ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЦЕССА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 7
1.1. Профессиональное самоопределение подростков как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Особенности профессионального самоопределения подростков группы риска 13 1.3 Технология индивидуального сопровождения процесса профессионального самоопределения в психолого-педагогической работе с подростками группы риска 19
Выводы по 1 главе 25
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦЕНТРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ 26
2.1 Диагностика готовности подростков группы риска к профессиональному
самоопределению 26
2.2 Реализация программы индивидуального сопровождения профессионального самоопределения подростков в условиях центра социальной помощи семье и детям
33
2.3. Анализ и интерпретация данных исследования 39
Выводы по 2 главе 43
Заключение 45
Список использованных источников 47
Актуальность исследования. Профессиональное самоопределение - это многомерный и многоступенчатый процесс, в ходе которого у подростка формируются склонности и личные предпочтения касательно системы разделения труда, существующей в социуме.
Выбор будущей профессии влияет на дальнейший образ жизни, судьбу старших школьников, поэтому представляет для них значимую проблему. Выбор профессии однозначно становится ценностью, которая в дальнейшем будет определять уровень доходов, качество жизни и положение в обществе и т.д. От этого будут зависеть показатели психического и физического здоровья, жизненные успехи. Вопросы будущего предназначения актуальны для современных школьников старшего подросткового возраста. Изменения, которые происходят сегодня в экономике, условия современной общественной жизни предъявляют к молодым людям требования - выбирать будущий профессиональный род деятельности и свой дальнейший жизненный путь. Такие умения должны быть сформированы еще в период обучения.
Выбор профессиональной деятельности всегда будет связан с собственными идеалами, ценностями и мировоззрением человека. Поэтому факт того, что подростки испытывают трудности в процессе профессионального и жизненного самоопределения является закономерным.
Многочисленными исследованиями подтверждено, что люди, которые правильно выбрали профессиональную деятельность, основываясь на своих интересах, склонностях и возможностях, дольше остаются в профессии и показывают достаточно высокие результаты.
В настоящее время организация профессионального самоопределения в общеобразовательных организациях отражается в следующих нормативно- правовых актах: Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [27]; Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [28].
Согласно 66 статье закона «Об образовании» среднее общее образование является направленным на «формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности» [28].
По итогам опроса, который в 2022 году провела образовательная компания Maximum Education, «42% школьников, учащихся в 11-м классе, на данный момент не определились с профессией и не знают, кем хотят стать в будущем. 30% отмечают, что уже выбрали своё призвание. 28% подростков считают, что планировать в текущей ситуации не стоит, так как жизнь слишком непредсказуема» [13].
Именно поэтому на данном этапе формирования личности необходимо уделить внимание социально-педагогическому сопровождению процесса профессионального самоопределения подростков, для того, чтобы научить их выявлять свои позитивные качества, объективно оценивать собственные силы, уметь использовать их для дальнейшего развития.
Выделенное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия, способствующие
профессиональному самоопределению подростков группы социального риска? С учетом выделенной проблемы можно конкретизировать выбор темы исследования: «Индивидуальное сопровождение процесса профессионального самоопределения подростков группы риска». В соответствии с которой были определены объект, предмет, цель и задачи исследования.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения подростков...
Проблема разработки и реализации психолого-педагогических условий индивидуального сопровождения подростков группы риска, способствующих формированию профессионального самоопределения подростков, является предметом исследования в нашей работе.
Изучив и проанализировав работы отечественных и зарубежных исследователей (С.Л. Рубинштейн, С.П. Крягжде, Е.А. Климов, А.Е. Голомшток, Н.С. Пряжников), под профессиональным самоопределением подростка группы риска будем понимать процесс выявления человеком того вида трудовой деятельности, в которой он хочет себя проявить, определения своих интересов и склонностей к этому виду деятельности, соответствующей адекватной системе представлений об этой профессии и личным особенностям человека. На это определение мы будем опираться в нашем исследовании.
Индивидуальная программа сопровождения - это своеобразный документ, в рамках которого решается конкретная проблема подростка, состоящий из алгоритма последовательных операций для достижения результата и критериев оценки успешности деятельности специалиста.
Для реализации исследования нами была разработана программа индивидуального сопровождения подростков группы риска на базе Краевого государственного бюджетного учреждения социального обслуживания «Центр социальной помощи семье и детям «Доверие». Участниками проекта стали 4 подростка в возрасте 15-16 лет.
Программа индивидуального сопровождения подростков группы риска в нашей работе имеет два блока: инвариантный и вариативный. В инвариантной части программы индивидуального сопровождения организация работы осуществляется по трем направлениям: формирование потребности в обоснованно
46 м профессиональном выборе, самостоятельности профессионального выбора, реалистичности профессиональных планов. В вариативной части программы индивидуального сопровождения работа была организованна с учетом индивидуа льных потребностей конкретного подростка группы риска.
Так были созданы следующие психолого-педагогические условия индивидуального сопровождения подростка группы риска:
1. Организация диагностического исследования потребности подростка группы риска в индивидуальном сопровождении;
2. Разработка и реализация программы индивидуального сопровождения процесса профессионального самоопределения подростка группы риска, направленной на восполнение выявленных дефицитов.
Позитивные изменения в знаниях каждого подростка с инвалидностью были достигнуты, в том числе, за счет большого количества практических занятий, которые были построены с учетом индивидуальных особенностей подростков. Благодаря реализации программы индивидуального сопровождения у каждого подростка группы риска появился устойчивый интерес к овладению знаний о содержании и условиях труда будущей профессии, ребята стали более активны и уверены в себе.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что апробация психолого-педагогических условий индивидуального сопровождения подростка группы риска в отношении четырех разноплановых случаев, позволяет сделать вывод об их результативности.
Таким образом, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута. Выдвинутая в начале исследования гипотеза нашла своё подтверждение.
1. Александровская Э. М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — М., 2002.
2. Батышев С.Я. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. -М., АПО. 1990. - 487с.
3. Беличева С.А. Социально-педагогическая поддержка детей и семей «группы риска». - М.: Педагогика, 2006. - 238 с.
4. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. -М.: Генезис, 2000. - 298 с.
5. Валеева Н.Ш., Фаттахова Г.З. Дети группы риска - актуальная проблема современного общества. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/deti- gruppy-riska- aktualnaya-problema-sovremennogo-obschestva/viewer (дата обращения: 21.04.2023)
6. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е.В. Воронина // Научно¬методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 4 (апрель). - С. 81-85.
7. Голомшток Е.А. Выбор профессионального самоопределения школьника. - М.: Педагогика, 2002. 160 с.
8. Климов Е.А. Как выбирать профессию / Е. А. Климов. - М.: Просвещение, 1990. 159 с.
9. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2012. 312 с.
10. Кондрат Е.Н. Профессиональное самоопределение подростков с асоциальным поведением / Е.Н. Кондрат // Педагогика.- 2004.- №3. с. 45-48
11. Миронова Т. А. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов к школе / Т. А. Миронова // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 659-662
12. Олиференко П.Л. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
13. Опрос: Российские одиннадцатиклассники столкнулись с проблемой
выбора профессии. URL: https://sk.ru/news/bolee-40-oproshennyh- odinnadcatiklassnikov-v-rossii-ne-opredelilis-s-vyborom-professii/ (дата обращения:
11.03.2023)
14. Пилецкая Л.С. Психологические особенности развития профессиональной мобильности личности / Л. С. Пилецкая // Молодой ученый. — 2014. — No3. — С. 798-801.
15. Пряжников Н. С. Профориентология / Н. С. Пряжников. - М. : Юрайт,
2016. - 405 с...32