Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ 11-13 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

Работа №168102

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы104
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ТЕННИСИСТОВ 11-13 ЛЕТ 5
1.1 Содержание тренировочного процесса теннисистов на
этапе спортивной специализации 6
1.2 Понятие психологической подготовки в теннисе 21
1.3 Диагностика психологической готовности юного
теннисиста к соревнованиям 27
1.4 Методики и средства психологической подготовки
теннисистов в современных тренировочных программах 32
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ... 41
2.1 Организация исследования 41
2.2 Методы исследования 42
ГЛАВА 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
ТЕННИСИСТОВ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ 44
3.1 Выявление особенностей и структуры психологической
подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности 44
3.2 Анализ результатов внедрения экспериментальной
методики организации тренировок 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 90
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 92
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 94
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 96
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 97

Актуальность данного исследования заключается в существующей проблеме недостаточности психологической подготовки теннисистов в юном возрасте. Проанализировав ситуацию на международной спортивной арене, можно увидеть, что успех юного спортсмена в большей степени определяется высоким уровнем организационной и методической спортивной работы, проводимой совместными усилиями тренера и спортсмена. Отсутствие базового комплексного раздела, направленного на работу с психологическим аспектом подготовки юного спортсмена, в действующей программе СДЮСШОР, приводит к отсутствию навыка саморегуляции психологических состояний юных спортсменов. Тем самым, перед тренерами обозначилась проблема подготовки детей к участию в соревнованиях на ранних этапах спортивных стартов, включая аспект психологической подготовки, которая могла бы обеспечить плавный прогресс и стабильный успех в соревновательной деятельности. К проблеме значимости психологической подготовки обращались такие люди как Скородумова А.П., Кондратьева Г.А., Диц С.Г., Рихтер И.К., Бикмуллина А.Р. и др. В их работах приводятся способы работы с юными спортсменами в вопросах психологической подготовки со стороны тренера, однако лишь небольшое количество педагогов использует данные методы. Проблема заключается в отсутствии психологической помощи и навыков психологической самопомощи у начинающих и юных спортсменов, которые занимаются на бюджетных основах, что связано с нехваткой кадров в области психологии или средств. Мы считаем, что это впоследствии способствует отсеиванию даже перспективных спортсменов, тем самым значительно сокращая процент высококвалифицированных спортсменов, успешно выступающих на соревнованиях высокого уровня. Наибольшее количество работ, напрямую описывающих методы работы с психологическими состояниями, принадлежат авторству иностранцев: Д. Лоэра, К. Брайент, М. Креспо и пр.
процесс психологической подготовки
теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Предмет исследования - методы психологической подготовки теннисистов 11-13 лет к соревновательной деятельности.
Цель исследования - разработке методов психологической подготовки теннисистов к соревновательной деятельности.
Задачи исследования:
1. Провести анализ научно-методической литературы и выявить особенности подготовки теннисистов 11-13 лет в большом теннисе
2. Выявить особенности психологической подготовки юных теннисистов
3. Разработать и апробировать методы психологической подготовки юных теннисистов.
Гипотеза исследования: мы предположили, что предложенные нами методы психологической подготовки юных теннисистов позволят повысить их уровень психической подготовленности.
Научная новизна: впервые в тренировочный процесс подготовки юных теннисистов были включены предложенные нами в фитнес-клубе были применены методы психологической подготовки.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время существует крайне мало работ, связанных с психологической подготовкой теннисистов 11-13 лет. Работы в данном
77
направлении чаще всего являются иностранными и труднодоступны для изучения. Наибольшее количество исследований принадлежит авторству спортивных психологов, в том числе, по теннисной специализации. В России такого рода кадры исчисляются десятками. Это объясняется, в первую очередь, отсутствием общего понимания необходимости внедрения подготовки волевых качеств игрока, начиная с юного возраста, что связано со своего рода «элитарностью» данного вида спорта. Об этом свидетельствует отсутствие большой распространённости бюджетных обучающих учреждений по большому теннису в Красноярском крае. Предполагается, что каждый из игроков под контролем своего родителя, будет прорабатывать недостатки психологической готовности к выступлениям. Таким образом, нет базовых и общих рекомендаций к диагностике тренером состояния игрока в предматчевые периоды и обучению игроков тем или иным методикам саморегуляции.
Трёхстороннее анкетирование выявило ряд противоречивых проблем в аспекте психологической подготовки игроков 11-13 лет к соревнованиям. Стало очевидным, что отсутствие общей базы по психологии игры с рекомендуемой к изучению литературной, а также нормативной базы, приводит к отсутствию психологической подготовки, которая будет положительно сказываться на ходе развития теннисиста в соревновательном и тренировочном процессах. Наиболее очевидной проблемой оказалось присутствие на занятиях родителей.
Отсутствие единой системы подготовки приводит к логичному отсутствию какого-либо определённого подхода к психологической
подготовке игроков 11-13 лет. Данный возраст, как было отмечено в ходе работы, представляется весьма важным для дальнейшей спортивной карьеры теннисиста. Неупорядоченность структуры подготовки, а также особенности подросткового тенниса в России, приводят к вовлечению в тренировочный процесс родителей игроков. Родитель в виду отсутствия системности в данном направлении работы, желая улучшить показатели своего ребёнка на соревнованиях, внедряется в тренировочный процесс «с трибун», 78
комментируя игру теннисиста или выдавая советы. Такое отождествление себя с тренерским составом дезориентирует юного теннисиста, делает его менее сконцентрированным на указаниях реального тренера.
В ходе эксперимента экспериментальная группа, состоящая из трёх подгрупп, занималась под руководством тренеров, родители не допускались к присутствию на учебных занятиях. Для выявления промежуточных итогов, так как анализ глобальных изменений в поведении игроков на соревнованиях не представлялся возможным в ходе данной работе, мы провели второе анкетирование, своеобразную рефлексию, направленную на анализ и оценивание динамичных изменений в восприятии тренировочного процесса преподавателями и их подопечными. Обе стороны отмечали улучшения, связанные с налаживанием более тесной коммуникации и возросшим уровнем взаимопонимания. Тренеры и игроки отметили появившуюся расслабленность на занятии. Однако стоит отметить, что меньшая часть тренерского состава всё-таки отмечала «расхлябанность» в поведении вышедших из-под родительского контроля подростков. Тем нее менее, в целом стало очевидно, что присутствие родителей на тренировках является источником негативного влияния на теннисиста. В рамках дальнейших исследований предлагается продолжить изучать изменения, которые будут показаны теннисистами, длительное время занимающихся под контролем тренера, в ходе выступлений на соревнованиях.
Первичным шагом в совершенствовании методики психологической подготовки юных теннисистов считаем запрет допуска родителей на теннисные площадки. Дальнейшее обучение психологическим методикам саморегуляции своих подопечных зависит от тренерского состава, его взаимодействия с игроками, уровня заинтересованности и стремления улучшить спортивные результаты теннисистов.


