Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие Интернета в России в 1990-2000-х гг. как проблема элективного курса в старших классах общеобразовательной школы

Работа №167999

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы72
Год сдачи2019
Стоимость4255 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. История появления и развития Интернета в России в 1990-е гг 17
1.1. Исторические предпосылки и факторы развития Интернета 17
1.2 Формирование сети Интернет в 1990-е гг. в России 22
Глава 2. Новый этап развития глобальной сети в 2000-е гг. в России 32
2.1. Рост востребованности сети Интернет в обществе 32
2.2. Отношение структур власти к развитию Интернета и политика
информатизации 35
Глава 3. Программа элективного курса «Развитие Интернета в 1990-2000-х
гг. в России» для учащихся старших классов 46
Заключение 59
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А 71
Приложение Б

Актуальность исследования избранной для данной ВКР темы обусловлена, с одной стороны, проникновением технологий во все сферы человеческой деятельности, всеобщей информатизацией и усилением возможностей цифровых коммуникаций, приводящих к глубоким изменениям в жизни каждого человека, с другой, слабым представлением об их возможностях и об их месте в жизни даже у школьников и молодежи, являющихся их главными потребителями.
Специфика периода конца XX - начала XXI в. как в России, так и мире в целом, заключалась в том, что в это время активно развивались и внедрялись в жизнь общества новейшие информационно-коммуникационные технологии, изменяя и ускоряя при этом общественные процессы, оказывая влияние практически на все стороны повседневности. Базовой структурой для развития новых информационных технологий стала глобальная информационная сеть Интернет, охватившая в настоящее время практически весь мир.
Интернет - это информационно-коммуникационная сетевая среда, история которой началась в США в условиях противостояния двух сверхдержав в самый разгар "холодной войны". Компьютерная сеть, спроектированная военными, на протяжении нескольких десятилетий трансформировалась в открытую информационную среду для гражданского общества.
Феномен Интернета уже около 30-ти лет внедряется в жизнь российского общества, изменяя уклад жизни населения, формируя новые методики образования и способы ведения бизнеса, создавая социальные сообщества нового виртуального типа и расширяя информированность личности. Именно эта всемирная сеть объединила миллионы людей и сотни стран, именно она способствовала стиранию государственных границ, сокращению географических расстояний, ликвидировала преграды для общения в различных областях науки, культуры и образования.
По последним данным Всероссийского омнибуса GfK, к началу 2019 года аудитория Интернет-пользователей в России среди населения старше шестнадцати лет составила 90 миллионов человек и достигла отметки 75,4% взрослого населения страны. Действительно, развитие новых информационно-коммуникационных технологий и их широкое внедрение в повседневную жизнь происходит сегодня чрезвычайно быстрыми темпами. Характер, скорость и объем изменений, наблюдаемые сегодня, не имеют аналогов во всем предыдущем опыте нашего общества.
Точное представление об истории появления и развития Интернета и, главное, его экспансии в разные сферы жизни позволит российскому обществу лучше осознать его значимость и использовать передовой опыт в области информационно-коммуникационных технологий. При этом не только важной, но и главной составляющей частью этого общества являются учащиеся.
Обзор литературы. Интернет как явление новейшей социальной истории имеет очень короткий период существования. Его изучение только началось и носит в настоящее время, как правило, характер отдельных публикаций специалистов в области философии, социологии, политологии, культурологии. Историки к его исследованию не приступали.
Компьютеризация и интернетизация всех сфер общественной жизни происходит в последние десятилетия феноменальными темпами. Интернет проникает в жизнедеятельность людей с ошеломляющей скоростью. Появление, развитие и возрастающее влияние информационно-коммуникационных технологий на общественную жизнь исследуется в общем виде, прежде всего, в рамках теорий “информационного общества”.
Одним из первых мыслителей в этой области являлся Дэниел Белл. В книге “Грядущее постиндустриальное общество” (1972) он разделяет общественную историю на три главных периода: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Преобразование общества рассматривается им как процесс перемены господствующих социальных институтов и технологий. В доиндустриальном обществе аграрные технологии являются основными, преобладает занятость сельском хозяйстве, а религиозные и военные институты занимают господствующее положение. В индустриальную эру преобладают промышленные технологии. Капитал является важнейшим ресурсом, экономически-активное население занято преимущественно в промышленности и торговле. Наконец, в постиндустриальную эпоху информационные технологии и информация занимают центральное положение. Существенная часть населения размещается в сфере услуг, где особенное место приобретают управленческие и коммуникативные навыки. Важнейшие социальные институты - это образовательные и научные организации.
