Работа сделана на примере Студенческого сообщества ВК направления "Библиотечно-информационного дела" (БИД) Удмуртского государственного университета.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СЕТЕВЫЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ СООБЩЕСТВА 6
1.1. Библиотека в социальных сетях 6
1.2. Библиотечные сообщества (комьюнити) и их формы 9
1.3. Продвижение библиотечной специальности в социальных сетях 16
ГЛАВА 2. ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ НАПРАВЛЕНИЯ БИД УДГУ 28
2.1. Описание студенческого сообщества ВК 28
2.2. Контент-план профессионального (учебного) библиотечного сообщества 30
2.3. Перспективы развития группы. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 48
Приложение 1 52
Актуальность. В наше время, когда цифровая трансформация охватывает все аспекты общественной жизни, профессиональные сообщества играют значительную роль в обмене знаниями, опытом и инновациями. Для библиотечных сотрудников и студентов библиотечных направлений социальные сети и мессенджеры становятся важными инструментами для общения, обучения и сотрудничества. Эти платформы позволяют эффективно обмениваться информацией, отслеживать тенденции в библиотечной сфере, обсуждать актуальные вопросы и создавать совместные проекты. С их помощью специалисты могут быстро реагировать на изменения, постоянно развиваться и учиться, что делает профессиональное сообщество более связанным и подготовленным к вызовам современности. Актуальность изучения профессиональных библиотечных сообществ в социальных сетях и мессенджерах заключается в том, что они позволяют библиотекарям быть в курсе последних тенденций в библиотечной отрасли, расширять свои профессиональные навыки и узнавать о возможностях для развития карьеры.
Объект исследования: библиотечные сообщества.
Предмет исследования: библиотечные сообщества (профессиональные и учебные) в социальных сетях и мессенджерах.
Цель исследования: обзор выявленных библиотечных сообществ (профессиональных и учебных) в социальных сетях и мессенджерах, а также характеристика библиотечного учебного сообщества.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты библиотечных сообществ (комьюнити).
2. Исследовать особенности присутствия библиотек в социальных сетях и их влияние на профессиональное развитие библиотечной сферы.
3. Оценить эффективность продвижения библиотечной специальности в социальных сетях и определить стратегии развития данного направления.
4. Обобщить опыт создания и ведения студенческого сообщества в социальной сети ВКонтакте.
5. Разработать контент-план для профессионального (учебного) библиотечного сообщества на основе выявленных потребностей участников и рекомендаций по улучшению взаимодействия в сообществе.
Методы исследования:
1. Анализ литературных источников. Анализ страниц профессиональных сообществ в социальных сетях и мессенджерах. Выявление особенностей разных профессиональных библиотечных сообществ в социальных сетях для выявления успешных практик и общих тенденций.
2. Синтез изученных материалов.
3. Моделирование контент-плана учебного сообщества.
Использование этих методов поможет провести комплексное исследование профессиональных библиотечных сообществ в социальных сетях и мессенджерах, выявить основные тренды и рекомендации для их развития.
Теоретическая значимость. Многие авторы в своих работах обращали внимание на развитие сетевых сообществ и их влияние на развитие сфер деятельности, в том числе их влияние на развитие библиотечного дела. Среди них Г. М. Агеева, Я.В. Катуева, А.А. Боримова, А.Н. Новоселова, А.А. Ашихмин, Л. А. Виноградова. В процессе работы были изучены материалы периодических изданий: «Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры», «Библиосфера», «Культура: теория и практика», «Высшее образование в России», «Культура и образование» и другим. При подготовке материалов для работы обращалась к информационным ресурсам: «Российское библиографическое общество», «Официальный сайт. Российская библиотечная ассоциация», «Студенческий совет БИФ | МГИК», «Библиотекари», «Книжный клуб МГУ» и другим.
Практическая значимость. Данная работа представляет собой материал, ориентированный на повышение профессионального уровня библиотекарей и информационных специалистов. Она позволяет разобраться в том, как эффективно использовать социальные сети и мессенджеры для обучения, общения и сотрудничества в рамках библиотечного сообщества. Кроме того, подчеркивает важность участия в онлайн-сообществах для построения репутации и привлечения внимания к своим достижениям среди коллег и потенциальных работодателей, что может привести к новым возможностям и перспективам в карьере.
Структура работы: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы и приложений.
В рамках данной работы было проведено исследование профессиональных библиотечных сообществ в социальных сетях и мессенджерах. Рассмотрев сетевые библиотечные сообщества, мы выделили их основные формы и способы функционирования в цифровом пространстве. Особое внимание было уделено библиотекам в социальных сетях и методам продвижения библиотечной специальности среди пользователей этих платформ.
