РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ С ПОМОЩЬЮ ТЕКСТОВ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
|
Введение 3
1 Теоретические и методологические основы работы со
страноведческими текстами на уроке иностранного языка для формирования коммуникативного навыка 7
1.1 Основные понятия и методологические референции 7
1.2 Чтение как рецептивный вид речевой деятельности 14
Выводы по главе 1 21
2 Анализ страноведческих текстов УМК Spotlight 23
2.1 Возрастные особенности учащихся 10-11классов 23
2.2 Общая характеристика УМК Spotlight-10 и Spotlight-11 27
2.3 Комплекс упражнений для работы с текстами, содержащими
страноведческий компонент 31
2.3.1 УМК Spotlight-10 31
2.3.2 УМК Spotlight-11 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиографический список
1 Теоретические и методологические основы работы со
страноведческими текстами на уроке иностранного языка для формирования коммуникативного навыка 7
1.1 Основные понятия и методологические референции 7
1.2 Чтение как рецептивный вид речевой деятельности 14
Выводы по главе 1 21
2 Анализ страноведческих текстов УМК Spotlight 23
2.1 Возрастные особенности учащихся 10-11классов 23
2.2 Общая характеристика УМК Spotlight-10 и Spotlight-11 27
2.3 Комплекс упражнений для работы с текстами, содержащими
страноведческий компонент 31
2.3.1 УМК Spotlight-10 31
2.3.2 УМК Spotlight-11 36
Выводы по главе 2 40
Заключение 42
Библиографический список
«Под именем языка мы преподаем культуру», - пишет доктор филологических наук, советский и российский лингвист А.А.Леонтьев [Цит. по: Цыганов, 2012]. Учебный предмет “иностранный язык” в силу своей специфики играет особую роль в формировании у школьников достаточно целостной картины мира, это одновременно и языковая, и социокультурологическая картина мира [Миронова, 2012]. Неоспоримым является тот факт, что овладение иностранным языком в полной мере без ознакомления с культурой страны изучаемого языка, с менталитетом людей, говорящих на этом языке, и т.д. невозможно. Иными словами, нужно освоить не только сам язык, но и «образ мира» говорящих на нем, так как представители иной культуры не должны быть для нас психологически «чужими». Таким образом, язык и культура являются равноправными и взаимовлияющими объектами изучения [Маслова, 2007].
Основная цель обучения иностранному языку заключается в развитии личности ученика, способного и желающего в дальнейшем участвовать в межкультурной коммуникации. Исходя из поставленных целей в содержание обучению страноведению на уроках английского языка включаются следующие компоненты: лингвострановедческий, включающий в себя знание, понимание реалий (т.е. слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение их употреблять, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы как источник национальной культурной информации; знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране; текстовый материал, содержащийся в учебниках и учебный материал по страноведению и общеучебный компонент [Васильева, 2012].
Задача школьного учителя в соответствии с современными реалиями заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка, в частности, в обогащении предлагаемых для изучения тем по страноведению. Вышеописанный процесс обеспечит достижение межкультурной коммуникации на уроке ИЯ.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что одной из основных задач, которые ставит сегодня общество перед школой, является воспитание и образование высококультурного человека, из чего исходит необходимость преодоления культурного барьера между представителями разных стран для содействия воспитанию личности в контексте диалога культур.
Объектом исследования является познавательная деятельность учащихся в процессе обучения английскому языку.
Предмет исследования - страноведческий компонент и его реализация в работе с текстами при обучении английскому языку в 10-11 классах старшей школы.
На основании вышесказанного можно вывести следующую цель исследования - определить место и роль страноведческого материала при работе с текстами в рамках урока английского языка для формирования речевых навыков и умений старшеклассников.
На основании выведенной цели можно определить задачи исследования:
1. раскрыть ключевые понятия исследования, такие как
«страноведение», «лингвострановедение», «коммуникативная компетенция»;
2. рассмотреть значение страноведческого материала в обучении ИЯ при формировании УУД;
3. проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу для выявления возрастных особенностей учащихся 10-11 классов;
4. провести анализ текстов УМК Spotlight, содержащих страноведческий материал;
5. разработать комплекс упражнений для работы со страноведческими текстами.
Для решения перечисленных задач использовались следующие методы исследования:
1. описательный метод для определения основных понятий и характеристик;
2. аналитический и сравнительный методы при изучении литературы по теме, а также документации в сфере среднего общего образования;
3. синтетический метод и метод эксперимента при разработке комплекса упражнений.
