ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНОВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие познавательного интереса в современной науке 8
1.2. Особенности познавательного интереса детей среднего дошкольного
возраста 12
1.3. Условия развития познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста в процессе экспериментирования 19
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ
СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 27
2.1. Изучение развития познавательного интереса детей среднего
дошкольного возраста 27
2.2. Реализация педагогических условий развития познавательного интереса
детей среднего дошкольного возраста 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 43
Выводы по главе 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. В последнее время остро встала проблема познавательного развития дошкольников. В дошкольном возрасте познавательное развитие является приоритетным направлением. В дошкольном возрасте ребенок активно интересуется окружающим миром, природой, его любознательность и наблюдательность можно использовать для расширения кругозора и развития познавательного интереса. Средний дошкольный возраст называют возрастом «почемучек», так как пик познавательных вопросов приходится на возраст четырех-пяти лет. «Возникновение вопроса, - пишет известный психолог С.А. Рубинштейн, - есть верный признак начинающейся работы мысли и зарождающегося понимания».
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), задачами познавательного развития являются: развитие познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира . Эти задачи позволяют обратиться в образовательной деятельности к развитию познавательных интересов детей уже в среднем дошкольном возрасте: интереса к окружающему миру, желания познать и освоить все новое, желания углублять, уточнять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, развивать умения переносить свои знания в практическую деятельность.
Познавательный интерес - это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Н.Н. Поддьяков, Э.А. Баранова, А.И. Савенков - современные ученные, рассматривающие проблемы познавательного развития дошкольников, в том числе, - проблему развития познавательного интереса. Однако, не смотря на довольно широко представленные в научнотеоретических и методических источниках средств, методов и приемов развития познавательных интересов дошкольников, многие педагоги сталкиваются в своей практике с познавательной пассивностью детей. Исследования Н.Н. Поддъякова доказывают, что причины встречающейся познавательной пассивности детей лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений и интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с каким-либо заданием, дети быстро выполняют его, когда задание переводится в практическую деятельность или в игру.
Опираясь на труды отечественных педагогов А.И. Савенкова, В.В. Щетининой, Г.И. Щукиной, Н.Н. Поддъякова, О.В. Дыбиной напрашивается вывод о необходимости включения дошкольников в осмысленную познавательную деятельность, в процессе которой они смогли бы обнаруживать все новые и новые свойства предметов, их сходства и различия. Следовательно, перед педагогами-практиками встает вопрос: на какой деятельности должен строиться образовательный процесс, если ведущей является игровая деятельность, а наибольшие развивающие эффекты дает экспериментирование?
Н.Н. Поддъяков отмечает: «В течение многих лет мы искали истинную детскую деятельность, которая интенсивно развивается на протяжении дошкольного детства без помощи взрослого и даже вопреки его действиям. Такой деятельностью оказалось детское экспериментирование, которое направлено на получение сведений о физических свойствах того или иного предмета или явления. По мере накопления знаний об исследуемом явлении ребенок получает возможность ставить себе новые, все более сложные цели».
Детское экспериментирование, по мнению Н.Н. Поддьякова, является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования в процессе возникновения и развития новых познавательных мотивов личности. Все это создает условия для саморазвития ребенка, в том числе - развития его познавательного интереса.
...
Изучив взгляды ученых на проблему познавательного интереса, можем сделать вывод о том, что выделяются такие стадии познавательного развития: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности, познавательная деятельность.
Познавательный интерес - это избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. В среднем дошкольном возрасте у ребенка проявляется интерес в поисковых действиях, направленных на получение новых знаний и впечатлений об окружающем мире. С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше тяготеет к познавательной деятельности. В познавательной деятельности развиваются и формируются познавательные интересы ребенка.
В среднем дошкольном возрасте познавательный интерес ребенка имеет следующие характеристики:
1. Интеллектуальный компонент: у ребенка происходит
дифференциация представлений об окружающем; появляется интерес к познанию явных и существенных свойств предметов и явлений; происходит усложнение и конкретизация познавательных вопросов.
2. Эмоционально-волевой компонент: у ребенка наблюдается
выраженная познавательная активность, которая требует стимулирования со стороны взрослого; иногда наблюдается проявление ситуативной самостоятельности; преодоление трудностей происходит в основном с помощью взрослого; начинает развиваться эмоционально-познавательное отношение к деятельности.
3. Деятельностный компонент: у ребенка развивается обращенность на постановку целей; развивается интерес к содержанию изучаемого объекта или явления; иногда отмечается ситуативное включение в диалог с партнером по познавательной деятельности; начинает проявляться интерес к различным способам решения задач.
Детское экспериментирование представляет собой активно- преобразующую деятельность детей, которая существенно изменяет исследуемые объекты, вызывая яркие эмоции детей, стимулируя интерес к предметам и явлениям окружающего мира, деятельности с ними. Основными условиями развития познавательного интереса в процессе экспериментирования являются: систематическое обогащение предметнопространственной среды новыми инструментами, объектами, материалами; целенаправленное создание взрослыми проблемных ситуаций доступных пониманию и поиску возможного выхода детьми; стимулирование самостоятельного экспериментирования детей с предпочитаемыми ими инструментами, объектами, материалами.
Экспериментальная часть нашей работы состояла из 3 этапов: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.
Исследование проходило на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска с сентября по апрель 2022 года.
В соответствии с выделенным компонентным составом познавательного интереса детей среднего дошкольного возраста: интеллектуальный, эмоциональный и деятельностный, были отобраны следующие методы и методики, позволяющие изучить их.
...
1. Аббасова Л.И. Психолого-педагогические основы
познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/psihologo-
pedagogicheskieosnovy poznavatelnyh-interesov-u-detey-starshego-doshkolnogo- vozrasta (дата обращения: 26.03.2022)
2. Абрамова Я.А. Психолого-педагогические условия организации поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Кемерово: МОУ ДОУ НМЦ, 2010
3. Арсеньева М.С. Значение детского экспериментирования для детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. 2012. №4. С. 54-57.
4. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: Автореф. дис. канд. пед. наук. СПб, 2005. 20 с.
5. Баранова Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. Спб: Речь, 2005. 121 с.
6. Березина Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного воспитания. 2013. № 8. С.192-195.
7. Вавилова И.Н. Психологические механизмы познавательного интереса. 2012. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка». URL: https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/psihologicheskie-mehanizmy-poznavatelnogo- interesa (дата обращения: 04.12.2021)
8. Веракса Н.Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2012. 180 с.
9. Выготский Л.С. Психология творчества. М.: Инфра-М, 2011. 487 с.
10. Галушкина С.В. Эксперимент как средство развития познавательного интереса дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2012. № 2. С. 123-125.
11. Горлова Н. Современные дошкольники. URL:
http://atena.ucoz.ru/publ/48-1-0-409 (дата обращения: 05.03.2022)
12. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. Спб: Питер, 2004. 207 с.
13. Давыдова О.И. Создание детского игрового ландшафта на территории ДОО // Справочник младшего воспитателя дошкольного учреждения. 2015. № 6. С. 51-57.
14. Денисова З.В. Механизмы эмоционального поведения ребенка. Ленинград: Изд-во Ленингр. Ун-та., 1978. 144 с.
15. Деркунская В.А. Игры-эксперименты с дошкольниками. М.: Центр педагогического образования, 2012. 60 с.
... всего 50 источников