Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ

Работа №168365

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы58
Год сдачи2022
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретически основы изучения фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста 7
1.1. Характеристика фонетико-фонематической стороны речи 7
1.2. Развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе 10
1.3. Обзор диагностических и коррекционно-развивающих методик по
формированию фонетико-фонематических процессов 14
Выводы по I главе 22
Глава II. Организация и методика обследования фонетико­фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1. Организация и методика изучения фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по изучению
фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 30
2.3. Содержание логопедической работы по коррекции фонетико­фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи III уровня 39
Выводы по II главе 46
Заключение 47
Список используемых источников 50
Приложение А 54

Актуальность исследования. Среди множества нарушений речи у детей дошкольного возраста значительная их часть представлена нарушением, которое характеризуется общим нарушением речи либо общим недоразвитием речи.
Стойкие нарушения при общем недоразвитии речи в большинстве случаев наблюдаются в формировании фонетико-фонематических процессов, а также нарушениях слоговой структуры слова, лексико­грамматических категорий и связной речи. Учитывая, что при общем недоразвитии речи наблюдаются серьезные нарушения фонетико­фонематических процессов, это отмечается в работах Т.А. Ткаченко, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и других, необходимо как можно ранее начать коррекционную работу по устранению названных нарушений.
Нарушения фонетико-фонематических процессов чаще всего проявляется в недоразвитии или несформированности фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза.
Дошкольный возраст является периодом интенсивного развития всех психических процессов и в том числе фонетико-фонематических процессов. Как правило к 5 - 6 годам при нормальном речевом развитии фонетико­фонематические процессы, звукопроизношение, исключение составляют сонорные звуки (вибранты), сформированы. Дети дошкольного возраста самостоятельно выполняют элементарный звуковой анализ с определение порядка и количества слов.
Для детей с общим недоразвитие речи, у которых, самостоятельно, естественным путем не формируются фонетико-фонематические процессы необходимо проведение коррекционных логопедических мероприятий, включающих в себя изучение особенностей звукопроизношения, навыков сформированности звукового анализа и синтеза и так далее.
В связи с этим тема нашего исследования «Методическое обеспечение формирования фонетико-фонематических процессов у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня» является актуальной на современном этапе развития коррекционной педагогики.
Проблема исследования заключается в поиске новых способов формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использование дифференцированного подхода к коррекционной логопедической работе.
Цель исследования: изучение особенностей фонетико­
фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и подбор дифференцированного содержания логопедической работы.
Объект исследования: фонетико-фонематические процессы детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня с нарушением фонетико-фонематического процесса будут проявляться в нарушении слуховой памяти; внимания в артикуляционной моторике; нарушении звукопроизношения; нарушении фонематического восприятия на материале звуков, нарушенных в звукопроизношении; трудности сложных форм звукового анализа; трудностях фонематического синтеза и представлений. Необходимо провести с ними коррекционную работу.
В соответствии с поставленной целью и предполагаемой гипотезой нам необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Провести анализ специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2. Подобрать методики и провести экспериментальное исследование для выявления нарушений формирования фонетико-фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Подобрать содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования определялись с учётом поставленных задач исследования. Нами использовались теоретические и практические методы исследования.
Теоретическая значимость исследования обуславливалась тем, что его итоги позволяли расширить и углубить познания об особенностях формирования фонетико-фонематического процесса и навыков звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Исследование диагностики состояния речевых и неречевых функций, могут служить практическим целям при составлении перспективного плана работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключалась в определении содержания логопедической работы по развитию фонетико-фонематических процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня, уточнении направлений работы, что в дальнейшем позволяет результативнее готовить детейопределённой категории к школьному обучению.
Теоретико-методологическая база исследования:
• о культурно-историческом происхождении высших психических функций (Выготский Лев Семёнович);
• о проблемах развития психики и деятельностном подходе (Леонтьев А.Н.)
• о системной динамической локализации высших психических функций (Лурия А.Р.).
База исследования:
Наше исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 66.
Этапы исследования:
1. Анализ специальной логопедической литературы по проблеме исследования. Определение содержания, гипотезы, формулировка цели эксперимента;
2. Проведение констатирующего эксперимента с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня с целью изучения фонетико-фонематических процессов;
3. Определение содержания логопедической работы с детьми, подбор дидактических заданий, определение принципов коррекционно­логопедической работ.
Структура выпускной квалификационной работы: работа состоит из введения, двух глав, содержания логопедической работы, заключения, списка используемых источников и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


При проведении анализа литературных источников нами было определено, что для успешного нормативного развития фонетико­фонематических процессов детей в онтогенезе необходимо полноценное развитие многих факторов: анатомического, физиологического и
психологического, так как в акте формирования восприятия и воспроизведения речи принимают участие органы центрального и периферического отделов, относящихся к анатомическому и физиологическому аппарату.
При изучении литературных источников по формированию фонетико­фонематического процесса, нами определено, что протекание этого процесса у дошкольников, начинается довольно рано и продолжается на протяжении всего дошкольного периода.
Фонетико-фонематические процессы формируется, если соблюдаются такие условия как: воспитательные мероприятия, учитывающие
индивидуальные особенности ребёнка, обучающие методы, создающие предпосылки к созданию базы фонетико-фонематического процесса.
Следовательно, к концу дошкольного возраста, к семи годам, у нормотипичных детей сформировано звукопроизношение, хорошо развиты фонетико-фонематические процессы.
При проведении констатирующего эксперимента нами был создан диагностический комплекс, на основе которого в последующем было проведено обследование детей старшего дошкольного возраста с ОНР и сделан качественный и количественный анализ полученных данных. По итогам эксперимента нами было подобрано содержание логопедической работы по коррекции фонетико-фонематических процессов речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня, включающее в себя принципы коррекционного воздействия, направления и этапы работы. Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены, гипотеза оказалась верна.


1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение, 1964. - 91с.
2. Владер Ю.М. Готов ли Ваш ребёнок к школе?. - СПб.: Смена, 2003. - 123 с.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики: Учебно­методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2006. - 144с.
4. Волкова Л.С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 1.
Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи. Часть 2. Ринолалия, Дизартрия. - М.: Владос, 2006. - 204с; Кн. 5: Фонетико­
фонематическое и общее недоразвитие речи. - М.: Владос, 2007. - 479с.
5. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
6. Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонематической стороны речи у дошкольников - СПб.: Союз, 2007. - 387 с.
7. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования. Методическое пособие: Библиотека логопеда-практика. - М.: Айрис-Пресс, 2005. - 96 с.
8. Грунская Л.Я. Речевая полянка // Логопед - научно-методический журнал.
- 2008. - № 8. - С. 88-89.
9. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К генезису фонетико-фонематических
расстройств // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.: Изд- во МПГИ им. В.И. Ленина, 1982. - С.67-78.
(http://lib.mgppu.ru/OpacUnicode/index.php?url=/auteurs)
10. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М., ТЦ Сфера, 2010. - 64 с.
11. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М.:
Национальный книжный центр, 2015. - 176 с.
12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - М.: КнигоМир, 2011. - 320 с.
13. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте. Перевод с
чешского. - М.: Государственное издательство медицинской литературы, 1962. - 300 с. (http://www.alib.ru/au-zeeman/nm-
rasstrojstva_rechi_detskom_vozraste/)
14. Иванов В.В. Историческая фонология русского языка. - М.: Либроком, 2009. - 360 с.
15. К аше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда - М.: ЕЕМедиа, 2012 - 171 с....46


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