Реферат 2
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования лидерских качеств у обучающихся среднего школьного возраста 10
1.1. Феномен лидерства как социально-психологическая и педагогическая
проблема 10
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся среднего
школьного возраста 28
1.3. Урок физической культуры как основа развития лидерских качеств
обучающихся среднего школьного возраста 37
Выводы по первой главе 41
Глава 2. Процесс формирования лидерских качеств у подростков на уроках физической культуры 43
2.1. Диагностика уровня сформированности лидерских качеств
обучающихся 43
2.2. Реализация программы по формированию лидерских качеств
обучающихся 49
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию лидерских
качеств обучающихся 57
Выводы по второй главе 61
Заключение 63
Список используемых источников 67
Приложения 72
Актуальность исследования. Проблема совершенствования школьного спортивного образования, несмотря на повышенное внимание к ней со стороны ведущих ученых и учителей-новаторов, остается одной из самых актуальных в общеобразовательных школах.
В последнее время все чаще говорят о физической культуре не только как о самостоятельном явлении, но и как об устойчивой личности. Тем не менее феномен физической культуры индивида до конца не изучен. Теория физической культуры личности создала предпосылку для переоценки ценностей и содержания существующей системы физического воспитания. Однако она далеко не полностью используется при решении проблем физического воспитания школьников.
Подростковый возраст является наиболее благоприятным для формирования лидерских качеств, так как в этом возрасте формируются стабильное поведение, черты характера, способы эмоционального реагирования, возрастает потребность в общении, возрастает интерес к собственному «Я», желание познать себя, свои способности, способности, это пора достижений, быстрого развития знаний, умений, обретение новых социальных позиций[10, 15].
Большой потенциал в формировании лидерских качеств имеет учебный предмет "физическая культура". Разнообразные физические упражнения не только улучшают физическую подготовку обучающихся, но и способствуют эмоциональной и волевой сфере, личным качествам, необходимым для лидера.
Данные исследований свидетельствуют о том, что современной наукой разработаны различные аспекты интересующей нас проблемы. Вместе с тем остаются открытыми многие вопросы, связанные с явлением лидерства. На наш взгляд, мало изучен феномен лидерства в современной образовательной организации. Анализ теоретических и научно-практических источников показал, что эффективное формирование лидерских качеств обучающихся не рассматривалось как отдельная теоретическая и практическая проблема. Выявленные на основе анализа научной литературы аспекты, позволили сформулировать следующие противоречия:
- между востребованностью эффективных лидеров в современной
социально-экономической жизни общества и недостаточной разработанностью организационных и методических аспектов проблемы формирования лидерских качеств у обучающихся;
- между возможностью формирования лидерских качеств у
обучающихся для их самореализации в жизни общества и неготовностью педагогов, в том числе и учителей физической культуры, в теоретическом плане и практическом отношении к выявлению и формированию лидерских качеств у своих учеников;
- между требованием создания условий для развития лидерства в
образовательной организации и отсутствием соответствующей программы для формирования лидерских качеств у обучающихся на уроках физической культуры.
В диапазоне этих противоречий проблема исследования заключается в поиске средств формирования лидерских качеств обучающихся на занятиях физической культурой.
Тема исследования: «Формирование лидерских качеств обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и в опытно-экспериментальной работе проверить результативность программы формирования лидерских качеств обучающихся среднего школьного возраста на занятиях физической культурой.
...
Для обучающихся среднего школьного возраста характерен поиск собственного "я", в этом возрасте они вырабатывают собственные убеждения и формируют взгляды. Формируется индивидуальный стиль интеллектуальной деятельности. Подростки начинают проявлять лидерские качества, они предъявляют высокие требования к себе и своему окружению и таким образом пытаются изменить свою жизнь. Для детей в этом возрасте общение со сверстниками становится необходимым, это дает возможность выражать, делиться эмоциями, а также формирует нормы и правила поведения в обществе. В этом возрасте возникает необходимость выделить группу подростков, группу, в которой его поймут, оценят, возьмут пример. Группы подростков обычно имеют определенное поведение, которое определяет их собственный индивидуальный сленг и взгляды. Поэтому в этот период взросления важно развивать лидерские качества учащихся, благодаря развитию этих качеств ученик принимает самостоятельные решения, выходит из тени и становится индивидуальной личностью.