Также был проанализирован опыт создания и ведения студенческого сообщества БИД УДГУ в соцсети ВКонтакте, что позволило выявить эффективные стратегии и тактики ведения профессиональных учебных библиотечных сообществ и создания качественного контент-плана.
Одной из ключевых выводов данной работы является понимание значимости профессиональных библиотечных сообществ в текущем цифровом контексте. Они способствуют укреплению профессиональных связей, обмену знаниями и опытом между библиотекарями, а также привлекают внимание широкой публики к библиотекам и библиотечной деятельности через современные коммуникационные каналы.
Рассмотренный вариант ведения в социальной сети студенческого сообщества подчеркивает, как активное использование социальных сетей способствует формированию и укреплению профессионального сообщества студентов-библиотекарей. Создание интересного и полезного контента, организация онлайн-мероприятий и обсуждение актуальных тем в сфере библиотечной и информационной деятельности увеличивает вовлечённость студентов и способствует их профессиональному росту. Важно оценивать перспективные направления развития группы с учетом интереса подписчиков.
В заключение следует отметить, что развитие профессиональных библиотечных сообществ в социальных сетях и мессенджерах играет значительную роль в адаптации библиотечной сферы к современным информационным требованиям. Эти сообщества не только способствуют продвижению библиотечной деятельности в цифровую эпоху, но и обеспечивают платформу для обмена опытом и знаниями между профессионалами, стимулируя тем самым их профессиональное развитие и совершенствование.
1. Агеева, Г. М. Медиатизация библиотечного образования / Г. М. Агеева // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2023. – № 2(55). – С. 128-134. – DOI 10.30725/2619-0303-2023-2-128-134.
2. Библиотека Российской академии наук в социальных сетях / Я. В. Катуева, А. А. Боримова, А. Н. Новоселова, А. А. Ашихмин // Библиосфера. – 2018. – № 4. – С. 75-81. – DOI 10.20913/1815-3186-2018-4-75-81.
3. Библиотека и молодежь: встречное движение. http://dev.infomania.ru/site/document/2023/11/01/48fc529d-d2a8-4cd8-ae3a-887c42113396.pdf
4. Бородина, С. Д. Конфигурация и сетевой подход построения профессионального сообщества библиотек / С. Д. Бородина, Ю. В. Маслова // Культура: теория и практика. – 2019. – № 1(28). – С. 18.
5. Виноградова, Л. А. Обзор современных технологий научного общения / Л. А. Виноградова, И. В. Велихова // Интерактивная наука. – 2016. – № 2. – С. 38-41.
6. Гаврилова, С. В. Продвижение библиотек и библиотечных услуг в социальных медиа: опыт Донской государственной публичной библиотеки / С. В. Гаврилова // Культурная жизнь Юга России. – 2014. – № 4(55). – С. 126-128.
7. Гнездилов, В. И. Секция по библиотечному менеджменту и маркетингу / В. И. Гнездилов, Е. Н. Гусева // Информационный Бюллетень РБА. – 2011. – № 60. – С. 36-37.
8. Дворовенко, О. В. Библиотеки в системе виртуального маркетинга / О. В. Дворовенко // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2015. – Т. 211. – С. 66-69.
9. Дьяконов, А. Д. Цифровая трансформация в сфере культуры / А. Д. Дьяконов // Экономика и управление в спорте. – 2023. – Т. 3, № 1. – С. 39-50. – DOI 10.18334/sport.3.1.119818.
10. Забузов, О. Н. Основные направления повышения потенциала использования социальных сетей в рекламной деятельности современных публичных библиотек: авторская оценка и верификация / О. Н. Забузов, П. Г. Александрова // ГосРег: государственное регулирование общественных отношений. – 2020. – № 1(31). – С. 174-181.
11. Забузов, О. Н. Социальные сети в рекламной деятельности современных публичных библиотек: результаты исследования / О. Н. Забузов, П. Г. Александрова // Культура: теория и практика. – 2020. – № 3(36). – С. 13.
12. Каллиников, П. Ю. Электронные библиотечные системы и революция медиа / П. Ю. Каллиников // Высшее образование в России. – 2014. – № 6. – С. 107-110.
13. Кряжева, М. Ф. Веб-аналитический инструментарий: возможности использования в библиотечно-информационной деятельности / М. Ф. Кряжева, В. С. Нуждинова // Культура: теория и практика. – 2016. – № 2(11). – С. 21.
14. Кузичкина, Г. А. Библиотеки как агенты информационной социализации / Г. А. Кузичкина, А. Д. Кочнева // Культура: теория и практика. – 2021. – № 2(41).
15. Лядова, А. Н. Возможности продвижения чтения в формате культурно-просветительской деятельности современной библиотеки / А. Н. Лядова // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2018. – № 2(16). – С. 138-140.
