МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ
|
Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОВ 11-13 ЛЕТ 5
1.1 Содержание тренировочного процесса теннисистов на
этапе спортивной специализации 6
1.2 Понятие психологической подготовки в теннисе 21
1.3 Диагностика психологической готовности юного
теннисиста к соревнованиям 27
1.4 Методики и средства психологической подготовки
теннисистов в современных тренировочных программах 32
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 41
2.1 Организация исследования 41
2.2 Методы исследования 42
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 44
3.1 Выявление особенностей и структуры психологической
подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности 44
3.2 Анализ результатов внедрения экспериментальной
методики организации тренировок 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОВ 11-13 ЛЕТ 5
1.1 Содержание тренировочного процесса теннисистов на
этапе спортивной специализации 6
1.2 Понятие психологической подготовки в теннисе 21
1.3 Диагностика психологической готовности юного
теннисиста к соревнованиям 27
1.4 Методики и средства психологической подготовки
теннисистов в современных тренировочных программах 32
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 41
2.1 Организация исследования 41
2.2 Методы исследования 42
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 44
3.1 Выявление особенностей и структуры психологической
подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности 44
3.2 Анализ результатов внедрения экспериментальной
методики организации тренировок 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97
Актуальность данного исследования заключается в существующей проблеме недостаточности психологической подготовки теннисистов в юном возрасте. Проанализировав ситуацию на международной спортивной арене, можно увидеть, что успех юного спортсмена в большей степени определяется высоким уровнем организационной и методической спортивной работы, проводимой совместными усилиями тренера и спортсмена. Отсутствие базового комплексного раздела, направленного на работу с психологическим аспектом подготовки юного спортсмена, в действующей программе СДЮСШОР, приводит к отсутствию навыка саморегуляции психологических состояний юных спортсменов. Тем самым, перед тренерами обозначилась проблема подготовки детей к участию в соревнованиях на ранних этапах спортивных стартов, включая аспект психологической подготовки, которая могла бы обеспечить плавный прогресс и стабильный успех в соревновательной деятельности. К проблеме значимости психологической подготовки обращались такие люди как Скородумова А.П., Кондратьева Г.А., Диц С.Г., Рихтер И.К., Бикмуллина А.Р. и др. В их работах приводятся способы работы с юными спортсменами в вопросах психологической подготовки со стороны тренера, однако лишь небольшое количество педагогов использует данные методы. Проблема заключается в отсутствии психологической помощи и навыков психологической самопомощи у начинающих и юных спортсменов, которые занимаются на бюджетных основах, что связано с нехваткой кадров в области психологии или средств. Мы считаем, что это впоследствии способствует отсеиванию даже перспективных спортсменов, тем самым значительно сокращая процент высококвалифицированных спортсменов, успешно выступающих на соревнованиях высокого уровня. Наибольшее количество работ, напрямую описывающих методы работы с психологическими состояниями, принадлежат авторству иностранцев: Д. Лоэра, К. Брайент, М. Креспо и пр.
процесс психологической подготовки
теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Предмет исследования - методы психологической подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Цель исследования - разработке методов психологической подготовки теннисистов к соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности подготовки теннисистов 11-13 лет в большом теннисе
2. Выявить особенности психологической подготовки юных теннисистов
3. Разработать и апробировать методы психологической подготовки юных теннисистов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что предложенные нами методы психологической подготовки юных теннисистов позволят повысить их уровень психической подготовленности.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс подготовки юных теннисистов были включены предложенные нами в фитнес-клубе были применены методы психологической подготовки.
процесс психологической подготовки
теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Предмет исследования - методы психологической подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Цель исследования - разработке методов психологической подготовки теннисистов к соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности подготовки теннисистов 11-13 лет в большом теннисе
2. Выявить особенности психологической подготовки юных теннисистов
3. Разработать и апробировать методы психологической подготовки юных теннисистов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что предложенные нами методы психологической подготовки юных теннисистов позволят повысить их уровень психической подготовленности.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс подготовки юных теннисистов были включены предложенные нами в фитнес-клубе были применены методы психологической подготовки.