1. Амплеева В.В., Воронкова Е.В., Меркулова И.В., Калимуллина
О.А. Воспитание волевых качеств теннисистов 12 - 14 лет в подготовительном периоде // Казанский педагогический журнал. 2020. В. 6. С. 286-288.
2. Ахмеров В.Я. Анализ эффективности действий юных теннисистов в ситуациях разной критичности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. В. 3. С. 19-24.
3. Бабичев И.В. Психологическая подготовка теннисистов: учебно- метод. пособие. Казань: ООО «Олитех», 2017. - 83 с.
4. Барчукова Г.В. Формирование технико-тактического мастерства в индивидуально-игровых видах спорта (на примере настольного тенниса): автореф. дис . . . доктора пед. наук. 13.00.04. 1995. - 387 с.
5. Белиц-Гейман С.П. Искусство тенниса. Москва: ФиС, 1971. -
255 с.
6. Биктина С. Я., Усцелемов С. В. Психологическая подготовка к соревнованиям студентов-разрядников в отделении легкой атлетики // Физическая культура и спорт в системе образования: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. Красноярск: СФУ, 2010. С. 18-25.
7. Бочарова О.С., Конеева Е.В. Теннис: учебное пособие. Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2005. - 114 с.
8. Взаимодействие тактики и техники. - Т екст: - электронный. - URL: http://tennisclub-fenix.ru/alltennis/shkola/taktika/ (дата обращения: 29.06.2023).
9. Воскресенская Е. В., Мельник Е. В., Кухтова Н. В. Психология страха и тревоги в спортивной деятельности (теория и практика). Витебск: ВГУ, 2015. - 53 с.
10. Всеволодов И.В. Технические средства в занятиях теннисистов. Санкт-Петербург, 1979.
11. Высочина Н.Л., Мацук Т.Б. Индивидуализация психологической подготовки и ее значимость на разных этапах многолетнего совершенствования в теннисе // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2015. В. 8.
12. Гэллуэй Т. Теннис: психология успешной игры. Москва: Олимп- бизнес, 2015. - 208 с.
13. Голенко В.А., Скородумова А.П., Тарпищев Ш.А. Академия
тенниса. М.: Дедалус, 2002. - 237 с.
14. Дворкин, Л. С. Тяжёлая атлетика и возраст: научно­
педагогические основы системы многолетней подготовки юных единоборцев. Свердловск: Изд-во Уральского университета, 2009. - 200 с.
15. Дерябина Г.И. Краткий курс лекций по спортивной психологии. Томск, 2011....58


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