Еще одним теоретиком концепции информационного общества является Элвин Тоффлер. В книге “Третья волна” (1980) он выделяет три основных этапа - три “волны” общественного развития, которые соответствуют сельскохозяйственной цивилизации, индустриальной цивилизации и информационной эпохе - третьей волне. Первая волна начинается с сельскохозяйственной революции и длится тысячи лет. Общество второй волны - массовое, подчиненное стандартам, работающее как налаженный механизм. Оно характеризуется следующими особенностями: стандартизация, специализация, синхронизация, концентрация, урбанизация, максимизация, централизация. В эпоху третьей волны рынок уже сформирован, а общество благополучно обеспечивается товарами, соответственно основное значение приобретают услуги. Корпорации теперь не только стремятся максимизировать прибыль, но также расширяют свою деятельность в социальной, научной и экологических сферах. Общество переходит к плюрализму и многообразию, дестандартизации, демассификации во всех сферах жизни.
Мануэль Кастельс в труде “Информационная эпоха: экономика, общество и культура” (2001) выдвигает тезис о том, что в 1960-1970-е годы мир трансформируется, формируя новую форму социальной организации - сетевое общество, новую информациональную/глобальную экономику и новую культуру - культуру реальной виртуальности. Сетевое общество, по мнению Кастельса, - это общество, структура которого основывается на сетях, которые становятся возможными и широко проникают во все сферы жизнедеятельности за счет развития новых информационных технологий. Таким образом, социальная реальность имеет “сетевой характер” благодаря массовому распространению Интернета. Информационные технологии и современные технологические возможности становятся необходимым условием для реализации власти и производства благ.
Итак, обобщая вышесказанное, можно видеть, что все главные теоретики, внесшие наибольший вклад в теорию «информационного общества», определяющим условием жизни общества считали информацию и научное знание, а главным условием социальной дифференциации - знание, а не собственность. Практика это подтверждает.
С наступлением нового тысячелетия Интернет становится все более заметным социальным явлением и в России. Представители самых разных областей гуманитарного знания единодушно отмечают рост влияния сети в социокультурных, экономических и политических процессах. Проблемы влияния глобальной сети на общество начали изучаться. Разные проблемы и вопросы этой темы стали периодически освещаться на страницах научных журналов: “Социс”, “Pro et Contra”, “Свободная мысль”, “Социология и политология”, “Вопросы философии”, “Власть”, “Полис”, “Общественные науки и современность” и в других печатных и электронных изданиях.
Анализ публикаций позволил выделить три общих подхода в исследовании Интернета: историко-философский, социо-политологический и культурологический.
Наиболее известный в научной среде, а также имеющий наибольший хронологический период своего существования - историко-философский подход. Изучение социальной роли глобальной информационной сети в исторической науке проводится в рамках теории информационного общества. Данная теория позиционирует информацию как основной продукт деятельности человека, движущую силу общественного развития в последние десятилетия. В 90-е гг. XX в. сеть прочно заняла позиции информационно¬коммуникационной основы современного общества, что стало причиной введения в научный оборот понятия, синонимичного информационному обществу - сетевое общество.
Истоки теории лежат в положениях постиндустриальной доктрины, которая подчеркивает центральную роль знания и произошедший сдвиг от производства материальных благ к производству и распределению информации в развитых странах. В литературе определены отличительные черты информационного общества: повышение роли информации, знаний в жизни и деятельности человека; рост числа людей, занятых информационными технологиями; интенсификация использования телефонии, радио, телевидения, Интернет; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего человеку доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение потребностей общества в информационных продуктах и услугах. Они изложены в трудах То есть, фундамент, базовые теоретические основы для гуманитарных исследований по истории Интернет были положены в зарубежной литературе.
Развитие информационного общества выделяется как доминирующее направление исследований в мировой историографии, частью которой стала и отечественная историография. В конце XX в. - начале XXI в. к этой проблеме обратились российские исследователи. Среди ученых, исследовавших проблемы становления и развития информационной цивилизации, отметим В.Л.Иноземцева, А.И.Ракитова, Р.Ф.Абдеева, уделивших особое внимание генезису постиндустриального общества, трансформации его структуры и мировоззрения. По мере развития электронных СМИ, информационных технологий в социологии расширяется дискурс о роли информации в жизни общества и тенденциях его развития. Например, анализ формирования концепций информационного общества, виртуального пространства, многообразие методологических подходов к оценке роли сети в общественном развитии приводится в работах В.П.Макарова, И.Семенова, Иванова и др. Бельгийский ученый и наш соотечественник И.Р.Пригожин считал, что сетевое общество станут оценивать по воздействию на сокращение неравенства между странами и народами путем распространения демократии.