16. Магомедов, М. Н. Цифровая трансформация сферы культуры / М. Н. Магомедов, Н. А. Носкова // Петербургский экономический журнал. – 2021. – № 1. – С. 27-36. – DOI 10.24411/2307-5368-2020-10054.
17. Малышева, Е. Н. Инструменты мониторинга социальных платформ в обучении студентов направления "Библиотечно-информационная деятельность" / Е. Н. Малышева, Ю. В. Уленко // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 61. – С. 216-222. – DOI 10.31773/2078-1768-2022-61-216-222.
18. Москаленко, Е. А. Социальные сети как средство интернет-представительства библиотеки / Е. А. Москаленко // Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям : Сборник материалов VII Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 5-ти томах, Белгород, 25 апреля 2019 года. Том 1. – Белгород: Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2019. – С. 382-385.
19. Пилко, И. С. Виртуальное пространство библиотеки в эпоху Web 2.0 / И. С. Пилко, Е. В. Роот // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2015. – № 33-2. – С. 77-84.
20. Пронина, Л. А. К проблеме продвижения веб-сайтов общедоступных библиотек / Л. А. Пронина, Н. Д. Романова // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2013. – № 2(22). – С. 77-81.
21. Рассадина М.И. Модульный подход к обучению студентов технологиям продвижения библиотечной профессии https://www.gpntb.ru/ntb/ntb/2013/2/ntb_2_7_2013.pdf
22. Редькина, Н. С. Оценка виртуальной работы библиотеки: показатели, инструменты, подходы / Н. С. Редькина // Информационный Бюллетень РБА. – 2014. – № 71. – С. 86-87.
23. Рыхторова, А. Е. Применение маркетинговых технологий для повышения активности подписчиков библиотечных социальных сетей / А. Е. Рыхторова // Библиосфера. – 2021. – № 3. – С. 25-34. – DOI 10.20913/1815-3186-2021-3-25-34.
24. Суворова, В. М. Глобальная сеть интернет и библиотеки: конкуреция и партнёрство / В. М. Суворова, М. П. Шмидт // Научная периодика: проблемы и решения. – 2014. – № 2(20). – С. 50-55.
25. Суворова, В. М. Роль библиотеки и пользователя в век цифровых технологий / В. М. Суворова // Культура: теория и практика. – 2019. – № 5(32). – С. 15.
26. Туранина, Н. А. Современные методы повышения квалификации библиотечных работников в сфере public relations / Н. А. Туранина, И. В. Колганов // Культура и образование. – 2020. – № 1(36). – С. 125-129. – DOI 10.24411/2310-1679-2020-10115.
27. Ударцева, О. М. Анализ популярности библиотечных сайтов с использованием систем сбора статистических данных / О. М. Ударцева // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). – 2019. – № 3(21). – С. 87-91. – DOI 10.32340/2414-9101-2019-3-87-91.
28. Ударцева, О. М. Эффективный библиотечный сайт: data -driven -подход к управлению сайтом с применением аналитических инструментов / О. М. Ударцева // Библиосфера. – 2021. – № 2. – С. 65-76. – DOI 10.20913/13/1815-3186-2021-2-65-75.
29. Чазова, С. А. Интернет-представительство библиотеки в социальных сетях / С. А. Чазова // Культура: теория и практика. – 2016. – № 3(12). – С. 12.
30. Чушкина, С. Е. Тематические сообщества в социальных медиа как инструмент повышения читательской культуры / С. Е. Чушкина // Вестник Башкирского университета. – 2014. – Т. 19, № 2. – С. 596-600.
31. Информационный ресурс / Официальный сайт РБО: Российское библиографическое общество http://www.rosbib.org/ru/nodes/79-rossiyskoe-bibliograficheskoe-obschestvo
32. Информационный ресурс / Официальный сайт. Российская библиотечная ассоциация. https://www.rba.ru/about/members/
33. Информационный ресурс / Книжный клуб МГУ https://vk.com/bookclub_msu
34. Информационный ресурс / Библиотека и молодежь https://vk.com/wall-211865545_1278
35. Информационный ресурс / Студенческий совет БИФ | МГИК https://vk.com/bif_mgik
36. Информационный ресурс / Библиотекари https://ok.ru/group/42604655280286
37. Информационный ресурс / Книжный клуб авантюристов https://dzen.ru/adventurersclub
38. Информационный ресурс / Историческая библиотека https://t.me/istorichka_official
39. Информационный ресурс / Российская государственная библиотека для молодежи https://vk.com/wall-211865545_1049
40. Информационный ресурс / «Донской край: история, природа, культура» Донская государственная публичная библиотека URL: http://vk.com/public60865572
41. Информационный ресурс / РГБМ • Библиотека для молодёжи https://vk.com/rgubru