Теоретическое значение данной работы напрямую связано с проблемой одновременного изучения языка и культуры на уроке ИЯ, поскольку это позволяет сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые, в свою очередь, выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью, культурой - культурой другой страны.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный на практике материал, а именно комплекс специально составленных упражнений по работе с текстами УМК Spotlight, содержащими страноведческий компонент, является своеобразным погружением в изучение культуры другой страны и может быть использован в качестве отдельной дисциплины или стать факультативом по лингвострановедению, может являться хорошим пособием при ведении уроков английского языка в 10-11 классах.
В основу теоретической части выпускной квалификационной работы легли труды методистов и лингвистов А.Н. Щукина [Щукин, 2006], Э.Г. Азимова [Азимов, Щукин, 2009], Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова [Верещагин, Костомаров, 1990], С.Г. Тер-Минасовой [Тер-Минасова, 2000], Г.Д. Томахина [Томахин, 1988] а также ФГОС среднего общего образования от 15 июня 2012г. [Федеральный государственный..., 2012]; практическая часть работы основана на УМК Spotlight (V. Evans, J. Dooley, B. Obee, O. Afanasyeva, I. Mikheeva) [Афанасьева, Дули, Михеева, 2012; Афанасьева, Дули, Михеева, 2009].
По структуре данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической, которая посвящена теоретическим и методологическим характеристикам страноведческого материала и его применения, и практической, в которой приведен комплекс разработанных упражнений; заключения, библиографического списка, состоящего из 35 источников на русском и английском языке.
Основная цель обучения иностранному языку заключается в развитии личности ученика, способного и желающего в дальнейшем участвовать в межкультурной коммуникации. Исходя из поставленных целей в содержание обучению страноведению на уроках английского языка включаются следующие компоненты: лингвострановедческий, включающий в себя знание, понимание реалий (т.е. слов, обозначающих предметы национальной культуры) и умение их употреблять, а также фоновую лексику, фразеологизмы, пословицы как источник национальной культурной информации; знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями о стране; текстовый материал, содержащийся в учебниках и учебный материал по страноведению и общеучебный компонент [Васильева, 2012].
Задача школьного учителя в соответствии с современными реалиями заключается в обеспечении условий для приобщения учащихся к иноязычной культуре и их подготовке к участию в передаче духовного богатства народа страны изучаемого языка, в частности, в обогащении предлагаемых для изучения тем по страноведению. Вышеописанный процесс обеспечит достижение межкультурной коммуникации на уроке ИЯ.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы состоит в том, что одной из основных задач, которые ставит сегодня общество перед школой, является воспитание и образование высококультурного человека, из чего исходит необходимость преодоления культурного барьера между представителями разных стран для содействия воспитанию личности в контексте диалога культур.
Объектом исследования является познавательная деятельность учащихся в процессе обучения английскому языку.
Предмет исследования - страноведческий компонент и его реализация в работе с текстами при обучении английскому языку в 10-11 классах старшей школы.
На основании вышесказанного можно вывести следующую цель исследования - определить место и роль страноведческого материала при работе с текстами в рамках урока английского языка для формирования речевых навыков и умений старшеклассников.
На основании выведенной цели можно определить задачи исследования:
1. раскрыть ключевые понятия исследования, такие как
«страноведение», «лингвострановедение», «коммуникативная компетенция»;
2. рассмотреть значение страноведческого материала в обучении ИЯ при формировании УУД;
3. проанализировать методическую и психолого-педагогическую литературу для выявления возрастных особенностей учащихся 10-11 классов;
4. провести анализ текстов УМК Spotlight, содержащих страноведческий материал;
5. разработать комплекс упражнений для работы со страноведческими текстами.
Для решения перечисленных задач использовались следующие методы исследования:
1. описательный метод для определения основных понятий и характеристик;
2. аналитический и сравнительный методы при изучении литературы по теме, а также документации в сфере среднего общего образования;
3. синтетический метод и метод эксперимента при разработке комплекса упражнений.
Теоретическое значение данной работы напрямую связано с проблемой одновременного изучения языка и культуры на уроке ИЯ, поскольку это позволяет сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые, в свою очередь, выступают не только как средства коммуникации, но и как способ ознакомления учащихся с новой для них действительностью, культурой - культурой другой страны.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный на практике материал, а именно комплекс специально составленных упражнений по работе с текстами УМК Spotlight, содержащими страноведческий компонент, является своеобразным погружением в изучение культуры другой страны и может быть использован в качестве отдельной дисциплины или стать факультативом по лингвострановедению, может являться хорошим пособием при ведении уроков английского языка в 10-11 классах.