В литературе присутствует философский аспект вопроса о роли глобальной сети в формировании статуса России в мировом сообществе. По мнению некоторых философов, Интернет — это средство ведения универсального диалога для выработки новой "религии" спасения России, которое произойдет неформальным путем . Подавляющее число отечественных исследователей, занимающихся вопросами информационного общества, также являются философами, социологами и политологами.
Социо-политологический подход в исследовании глобальной сети получил свое развитие с началом практического использование сетевых коммуникаций как в обществе, так и во власти. Основоположниками теории глобализации социальной коммуникации, являющейся одной из основных функций Интернет, стали Э. Тоффлер и М. Маклюэн. Э. Тоффлер рассматривал информацию как главный вид «сырья для цивилизации "Третьей волны". М. Маклюэн рассматривал весь мир как одну "глобальную деревню". Использование новых информационно-коммуникационных технологий активизировали теоретические междисциплинарные исследования в области социальных коммуникаций.
Анализу роли глобальной сети в политических процессах посвящены работы И. Засурского, Д. Иванова, И. Кузнецова, Н. Солениковой, которые поставили вопрос о влиянии сетевых технологий на политический процесс.
Анализ влияния Интернета на социум, его роли в процессах формирования структур власти, в демократических преобразованиях отражается в работах Ф. Фоссато, Е.В. Романовской, Л.А. Родиной и других исследователей. Так, В.И. Игнатьев и А.Н.Степанова отмечают, что сеть
становится глобальным катализатором социально-политической трансформации.
Другой исследователь, Б. Дубин, анализируя роль сети в процессах социально-политической трансформации за два прошедших десятилетия, выделяет два существующих в настоящее время типа социальных сетей: сети родственной или дружественной поддержки и виртуальные сети Интернета. По его мнению, виртуальные сети, как тип социальной связи, не заменяют "старых " институтов и не перерастают в новые, они просто сращиваются со старыми в процессе адаптации в новых политических и экономических условиях.
Проникновение глобальной сети практически во все области жизни* человека оказывает значительное влияние на его образ жизни, поведение, мышление. Это направление исследования Интернета охватывает уже сформировавшийся культурологический подход. Формирование информационной культуры рассматривается как распространение определенных норм виртуальных взаимоотношений. Показано, как под воздействием коммуникационной системы, социальных интересов и политикой правительства рождается новая культура - культура реальной виртуальности (М.Кастельс).
В современной отечественной литературе обсуждается роль Интернета в формировании новой идеологии сосуществования социальных сообществ в условиях информационного общества и глобализации (И. Семенов).
Исследователи социальных процессов изучают проблему влияния Интернет на глобализацию средств массовой информации, формирования единого информационного пространства. Т.Л. Ровинская выделяет проблему "цифрового неравенства". Между тем заметим, что неравенство в
возможностях доступа к СМИ существовало и ранее. Очевидно, что сеть стала наиболее общедоступным СМИ, площадкой для проведения широких дискуссий и обсуждения разнообразных проблем. Процессы формирования средств массовой информации в Рунете, образование интернет-холдингов и их развитие, влияние государства на сетевые СМИ показаны в работе А.А.Мухина. А.С. Нариньяни высказал мнение: традиционные СМИ доживают последние годы. Сайт становится не менее важной частью газеты и журнала, чем его привычная бумажная форма. Блог позволяет каждому завести свою собственную публичную трибуну. Время окончательной победы интернет-изданий над традиционными определяется только темпом роста пропускной способности доступных каналов и размерами мобильных экранов. Этот вывод представляется вполне закономерным, учитывая быстрое развитие информационных технологий.
Исследователь российского Интернета Ю.Ю. Перфильев одним из первых сделал анализ развития глобальной сети в России в 1990-е гг. в историческом контексте, дал оценку социальной и технологической основы регионального развития, роли сети в политической жизни.
Итак, сложившаяся на настоящий момент историография исследуемого вопроса демонстрирует многообразие подходов к исследованию Интернет, вызванное многогранностью влияния на общественное развитие этого социально-культурного феномена. Но очевидно, что в изучении и понимании самого главного события современности сделаны лишь первые шаги. Между тем актуальность этой темы настоятельно требует ее изучения.
Объектом исследования в настоящей работе выступает процесс становления и развития глобальной сети Интернет в России.
