Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у младших школьников действия сравнения при изучении падежей имен существительных

Работа №168144

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы62
Год сдачи2018
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
§ 1. Сравнение как универсальное учебное действие 5
§ 2. Психолого-педагогические условия формирования действия сравнения у младших школьников 9
§ 3. Падежи имен существительных как лингвистическое понятие. Требования
ФГОС НОО к изучению падежей имен существительных 13
§ 4. Ошибки учащихся начальных классов при сравнении падежей, их причины 17
§ 5. Анализ дидактических материалов учебника с точки зрения исследуемой проблемы 21
§ 6. Методика обучения младших школьников сравнению падежей 31
§ 7. Экспериментальное изучение. Анализ результатов 42
Заключение 57
Список литературы 60

Морфология как один из важнейших разделов школьного курса русского языка представляет собой знание о слове и его составных частях. По определению В.В. Виноградова, морфология в русском языке - это учение о слове, то есть это наука, изучающая грамматические признаки слова. К ним относятся: принадлежность к части речи, изменяемость формы и
грамматическое значение [4].
Согласно ФГОС НОО, при изучении раздела морфологии учащиеся учатся классифицировать части речи, анализировать грамматические признаки заданных имен существительных, изменять существительные по числам, падежам и другое [25].
Одним из важных понятий данного раздела является категория падежа. Несмотря на разнообразие методик, приемов, использование информационных технологий, которые помогают доступно и красочно представить падежную систему, школьники младшего звена нередко испытывают трудности при определении склонений, написании падежных окончаний в именах существительных. Поэтому, на наш взгляд, важным является формирование у учащихся такого универсального логического действия, как сравнение, с помощью которого учащиеся учатся устанавливать черты сходства и различия объектов, разграничивать падежи имен существительных по определенным признакам.
Изучением падежей занимались многие ученые, лингвисты на протяжении столетий. Основателем учения о падежах традиционно считается Аристотель. Большое значение в учении о падежах сыграло сочинение «О восьми частях слова», которое собрало многие знания греческих лингвистов в одно целое, тем самым выделив 5 падежей. В дальнейшем изучением этой темы занимались такие ученые как Метелий Смотрицкий, Лаврентий Зизаний, М. В. Ломоносов, В. В. Виноградов и другие. Современная школьная система выделяет 6 падежей.
Объект исследования: процесс формирования действия сравнения у младших школьников (на материале темы «Падежи имен существительных»).
Предмет исследования: методические приемы формирования у младших школьников умения сравнивать падежи имен существительных.
Цель исследования: обоснование и разработка методики формирования умственного действия сравнения у детей младшего школьного возраста в процессе изучения падежей имен существительных.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме.
2. Выявить содержание, структуру и функции умственного действия сравнения, установить его место и роль в процессе изучения темы «Падежи имен существительных».
3. Определить методические требования к изучению падежей имен существительных.
4. Проверить у учащихся сформированность умения сравнивать падежи имен существительных.
5. Разработать комплекс заданий и упражнений для учащихся, направленный на формирование действия сравнения по теме «Падежи имен существительных».
Цель и задачи обусловили выбор методов:
- анализ учебников, методических пособий;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- проведение диагностики;
- обобщение результатов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тема «Падежи имен существительных» изучается младшими школьниками с 3 класса. Учащихся знакомят с падежами и их признаками, тем самым появляется необходимость в их разграничении, что не редко приводит к трудностям. В данной работе мы изучили такое познавательное логическое действие как сравнение (на материале изучения темы «Падежи имен существительных»). Действие сравнения необходимо учащимся уже в первом классе. Роль сравнения в начальной школе определяется тем, что многие понятия даются здесь впервые и усвоение их опирается преимущественно на систему более или менее известных родственных понятий, и даже не столько на их определение, сколько на сравнение реальных объектов. В результате сравнения выделяются признаки, значимые для раскрытия сущности понятия, находятся сходства и различия [35].
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выяснено, что познавательное универсальное действие сравнение способствует развитию логического мышления младших школьников. В своем формировании действие проходит шесть этапов, в результате которых действие автоматизируется.
Формирование данного действия мы рассматривали на материале изучения темы «Падежи имен существительных». В работе представлены данные о падеже как лингвистическом понятии, истории развития падежной системы. Изучив методическую литературу, мы выявили последовательность работы с падежами, требования ФГОС НОО по данной теме. При изучении падежей учащиеся изменяют имена существительные по падежам, определяют падеж существительных, работают с различением падежных и смысловых вопросов и принадлежностью имен существительных к склонению.
Изучив психолого-педагогическую литературу, мы перешли к практической части нашей работы. Нами было проведен констатирующий эксперимент в 3 «Б» классе гимназии № 53 города Пензы с целью проверки умения учащихся начальных классов сравнивать падежи имен существительных. В работах учащихся мы выявили наиболее типичные ошибки и их возможные причины. В результате было установлено, что не все учащиеся умеют различать падежи имен существительных.
Нами были проанализированы УМК по русскому языку по данной теме. Анализ показал, что основная работа с падежами ведется с 3 класса, в учебниках представлены задания с заданным признаком сравнения и без заданного признака. Все данные анализа мы разместили в таблицах. Заданий, где признак задан, содержится значительно больше. Проанализировав учебники, мы пришли к выводу, что в них присутствует недостаточное количество творческих, разноуровневых, занимательных упражнений. Исходя из этого, нами была проанализирована методическая литература с целью отбора подобных заданий по теме «Падежи имен существительных», составлены фрагменты уроков по сравнению падежей. Отобранные упражнения мы разместили в группы.
На этапе формирующего эксперимента мы включили составленную систему упражнений и фрагменты в уроки русского языка 3 «Б» класса. По завершении данного этапа нами был проведен контрольный эксперимент, на котором мы предложили учащимся выполнить задания первого этапа с измененным языковым материалом. Проанализировав работы, мы провели анализ ошибок. Результаты показали, что количество ошибок снизилось, учащихся, выполнивших всю работу без ошибок, стало в несколько раз больше, а тех, кто не справился с работой, не оказалось.
Полученные данные показали, что предложенная нами методика по работе с умением сравнивать падежи имен существительных считается эффективной. Учащиеся реже стали ошибаться в определении признаков, по которым один падеж отличается от другого, в различении Именительного, Родительного и Винительного падежей.
Таким образом, результаты показали, что для формирования у учащихся умения сравнивать падежи имен существительных необходимо создание ориентировочной основы этого действия, включение в уроки творческих, разноуровневых, интересных упражнений.



