ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность мышления. Логические операции мышления 7
1.2 Структура и содержание универсальных учебных действий 25
1.3 Способы формирования логических действий у младших
школьников 31
ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ 38
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.
2.1. Диагностика развития логического мышления у младших школьников 39
2.2 Комплекс математических заданий на формирование логических
универсальных учебных действий 48
ВЫВОДЫ ПО II ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Мышление человека - одна из самых интереснейших и сложных проблем. Вопрос о том, что такое мышление и какова его роль в познании, труде, жизни, интересовал человечество с давних пор.
Эту проблему изучали многие талантливые и выдающиеся психологи, педагоги, философы. Платон (4 в. до н.э.) подчеркивал, что роль разума в том и состоит, чтобы примирить порывы двух иррациональных частей души (выражаясь языком современной психологии - высшей и низшей мотивации), т.е. снять мотивационный конфликт в поведении человека. с тех пор проблема мышления находилась в поле внимания учёных, причём чаще всего именно мышление (разум) рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность.
Многие психологи занимались проблемой развития мышления младших школьников, среди них можно выделить А.В.Петровского, Зака А.З., Немова Р.С., Тихомирову Л.Ф., Басова А.В., Эльконина Д.Б. и многих других.
По мнению психологов, младший школьный возраст является благоприятным периодом развития мышления.
Развитие мышления приводит к качественной перестройке памяти, внимания, восприятия, превращая их в регулируемые произвольные процессы.
На сегодняшний день целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Новый образовательный стандарт особое внимание уделяет учебным универсальным действиям.
Под термином универсальные учебные действия в широком смысле понимают умение учиться, а в более узком - совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию процесса.
Концепция развития универсальных учебных действий (УУД) разработана на основе системно-деятельностного подхода, который основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
На важность формирования у младших школьников общеучебных умений указывали Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, H.A. Лошкарева, A.A. Люблинская, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Отдельные виды общеучебных умений и методику их формирования рассматривали Д.В. Воровщиков, Г.К. Селевко, Д.В. Татьянченко, A.B. Усова и др.
Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Познавательные универсальные действия это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Они делятся на общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблемы.
В рамках образовательного стандарта нового поколения под логическими действиями понимается: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и не существенных), составление целого из частей (синтез), выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, а также выведение следствий и установление причинно - следственных связей.
Логические универсальные действия являются одним из факторов развития логического мышления.
Как нам кажется, развитие логического мышления не возможно без формирования логических действий.
Логическое мышление заключается в умении и способности производить логические действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
Научившись анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, выявлять их сходство и различие, проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям), устанавливать причинно - следственные связи, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах, обобщать, ребенок овладеет основными логическими операциями, а значит, научится мыслить.
...
Мышление является высшей формой познавательной деятельности человека, позволяющей отражать окружающую действительность
обобщенно, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями, выделяют наглядно-действенное; конкретнообразное; словесно-логическое мышление.
В младшем школьном возрасте дети обладают наглядно - действенным мышлением, словесно-логическое мышление не достаточно развито. Эксперимент показал, что большой процент испытуемых третьеклассников находится на низком уровне развития логического мышления (47%), на среднем уровне - 37% и только 16% респондентов имеют высокий уровень логического мышления
Из всех логических операций хуже всего развито абстрагирование, сравнение, обобщение, т.е. слабо развито умение выделять существенные, и несущественные признаки объектов, умение составлять целое из частей, умение абстрагироваться.
В качестве критериев логического мышления брали сформированность действий анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения и абстрагирования. Для определения уровня развития логического мышления воспользовались методикой Л.Ф Тихомировой, адаптированной для детей младшего школьного возраста.
Известно достаточно много способов формирования логического мышления. Мы предлагаем дальнейшее развитие логического мышления осуществлять через комплекс заданий, направленный на
совершенствование логических учебных действий анализа и синтеза, сравнения, классификации, абстрагирования.
1. Алейникова И.Т. Тяжело, но интересно: Внедрение новых стандартов [Текст] / И.Т. Алейникова // Управление школой. - 2013. - №11. - С.38
40.
2. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников. - М.: Педагогика, 1984.- 312с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: пособие для учителя/ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская/ под ред.А.Г. Асмолова, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 153с.
4. Бабкина, Н.В. Использование игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. - 1998.-№4.-56с.
5. Балк, М.Б. Математика после уроков [Текст]: пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. - М: Просвещение, 1671. - 462с.
6. Бокарева Л.Д. Приемы активации познавательной деятельности учащихся // Начальная школа. 1982. №5.
7. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
8. Бордовская, Н. В. Педагогика [Электронный ресурс]: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
9. Вайс В. Перспективное планирование воспитательной работы в начальной школе // Воспитание школьников. - 2005.
10. Воровщиков С. Г., Е. В. Орлова. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения - М: Прометей, 2012. -38 с.
11. Выготский, Л.С. Педагогическая психология.- М.: Педагогика, 1991.
12. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. - М.: Просвещение, 1991.- 96с.
13. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки // Воспитание школьника, 2002. - №2.с 22-34.
14. Гельфанд М.Б. Внеклассная работа по математике в восьмилетней школе / М.Б. Гельфанд. - М: Просвещение, 1992. - 208с.
15. Гришкова Г.Н., Юсубова И.Б. Развитие познавательного интереса школьника в игровой деятельности // Начальная школа - 2004 - №11 с.41 -45.
... всего 63 истчников