Предметом исследования выступают исторические предпосылки появления Интернета в России, основные этапы и факторы его развития; отношение структур власти к развитию Интернета и политика информатизации.
Цель исследования состоит в том, чтобы в ходе комплексной реконструкции процесса формирования и развития Интернета в России выявить потенциал изучения его в учебной деятельности в школе и на этой основе разработать элективный курс для учащихся старших классов, предназначенный для формирования у них четких представлений о характере развитии российского Интернета и о возможностях его использования.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
- рассмотреть сущность понятия “Интернет”;
- определить исторические, социальные, культурные, экономические предпосылки становления Интернета в России;
- проанализировать роль государства в развитии Интернета в стране;
- выявить процессы развития сети;
- охарактеризовать тенденции и изменения в образе жизни людей, происходящие под влиянием Интернета в контексте теорий информационного общества;
- разработать рабочую программу элективного курса ««Развитие интернета в 1990-2000-х гг. в России»» для старших классах общеобразовательной школы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с начала 1990-х гг. по настоящее время.
Нижняя временная граница связана с появлением и распространением Интернета на территории Российской Федерации и характеризуется осознанием российским государством необходимости создания единого информационного пространства. Именно в последнее десятилетие ХХ века был заложен фундамент первых ресурсов, которые способствовали дальнейшему развитию российского сегмента сети Интернет.
На рубеже веков наметились пути развития информационного общества в России, которое рассматривалось как способ выхода из экономического кризиса.
Верхняя временная граница определяется фактами и событиями, отражающими завершение начального этапа формирования информационного общества в стране в последние годы.
Обзор источников. Специфика изучаемого явления потребовала учёта следующих факторов. Во-первых, отсутствие документов по истории Интернета в государственных архивах и какой-либо официальной статистики за период 1990 - 2002 гг. Во-вторых, особенностью объекта исследования является необходимость широкого использования виртуальных источников информации. Тема данного исследования закономерно предполагает выбор глобальной сети как основного хранилища источников, так как сама виртуальная среда наилучшим образом отражает все процессы, происходившие в ней. Было использовано множество сайтов, проведен их отбор для использования в качестве источника на основе соответствия признакам достоверности. Такими признаками стали: принадлежность виртуального ресурса организации или индивидууму, имеющим непосредственное отношение к исследованию, развитию или использованию Интернета; время существования виртуального ресурса.
В соответствие с целью и задачами дипломной работы был определен круг привлекаемых источников. Все источники подразделяются на несколько групп согласно видовой классификации в зависимости от их происхождения и характера. Это: 1) документы международных организаций, 2) законодательные акты и официальная информация федеральных и региональных структур власти РФ, 3) официальные статистические данные, 4) материалы периодической печати, 5) другие информационные электронные источники.
Источниковая база исследования соответствует принципу динамичности. Она отражает изучаемый объект с учетом изменений во времени.
Первая группа включает документы международных организаций по вопросам развития информационного общества. К ним относятся, прежде всего, Окинавская хартия глобального информационного общества 2000 г., Резолюции Всемирных встреч на высшем уровне по вопросам информационного общества 2001, 2002, 2004, 2006 гг., Тунисская программа для информационного общества 2005 г. и др. Эта категория источников отражает отношение мирового сообщества к информационным процессам и развитию глобальных сетей.
Вторая группа источников содержит:
- концепции и законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития информационного общества. Это: «Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов» 1995 г., «Концепция формирования информационного общества в России» 1999 г. и др.
- федеральные программы информатизации: «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации» 2000 г., Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)" 2002 г., государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» 2014 г., «Концепция региональной информатизации до 2010 г.» 2006 г., Национальный проект "Образование" 2006 г., «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 гг.» 2017 г. и др.
- официальные материалы федеральных и региональных структур власти (паспорта информатизации, отчеты по информатизации и др).
Данная группа источников представляет наиболее крупный массив документов, который отражает ход процессов информатизации и развития Интернета в стране.
Третья группа источников включает: материалы федерального и региональных органов госстатистики (Статистические ежегодные сборники "Регионы России", издаваемые Госкомстатом РФ), а также официальные отчеты и пресс-релизы компаний-провайдеров и форумов, развивавших Интернет в стране (ОАО "Дальсвязь", ОАО "Ростелеком", ОАО "Транстелеком", российский Интернет-форум РИФ и др.). К этой же группе относятся статистические исследования негосударственных исследовательских организаций (Фонд Общественного Мнения, и др.). Все эти документы содержат данные, отражающие развитие инфраструктуры в России.
