Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

Работа №167960

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2020
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Нормативные документы, регулирующие образовательный процесс основного общего образования 6
1.1. ФГОС ООО и требования к результатам обучения 6
1.2. Психологические и возрастные особенности учащихся 7 класса 10
Глава 2. Формирование «критического мышления» на уроках истории 14
2.1. Понятие «критического мышления» и его характеристика 14
2.2. Методические приемы по формированию критического мышления .... 24
Глава 3. Из опыта формирования критического мышления на уроках истории 41
Заключение 49
Список литературы 50
Список источников 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А 54
Технологическая карта урока «Опричнина» 54
Технологическая карта урока «Итоги правления Ивана IV» 55
Технологическая карта урока «Культура XVI в.» 56
Технологическая карта урока «Кризис власти на рубеже XVI - XVII вв.» . 57
Технологическая карта урока «Начало Смуты. Самозванец на престоле» .. 58
Технологическая карта урока «Разгар Смуты. Власть и народ» 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ С 64


Актуальность. В XXI веке одним из наиболее значимых качеств личности можно назвать умение работать с большими и разнообразными источниками информации. Важно не просто запомнить любые полученные знания, а отобрать, критически осмыслить их.
В связи с этим, критическое мышление (его развитие у учащихся) является неотъемлемой частью современного школьного образования. Именно изучение истории позволит сформировать по-настоящему критически мыслящую личность. Огромное количество документов о разных эпохах, точки зрения историков на основные события в истории России и истории стран Запада, письма и высказывания современников основных событий - все это позволило создать огромную базу источников, которые можно активно использовать в образовательном процессе. Критическое мышление необходимо выпускнику не только для написания выпускного экзамена, оно необходимо для его дальнейшей успешной жизни в обществе. Критическое мышление - свободное мышление.
Критическое мышление помогает личности ориентироваться в современном мире, противостоять угрозе, которая исходит от авторитетов, не быть пассивным, критически относиться к стереотипам, минимизировать влияние СМИ, политических партий и иных объединений. Таким образом, критичность выступает как атрибут развивающегося, активно познающего мир человека.
Традиционная система обучения не может обеспечить формирование творческой личности, т.к. при традиционном подходе некоторые важные качества мышления: критичность, гибкость, глубина формируются слабо, в результате чего личность может утратить важное качество - самостоятельность. Поэтому в современной школе технологии развития критического мышления используются на различных уроках: геометрия, иностранный язык, но именно при изучении гуманитарных наук описываемые технологии имеют ведущее значение.
Цель: выявить особенности формирования критического мышления на уроках истории.
Задачи:
1. Раскрыть критерии критического мышления;
2. Определить роль критического мышления в формировании компетенций (ФГОС);
3. Выявить методы формирования критического мышления;
Объект: особенности развития критического мышления.
Предмет: методические приемы формирования критического мышления на уроках истории.
Обзор литературы. В качестве основных источников информации используются периодические издания. «Преподавание истории в школе», старейшее в стране издание для учителей истории и обществознания. Журнал содержит большое количество современных методических, дидактических разработок. Материалы, связанные с поурочным планированием, а также на страницах журнала публикуются результаты последних исследований в области основных гуманитарных наук.
Другой журнал - «Молодой ученый». Это научное мультидисциплинарное издание, которое входит в международный каталог периодических изданий «Ulrich’s Periodicals Directory» и имеет высокий индекс цитируемости. Журнал находится в свободном доступе, что позволяет легко и быстро получить доступ к наиболее новым публикациям в интересующей исследователя сфере.
Развитие критического мышления у учащихся образовательного учреждения (ОУ) невозможно без понимания их психологических особенностей. Учебник «Возрастная психология» под редакцией Обуховой Л.Ф. наиболее подходит для данного исследования, т.к. с целью сохранения научно-педагогической значимости с 1994 года (первое издание) в учебник было внесено множество дополнений и изменений. Он объединил в себе научные достижения зарубежной и российской психологии. В учебнике представлен анализ ведущих мировых и отечественных теорий психического развития, многообразный фактический материал, а также дано описание важнейших проблем, изучаемых в области возрастной психологии.
Понятие «критическое мышление» известно достаточно давно, в основном из работ психологов. Наиболее известные специалисты, описавшие его: Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.С. Выготский (в основном писал о значимости рефлексии). В педагогическую науку понятие пришло в конце XX в. и отразилось в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП), авторы методики - Чарльз Темпл, Куртис Мередит и Джинни Стил (американские педагоги). Технология носит межпредметный характер и развивается в настоящее время. Среди наиболее известных отечественных исследователей, внесших вклад в развитие данной технологии, можно выделить И.В. Муштавинскую, Т.Г. Галактионову, С.И. Заир-Бека, И.О. Загашева.
Педагоги современных образовательных организаций используют давно известные методы и приемы развития критического мышления, их описание приводится в главе 2 данной работы. В процессе изучения опыта педагогов-предметников было найдено множество статей по теме «развитие критического мышления» на разных школьных дисциплинах. Разработок уроков, которые могли бы вызвать особенный интерес, найдено не было.
Гипотеза исследования. Формирование критического мышления у обучающихся позволяет сформировать метапредметные, предметные и личностные компетенции у всех учащихся?


