ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1 Понятие коммуникативных умений в психологии 7
1.2 Развитие коммуникативных умений в младшем школьном возрасте 11
1.3 Особенности развития коммуникативных умений детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 15
Выводы по первой главе 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 20
2.1 Организация и методика проведения исследования 20
2.2 Анализ полученных результатов исследования коммуникативных умений
младших школьников с задержкой психического развития 22
Выводы по второй главе 33
ГЛАВА III. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 34
3.1 Теоретические основы формирующего этапа эксперимента 34
3.2 Содержание программы психологической коррекции коммуникативных
умений младших школьников с задержкой психического развития 38
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 47
Выводы по третьей главе 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 68
Актуальность. Коммуникация - общение, передача информации от человека к человеку - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем). Коммуникацией называется также сигнальные способы связи у животных.
Все люди способны к общению с самого рождения, это неотъемлемая часть жизни. Мы разговариваем с родными, друзьями, на учёбе, работе и так далее.
Впервые человек начинает коммуникацию сразу же после своего рождения при помощи крика, так утверждал Е. Е. Ляско. Прикосновения матери провоцируют коммуникативно-познавательную активность ребенка, которая стимулирует речевые реакции. Период оживления у ребёнка характеризуется гулением (первый - второй месяц жизни), когда ребёнок начинает воспроизводить гласные иногда в сочетании с согласными звуками. Далее развивается гуканье (третий месяц жизни) - тихие протяжные звуки. С пяти месяцев ребёнок уже может различать своих и чужих, с инициативы взрослого ребёнок начинает осуществлять направленную коммуникативную деятельность.
До шести месяцев ребёнок подражает взрослому. С шести месяцев ребёнок уже начинает понимать речь взрослого, может обратить свой взгляд на предмет, который назвала мама. В итоге в конце первого полугодия жизни у ребёнка развивается ситуативно-деловая форма общения. В конце первого года жизни ребёнок может воспроизводить простые, отдельные слова и звуки. До двух лет ребёнок развивает свои коммуникативные навыки только в кругу родных людей.
От двух до четырёх лет ребёнок начинает общение со сверстниками. Появляется интерес к взаимодействию с другими детьми. Преимущественно во время игры развивается словарный запас и эмоциональность в общении ребёнка.
От четырёх до шести лет ребёнок обладает уже хорошим словарным запасом, умеет достаточно грамотно излагать свои мысли. Активно продолжает развиваться межличностное общение со сверстниками.
В семь лет ребёнок поступает в школу. Его коммуникативные навыки уже достаточно хорошо развиты. Он сам способен решать с кем ему общаться, находить выход из затруднительных ситуаций и простраивать структурированный диалог. Но всё же коммуникативные навыки развиты не на высшем уровне и многому ещё предстоит научиться...
Коммуникация является фундаментом становления человека, как личности. С самого рождения мы начинаем приобретать навыки коммуникации, учимся говорить, выражать свои чувства и эмоции, выстраивать диалог с внешним миром. Без общения невозможно существовать в социуме.
Для детей с задержкой психического развития процесс овладения коммуникационными умениями наиболее сложен, чем для нормотипичных детей. Для младших школьников это особенный процесс, так как изначально они попадают в совершенно новую социальную среду и меняется их ролевая модель поведения. Для младших школьников, обучающихся в четвёртом классе важно находиться в контексте внешнего мира, для этого они должны овладеть достаточным уровнем общения, иначе могут возникнуть трудности при переходе в среднее звено, как личностного характера, так и учебного.
В ходе нашего исследования мы изучили научную и специальную психолого-педагогическую литературу, которая помогла разобраться с проблемой развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития.
Нами были подобраны методики, позволяющие выявить уровень развития коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития. При помощи этих методик была проведена первичная диагностика (констатирующий этап эксперимента) с учащимися четвёртых классов.
Результаты по методике «Рукавички» Галины Анатольевны Цукерман.
Дети контрольной группы показали следующие результаты: 50% детей показали высокий уровень работы в паре, они справились с поставленной задачей, в парах не возникало конфликтных ситуаций, дети смогли придти к единому мнению. 30% учеников справились с заданием на среднем уровне, кому-то потребовалась помощь педагога-психолога, рукавички в парах имели незначительные отличия, но ссор не возникало. И 20% не справились с заданием, дети не сумели договориться и не выполнили задание, рукавички получились совершенно разные, либо же дети вовсе не стали их раскрашивать.
По результатам данной методики в экспериментальной группе выявлено, что 40% детей справились с предложенным заданием и показали высокий уровень выполнения, это значит, что у этих пар получились эдентичные рукавички, дети пришли к полному согласию. 20% обучающихся показали средний уровень, это было выражено в слегка отличающихся узорах или техниках раскрашивания. И 40% детей не смогли выполнить задание и показали низкий уровень, учащиеся много ссорились при выборе материалов и узоров, не шли на контакт друг с другом и педагогом-психологом, кто-то вовсе отказался выполнять задание.
Результаты по методике Особенности межличностных отношений (ОМО) модификация Гузелии Рифкатовны Хузеевой были следующими: В контрольной группе - 50% относятся к совместной деятельности с кем-либо положительно, стремятся к ней. 20% детей настроены нейтрально, не стремятся к общению, но и не отвергают его. 30% учащихся проявляют негативное отношение к совместной деятельности и к общению в целом, у них не было желания к совместной деятельности, предпочитали делать всё самостоятельно...
1. Лето, Яна-Алекс Валерьевна «Психология: Понятие «общение» и
«коммуникация» в психологии» — Международный научный журнал «Молодой учёный» №12(116) / 2016
2. Ильин, В. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер, 2009. С. 14.
3. Бодалев, А. А., Ковалев, А. Г. Теоретические и прикладные проблемы психологии общения в трудах В. Н. Мясищева // Психологические исследования общения / под ред. Б. Ф. Ломова., А. В. Беляевой, В. Н. Носуленко. М.: Наука, 1985. С. 28.
4. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / под ред. В. А. Сластёнина. - М.: Академия, 2004.-264 с.
5. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.
6. Казанский, Н. Г., Назарова, Т. С. Дидактика (начальные классы). Н. Г.
Казанский, Т. С. Назарова. М.: Просвещение, 1978. 224 с.
7. Бодалев, А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е издание. Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. 256 с.
8. Цит. по: Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений. С. 29-33.
9. Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений; Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.
10. Рубцов, В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. / В.В. Рубцов. - М.: Просвещение - 1987. - С.78-89.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2017.
12. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001 - 460 с.
13. Общение детей в детском саду и семье. / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М. : Педагогика, 1990. - 152 с
14. Кузнецова, Л. В. Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. // М: 2002.-480с.
15. Слепович, Е. С., Полякова, А. М. Специальная психология. - Минск «Вышэйшая школа», 2021. - 527 с...60