Четвертая группа содержит печатные периодические издания газет, материалы информационных агентств (российское государственное информационное агентство «ИТАР-ТАСС», РИА "Новости" (МИА «Россия сегодня» с 9 декабря 2013 г.), «РБК», а также электронных СМИ («RT», «Gazeta.ru», «Lenta.ru»). Эта группы является самой всеохватывающей как по тематике, так и по хронологии. Пресса и электронные источники систематически отслеживали становление Интернета в России. При этом освещались не только достижения в процессах информатизации страны, но и вскрывалась обратная сторона вышеописанных тенденций.
Использованные источники в совокупности являются достаточно информативными для описания процесса развития Интернета в России.
Методологическую основу исследования составила совокупность методов. В данной работе теоретическая часть характеризуется использованием хронологического, сравнительно-исторического и системного методов для того, чтобы проанализировать историю развития Интернета в России и его внедрения в повседневную жизнь.
Опираясь на хронологический метод, в работе последовательно анализируется событийный ряд, раскрывающий процесс внедрения Интернета в жизнь российского общества. Использование сравнительно-исторического метода позволяет определить уровень проникновения и социального влияния глобальной сети на разных этапах ее развития в стране. Системный метод дает возможность исследовать феномен Интернета, как нового типа информационной и коммуникационной среды, как часть информационной культуры.
Эмпирическую базу дипломной работы составил контент-анализ многочисленных докладов и исследований, социологических опросов и данных статистики различных российских и международных исследовательских организаций и центров.
Научная значимость исследования. Настоящее исследование вносит свой вклад в область исторического знания. Оно расширяет общий объем знаний о росте социального влияния глобальной сети Интернет, эволюции информационного поля России, а также углубляет сведения о социальных трансформациях российского общества конца XX - начала XXI в. Материалы исследования могут быть использованы при комплексном историческом анализе российского социума современного периода, а также при подготовке и использовании темы в учебной и внеучебной деятельности в школе.
Структура исследования отражает специфику изучаемой темы, а также основана на поставленных целях и задачах исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложений

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В основной части работы рассмотрена сущность Интернета и обозначено через призму концепций информационного общества то, как он преобразует общественную жизнь. Мы рассмотрели, как развивался и эволюционировал Интернет в России.
Интернет - это социальный и культурный феномен, который был рожден технологической революцией на Западе и изначально созданный как средство защиты военной инфраструктуры США в противостоянии с СССР, впоследствии распространился в мире как востребованный в обществе инструмент для доступа к информации и мощное средство социальных коммуникаций. Проникновение глобальной сети в Россию явилось закономерным явлением. Этому способствовали два исторических процесса: развитие на Западе компьютерной техники, телекоммуникаций, а также политическая модернизация и технологическое обновление в России. Особенностью исследуемого периода стало то, что в России эти процессы совпали во времени, это 90-е гг. XX - начало XXI в.
Указанные годы стали для всей России периодом зарождения и развития информационного общества. Свободные информационные потоки генерировали в стране потребность в социальном развитии, модернизации экономики, расширении культурных контактов. Интернет создал новые возможности в образовании и науке, бизнесе и культурной жизни. Сетевая информация и сетевые коммуникации стали необходимыми для наиболее активных групп населения. Но уровень проникновения сети в жизнь населения отдаленных регионов существенно отставал от уровня столицы России.
В период экономического кризиса и политической неопределенности Интернет создавал новые социальные и бизнес-коммуникации, чем поддерживал экономику страны, а значит, сохранял условия для существования его населения. Таким образом, сеть способствовала выживанию российского общества в трудных социально-экономических условиях.
Для российских преподавателей и студентов использование глобальной сети стало качественным скачком не только в решении образовательных задач, но и в направлении обеспечения абсолютной свободы общения, что предполагало возможность более широкой социализации в масштабах мировой научной и образовательной среды, не ограниченной формальными государственными или другими бюрократическими барьерами. Для удаленных от центра страны регионов дистанционное образование явилось важнейшей социальной функцией, позволяющей снять географические ограничения с процессов получения образования.
Интернет объединил Россию с остальным миром, сформировав общее виртуальное информационное пространство, которое стало новой, свободной, доступной практически для всех средой социальной коммуникации. Многие вопросы жизни нашли там свое отражение, и оно носит независимый и массовый характер. В новой коммуникационной среде шел процесс возникновения виртуальных сообществ, то есть создавались новые социальные связи и отношения, которые имели тенденцию перерастать в реально действующие социальные структуры, влиявшие на жизнь общества.