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современные школьники - поколение, которое ежедневно вынуждено обрабатывать огромное количество информации из разных источников. Для них критическое мышление жизненно необходимо. Если его не развивать, школьники могут стать объектом манипуляции со стороны различных государственных и общественных институтов. Также огромное количество ложных фактов, находящихся в открытом доступе, может негативно повлиять на общий уровень образования, что создает определенную угрозу прогрессу как общественному, так и техническому.
Обучение, ориентированное на развитие навыков критического мышления, предполагает не только активный поиск учащимися информации. Его задача более масштабна: соотнесение нового знания и собственного опыта, а также сравнение новых знаний с другими исследованиями в какой - либо области. Когда учитель использует технологию развития критического мышления, он не только вкладывает в ученика предметные знания, он стимулирует его к самостоятельной деятельности.
В работе были раскрыты особенности критического мышления и его формирования. Анализ педагогического опыта показал, для развития такой модели мышления необходима слаженная работа педагогического коллектива. Также без развития критического мышления у учащихся невозможно сформировать компетенции, которые определены современными образовательными стандартами.
Главная особенность критического мышления на уроках истории, выявленная в ходе исследования - необходимость работать с разными источниками информации (документы, воспоминания, исторические труды), которые довольно часто противоречат друг другу. Поэтому учитель истории должен научить школьников правильно работать с таким материалом, а помочь ему могут описанные в данной работе приемы и методы.
Также в ходе исследования была сформирована гипотеза, которая была проверена и доказана в условиях современной школы.



1. Андреев И.Л. История России: XVI - конец XVII в. 7 кл.: учебник [Текст] / И.Л. Андреев, И.Н. Федоров, И.В. Амосова. - М.: Дрофа, 2016. - 253 с.: ил., карт.
2. Бабенко Т.А. Сравнительный анализ на уроках истории как одно из главных средств формирования проблемного метода обучения истории и формирования творческого мышления [Текст] / Т.А. Бабенко // Наука, образование и культура. - 2015. - №2. - С 15 - 18.
3. Вострикова Н.М. О применении стратегии «бортовой журнал» в лекционном курсе химической дисциплины [Текст] / Н.М. Вострикова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2011. - №3. - С. 79 - 83.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - 5-е изд., испр. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства [Текст] / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. - М.: Владос, 2001. - 160 с.
6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя [Текст] / А.А. Гин. - М.: Вита-Пресс, 2019. - 112 с.
7. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития [Текст] / И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек. - СПб.: Альянс-Дельта, 2003. - 284 с.
8. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений [Текст] / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
9. Кичаева О., Калинина С. А., Зотова О. В., Никифорова Р. Р. Использование проектной технологии развития критического мышления на уроках русского языка [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. г. Чита, апрель 2017 г. - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 91 - 95.
10. Кобякова Г.Н. Синквейн - технология в логопедической практике [Текст] / Г.Н. Кобякова // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2015. - №2. - С. 53 - 58.
11. Ковылева Ю.Э. Работа с вопросами как средство достижения метапредметных результатов обучения в средней школе [Текст] / Ю.Э. Ковылева // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2012. - №3. - С. 70 -73.
12. Корнева Г.Н. «Фишбоун», как один из приёмов активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках математики [Текст] / Г.Н. Корнева // Символ науки. - 2015. - №7. - С. 132 - 133.
13. Левицкая Л.В., Чернова А.А. Психологические особенности подросткового возраста и их влияние на переживания стресса [Текст] / Л.В. Левицкая, А.А. Чернова // Молодой ученый. - 2016. - №9. - С. 1036 - 1039.
14. Мирошниченко Л.Ю. Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках в начальных классах [Текст] / Л.Ю. Мирошниченко // Молодой ученый. - 2017. - №3.1. - С. 41 - 43.
15. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М.: Издательство Юрайт, 2011. — 460 с.
16. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий [Текст]: в 2-х т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - 816 с.
17. Снеговская Т. А., Генералова О. М., Корнеева М. П., Никитина О. П. Технология «синквейн» как средство развития речи у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы V Междунар. науч. конф. г. Казань, октябрь 2016 г. - Казань: Бук, 2016. - С. 26 - 28.
18. Тажидинова Г. А. Активизация познавательной деятельности учащихся через чтение и письмо на уроках русского языка и литературы [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. г. Краснодар, февраль 2016 г. - Краснодар: Новация, 2016. -С. 22 - 25.
19. Ткачева Л.Л. Технологии развития критического мышления [Текст] / Л.Л. Ткачева // Вестник ЮУрГУ. - 2008.- №16. - С. 95 - 98.
20. Трубинова Е.А. Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Е.А. Трубинова // Молодой ученый. - 2015. - №23. - С. 946 - 948.
21. Уманская М.В. Технология развития критического мышления на уроках курса «основы религиозной культуры и светской этики» [Текст] / М.В. Уманская // Траектория науки (Path of science). - 2016. - №1. - С. 5.6 - 5.15.
22. Фоменко Н.В. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка [Текст] / Н.В. Фоменко // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. - 2014. - №2. - С. 201 - 205.
23. Халперн Д. Психология критического мышления [Текст] / Д. Халперн; пер. с анг. О.Н. Мальгина, С.Е. Рысев, Л.Л. Царук. - Спб.: Питер, 2000. - 512 с.
24. Черникова Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков [Текст] / Е. Г. Черникова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 4. - С. 169-172.
25. Шихалеева Э.Е. Развитие критического мышления как средство формирования коммуникативных навыков на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / Э.Е. Шихалеева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2013. - №3. - С. 22 - 26.
Список источников
1. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования [Текст]: приказ М-ва образования и науки от 17 декабря 2010 г. № 1897 // Российская газета - 2010.
2. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост. Е. С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - С. 3 - 71.
3. Российское историческое общество. Концепция нового учебно¬
методического комплекса по Отечественной истории: официальный сайт. 2020. - URL:https://historyrussia.org/images/documents/konsepsiyafinal.pdf
(дата обращения: 20.02.2020). - Текст: электронный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