В настоящее время существует крайне мало работ, связанных с психологической подготовкой теннисистов 11-13 лет. Работы в данном
77
направлении чаще всего являются иностранными и труднодоступны для изучения. Наибольшее количество исследований принадлежит авторству спортивных психологов, в том числе, по теннисной специализации. В России такого рода кадры исчисляются десятками. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием общего понимания необходимости внедрения подготовки волевых качеств игрока, начиная с юного возраста, что связано со своего рода «элитарностью» данного вида спорта. Об этом свидетельствует отсутствие большой распространённости бюджетных обучающих учреждений по большому теннису в Красноярском крае. Предполагается, что каждый из игроков под контролем своего родителя, будет прорабатывать недостатки психологической готовности к выступлениям. Таким образом, нет базовых и общих рекомендаций к диагностике тренером состояния игрока в предматчевые периоды и обучению игроков тем или иным методикам саморегуляции.
Трёхстороннее анкетирование выявило ряд противоречивых проблем в аспекте психологической подготовки игроков 11-13 лет к соревнованиям. Стало очевидным, что отсутствие общей базы по психологии игры с рекомендуемой к изучению литературной, а также нормативной базы, приводит к отсутствию психологической подготовки, которая будет положительно сказываться на ходе развития теннисиста в соревновательном и тренировочном процессах. Наиболее очевидной проблемой оказалось присутствие на занятиях родителей.
Отсутствие единой системы подготовки приводит к логичному отсутствию какого-либо определённого подхода к психологической
подготовке игроков 11-13 лет. Данный возраст, как было отмечено в ходе работы, представляется весьма важным для дальнейшей спортивной карьеры теннисиста. Неупорядоченность структуры подготовки, а также особенности подросткового тенниса в России, приводят к вовлечению в тренировочный процесс родителей игроков. Родитель в виду отсутствия системности в данном направлении работы, желая улучшить показатели своего ребёнка на соревнованиях, внедряется в тренировочный процесс «с трибун», 78
комментируя игру теннисиста или выдавая советы. Такое отождествление себя с тренерским составом дезориентирует юного теннисиста, делает его менее сконцентрированным на указаниях реального тренера.
В ходе эксперимента экспериментальная группа, состоящая из трёх подгрупп, занималась под руководством тренеров, родители не допускались к присутствию на учебных занятиях. Для выявления промежуточных итогов, так как анализ глобальных изменений в поведении игроков на соревнованиях не представлялся возможным в ходе данной работе, мы провели второе анкетирование, своеобразную рефлексию, направленную на анализ и оценивание динамичных изменений в восприятии тренировочного процесса преподавателями и их подопечными. Обе стороны отмечали улучшения, связанные с налаживанием более тесной коммуникации и возросшим уровнем взаимопонимания. Тренеры и игроки отметили появившуюся расслабленность на занятии. Однако стоит отметить, что меньшая часть тренерского состава всё-таки отмечала «расхлябанность» в поведении вышедших из-под родительского контроля подростков. Тем нее менее, в целом стало очевидно, что присутствие родителей на тренировках является источником негативного влияния на теннисиста. В рамках дальнейших исследований предлагается продолжить изучать изменения, которые будут показаны теннисистами, длительное время занимающихся под контролем тренера, в ходе выступлений на соревнованиях.
Первичным шагом в совершенствовании методики психологической подготовки юных теннисистов считаем запрет допуска родителей на теннисные площадки. Дальнейшее обучение психологическим методикам саморегуляции своих подопечных зависит от тренерского состава, его взаимодействия с игроками, уровня заинтересованности и стремления улучшить спортивные результаты теннисистов.
77
направлении чаще всего являются иностранными и труднодоступны для изучения. Наибольшее количество исследований принадлежит авторству спортивных психологов, в том числе, по теннисной специализации. В России такого рода кадры исчисляются десятками. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием общего понимания необходимости внедрения подготовки волевых качеств игрока, начиная с юного возраста, что связано со своего рода «элитарностью» данного вида спорта. Об этом свидетельствует отсутствие большой распространённости бюджетных обучающих учреждений по большому теннису в Красноярском крае. Предполагается, что каждый из игроков под контролем своего родителя, будет прорабатывать недостатки психологической готовности к выступлениям. Таким образом, нет базовых и общих рекомендаций к диагностике тренером состояния игрока в предматчевые периоды и обучению игроков тем или иным методикам саморегуляции.