1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и
понятий (теория и практика обучения языкам) [Электронный ресурс] — М.: Издательство ИКАР. 2009.- Режим доступа:
http: //methodological terms .academic.ru/1917
2. Антохина В.А. Нестандартные задания по русскому языку: 3 класс. ФГОС (к новым учебникам) / В. А. Антохина. - М. : Издательство «Экзамен», 2017. - 95, [1] с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.
4. Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове): учеб. пособ. для студ. филол. спец. ун-тов. Изд-е 2-е. М.: Высш. школа, 1972. 614 с.
5. Гальперин П.Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов - 2-е изд. - М: КДУ, 2005. - 400с.
6. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учебное пособие для студентов факультета начальных классов и учащихся педагогических училищ / Н.Б. Истомина. - М.: «Просвещение». 2002 г. - 253с.
7. Касаткин Л. Л. , Клобуков Е. В., Крысин Л. П. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. заведений / Л. Л. Касаткин, Е. В. Клобуков, Л. П. Крысин и др.; Под ред. Л. Л. Касаткина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 768 с.
8. Крылова О. Н. КИМ ВПР. Русский язык. 4 класс. Контрольные измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС / О.Н. Крылова. - М. : Издательство «Экзамен», 2017. - 96 с.
9. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. «Современный русский литературный язык» М., 1988.
10. Люблинская А. А. Анализ и синтез в учебной работе младшего школьника. Ленинград: 2008 г. - 342с.
11. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.
12. Мали Л.Д. , Мали Н. А. Формирование у младших школьников универсального учебного действия планирования (на материале изучения темы «Состав слова») / Л.Д. Мали, Н. А. Мали // Формирование универсальных учебных действий у младших школьников: сб. науч. ст. / под общ. ред. Л.Д. Мали, Н. И. Наумовой. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2015 - С. 5 -
13. Мали Л. Д., Хлебникова А. Е. Формирование у младших школьников универсального учебного действия сравнения (на материале изучения темы «падежи имен существительных») / Л. Д. Мали, А. Е. Хлебникова // Гносеологические основы образования: международный сборник научных трудов, посвященный 90-летию со дня рождения профессора С.П. Баранова. - Елец: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, 2017. - 481 с.
14. Мымрина Д. Ф. К вопросу теории падежа / Д. Ф. Мымрина // Молодой ученый. — 2010. — №12. — С. 198-201.
15. Ожегов С. И. «Словарь русского языка»: 7000 слов / под ред. Н. Ю. Шведовой. - 23 - е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1990. - с. 917
...
36 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