Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико- фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Работа №93622

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы74
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 8
1.1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме 8
1.2. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией 13
1.3. Взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико¬
фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 21
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ 30
2.1. Основные принципы, цели, задачи, алгоритм констатирующего
эксперимента 30
2.2. Содержание методик обследования в рамках организации
констатирующего эксперимента 31
2.3. Анализ результатов диагностики 35
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА И РОДИТЕЛЕЙ ПРИ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ 43
3.1. Основные принципы, цель, задачи, этапы логопедической работы по организации взаимодействия логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 43
3.2. Содержание работы по организации взаимодействия логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией 47
3.3. Повторная диагностика детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 67

Актуальность темы. Одной из основных проблем подготовки детей с нарушением речевого развития к школьному обучению является формирование у них речевой функции, что не только обеспечивает социальную адаптацию ребенка и является орудием коммуникации, но и предопределяет его готовность к усвоению школьных знаний, в частности, по предметам языкового цикла [60, с. 45]. Большое внимание следует уделить в работе с детьми по коррекции фонематического развития: формированию дифференцированного фонематического восприятия, направленности внимания на звуковое оформление речи, фонематического анализа и на этой основе-развитию четких фонематических представлений, преодоления дефектов звукопроизношения и предупреждению на этой основе дисграфии и дизорфографии [50, с. 90].
Фонематическое представление слов формируется под влиянием слухового и речевого анализаторов. В развитии речи ребенка важную роль играет реализация врожденных способностей к восприятию языка. Уже на первом году жизни начинается общение с окружающими людьми. Ребенок реагирует на интонацию, ритм, начинает понимать задачу, высказанные людьми, что его окружают. Однако восприятия фонем, как смыслоразличительных единиц начинается на втором году жизни. Четкое различение слов является показателем дифференцированного восприятия фонем. Появление первых слов, дальнейшее овладение семантикой слова способствует активному развитию фонематических процессов. Многочисленные исследования показали, что недоразвитие фонематических процессов может вызывать недостатки звукопроизношения, письма и сказываться на развитии лексической и грамматической темы [55, с. 95].
Фонематический слух, являясь одним из базовых звеньев речевой деятельности, обеспечивает и другие виды психической активности ребенка: когнитивную и регулятивную деятельности и др. В результате этого, по данным многих авторов, несформированность фонематического восприятия занимает одно из первых мест в числе причин, что проявляется в виде устойчивых фонематических дисграфий, дислексий.
Проблема фонетико-фонематического недоразвития речи (ФФНР) у детей старшего дошкольного возраста рассматривается в работах Г.В. Гуровец, С.И. Шаповала, И.И. Панченко, А.В.Правдиной, Е.Ф. Соботович, М.Ф. Фомичева, М.К. Шеремет и многих других. В связи с ориентацией логопедии на обучение и воспитание детей с нарушениями речи понятие ФФНР определяется, как нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Ученые определили целесообразные игровые приемы, разработали эффективные методики коррекции речи детей дошкольного и школьного возраста с фонетическим и общим недоразвитием речи [5]. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Каше Г.А., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Филичева Т.Б.,Чиркина Г.В.). Проблеме обучения и воспитания дошкольников с ФФНР посвящены многочисленные научно-методические исследования, в которых рассматриваются методы диагностики и коррекции фонетико¬фонематических отклонений у детей (Г.А. Каше, С.В. Коноваленко, Ю.В. Рибцун, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Сегодня перед педагогами стоит задача повысить эффективность коррекционно¬развивающего процесса в дошкольном учебном заведении.
В частности, крайне важным является организация тесного взаимодействия с родителями детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несмотря на то, что по данной проблеме накоплен уже немалый экспериментальный и методический опыт, изучение организации взаимодействия логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является актуальной и значимой проблемой.
Объект исследования: фонетико-фонематические процессы у дошкольников с ФФНР.
Предмет исследования: особенности формирования фонетико-фонематических процессов у детей с дизартрией на основе организации взаимодействия логопеда и родителей.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически исследовать процесс организации логопедической работы по взаимодействию логопеда и родителей при коррекции фонетико¬фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития фонетико-фонематической стороны речи у детей в норме, проанализировать характеристики фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
2. Проанализировать взаимодействие логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
3. Организовать и провести обследование речи детей.
