Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Работа №168158

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Мотивация учения младших школьников как психолого­педагогический феномен
1.1. Понятие мотивации в психологических
теориях 5
1.2. Психосоциальные особенности развития в младшем школьном
возрасте 14
1.3. Методы и приемы развития учебной мотивации в младшем школьном
возрасте 21
Глава 2. Исследование мотивации учения в младшем школьном возрасте
2.1. Диагностика мотивации учения младших
школьников 45
2.2. Организация формирующего эксперимента 54
Заключение 69
Список используемой литературы 73
Приложения 77

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. Отсюда следует, что проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. В качестве одного от таких средств, следует, па наш взгляд, рассматривать формирование у учеников уже с первых дней обучения в школе адекватную учебную мотивацию.
Известно, что научить - это дать учащимся знания, умения и навыки. Однако этого мало. Необходимо воспитать у него мотив, положительное отношение к получению этих знаний, умений и навыков. Школьная (учебная) мотивация, т.е. стремление, желание учиться выступает важным фактором получения образования.
Данная проблема лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения. Это означает, что здесь в поле внимания учителя оказывается не только осуществляемое школьником учение, но и происходящее в ходе учения развитие личности учащегося.
Проблема мотивации в психологии исследуется достаточно широко. Но, несмотря на большое количество исследований в этой области, а также обращения ряда авторов к изучению особенностей мотивации учения у младших школьников, данную проблему нельзя считать решенной во многих аспектах. Тем более, что результаты конкретных исследований нередко носят противоречивый характер.
Развитие мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Таким образом, данная выпускная квалификационная работа посвящена проблеме развития учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте. В ней определяются:
Цель исследования: выявить особенности учебной мотивации младших школьников и разработать проект «Школа Ломоносова», направленный на развитие учебной мотивации младших школьников.
Объект исследования: процесс развития учебной мотивации детей в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: метод проектов как средство развития учебной мотивации младших школьников.
Гипотеза: Мотивация в младшем школьном возрасте имеет следующие особенности: у большинства детей наблюдается низкий уровень мотивации, преобладают широкие социальные мотивы. Мы предполагаем, что метод проектов «Школа Ломоносова» будет способствовать развитию учебной мотивации.
Методы исследования: анализ теоретических знаний по изучаемой проблеме, анкетирование.
Задачи:
а) Изучить психолого-педагогическую литературу по изучаемой теме.
б) Выявить особенности в младшем школьном возрасте.
в) Провести констатирующий эксперимент и описать результаты.
г) Разработать проект «Школа Ломоносова».