Охватив различные стороны жизни и деятельности общества, глобальная сеть превратилась в востребованный социальный инструмент, органично вписавшийся в повседневность социума. Она стала самым емким хранилищем разнообразной информации, которое давало возможность объективно оценивать прошлое и более ответственно планировать и строить свое будущее.
В условиях переходного периода, вследствие роста влияния информационных потоков, Интернет становится важным инструментом формирования информационной политики, направленной на обеспечение национальной безопасности России.
Развитие Интернета еще только началось, но уже сейчас можно отметить его значительное влияние на жизнь российского населения. Историкам, а также исследователям других областей гуманитарного знания, несомненно, предстоит в ближайшем будущем более детальное изучение этого влияния, более глубокий анализ роли феномена глобальной сети в общественном развитии, его воздействия на социокультурные, экономические и политические процессы в России.


1.1. Документы международных организаций
1. Декларация принципов построения информационного общества. Документ WSIS-03/GENEVA/DOC/4-R. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Женева, 2003 г. Доступно из URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/index.htm
2. Доклад о проекте стратегического плана для программы "Информация для всех" ЮНЕСКО, пересмотренном Межправительственным советом. 4 августа 2008 г. Доступно из URL: http://www.ifap.ru/pr/2008/п080929а. pdf
3. Окинавская хартия глобального информационного общества. 2002г. Доступно из URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/index.htm
4. Стратегический план (2008-2013 гг.). Программа ЮНЕСКО
"Информация для всех". Доступно из URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/ index.htm
5. Тунисская программа для информационного общества. Документ WSIS- 05/TUNIS/DOC/6-R. Всемирная встреча на высшем уровне по вопросам информационного общества. Тунис. 2005 г. Доступно из URL: http:// www.ifap.ru/ ofdocs/index.htm
1.2. Законодательные акты и официальная информация федеральных структур власти в России.
1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000 г.). Доступно из URL: http://www.scrf.gov.ru/documents
2. Конституция Российской Федерации. Доступно из URL: http:// www.gov. ru/main/konst/konst0.html
3. Концепции правовой информатизации России (1993 г.). Доступно из URL:http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=98 845;fld=l34;dst=4294967295;from=98561 -0
4. Концепция использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти до 2010 г. Доступно из URL: http://www.rg.ru/2004/10/07/konzepciya-it-doc
5. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010г. Доступно из URL: http://minkomsvjaz.ru/3495/3500/8336
6. Национальный проект "Образование" (2006 г.). Доступно из URL: http:// mon.gov.ru/pro/pnpo/
7. План реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 г. Доступно из URL:http://www.infosovet. ru/ actionplan
8. Постановление Правительства РФ № 98 от 2003 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти". Доступно из URL: http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/98
9. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации. Доступно из URL: http://minkomsvjaz.ru/ministry/ documents/ 959/3257.shtml
10. Федеральная целевая программа "Культура России (2006 — 2011 гг.). Доступно из URL: http://fcpkultura.ru
11. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 гг.)". Доступно из URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/erus.htm
12. Федеральная целевая программа развития образования на 2006—2010 гг. Доступно из URL: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/2048
13. Федеральный закон № 126-ФЗ от 2003 г. "О связи" Доступно из URL: http: //www.rg.ru/2003/07/10/svj az-dok.html
14. Федеральный закон № 149-ФЗ от 2006 г. "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". Доступно из URL: http:// graph.document.kremlin.ru/page.aspx?l;878565
15. Федеральный закон № 2124-1 от 1991 г. "О средствах массовой информации". Доступно из URL: http://www.rg.ru/1991/12/27/smi- zakon.html
16. Федеральный закон № 8-ФЗ от 2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Доступно из URL: http://graph: document. kremlin.ru/page.aspx? 1; 1000438
17. Федеральный закон РФ № 24-ФЗ от 1995 г. "Об информации,
информатизации и защите информации" (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 15-ФЗ). Доступно из URL: http://www.mnogozakonov.ru/ catalog/date/1995/2/20/48816/
18. Федеральный закон РФ № 85-ФЗ от 1996 г. "Об участии в
международном информационном обмене". Доступно из URL: http://
www.mnogozakonov.ru/catalog/date/l996/7/4/48990
1.3. Официальная информация организаций
1. Банк данных нормативных документов Правительства Российской Федерации. Доступно из URL: http://government.consultant.ru
2. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ. Доступно из URL: http://www.minkomsvjaz.ru
3. Министерство внутренних дел РФ. Доступно из URL: http://www.mvd.ru
4. Программа "Информация для всех". Межрегиональная общественная организация в поддержку программы ЮНЕСКО. Доступно из URL: http://www. ifap .ru/ofdocs/index.htm
5. Проект Полит.Ру. Доступно из URL: http://www.goslyudi.ru/ratings/full
6. Регионы России. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2001.- 819 с.
