний день существует большое количество методов и форм изучения исторических личностей. Проведя исследование, мы убедились, что они помогают решить ряд проблем, которые возникают у учителей истории ежедневно. Кроме того, они позволяют вовлечь школьников в учебный процесс, замотивировать их изучать историю, привить любовь и интерес к предмету.
Учителю важно не забывать об основных направлениях, на которые должна быть направлена деятельность обучающихся. К ним относится:
• работа с историческими источниками, научной и художественной литературой;
• развитие критического мышления, способности анализировать различные точки зрения;
• развитие креативного мышления;
• умение ориентироваться в историческом процессе, определять причинно-следственные связи и т.д.
Всё это способствует вовлечению обучающихся в учебный процесс, развитию их индивидуальных моральных качеств, формированию собственных взглядов на жизнь. Также это повышает у школьников интерес к изучаемой дисциплине, мотивирует их заниматься самостоятельной творческой или исследовательской работой. Инициативность школьников увеличивается за счет интереса, который вызывают у них исторически значимые личности, их жизненный пути, успехи и неудачи.
В настоящее время перед учителем истории стоит задача развития активных, всесторонне развитых, интеллектуальных и психологически подготовленных личностей. Не важно, какую профессию избрали данные личности: инженер, экономист, учитель, столяр или механик. Важно, чтобы каждый осознавал свою роль и место в историческом процессе. Чтобы достичь этой цели, необходимо демонстрировать ученикам на каждом уроке, что значимый вклад в историю могут внести не только известные деятели, но и обычные люди. Учитель должен объяснить, что каждый индивид может стать частью исторического процесса.
Таким образом, учителю истории необходимо сочетать знания прошлого с пониманием того, как эти знания могут быть использованы для формирования потенциала будущего поколения индивидов, уверенных в своих способностях и осознающих свою роль в формировании истории.
Современные учащиеся нуждаются в воспитании уважения к своим сверстникам, независимо от их происхождения и благосостояния, а также в культивировании значимости собственной личности. В настоящее время наблюдается растущая потребность в идеалах, героях и образах, которыми человек мог бы восхищаться и на которых стремиться равняться. Однако противоречия в общественных процессах, быстро меняющиеся ситуации, разрушение традиционных ценностей и нарастающий поток негативной информации создали в обществе некую вакуумную зону.
Для противодействия этому явлению необходимо воспитание и развитие позитивных идей и принципов, которыми мог бы руководствоваться каждый человек. Необходимо выработать уважительное и толерантное отношение к различиям в культуре, обычаях, традициях и мировоззрении, отказавшись от субъективного предубеждения.
Важно также организовать систему поддержки и развития уважительного отношения к себе и своей личности. Многие учащиеся страдают от недостаточной самооценки и неуверенности в себе, поэтому им нужно помочь принять и оценить свои качества и таланты. Важно, чтобы они осознали, что они могут быть героями собственной жизни: достойными, творческими, инновационными и социально ответственными.
Таким образом, возникает необходимость в переосмыслении методов преподавания истории, в необходимости личностного подхода в учебном процессе, в ликвидации обезличивания истории и поверхностного её преподавания.
1. Афонькина Е.В. Историческая личность и возможности ее изучения в
рамках блока исторических дисциплин в курсе средней школы // Личность и общество в историческом процессе: сборник статей Международной научно-практической конференции, 9-10 апреля 2020 года. - Рязань: Изд-во ИП Коняхин А.В., 2020. - С. 527-531.
2. Вагин А.А. Методика преподавания истории в средней школе. — М.:
«Просвещение», 1968. - 434 с.
3. Волков Б.С. Психология подростка: учебное пособие. — М.:
Академический проект, 2017. — 240 с.
4. Гегель Г. Философия истории / пер. А.М. Воден. — М.: Издательство
Юрайт, 2019. — 378 с.
5. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе.
- М.: Просвещение, 1988. - 208 с.
6. Гукова В.В. История. 5-11 классы: технологии современного урока. -
Волгоград: Учитель, 2009. - 207 с.
7. Денильханова Р.Х. Борьба за индивидуальность. Проблема личности в
публицистике Н.К. Михайловского. — М: Воробьёв А.В., 2009. - 146 с.
8. Ерохина М.С. Историческая личность: современные методики изучения //
Преподавание истории в школе. - М.: ПИШ, 1996. - №6. - С. 50-52.
9. Изотов И.В. Изучение исторических персоналий на уроках истории //
Молодой ученый. - 2013. - №9. - С. 315-317.
10. Карамзин Н.М. Предисловие к "Истории государства Российского" // Карамзин Н.М. "История государства Российского". Т.1, Кн. 1. - М.: Книга, 1986. - 691 с.
11. Карцов В.Г. Очерки методики обучения истории СССР в VIII - X классах. - М.: Учпедгиз, 1955. - 168 с.
12. Ключевский В.О. Императрица Екатерина II (1729—1796). — М.:
«Современник», 1991. — 91 с.
13. Ковешникова О.Т. Глава 2. Портрет исторического деятеля на уроках истории // Актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в образовательных организациях различных типов: коллективная монография. - Часть 6. - Нижневартовск: Нижневартовский государственный университет, 2019. - С. 54-65.
14. Короткова М.В. Наглядность на уроке истории. Практическое пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 176 с.
15. Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: пособие для учителей. — М.: ВЛАДОС, 1999. - 191 с...31