РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Понятие характеристики неполной семьи 15
1.3. Семья как фактор социально-психологической адаптации к* школе младших
школьников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 30
2.1. Паспорт проекта 30
2.2. Содержание проекта 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
АДАПТАЦИИ К ШКОЛЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1. Проблема социально-психологической адаптации к школе младших школьников в
психолого-педагогической литературе 7
1.2. Понятие характеристики неполной семьи 15
1.3. Семья как фактор социально-психологической адаптации к* школе младших
школьников 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 29
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНОЙ СЕМЬИ 30
2.1. Паспорт проекта 30
2.2. Содержание проекта 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
В современном обществе наблюдается тенденция к росту количества неполных семей, следовательно, необходимо учитывать специфику формирования личности ребенка, воспитанного одним родителем, а также особенности прохождения этапа адаптации к школьному обучению. Увеличивается количество детей, испытывающих трудности в учебной деятельности, повышенную тревожность, проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками и учителем.
Атмосфера школьного обучения, процесс познания научной среды, которые складываются из совокупности эмоциональных, физических, умственных, психических и психологических нагрузок, предъявляют новые требования к развитию и целостности личности, ее социальнопсихологическому уровню и адаптации к новой среде. Обучение в школе всегда связано с изменением привычной среды, образа жизни и требует развития адаптационных навыков. На каждом этапе нашей жизни существует объем знаний со всеми его стратификациями, и мы имеем к нему доступ, разумеется, с определенными ограничениями [1, с. 65]. Объем знаний способен регулировать представления человека о его жизненном восприятии, роли в рамках современного общества. Степень и уровень полученных навыков и умений зависят от ценностей, норм и традиций, заложенных семейным воспитанием.
В современной системе образования основной акцент делается на развитии личности ребенка, изменении эмоционального и психологического состояния школьника, сформированности у него гендерных стереотипов и норм, уровне подготовки к школьному обучению и адаптации к школе. Этап школьной социализации оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка, становясь определенной гранью, ступенью, которую необходимо преодолеть для правильного становления личности в будущем. Правильные эмоции и чувства, которые ученик будет испытывать на этапе становления личности, помогут сформировать у него навыки поведения и взаимодействия в социуме и облегчить процесс адаптации личности к новым условиям.
Признанная актуальность проблемы школьной адаптации породила рост количества исследований в данной области. Теоретические основы проблемы школьной адаптации первоклассников рассматривались в работах И.А. Агаповой, К. Барта, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера, Б.С. Волокова, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, Е.В.Новиковой, Р.В. Овчаровой и др.
Психологи и педагоги среди факторов, определяющих адаптивные возможности ребенка, по данным исследований, относят особенности семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений, сложившихся в семье ребенка. Внутренний уклад семьи, отношения родителей между собой и с детьми, их привычки и особенности поведения - все это вырабатывает у детей свои особенности поведения и формирует критерии оценки положительного и отрицательного, правильного и недостойного поведения.
Внутреннее благополучие школьника напрямую зависит от ситуации внутри семьи. Наличие обоих родителей или одного из них может стать толчком или, наоборот, препятствием для правильного и успешного прохождения этапа адаптации у школьника. Многие авторы (И.В. Борисова, А.И. Захаров, B.C. Мухина, К. Роджерс, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. и др.) справедливо указывают, что положительная внутрисемейная обстановка и грамотное поведение родителей становятся определенного рода «условиями» для становления личности ребенка, неполные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности.
Дети, чье воспитание протекает в неполной семье с одним родителем, не имеют примера взаимоотношений между отцом/мужчиной и матерью/женщиной, что может привести к нарушению адаптационных механизмов у ребенка, сложностям взаимодействия со сверстниками, с учителями. Школьнику приходится самостоятельно, без родительской «подсказки» преодолевать трудности и проблемы адаптации.
Цель исследования - разработать программу психологического сопровождения социально-психологической адаптации к школе младших школьников из неполных семей.
...
Атмосфера школьного обучения, процесс познания научной среды, которые складываются из совокупности эмоциональных, физических, умственных, психических и психологических нагрузок, предъявляют новые требования к развитию и целостности личности, ее социальнопсихологическому уровню и адаптации к новой среде. Обучение в школе всегда связано с изменением привычной среды, образа жизни и требует развития адаптационных навыков. На каждом этапе нашей жизни существует объем знаний со всеми его стратификациями, и мы имеем к нему доступ, разумеется, с определенными ограничениями [1, с. 65]. Объем знаний способен регулировать представления человека о его жизненном восприятии, роли в рамках современного общества. Степень и уровень полученных навыков и умений зависят от ценностей, норм и традиций, заложенных семейным воспитанием.