4. Разработать систему логопедической работы по организации взаимодействия логопеда и родителей при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, провести повторную диагностику обследования речи детей.
Структура работы: работа изложена на страницах печатного текста и состоит из введения, трех разделов, выводов, списка использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе изложенного выше можно сделать выводы.
1. В ходе работы была изучена и проанализирована психолого-педагогическая и научно-методическая литература по изучаемой теме. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - нарушение процессов формирования звукопроизносительной системы родного языка у детей с разными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. По психолого-педагогической классификации речевых нарушений фонетико-фонематическое недоразвитие речи относят к нарушениям средство общения. Речевое развитие ребенка из ФФНР протекает своеобразно, в результате, может ограничивать речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствовать полноценному общению.
У детей с ФФНР наблюдается сочетание нарушения произношения, незавершенность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, что отличаются по акустико-артикуляционным признакам. Фонетико¬фонематическое недоразвитие речи имеет несколько степеней выражения, а именно: легкий, средний, тяжелый. У детей с ФФНР могут возникать трудности в процессе формирования восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферы. Слабость условно-рефлекторной деятельности, медленное формирование дифференциаций, неустойчивость памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры.
Игра является спутником детства, наиболее доступным для детей видом деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Применение игры на занятиях позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, добиваться высоких результатов коррекционной работы. Игра на логопедических занятиях выполняет учебную, развивающую, воспитательную и коррекционную функции, помогает ребенку применить приобретенные речевые навыки в новых условиях и повседневной жизни.
Особое значение в условиях логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи имеет сотрудничество учителя-логопеда с родителями. Успешность коррекционно-развивающего обучения, прежде всего, определяется тем, насколько четко продуманная, организованная и реализованная преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей и родителей. Выбор возможных форм и видов совместной работы зависит от многих факторов: жизненной компетенции родителей, их социального и образовательного уровня, желания сотрудничать.
2. Проведена диагностика сформированности фонетико-фонематических процессов у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Для обследования указанных составляющих речи детей дошкольного возраста использовалась традиционная методика обследования звукопроизношения, состояния фонематических процессов и звуко-слоговой структуры речи, представленной в учебниках «Логопедия» Л. С. Волковой (обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи). Первый блок задач направлен на обследование звукопроизношения детей, второй блок - на обследование состояния фонематического слуха, третий - на определение состояния сформированности звуко-составной структуры речи. Результаты констатирующего этапа исследования показали, что у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи являются несформированными фонематические процессы, звуко-слоговая структура слова, не отвечает орфоэпическим нормам произношение большого количества звуков детей. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости целенаправленной и систематической коррекционно¬развивающей работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи, необходимость использования эффективных методов, приемов и средств коррекции нарушений звукопроизношения, фонематического восприятия и звуко-слоговой структуры слова.
3. Обоснована и экспериментально проверена методика коррекции фонетико-фонематических процессов у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с помощью игр и игровых упражнений на основе тесного взаимодействия с родителями. Разработанная нами методика использования игровых упражнений в совместной работе с родителями в коррекционной работе по преодолению нарушений звукопроизношения, фонематических процессов и звуко-слоговой структуры речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи основывается на дидактических принципах индивидуального подхода, системности, наглядности, постепенного усложнения задач и речевого материала, систематичности, комплексного подхода, прочности знаний, умений и навыков, принципов гуманизации, воспитания здорового ребенка, оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Среди используемых нами методов обучения можно выделить наглядные, словесные и практичные. Все занятия проводились с использованием игрового приёма в совместной работе с родителями. Игры, которые мы использовали в процессе коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, условно разделили на две группы: - творческие игры (сюжетно-ролевые, строительные, игры-драматизации); - игры с правилами (дидактические игры, подвижные игры).
