Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности

Работа №95585

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы73
Год сдачи2021
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
95
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 7
1.1. Определение основ коммуникативных учебных действий на современном этапе общего и специального образования 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с
умеренной умственной отсталостью с точки зрения специфики сформированности у них коммуникативных учебных действий 13
1.3. Особенности формирования коммуникативных учебных действий у
обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности 17
ГЛАВА 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 21
2.1. Характеристика базы исследования и контингента испытуемых 21
2.2. Обоснование выбора методик для определения уровня
сформированности коммуникативных учебных действий у испытуемых .. 31
2.3. Проведение констатирующего этапа эксперимента и анализ результатов 33
ГЛАВА 3. СОСТАВЛЕНИЕ И АПРОБАЦИЯ ПРОГРАММЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 37
3.1. Подбор материалов для составления программы по формированию
коммуникативных учебных действий посредством игровой деятельности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью 37
3.2. Составление программы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности и частичная её апробация 39
3.3. Методические рекомендации по дальнейшей апробации программы .. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 70

Содержание, способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. В системе современного образования формированию коммуникативных учебных действий отводится важная роль. Особую роль формирование коммуникативных умений представляет для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для данной категории общение является тем средством, с помощью которого он адаптируется к окружающему миру, учится жить в нем. До недавнего времени в России обучающимся с умеренной умственной отсталостью не оказывались образовательные услуги. Они находились в семьях или учреждениях Министерства социальной защиты населения [13, с. 90].
В настоящее время интерес к проблеме помощи обучающимся с умеренной умственной отсталостью значительно возрос. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Кроме того, в последние годы в большинстве регионов РФ открыты реабилитационные центры для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, работа с которыми требует наличия специальных пособий и методических разработок.
Проблема настоящего исследования заключается в сложности обеспечения коррекционно-образовательного процесса необходимыми учебно-методическими материалами для формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности [13, с. 92].
Таким образом, актуальность выбранной темы определяется:
- значимостью коммуникативных учебных действий для социализации индивидуума, в особенности для обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
- недостаточно полной и подробной проработкой содержания коррекционной работы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
- эффективностью использования игровой деятельности в процессе формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью;
- недостатком методик по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности.
Объект исследования - коммуникативные учебные действия у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
Предмет исследования - процесс повышения уровня сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности.
Целью работы является составление программы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности.
В соответствии с поставленной целью были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
2. В экспериментальных условиях определить уровень сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью (констатирующий этап эксперимента).
3. Составить программу по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности.
4. Частично апробировать составленную программу и проанализировать результаты.
5. Составить методические рекомендации в адрес учителей,
воспитателей и родителей по дальнейшей апробации программы.
6. Оформить результаты исследования в форме выпускной
квалификационной работы в соответствии с требованиями.
Методы исследования: анализ психологической, педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования, наблюдение; беседы с обучающимися; педагогический эксперимент.
Методики исследования:
1. «Рукавичка» (Г. А. Цукерман)
2. «Кто прав?» (Г. А. Цукерман)
База исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Богдановичская школа-интернат», реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений. В состав приложений вошли следующие материалы: тексты диагностических методик, протоколы обследования испытуемых, рисунки детей, конспект подгруппового занятия. Объём работы - 53 страницы машинописного текста, в списке источников и литературы - 40 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Концепция современного российского образования нацелена не только на приобретение обучающимися определенной суммы знаний, а, по большей части, на формирование базовых учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
В данной работе подробно рассматривался процесс формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности. Анализ теоретико-методологической литературы по данной теме, позволил определить содержание данного понятия. Итак, коммуникативные учебные действия включают в себя умения: вступать в контакт учитель - ученик, ученик - ученик, ученик - класс, учитель - класс; использовать принятые речевые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; принимать и обращаться за помощью; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.