В современной системе образования основной акцент делается на развитии личности ребенка, изменении эмоционального и психологического состояния школьника, сформированности у него гендерных стереотипов и норм, уровне подготовки к школьному обучению и адаптации к школе. Этап школьной социализации оказывает огромное влияние на дальнейшую жизнь ребенка, становясь определенной гранью, ступенью, которую необходимо преодолеть для правильного становления личности в будущем. Правильные эмоции и чувства, которые ученик будет испытывать на этапе становления личности, помогут сформировать у него навыки поведения и взаимодействия в социуме и облегчить процесс адаптации личности к новым условиям.
Признанная актуальность проблемы школьной адаптации породила рост количества исследований в данной области. Теоретические основы проблемы школьной адаптации первоклассников рассматривались в работах И.А. Агаповой, К. Барта, М.Р. Битяновой, А.Л. Венгера, Б.С. Волокова, Н.И. Гуткиной, Я.Л. Коломенского, В.А. Крутецкого, Е.В.Новиковой, Р.В. Овчаровой и др.
Психологи и педагоги среди факторов, определяющих адаптивные возможности ребенка, по данным исследований, относят особенности семейного воспитания, особенности детско-родительских отношений, сложившихся в семье ребенка. Внутренний уклад семьи, отношения родителей между собой и с детьми, их привычки и особенности поведения - все это вырабатывает у детей свои особенности поведения и формирует критерии оценки положительного и отрицательного, правильного и недостойного поведения.
Внутреннее благополучие школьника напрямую зависит от ситуации внутри семьи. Наличие обоих родителей или одного из них может стать толчком или, наоборот, препятствием для правильного и успешного прохождения этапа адаптации у школьника. Многие авторы (И.В. Борисова, А.И. Захаров, B.C. Мухина, К. Роджерс, Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. В. и др.) справедливо указывают, что положительная внутрисемейная обстановка и грамотное поведение родителей становятся определенного рода «условиями» для становления личности ребенка, неполные семьи негативно влияют на развитие и формирование личности.
Дети, чье воспитание протекает в неполной семье с одним родителем, не имеют примера взаимоотношений между отцом/мужчиной и матерью/женщиной, что может привести к нарушению адаптационных механизмов у ребенка, сложностям взаимодействия со сверстниками, с учителями. Школьнику приходится самостоятельно, без родительской «подсказки» преодолевать трудности и проблемы адаптации.
Цель исследования - разработать программу психологического сопровождения социально-психологической адаптации к школе младших школьников из неполных семей.
...
Проведенное нами эмпирическое исследование, посвященное изучению актуальной проблемы особенностей социально-психологической адаптации первоклассников к школе в зависимости от семейной структуры, позволило сделать следующие выводы.
Начало обучения в школе - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Семья, взаимоотношения в сембе выступают фактором успешности социально-психологической адаптации к школе. Воспитание и детско- родительские сношения в неполной семье имеет свои характерные особенности, обусловленные отсутствием одного из родителей (в подавляющем большинстве случаев отца). Детско-родительские отношения в неполных семьях отличаются особой спецификой и процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован.
Отсутствие отца или матери становится фактором, который влияет на скорость, эффективность и степень приобретения механизмов адаптации и социализации.
Жизнь и условия воспитания и развития детей в неполной семье сильно отличаются от жизни и развития ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, которые присущи неполной семье, одинокий родитель не в состоянии одновременно реализовать обе позиции родителя: отцовскую и материнскую. Такое положение дел оказывает огромное влияние на личностное развитие ребенка и его социализацию.
В результате собственного проведенного исследования были выявлены следующие особенности социально-психологичекой адаптации младших школьников к школе.
В сравнении с младшими школьниками из полных семей младшие школьники из неполных семей в большей степени испытывают трудности в осуществлении учебной деятельности и во взаимоотношениях с одноклассниками; чаще нарушают школьные правила, присваивают школьные нормы частично.