Трёхстороннее анкетирование выявило ряд противоречивых проблем в аспекте психологической подготовки игроков 11-13 лет к соревнованиям. Стало очевидным, что отсутствие общей базы по психологии игры с рекомендуемой к изучению литературной, а также нормативной базы, приводит к отсутствию психологической подготовки, которая будет положительно сказываться на ходе развития теннисиста в соревновательном и тренировочном процессах. Наиболее очевидной проблемой оказалось присутствие на занятиях родителей.
Отсутствие единой системы подготовки приводит к логичному отсутствию какого-либо определённого подхода к психологической
подготовке игроков 11-13 лет. Данный возраст, как было отмечено в ходе работы, представляется весьма важным для дальнейшей спортивной карьеры теннисиста. Неупорядоченность структуры подготовки, а также особенности подросткового тенниса в России, приводят к вовлечению в тренировочный процесс родителей игроков. Родитель в виду отсутствия системности в данном направлении работы, желая улучшить показатели своего ребёнка на соревнованиях, внедряется в тренировочный процесс «с трибун», 78
комментируя игру теннисиста или выдавая советы. Такое отождествление себя с тренерским составом дезориентирует юного теннисиста, делает его менее сконцентрированным на указаниях реального тренера.
В ходе эксперимента экспериментальная группа, состоящая из трёх подгрупп, занималась под руководством тренеров, родители не допускались к присутствию на учебных занятиях. Для выявления промежуточных итогов, так как анализ глобальных изменений в поведении игроков на соревнованиях не представлялся возможным в ходе данной работе, мы провели второе анкетирование, своеобразную рефлексию, направленную на анализ и оценивание динамичных изменений в восприятии тренировочного процесса преподавателями и их подопечными. Обе стороны отмечали улучшения, связанные с налаживанием более тесной коммуникации и возросшим уровнем взаимопонимания. Тренеры и игроки отметили появившуюся расслабленность на занятии. Однако стоит отметить, что меньшая часть тренерского состава всё-таки отмечала «расхлябанность» в поведении вышедших из-под родительского контроля подростков. Тем нее менее, в целом стало очевидно, что присутствие родителей на тренировках является источником негативного влияния на теннисиста. В рамках дальнейших исследований предлагается продолжить изучать изменения, которые будут показаны теннисистами, длительное время занимающихся под контролем тренера, в ходе выступлений на соревнованиях.
Первичным шагом в совершенствовании методики психологической подготовки юных теннисистов считаем запрет допуска родителей на теннисные площадки. Дальнейшее обучение психологическим методикам саморегуляции своих подопечных зависит от тренерского состава, его взаимодействия с игроками, уровня заинтересованности и стремления улучшить спортивные результаты теннисистов.
Подобные работы
- Развитие координационных способностей у детей в возрасте 11-13 лет занимающихся гребным слаломом
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТАКТИЧЕСКИХ ВАРИАНТОВ ИГРЫ В НАСТОЛЬНОМ ТЕННИСЕ НА РАННИХ СТАДИЯХ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ (на примере теннисистов 11 - 13 лет)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Упражнения для развития координационных способностей у детей 7-9 лет, занимающихся бадминтоном на этапе начальной спортивной подготовки
Курсовые работы, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2021 - Особенности развития физических качеств детей 8-9 лет, занимающихся настольным теннисом
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Методические основы физической и технико-тактической подготовки команды волейболистов Дзун-Хемчикского района
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ДИНАМИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ХОККЕИСТОВ 7-9 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - МОТИВАЦИОННАЯ И ЦЕННОСТНАЯ СФЕРЫ
У ДЕТЕЙ - СПОРТСМЕНОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Исследование влияния средств общей и специальной физической подготовки на уровень подготовленности у мальчиков 8-9 лет, занимающихся настольным теннисом
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие скоростно-силовых способностей у теннисистов на этапе углубленной специализации в ДЮСШ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016