В основу теоретической части выпускной квалификационной работы легли труды методистов и лингвистов А.Н. Щукина [Щукин, 2006], Э.Г. Азимова [Азимов, Щукин, 2009], Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова [Верещагин, Костомаров, 1990], С.Г. Тер-Минасовой [Тер-Минасова, 2000], Г.Д. Томахина [Томахин, 1988] а также ФГОС среднего общего образования от 15 июня 2012г. [Федеральный государственный..., 2012]; практическая часть работы основана на УМК Spotlight (V. Evans, J. Dooley, B. Obee, O. Afanasyeva, I. Mikheeva) [Афанасьева, Дули, Михеева, 2012; Афанасьева, Дули, Михеева, 2009].
По структуре данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав: теоретической, которая посвящена теоретическим и методологическим характеристикам страноведческого материала и его применения, и практической, в которой приведен комплекс разработанных упражнений; заключения, библиографического списка, состоящего из 35 источников на русском и английском языке.
Современное общество характеризуется расширением масштаба межкультурного взаимодействия, которое приводит не только к позитивному сотрудничеству, но и к возникновению межкультурного непонимания. В связи с этим перед современным образованием ставятся задачи введения личности в мир общечеловеческой культуры и воспитания ее готовности к сотрудничеству, толерантности и уважению к другим национальным культурам, что в обучении предполагает владение иноязычной коммуникативной и социокультурной компетенцией, которая включает знание особенностей национальной и мировой культуры, культурологических основ социальных явлений и традиций. Поэтому в обучение иностранному языку в общеобразовательной школе вводится принцип «соизучения языка и культуры», иначе говоря - применяется социокультурный подход. Данный подход тесно связан с коммуникативным, т.к. оба подхода имеют общую цель, а именно интеграцию учащегося в межкультурную коммуникацию.
На основании поставленной в начале исследования цели были подробно раскрыты ключевые понятия исследования, включены трактовки и подходы известных методистов и лингвистов, проведен анализ документации в сфере основного общего образования, а именно ФГОС СОО от 15 июня 2012г. В этом заключалась теоретическая часть данного исследования.
Используя материалы УМК Spotlight, были рассмотрены и отобраны тексты, содержащие лингвострановедческий компонент. По результатам отбора были представлены диаграммы с процентным соотношением исследуемых текстов. Практическая часть исследования нашла воплощение в разработке комплекса упражнений для поэтапной работы с текстами страноведческой направленности.
Возвращаясь к практическому значению данной выпускной квалификационной работы, мы предлагаем использовать исследование в качестве опоры для дальнейшей разработки упражнений, в качестве справочного материала на уроке английского языка или факультативе по теме «Культура Великобритании». Подводя итог выпускной квалификационной работы, можно констатировать, что поставленные задачи выполнены и цель исследования достигнута.
На основании поставленной в начале исследования цели были подробно раскрыты ключевые понятия исследования, включены трактовки и подходы известных методистов и лингвистов, проведен анализ документации в сфере основного общего образования, а именно ФГОС СОО от 15 июня 2012г. В этом заключалась теоретическая часть данного исследования.
Используя материалы УМК Spotlight, были рассмотрены и отобраны тексты, содержащие лингвострановедческий компонент. По результатам отбора были представлены диаграммы с процентным соотношением исследуемых текстов. Практическая часть исследования нашла воплощение в разработке комплекса упражнений для поэтапной работы с текстами страноведческой направленности.
Возвращаясь к практическому значению данной выпускной квалификационной работы, мы предлагаем использовать исследование в качестве опоры для дальнейшей разработки упражнений, в качестве справочного материала на уроке английского языка или факультативе по теме «Культура Великобритании». Подводя итог выпускной квалификационной работы, можно констатировать, что поставленные задачи выполнены и цель исследования достигнута.
Подобные работы
- Реализация элективного курса «Живопись англоязычных стран» для классов с углубленным изучением английского языка
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2022 - Формирование грамматического навыка у обучающихся в девятом классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ИНОЯЗЫЧНОЙ СПОНТАННОЙ РЕЧИ (английский язык как дополнительная специальность)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2002 - РАСШИРЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА УЧАЩИХСЯ ШКОЛ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
НА ЗАНЯТИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПЕРЕВОДА АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2006 - Обоснование методических рекомендаций по применению метода проекта как средства формирования лексических умений (на примере изучения темы «Image and Colour» в 10 классе)
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2013 - Использование документальных фильмов при обучении
лексике английского языка учащихся средней школы
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Заимствованная лексика как материал для формирования социокультурной компетенции у обучающихся старших классов
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Применение компьютерных технологий на уроках немецкого языка в современной школе для развития социокультурной компетенции у обучающихся
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