Главным акцентом оценивания в работе стало определение уровня сформированности у обучающихся с умеренной умственной отсталостью такой составляющей коммуникативных учебных действий как взаимодействие, и, следовательно, для оценки сформированности данного навыка были выбраны соответствующие нашим требованиям методики:
1. Методика «Рукавичка» (Г.А. Цукерман) (Приложение 1).
2. Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман) (Приложение 2).
Целью первой методики («Рукавичка») является изучение отношений обучающихся со сверстниками и коммуникативных учебных действий. Вторая методика («Кто прав?») нацелена на выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
Содержанием формирующего этапа исследования стало составление проектной программы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности.
Особенность составленной программы заключается в том, что процесс формирования коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью не создает дополнительной психоэмоциональной нагрузки на обучающихся, а осуществляется в ходе игровой деятельности (зачастую еще ведущей у обучающихся данной категории даже в школьном возрасте), способствуя тем самым обогащению социально-личностного опыта обучающихся, преодолению их неуверенности, зажатости, эффективной отработке моделей речевых высказываний в различных ситуациях игрового взаимодействия.
После проведения формирующего эксперимента, у обучающихся с умеренной умственной отсталостью отметилась положительная динамика: сформировался положительный настрой на занятия, установился эмоциональный контакт как с педагогом, так и остальными обучающимися (стали «замечать» друг друга, понравилось выслушивать сверстника, демонстрировать «хорошие манеры» по отношению к другим обучающимся). Обучающиеся старались заслужить похвалу педагога, радовались собственным успехам. Значительные сдвиги наблюдались в использовании речевых средств коммуникации: обучающиеся стали более активно использовать речь (пока что зачастую шаблонные фразы, однако и это было прогрессом), ушла агрессивность, появилась заинтересованность. Обучающиеся стали стремиться проявлять взаимопомощь, попытки договориться, скоординировать работу в паре.
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод об эффективности составленной коррекционной программы по формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся с умеренной умственной отсталостью посредством игровой деятельности даже после частичной её апробации.



1. Агавелян, O. K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития: монография / О. К. Агавелян. - М. : Челябинск, 2003.-154 с.
2. Андреева, К. А. Коммуникативные способности дошкольников с умственной отсталостью / К. А. Андреева // Молодой ученый. - 2014. - № 2.- С. 715-718.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. - М., 2011. - 151 с.
4. Баряева, Л. Б. Подготовка к обучению грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. Б. Баряева, Е. Т. Логинова, Л. В. Лопатина. - СПб. : Союз, 2004. - 44 с.
5. Бойков, Д. И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности/ Д. И. Бойков. - СПб. : Каро, 2005. - 288 с.
6. Борисова, Е.С. Особенности и пути развития коммуникативных навыков младших школьников с нарушением интеллекта / Е. С. Борисова // Молодой ученый. - 2017. - № 21. - С. 382-385.
7. Виноградова, A. Д. К изучению межличностных отношений учащихся вспомогательной школы. Научные труды седьмой сессии дефектологии / А. Д. Виноградова.- М., 2005. - 184 с.
8. Воронова, A. П. Основы коммуникации. Программа развития личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / А. П. Воронова, Л. М. Шипицына. -СПб.:Образование, 2013. - 199 с.
9. Выготский, Л. С. Собрание сочинений:в 6-ти томах. Т. 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - М. : Просвещение, 1983. - 294 с.
10. Гаврилушкина, О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М., 1985. - 249 с.
11. Грибова, О. Е. Проблемы реализации коммуникативного подхода в обучении детей с тяжелой речевой патологией / О.Е. Грибова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2002. - № 2. - С. 20-25.
12. Дульнев, Г. М. Учебно-воспитательная работа во
вспомогательной школе / Г. М. Дульнев. - М., 1981. - 348 с.
13. Емельянова, И. А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И. А. Емельянова // Образование и наука. - 2008. - № 1. - С. 87¬94.
14. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 1. - С. 49-53.