Система работы по формированию фонетико-фонематических процессов у детей исходила из того, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Такая система работы дает возможность: обеспечить полноценное и одновременное речевое, умственное, физическое и нравственное развитие детей за счет создания адекватных для них педагогических условий и комплексного подхода к логопедическому процессу; повысить речевую мотивацию; подготовить детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи к обучению в школе; обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы; повысить уровень актуального интеллектуального развития ребенка
Контрольное обследование детей проходило в соответствии с основными методическими требованиями. Для выявления уровня сформированности фонетико-фонематических процессов речи, как и во время констатирующего этапа эксперимента использовалась методика обследования звукопроизношения, состояния фонематических процессов и звуко-слоговой структуры речи, которая представлена в учебнике «Логопедия» Л.С. Волковой. После внедрения методики использования игр и игровых упражнений в совместной работе с родителями на логопедических занятиях в группе количество детей с высоким уровнем сформированности фонематических процессов выросло на 33%. В группе детей с низким уровнем сформированности фонематических процессов на контрольном этапе исследования не выявлено, количество из них снизилось на 67%.
Количество детей с высоким уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова выросло на 83%. Детей с низким уровнем сформированности звуко-слоговой структуры слова обнаружено не было. Сопоставление результатов выполнения задач детьми позволило сделать вывод, что разработанная нами экспериментальная методика формирования фонетико-фонематических процессов в тесном сотрудничестве с родителями эффективна и может быть использована в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ФФНР. Следовательно, можно утверждать, что полученные в ходе нашего исследования данные подтверждают, что в работе с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи целесообразно систематически и целенаправленно использовать игры и игровые упражнения как средство коррекции нарушений речи в процессе тесного взаимодействия с родителями дошкольников.



1. Абушаева, З. М. Особенности обучения письму и чтению детей в условиях билингвального образования / З. М. Абушаева // Проблемы и перспективы развития образования // Краснодар: Новация. 2016. С. 135-136. URL: ййрз://шо1исй.ги/соп£/реб/агсй1уе/187/9672/ (дата обращения: 20.03.2021).
2. Агранович, З. Е. В помощь логопедам и родителям / З. Е. Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - Санкт-Петербург. : Детство-Пресс, 2004.-147c.
3. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. - 3-е изд., стереотип. - Москва. : Издательский центр «Академия», 2000. - 130 с.
4. Андрусишина, Л. Е. Психологические характеристики общефункциональных механизмов речи у старших дошкольников с ОНР / Л. Е. Андрусишина // Теория и практика современной логопедии. - Вып. 4. - Москва. : актуальное образование, 2007. - С. 18-23.
5. Аркин, Е. А. Ребенок в дошкольные годы / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - Москва. : Издательство «Просвещение», 1968. - 340 с.
6. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей / Е. Ф. Архипова. -Москва., 2006. - 220 с.
7. Ахутина, Т. В. Исследование речевого мышления в психолингвистике / Т. В. Ахутина. Москва. : Наука, 1985. - 240 с.
8. Бадалян, Л. О. Невропатология / Л.О. Бадалян, Уч. для студ. дефект. фак. выс. пед. учеб. завед. Москва. : Академия, 2000. - 150 с.
9. Бурачевская, О. В. Дидактическое обеспечение образовательного и коррекционного процесса в специальных группах для детей с тяжелыми нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы VI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 мая 2016 г.) / редкол. : О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - № 2 (6). -С. 95-97.
10. Бурачевская, О. В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи / О. В. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики // 2016. № 2. С. 75-79. URL: й11рз://шо1исй.ш/1й/1/агсй1уе/34/1048/ (дата обращения: 20.03.2021).
11. Валасина, А. В. Не считай ворон. Развитие речи. Знакомство с фразеологизмами / А. В. Валасина. Москва. : Карапуз, 2007. - 16 с.
12. Веракса, Н. Е. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Веракса. -Москва. : Мозаика синтез, 2014. - 450 с.
13. Визель, Т. Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. Г. Визель - Москва. : Астрель, 2005. - 128 с.
14. Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. -Москва. : Астрель, 2005. - 460 с.
15. Выготский, Л. С. Развитие устной речи / Л. С. Выготский // Детская речь, 1996. - Ч. 1. - С. 51-55
16. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. Монография из сборника. - Москва. : Смысл; Эксмо, 2005. - 410 с.
17. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. Издательство: Ком Книга, 2005. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