У младших школьников из неполных семей отсутствует направленность на школьное содержание, дети из неполных семей в большей степени ориентированы на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни и присутствует положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
Младшие школьники из неполной семьи в меньшей степени имеют высокие познавательные мотивы, дети из полных семей стремятся в большей степени успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Независимо от семейной структуры преобладает положительное отношение к школе, следовательно, независимо от семейной структуры у большинства младших школьников преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Независимо от семейной структуры у младших школьников преобладает оптимальное эмоциональное состояние, младшие школьники могут радоваться и печалиться в зависимости от ситуации.
По результатам исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения социально-психологической адаптации младших школьников из неполных семей.
Цель программы: предупреждение социально-психологической
дезадаптации, оказание социально-психологической поддержки
первоклассникам из неполных семей, а также гармонизацию детско- родительских отношений в неполной семье как фактора успешной социально-психологической адаптации к школе первоклассников.
Программа психологического сопровождения включает несколько модулей:
Первый модуль: работа с младшими школьниками из неполных семей;
Второй модуль: работа с родителями;
Третий модуль: работа с педагогами.
Основные методы работы: социально-психологический тренинг, психолог7ическое консультирование, беседа.
Начало обучения в школе - один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Поступление ребенка в школу приводит к возникновению эмоционально-стрессовой ситуации.
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям - сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Семья, взаимоотношения в сембе выступают фактором успешности социально-психологической адаптации к школе. Воспитание и детско- родительские сношения в неполной семье имеет свои характерные особенности, обусловленные отсутствием одного из родителей (в подавляющем большинстве случаев отца). Детско-родительские отношения в неполных семьях отличаются особой спецификой и процесс воспитания в неполной семье обычно деформирован.
Отсутствие отца или матери становится фактором, который влияет на скорость, эффективность и степень приобретения механизмов адаптации и социализации.
Жизнь и условия воспитания и развития детей в неполной семье сильно отличаются от жизни и развития ребенка в полной семье. Кроме материальных трудностей, которые присущи неполной семье, одинокий родитель не в состоянии одновременно реализовать обе позиции родителя: отцовскую и материнскую. Такое положение дел оказывает огромное влияние на личностное развитие ребенка и его социализацию.
В результате собственного проведенного исследования были выявлены следующие особенности социально-психологичекой адаптации младших школьников к школе.
В сравнении с младшими школьниками из полных семей младшие школьники из неполных семей в большей степени испытывают трудности в осуществлении учебной деятельности и во взаимоотношениях с одноклассниками; чаще нарушают школьные правила, присваивают школьные нормы частично.
У младших школьников из неполных семей отсутствует направленность на школьное содержание, дети из неполных семей в большей степени ориентированы на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни и присутствует положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание школьно-учебной действительности.
Младшие школьники из неполной семьи в меньшей степени имеют высокие познавательные мотивы, дети из полных семей стремятся в большей степени успешно выполнять все предъявляемые школой требования.
Независимо от семейной структуры преобладает положительное отношение к школе, следовательно, независимо от семейной структуры у большинства младших школьников преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами - дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако, чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем, им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
Независимо от семейной структуры у младших школьников преобладает оптимальное эмоциональное состояние, младшие школьники могут радоваться и печалиться в зависимости от ситуации.
По результатам исследования была разработана и апробирована программа психологического сопровождения социально-психологической адаптации младших школьников из неполных семей.
Цель программы: предупреждение социально-психологической
дезадаптации, оказание социально-психологической поддержки
первоклассникам из неполных семей, а также гармонизацию детско- родительских отношений в неполной семье как фактора успешной социально-психологической адаптации к школе первоклассников.
Программа психологического сопровождения включает несколько модулей:
Первый модуль: работа с младшими школьниками из неполных семей;
Второй модуль: работа с родителями;
Третий модуль: работа с педагогами.
Основные методы работы: социально-психологический тренинг, психолог7ическое консультирование, беседа.
Подобные работы
- Педагогические условия эффективной социализации старших школьников из неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Педагогические условия эффективной социализации старших школьников неполных семей в образовательной среде школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Психокоррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста из неблагополучных семей (Московский Гуманитарно-Экономический Университет (Нижегородский филиал))
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2023 - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2013 - Психологическая готовность ребенка к школе в зависимости от ролевой структуры семьи
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Коммуникативные способности детей в контексте детско- родительских отношений в полных и неполных семьях
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2021 - ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5780 р. Год сдачи: 2018