7. Регионы России. Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2009. - 990 с.
8. Совет при президенте РФ по развитию информационного общества. Доступно из URL: http://www.infosovet.ru
9. Федеральная служба! государственной статистики. Доступно из URL: http://www. gks.ru
10. Фонд Общественное Мнение (ФОМ). Исследование "Интернет в России, осень 2009 г.". Доступно из URL: http://www.fom.ru
11. Фонд Сороса. Доступно из URL: http:// inernet.osi.ru
1.4. Информационные электронные источники
1. 10 лет российскому Интернету. История Рунета. Доступно из URL: http: //www.10ru.ru
2. Исследование GfK: Проникновение Интернета! в России
[Электронный ресурс] // GfK. 2019. 15 января. URL:
https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta- v-rossii-1/
3. Издание о высоких технологиях C-News. Доступно из URL:
http://www. cnews.ru/news/line/index.shtml?2010/10/07/411322
4. Информационный портал "Газета.Ру". Доступно из URL: http://www. gazeta.ru
5. Лента.Ру. Информационный сервер. Доступно из URL: http: /www.lenta.ru
6. Право и Интернет. Доступно из URL: http://www.russianlaw.net
7. Российское информационное агентство "Новости". Доступно из URL: http://www.rian.ru
8. Российская газета. Доступно из URL:http://www.rg.ru
9. Robert Н Zakon. Hobbes' Internet Timeline Copyright (с) 1993-2006 . Доступно из URL: http://www.zakon.org
2. Литература
2.1. Научные публикации
1. Touraine A. The Post-Industrial Society. - New York.: Random House, 1974, - 233pp.
2. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. - М.: Владос, 1994. - 336 с.
3. Алексеева И.Ю., Шклярик E.H. Что такое компьютерная этика? // Вопросы философии. - 2007. - №9. - С. 60-72.
4. Алисов Н.В., Хорев Б.С. Экономическая асоциальная география мира. — М.: Гардарики, 2001. - С. 324-338.
5. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. — М.: Академия, 1999. - 782 с.
6. Бестужев-Лада И;В: Глобальный технологический прогноз на XXI век // Социологические исследования - 2007. - №4. - С. 22-33.
7. Богдановская И.Ю: Электронное государство // Общественные науки; и современность.-2004. - №6. - С. 105-111.
8. Ватолина Ю.В., Кребель. И.А1. Коммуникация и ее социокультурные модели: на примере: работ М.Виттиг, В.Беньямина, Ж.Бодрийяра // Личность Культура Общество. Том X. Вып.3-4. - М.: 2008. - С. 368.
9. Верещагина Е.С. Деятельность зарубежных благотворительных фондов и некоммерческих организаций на юге Дальнего Востока России (1992¬2002 гг.). Диссертация на соискание степени к.и.н. — Владивосток.: ИИАЭ ДВО РАН, 2005. - С. 223.
10. Геринг В. Интернет в общественной жизни. - М.: Идея-Пресс, 2006. - С. 55-71.
11. Горный Е. Онтология виртуальной личности // Бытие и. язык: Сб.
статей по материалам международной конференции. Новосибирский институт экономики, психологии и права. - Новосибирск.: Новосибирское книжное
издательство. - 2004. — С. 78 - 88.
12. Горошко О.И.,Жигалина Е.А. Политические коммуникации в
блогосфере Рунета // Russian Cyberspace.Vol.1 .№. 1. Доступно из URL:
http://www. russian-cyberspace .org
13. Грачев В.И. Ценностный характер социокультурных коммуникаций в информационном пространстве современной гуманитарной культуры. Культура и глобальные вызовы мирового развития // V международные Лихачевские чтения. 19-20 мая 2005 г. - С-Петербург. - С. 229-231.
14. Гриценко В.П., Данильченко Т.Ю. О роли Интернета в формировании универсальной идеологии // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - №1.- С. 309-312.
15. Дракер П. Посткапиталистическое общество. - М.: Академия, 1999. - С. 67
16. Еляков А.Д. Интернет - тотальная угроза обществу? // Мировая экономика и международные отношения. - 2007. - №11. — С. 92 — 98.