15. Задумова, Н. П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью:дис. канд. пед. наук / Н. П. Задумова. - СПб., 2005. - 264 с.
16. Задумова, Н. П. Роль вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью во взаимодействии со сверстниками / Н. П. Задумова // Практическая психология и логопедия. - 2005. - № 1. - С. 44-46.
17. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды: в 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка / А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 275 с.
18. Казарцева, О. М. Культура речевого общения: теория и практика обучения / О. М. Казарцева. - М. : Флинта, 1999. - 495 с.
19. Карабанова, О. А. Универсальные учебные действия. Учимся
учиться / О. А. Карабанова. - 2010. - URL: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob no=12250 (дата обращения: 23.10.2020).
20. Кириллова, Е. В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дис. канд. пед. наук / Е. В. Кириллова. - М., 2001. - 202 с.
21. Кицул, Н. С. Формирование навыков коммуникации у детей со сложными и множественными дефектами / Н. С. Кицул, Л. В. Абрамова // Логопед. - 2005. - № 5. - С. 11-18.
22. Комарова, С. В. Активизация диалогической речи детей среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями / С. В. Комарова, Н. С. Ращупкина // Логопед. - 2006. - № 4. - С. 100-109.
23. Комарова, С. В. Коммуникативный подход в обучении учащихся с интеллектуальными нарушениями: из опыта работы / С. В. Комарова, Н. С. Ращупкина // Коррекционная педагогика. - 2005. - №3. - С. 47-52.
24. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. - М. : Педагогика, 1986. - 144 с.
25. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина. - М. : Инфра, 1997. - 384 с.
26. Лысова, М. С. Игровые формы работы с детьми, имеющими отклонения в развитии / М. С. Лысова // Современный детский сад: (методика и практика). - 2011. - № 3. - С. 62-67.
27. Мамаева, А. В. Формирование первоначальных
коммуникативных умений у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / А. В. Маева. - М., 2014. - 148 c.
28. Мамаева, А. В. Различия в средствах коммуникации у обучающихся младших классов с отсутствием общеупотребительной речи при умеренной и тяжелой умственной отсталости / А. В. Мамаева, Ю. Г. Чеберяк// Специальное образование. - 2016. - Вып. 4 (44). - С. 39-50.
29. Международная классификация болезней 10-го пересмотра. - URL:www.mkb10.ru (дата обращения: 20.10.2020).
30. Михеева, Е. А. Психолого-воспитательная поддержка развития способностей к продуктивному межличностному взаимодействию у подростков и юношей с лёгкой умственной отсталостью / Е. А Михеева // Дефектология. - 2007. - № 5. - С. 3-10.
31. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. - М.:Владос, 2007. - 181с.
32. Омарова, П. O. Проблема общения в олигофренопсихологии/ П. О. Омарова // Коррекционно-развивающее обучение. - Махачкала : ДГПУ, 2007. - C.85-86.
33. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря
2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». - URL:
https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/(дата обращения: 20.10.2020).
34. Смирнова, A. Н. Коррекционно-воспитательная работа учителя вспомогательной школы / А. Н. Смирнова. - М. : Просвещение, 2012. - 104 c.
35. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.
36. Хабарова, И. В. Оценка сформированности коммуникативных базовых учебных действий детей с умеренной умственной отсталостью / И. В. Хабарова, Т. М. Кознева, Л. В. Смирнова, П. А. Желнина. - М. : Академия, 2003. - 208 с.
37. Цукерман, Г.А. Методики психологического исследования /
Г. А. Цукерман. - URL:https://infourok.ru/metodika-rukavichki-ga-cukerman
(дата обращения: 20.10.2020).
38. Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей c нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.
39. Шипицына, Л. М. Развитие навыков общения у детей c умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л. М. Шипицына. - СПб., 2004. - 335 с.
40. Шипицына, Л. М. Исследование когнитивных особенностей невербальной коммуникации у детей с умственной отсталостью / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская. - СПб. : ИСПиП, 2007. - 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