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе дипломной работы по заявленной теме на основе поставленных задач были сделаны следующие выводы. Изучив психолого-педагогическую литературу по данной теме, можно сказать, что проблемой мотивации занимались еще древние ученые, их идеи нашли свое отражение и в современных теориях, которых на данный момент насчитывается не один десяток. Каждая из теорий имеет свои достижения и вместе с тем свои недостатки. И какой теории придерживаться при формировании мотивации каждый должен решить сам.
При анализе литературных источников мы определили основные понятия, которыми оперировали в своей работе: мотивация - это побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотив - побудительная причина, повод к какому-либо. действию. Под мотивационной сферой понимается качественное разнообразие мотивационных факторов - мотивов, потребностей, целей, представленных на каждом из уровней.
При выявлении особенностей младшего школьного возраста можно сказать, что этот период является наиболее ответственным этапом школьного детства. Учебная деятельность - ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций - и теоретических понятий. Основные достижения этого возраста обусловлены характером этой деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения: к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности.
Существенные изменения происходят во всех психических процессах ребенка, память приобретает черты произвольности, анализирующее восприятие перерастает в синтезирующее, появляются такие качества как дисциплинированность, целеустремленность, решительность, начинает развиваться теоретическое мышление, интенсивно развивается самосознание.
В системе мотивов, побуждающих младших школьников к учебной деятельности, главное место занимает значимость самого процесса учения как социально-ценной деятельности. Этот мотив определяет положительное отношение детей к деятельности даже в том случае, если она лишена для них непосредственного познавательного интереса. На основе этого можно сказать, что именно в этом возрасте очень важно привить ребенку интерес к учебной деятельности, повысить его мотивацию к учению.
Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации к данному виду деятельности. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у учащегося имеются сильные, яркие и глубокие мотивы, вызывающие желание действовать активно, преодолевать неизбежные затруднения, настойчиво продвигаясь к намеченной цели.
Учебная деятельность идет более успешно, если у учеников сформировано положительное отношение к учению, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а также, если у них воспитаны чувство ответственности и обязательности. Среди основных задач, стоящих в настоящее время перед школой и перед каждым учителем, нет другой, более важной и в то же время более сложной, чем задача формирования у учащихся положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, такой мотивации, которая побуждала бы их к упорной, систематической учебной работе. Ведь очевидно, что без такой мотивации деятельность ученика в учебно-воспитательном процессе будет неэффективной.
Поэтому формирование уже в начальных классах мотивов, придающих дальнейшей учебе ребенка значимый для него смысл, в свете которого его собственная учебная деятельность становилась бы для него сама по себе жизненно важной целью, а не только средством для достижения других целей (например, престижных или выполнения требований родителей и т.д.), является крайне необходимым, без чего дальнейшая учеба школьника может оказаться просто невозможной.
На основе этого следующей нашей задачей было проведение констатирующего эксперимента. В эксперименте принимали участие ученики 2 классов Шалинской СОШ в количестве 37 человек. На основе изученной литературе нами были выявлены следующие критерии и методики, с помощью которых мы определяли уровень сформированности каждого критерия: эмоциональное реагирование (Методика оценки уровня школьной мотивации Н.Лускановой), познавательная активность («Лесенка побуждений» Божович), доминирующие потребности (Методика исследования мотивации Гинзбурга).
По результатам констатирующего эксперимента мы сделали вывод, что у обоих групп испытуемых наблюдается преобладание социальных мотивов и средний уровень школьной мотивации, т.е. второклассники стремятся приобрести знания, чтобы быть полезным обществу, заслужить похвалу родителей, уважение своих товарищей.
Эмоциональное реагирование и познавательная активность развита на среднем уровне, а из доминирующих потребностей на первый план выходят социальные потребности, в то время как к концу второго класса должен выходить знаневый компонент, дети должны быть ориентированы на получение знаний. Поэтому мы предположили, что работа по формированию и развитию учебной мотивации будет эффективна в рамках проектной деятельности.
Согласно требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования важной компетенцией младшего школьника является «умение учиться», обеспечение личностной успешности, развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества. ФГОС впервые
фиксирует в правовых нормах те элементы новой школы, которые за много лет убедительно доказали свою практическую целесообразность. Инициативность и самостоятельность участников образовательного процесса становятся основным ценностно-целевым ориентиром Стандарта.
Основное отличие нового федерального образовательного стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты). Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно-деятельностный подход. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность. На основании этого в своей работе мы поставили задачу разработать проект «Школа Ломоносова». Наш проект включает в себя восемь тем из различных областей, каждая тема соответствует младшему школьному возрасту. Планируется, что в ходе выполнения проекта, учащиеся научаться самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, так же сформируются следующие общеучебные умения и навыки: рефлексивные, исследовательские, навыки оценочной самостоятельности, коммуникативные и презентационные умения.
По итогам написания дипломной работы считаем, что цель и задачи, поставленные во введении, реализованы на достаточном уровне.


1. Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М.: Просвещение, 1986. - 176 с.
2. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действияв
начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / - М.:
«Просвещение», 2008. - 151 с.
3. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать? - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.
4. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
5. Битянова М. Волшебные кнопки // Школьный психолог, 2004, №12
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968. - 398 с.
7. Бордин К.В. Чтобы ребёнок успешно учился. - М.: Педагогика, 1988. - 144 с.
8. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.
9. Васильев И.А. Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. - М.: 1980. - 192 с.
10. Востриков А.А. Проблема развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. - 2011. - № 13 (115).
11. Гольцова Л. "Я всегда иду в школу с радостью..." : динамика самооценки и познавательной мотивации детей 6-8-ми лет при разных стилях общения учителя // Учитель. - 2006. - № 1. - С. 50-54.
12. Врум В. Труд и мотивация. 1964. - 197 с.
13. Выготский JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Изд-во «Союз», 2004. - 24 с.
14. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. - 2007 - № 3. - С. 64-81. - Библиогр.: 4 назв.
15. Гончарик Л. В. Влияние групповой формы работы на формирование и развитие учебной мотивации // Нач. шк. - 2004. - № 11. - С. 45-49...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