Лидер-это авторитетный человек, который может руководить людьми, объединенными общей идеей. Лидер обладает рядом врожденных и приобретенных лидерских качеств, которые со временем приобретают устойчивый характер и формируют личность человеческого лидера.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме развития лидерских качеств обучающихся среднего школьного возраста, мы выявили, что: - разнохарактерность освещения вопроса лидерства можно объяснить тем, что оно рассматривается с разных точек зрения: как процесс организации группы, как результат общения и т.д. При определении понятия лидерства психологи делают акцент на одном или нескольких аспектах данной проблемы, учитывая при этом и другие. Однако с каких бы сторон ни рассматривалось в науке понятие лидерства или дера малой группы, общим в их характеристиках является влияние лидера. Лидером принимается и считается тот, чьи установки и ориентации становятсяи сходными эталонами для всех или большинства членов группы в оценке ими значимых аспектов жизнедеятельности группы. За лидером признается право брать на себя наиболее ответственные решения, затрагивающие интересы и определяющие направление и характер деятельности всей группы.
Средний школьный возраст наиболее благоприятный период для воспитания лидерских качеств у ребенка. В этом возрасте оптимально его включение в совместную деятельность с педагогами и родителями, стимулирующими развитие у подростков лидерских качеств.
Каждый обучающийся может проявить себя и как исполнитель и как организатор. Развивается способностю принимать решения, формируется инициатива, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, создаются благоприятные условия для развития дружеского коллектива и развития лидерских качеств у школьников данного возраста
Таким образом, проведенное исследование и внедренная программа позволили выявить скрытые лидерские качества школьников. На сегодняшний день одной из благоприятных сфер для воспитания лидерских качеств у подростков являются уроки физической культуры.
...
1. Адольф, В.А. Физическая культура и спорт- здоровье. Социально
воспитательный аспект / В.А. Адольф, К.В. Адольф, Л.К. Сидоров // Актуальные проблемы физической культуры и спорта. Материалы VIII международной научно-практической конференции. - 2019. - С. 300306.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2017. - С. 476493.
3. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учебное пособие / В.А.
Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2015. - С. 127.
4. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства / С.А.
Алифанов // Вопросы психологии. - 1991. - №3. - С. 90-98.
5. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером. Советы
американского психолога / Д.Ж. Андерсон // Семья и школа. - 2014. - №2.-С. 13-15.
6. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов / Г.М.
Андреева. - Аспект Пресс, 2008. - С. 363.
7. Аркин, Е.А. Об изучении детского коллектива / Е.А. Аркин. - М.:
Новая Москва, 1927. - С. 37.
8. Белкин А. А. Идеомоторная подготовка в спорте. - М.: ФиС, 1983. - С.
112.
9. Бендас, Т. В. Психология лидерства / Т. В. Бендас. - М.; СПб.: Питер,
2009. - С. 447.
10. Божович, Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л. И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - С. 244.
11. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие / Под ред. проф. А.В. Петровского. - Академия, 2011. - С. 121-130.
12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др. - М.: Издательский Центр «Академия», 2002.
13. Воробьева, Т. А. Авторская программа физического воспитания как одно из направлений совершенствованиясистемы физкультурного образования / Т.А Воробьева, О.П. Саулина // Проблемы развития физической культуры и спортав условиях Сибири и Крайнего Севера: Сборник научных статей. - Омск, 2003.
14. Вульфов, Б. Ребячий лидер - кто он? Подумаем вместе. // Воспитание школьников. - 2014. - №1.С.. 32-34.
15. Горбунов, Г. Д. Психология спорта / Г. Д. Горбунов. - М.: ФиС, 2006. -С. 188.
... всего 57 источников