Введение 3
Глава 1. Дидактические условия формирования коммуникативных учебных действий учащихся в процессе обучения физике.
1.1 Проблемы формирования коммуникативных учебных действий
учащихся в процессе обучения физике 5
1.2 Исследовательские задачи по физике, их дидактические функции и
классификация 13
1.3 Организация учебной деятельности учащихся по решению
исследовательских задач в процессе обучения физике 22
1.4 Формирование коммуникативных учебных действий при решении
исследовательских задач 34
Глава 2. Методика формирования и оценка уровня сформированности коммуникативных учебных действий учащихся при решении исследовательских задач
2.1 Уровни и критерии сформированности у учащихся коммуникативных учебных действий 39
2.2 Организация и результаты педагогического эксперимента по проверке эффективности методики формирования коммуникативных учебных действий учащихся при решении исследовательских задач в процессе обучения физике 46
Заключение 52
Библиография 54
Приложение 58
В соответствии с требованиями ФГОС и Фундаментального ядра содержания общего образования каждый выпускник школы должен обладать набором универсальных учебных действий, в состав которых входят коммуникативные, обеспечивающие обучающемуся самостоятельно осваивать новые знания, умения в условиях диалога и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. Коммуникативные учебные действия (КУД) «обеспечивают социальную компетентность и учёт позиций других людей, партнёра по общению или деятельности, умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умении интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие с ними» [42].
Актуальность проблемы. В условиях динамично развивающегося открытого информационного пространства выше сказанное получает особую актуальность, поскольку формирование КУД у обучающегося направлено на удовлетворение потребности общества в выпускнике способном самостоятельно мыслить, уметь видеть и творчески решать возникающие проблемы как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни, уметь работать с информацией, а также интерпретировать её различными способами, быстро овладевать и применять современные информационные технологии.
Успешное формирование коммуникативных учебных действий требует создание специальных учебных ситуаций, в которых процесс обучения будет проходить в атмосфере творческого поиска, а учебная деятельность будет увлекательной и интересной, способной пробудить у учащихся тягу к новым знаниям. На занятиях физики организация такого рода учебных ситуаций возможна через постановку ученика в условия исследователя, на место учёного или первооткрывателя, способного решать исследовательские задачи.
Педагогический эксперимент на первом этапе позволил выявить, что большая часть учащихся при выполнении заданий исследовательского типа демонстрируют недостаточно высокий уровень развития коммуникативных учебных действий, что позволило выделить проблему по формированию коммуникативных учебных действий на основе решения исследовательских задач.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных
учебных действий учащихся в процессе обучения физике.
Предметом исследования является формирование коммуникативных учебных действий учащихся при решении исследовательских задач
Цель исследования заключается в разработке системы исследовательских задач, направленных на формирование коммуникативных учебных действий и разработке соответствующего методического сопровождения.
Исходя, из цели исследования в работе были поставлены следующие задачи исследования:
• проанализировать по теме выпускной квалификационной работы научнометодическую и методическую литературу;
• выявить особенности развития коммуникативных учебных действий через исследовательскую деятельность;
• разработать систему исследовательских заданий , направленных на формирование у учащихся коммуникативных учебных действий в процессе обучения физике;
• провести педагогический эксперимент по теме исследования.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
• изучение и анализ педагогической и методической литературы, относящейся к проблеме формирования коммуникативных учебных действий в процессе обучения физике;
• анкетирование, наблюдение, анализ;
• моделирование комплекса исследовательских задач.
Работа представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы и приложениями.
В результате выполнения ВКР были решены следующие задачи:
о проанализированы по теме выпускной квалификационной работы научно-методическая и методическая литература;
о разработана система исследовательских заданий, направленные на формирование у учащихся коммуникативных учебных действий в процессе обучения физике;
о проведен педагогический эксперимент по проверки эффективности системы исследовательских заданий, направленных на формирование КУД в процессе обучения физике
Успешное формирование коммуникативных учебных действий возможно на основе системы исследовательских заданий, включающих сочетания разных учебно-познавательных видов деятельности. Наиболее оптимальное сочетание данных видов деятельности определяется для учащихся конкретного класса индивидуально на основе первичной диагностики уровней сформированности коммуникативных учебных действий.
Проведенное исследование показало, что современные школьники в основном имеют базовый уровень сформированности коммуникативных учебных действий, но применение разработанной системы заданий позволяет у большей части учащихся повысить этот уровень.
Отдельные результаты и материалы проведенного исследования могут быть использованы в учебном процессе средней образовательной организации на занятиях по физике с целью формированию коммуникативных учебных действий обучающихся.
По материалам выполненной работы были опубликованы две научные статьи, опубликованы в сборниках Международных научно-практических конференций (Международный научно-практический форум студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» г. Красноярск и международная научно-практическая конференция «Молодежь и наука XXI века: достижения и перспективы» г. Воронеж ).
В связи с тем, что педагогический эксперимент проводился только на двух классах (7 «Ш» и 9 «Б»), т.е. не была апробировано система заданий на большом количестве учащихся, то можно считать результаты относительно субъективными. В связи с чем, я намерена продолжить свое исследование при самостоятельной работе в школе в качестве учителя физики.
1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся//Управление начальной школой. - 2007. - №7.
2. Адольф В.А. профессиональная компетентность современного учителя: монография/В.А. Адольф.- Красноярск: КГУ, 1998. - 323 с.
3. Антипин И.Г. Экспериментальные задачи по физике в 6- 7 классах : пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1974. - 127 с.
4. Асмолов А.Г , Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя ; под ред. А.Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с.
5. Беликов, Б. С. Решение задач по физике. Общие методы [текст] / Б. С. Беликов.- М.: Высшая школа, 1986.-256 с.
6. Белянин В.А., Пурышева Н.С. УЧЕБНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ, /Инновации в образовании // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 5 (1), -30 с.
7. Бугаев А.И. Методика преподавания физики в средней школе [Текст]/
A. И. Бугаев - М: Просвещение, 1981г.
8. Виноградова Е.А. Методическая разработка на тему: Организация научной деятельности учащихся при обучении физике.URL : http://varg-bol.edu.yar.ru
9. Выгодский Л.С. Педагогическая психология/ Л.С. Выгодский; под ред.
B. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
10. Гин А., Кавтрев А. ИЗ ОПЫТА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ОТКРЫТЫХ ЗАДАЧ URL: http://www.trizway.com/art/practical/249.html].
11. Горев Л.А.. Занимательные опыты по физике в 6- 7 классах средней школы : Кн. Для учителя. 2- е изд. Перераб.- М. : “Просвещение”, 1985.- 175 с.
12. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Просвещение, 1989. - 156 с.
13.Загвязинский В.И. Теория обучения: современные интерпритация. Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб, заведений. - М.: Академия, 2001. - 192 с.
14. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И. А. Зимняя. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем
качества подготовки специалистов, 2004.
15.Зимняя И.А. педагогическая психология: учебник для вузов/ И.А. Зимняя. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. - 384 с.
... всего 49 источников