17. Звягин В. Будущее в сетях // Политический журнал. - 2007. - №170. Доступно из URL: http://www.politjournal.ru/preview.php?action=Articles&dirid=l 83&tek=7291&issue=201
18. Иванов Д.В. Виртуализация общества.- СПб.: Петербургское
Востоковедение, 2000. - 96 с.
19. Иванов Д.В. Феномен компьютеризации как социологическая проблема // Проблемы теоретической социологии. Вып. 3. - СПб.: Изд. Санкт- Петербургского университета, 2000. Доступно из URL:http://www. nethistory.ru/biblio/104317515 l.html?version=print
20. Игнатьев В.И., Степанова А.Н. Виртуализация социального пространства и сетевое основание локализации мироцелостности // Вестник московского университета. Социология и политология. - 2008. - №2. - С. 63-70.
21. Иконникова Н.К. Социальные средства коммуникации // Личность. Культура.Общество. Том Х.Вып. 3-4. -М.: 2008. - С. 284-293
22. Иноземцев В. Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. - М.: Academia -Наука, 1999. - 639 с.
23. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. Введение. -М.: Логос, 2000. — 185 с.
24. Интернет и российское общество / под общ. ред. И. Семенова. - М.: Гендальф, 2002. - 279 с.
25. Ирхин Ю.В. "Электронное правительство" и социум: попытка системного сравнительного анализа// Полития. — 2005. — № 1(36). - С. 123-143.
26. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. - Екатеринбург.: У-Фактория, 2004. — 327 с.
27. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и
культура. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 608 с.
28. Кастельс М., Киселева Э. Россия в информационную эпоху. Доступно из URL: http://www.nethistory.ru/biblio/1043176006.html
29. Корытникова Н.В. Интернет как средство производства сетевых коммуникаций в условиях виртуализации общества // Социс. — 2007. — № С. 85¬93.
30. Лейнер Б., Среф В., Кларк Д., Кан Р., Клейнрок Л., Линч Д., Постел Д., Роберте Л., Вулф С. Краткий курс истории Интернет. Доступно из URL: http://cylib.iit.nau.edu.ua/Mirrors/graphics.cs.msu.su/courses/wp_elOO/Interne t/internet_history.html
31. Макаров В.П. Формирование глобального информационного пространства // Вестник московского университета . Социология и политология. - 2005. - №3. - С. 3-18.
32. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека
печатающего. - М;: Академический проект, 2005. - 496 с.
33. Масуда И. Информационное общество как постиндустриальное общество. - М.: 1997.
34. Мухин М.Ю. Источниковедение новейшей истории России: теория, методология, практика / под общ;ред. А.К.Соколова: - М.: Высшая школа, 2004. - С. 593-619.
35. Нариньяни A.C. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый человек ближайшего будущего // Вопросы философии. — М.: Наука, 2008. - №4: - С. 3-17.
36. Перфильев Ю.Ю. Российское интернет-пространство: развитие и структура. - М.: Гардарики, 2003. - 268 с.
37. Плец Т. СМИ России в 2018: международная экспансия и уход в онлайн [Электронный ресурс] // MediaDigger.
38.2018. URL: http://www.mediadigger.ru/smi-rossii-v-2018-mezhdunarodnaja-
ekspansia-vihod-online/.
39. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук. Ваклер, 2001. - 651 с.
40. Пригожин И.Р. Сетевое общество // Социологические исследования. - 2008.- №1.- С. 27.
41. Ракитов А.Философия компьютерной революции. - М.: Издательство политической литературы, 1991.- 287с.
42. Репина Л.П., Зверева В.В., Парамонова М.Ю. История исторического знания. - М.: Дрофа, 2004. - С. 268-275.
43. Родина Л.А. Социально-экономические последствия информатизации // Личность. Культура. Общество. Том X. Вып.3-4. - М.: 2008. - С.382-387
44. Семенов И. Воля к индентичности: сопротивление и информационные технологии // Интернет и российское общество / отв. ред. И. Семенов. - М.: Гендальф, 2002. — С.118—137.
45. Соленикова Н.В. Политический Интернет в российских
избирательных компаниях // Общественные науки и современоость. — 2007. — №5. - С. 69-
46. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль
постиндустриальной экономики /новая технократическая волна на Западе. - М.: Прогресс, 1986. - С.395-413.
47. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 784 с.
48. Фоссато Ф. Рунет как инструмент адаптации // Pro et Contra - М., 2009. — №2.-С. 91-99.
49. Эйдман И.В. Интернет-общество будущего // Свободная мысль. -
2007. - №5.-С. 117-130.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