Введение 3
Глава 1. Анализ литературы по проблеме исследования 8
1.1. Понятие, причины, классификация интеллектуальных нарушений 8
1.2. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением
интеллекта 12
1.3. Современное состояние изучения проблемы зрительной и слуховой
памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением
интеллектуального развития 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением
интеллектуального развития 23
2.1. Организация, методы и методики исследования 23
2.2. Анализ результатов исследования 30
Выводы по второй главе 40
Глава 3. Психолого-педагогическая коррекция зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития 42
3.1. Научно - методологические подходы по коррекции и развитию зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с
нарушением интеллектуального развития 42
3.2. Программа психолого-педагогической коррекции памяти у детей
старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта 48
3.3. Контрольный эксперимент и его анализ 64
Выводы по третьей главе 74
Заключение 76
Список используемой литературы 79
Приложения 84
Актуальность исследования. На сегодняшний день наше общество сделало огромный шаг вперед в сфере развития и организации обучения. Особенно это хорошо прослеживается в отношении введенной инклюзии в общеобразовательный процесс. Дети с различными патологическими состояниями имеют возможность получать образование и психолого-педагогическую помощь в рамках не специализированных учреждений. Кроме того, данное нововведение является хорошей помощью как родителям, имеющим детей с ОВЗ, так и родителям у которых дети с нормой развития.
Интеллектуальные нарушения (далее может употребляться умственная отсталость - УО) - являются одним из самых распространенных патологических состояний. В общеобразовательных учреждениях детей с УО достаточно большое количество и им уделяется особое внимание. Нарушения интеллекта сопровождаются недоразвитием всех познавательных процессов. Как известно, данные функции активно формируются в дошкольном возрасте, следовательно, на дошкольных образовательных учреждениях лежит серьезная ответственность. Именно в ДОУ должны поспособствовать активному развитию и коррекции высших психических функций (ВПФ) у детей с УО.
Одной из базовых психических функций, таких как: восприятие, внимание, речь, ощущения, воображение, мышление, которые участвуют в развитии познавательной сферы , является память. У детей с нарушениями интеллекта она развита слабо. Слуховая и зрительная память формируется гораздо позднее, чем у детей с нормой интеллектуального развития, но ее важность для развития и усвоения полученных знаний остается одинаковой.
Среди отечественных и зарубежных специалистов, проблемой развития и формирования памяти занимались П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьев, И. И. Мамайчук, А. Р Лурия, С. Д. Забрамная, Д. Векслер и многие другие. Особенности памяти детей с нарушением интеллектуального развития изучали И. В. Белякова, В. Я. Василевская, А. В. Григонис, Г. М. Дульнев, X. С. Замский и ряд других ученых.
В начале 1930-х годов Л. В. Занков предложил разноплановое изучение памяти УО детей, охарактеризовав общее направление, этапы развития и условия. Им был сделан важный вывод: совершенствование памяти умственно отсталых детей старшего дошкольного возраста происходит, прежде всего, за счет развития ее высших функций...
Подводя итог всей работы, хочется отметить, что дети с интеллектуальными нарушениями - это особые дети, но они так же хотят к себе внимания, так же нуждаются в заботе и доброжелательном отношении, так же хотят жить полноценной жизнью, как дети с нормой развития. Они хотят и могут развиваться, у них так же формируются когнитивные процессы, происходят возрастные кризисы и переломы настроения, просто им нужно больше времени и усилий, нежели здоровым детям.
Проведя теоретический анализ основных понятий, обозначив классификацию нарушений интеллекта и основные причины возникновения, можно сказать, что дети с умственной отсталостью имеют серьезные патологические особенности в развитии, включая познавательную сферу, но все это поддается коррекции и в дальнейшем может быть успешно нивелировано, либо существенно упрощено.
Целью исследования было изучение и выявление особенностей зрительной и слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития и разработка психолого-педагогической программы по коррекции и развитию памяти у данной категории детей. Для этого был поставлен ряд задач, выполнение которых позволило сделать выводы.
Теоретическое исследование проблемы памяти у старших дошкольников с нарушением интеллектуального развития показало, что память давно изучаемый и исследуемый по сей день психический процесс. От уровня развития памяти зависит большая часть познавательной сферы ребенка, получение и накопление знаний и опыта. Мы исследовали зрительную и слуховую память детей выбранной нозологии 6 - 7 лет. В ходе теоретического анализа было выявлено, что слуховая память развита очень слабо в сравнении с зрительной памятью. Такова была и гипотеза эксперимента...
1. Александрова Н. А. Некоторые результаты клинического изучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. //Дефектология. - 2002. №6. С. 3 - 4.
2. Асмолов А. Г. Принципы организации памяти человека. Системно-деятельностный подход к изучению познавательных процессов: Учебно-методическое пособие. - М.: Академия. 1985. С. 23 - 27.
3. Астапов В. М. Дети с нарушениями развития / сост.
B. М. Астапов. - М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 44 - 50.
4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения: Пер. с англ./Общ. редакция Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломова. - М.: Прогресс, 1980.
C. 7 - 10.
5. Беляева О. Л. Образование лиц с ограниченными возможностями
здоровья: проблемы и решения современности: методические
рекомендации для начинающих специалистов / О. Л. Беляева, Е. Ю. Лёвина, Е. Ю. Мозякова, Е. В. Реди, А. Ф. Гох, А. В. Мамаева; отв. ред. Е. А. Черенёва. Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2015. С. 15 - 17.
6. Вайзман Н. П. Психомоторика умственно отсталых детей. М., 1997. С. 70 - 86.
7. Виноградова А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка. М.: Просвещение, 1985. С. 38 - 42.
8. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. С. 49 - 51.
9. Возрастные и индивидуальные различия памяти/под ред. А. А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967. С. 66 - 67.
10. Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте// Психология памяти/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - М.: ЧеРо, 1998. С. 47 - 52.
11. Выготский Л. С. Проблема умственной отсталости. Умственно отсталый ребенок. Под ред. Л. С. Выготского и И. И. Данюшевского. М.: Учпедгиз, 1935. С. 143 - 148.
12. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Практикум по креативной терапии. - СПб.: Речь, 2003. С. 157 - 160.
13. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики. / А. Н. Граборов М.: КлассикСтиль, 2005. С. 105- 107.
14. Голубев Э. А. Индивидуальные особенности памяти. - М. «Педагогика» 1980. С. 203 - 204.
15. Григонис А. В. Особенности развития памяти у тормозных олигофренов/ Исследование познавательных процессов детей- олигофренов: Сб. науч. тр. - М.: Изд. АПН СССР, 1987. С. 256 - 258...52