Введение 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА СОВЕСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность понятий «нравственность», «совесть», «совестливость» у
младших школьников 7
1.2 Критерии и уровни развития нравственного качества совесть у младших
школьников 13
1.3 Развитие нравственного качества совесть у младших школьников
посредством внеурочной деятельности 16
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА СОВЕСТЬ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Этапы экспериментального исследования по изучению уровня развития
нравственного качества совесть у младших школьников 26
2.2 Результат констатирующего эксперимента по выявлению актуального уровня развития нравственного качества совесть у младших школьников ЗЗ
2.3 Программа развития нравственного качества совесть у младших
школьников во внеурочной деятельности 43
ВЫВОДПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 62
Актуальность. Часто мы задаемся вопросами: А что значит нравственный человек? Какими качествами он должен обладать? Почему же современное общество указывает вновь и вновь на эту проблему? Что заставляет человека поступать не по совести? Всё зависит от того какие морально - нравственные установки он получил в детстве, ведь не зря в нашей стране обнаруживается ряд проблем в нравственном благополучии младших школьников, этому свидетельствует многочисленные сообщения средств массовых информаций, журналы, научные статьи и т.д., где указывается данная проблема по развитию нравственных качеств.
Чаще всего люди не поступают по совести из-за каких-то предрассудков, влияния общественности, навязывания чьих-либо принципов, поэтому работая с детьми младшего школьного возраста учителю необходимо ориентировать их способности и личностный потенциал на нравственные качества.
По мнению В.А. Сухомлинского, дети очень чувствительны, искренне и способны различать доброго от злого, поэтому именно в детстве необходимо заложить в них духовный и нравственный мир [35].
Современная система образования России опирается на личностно-ориентированный подход в воспитании личности современного школьника, в соответствии с которым нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс формирования у учащихся нравственных качеств.
Сегодня учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду, так как всегда является для учащихся примером нравственности. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.
К проблеме формирования нравственных качеств личности школьника обращались многочисленные отечественные педагоги, ученые, исследователи: А. М. Архангельский, Н. М. Болдырев, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Б. Т. Лихачев, И. Ф. Харламов, Е. В. Бондаревская, И. С. Марьенко, В. М. Коротова, Н. Е. Щуркова и т. д., так и зарубежные ученые, которые раскрыли важность и значимость нравственного воспитания Ж. Пиаже, Л. Колберг, М. Монтессори, Ж.-Ж. Руссо, Ф. Фребель, Рубинштейн и другие.
Обсуждение на тему совести берет свое начало еще в древнем мире. Так, Аристотель пишет, что такие нравственные качества человечества как ум, совесть заложены природой. В своем трактате Цицерон, говоря о проблеме человечества, также свои надежды связывает с совестью, со способностью божественного разума, которого если бы не было - все бы пропало» [8].
Естественно, что уровень развития нравственного качества совесть у разных людей различен, и не каждого человека она побуждает к благородным поступкам. Являясь основой нравственного сознания, совесть оказывает влияние на моральный выбор и ту систему ценностей, которая проявляется в конкретных поступках людей. Поэтому рассмотрение понятия нравственного качества совесть у младших школьников, является актуальной и значимой.
Проанализировав многих выдающихся психологов, филологов, педагогов мы еще раз отметили, что тема развития нравственного качества совесть очень обширна и значима в современном обществе и младший школьный возраст, является первым фундаментом, на котором нужно строить понимание моральных норм, установок, а также выявлять их особенностей и психических функций.
Ж. Пиаже в своей теории отмечает, что бесполезно раньше, чем в тринадцать лет спрашивать у ребенка о совести и всё потому, что психических функций у ребенка попросту еще нет» [42].
Изучение уровня развития совести у младших школьников будет способствовать раскрытию и развитию таких качеств как: справедливость, уважения к другим людям, к самому себе. Всё это возможно реализовать во внеурочной деятельности.
Одним из современных подходов изучения и развития, нравственных качеств является кружковая внеурочная деятельность и целью этой формы работы, является расширение и углубление знания к разным видам деятельности. Следует отметить, что организация внеурочной деятельности опирается на опыт традиционной методики, которые разработаны ведущими педагогами-методистами.
Проблема уровня развития нравственного качества как совесть младших школьников актуальна и значима, поэтому:
Актуальность данного вопроса обосновывает выбор темы нашей работы: «Развитие нравственного качества совесть у младших школьников посредством внеурочной деятельности».
Цель исследования: изучить актуальный уровень развития нравственного качества совесть у младших школьников и разработать программу внеурочной деятельности.
Объект исследования: нравственное качество совесть у младших школьников.
Предмет исследования: внеурочная деятельность литературного кружка.
Гипотеза: мы предполагаем, что актуальный уровень развития совести у младших школьников будет иметь средний показатель по когнитивному, эмоциональному и поведенческому компоненту.
В ходе исследования решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать диагностические методики по теме исследования.
3. Провести исходное диагностирование и обработать результаты.
4. Разработать программу внеурочной деятельности по развитию нравственного качества совесть у младших школьников.
Методы исследования: теоретический: анализ литературы по проблеме исследования, практический: методы опроса (анкетирование, беседы).
База исследования: Абанская СОШ № 4, им. Героя советского союза В. С. Богуцкого. В эксперименте принимал участие 3 «А» класс, в количестве 26 человек. Все испытуемые в возрасте 9-10 лет.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2-х глав, 1 - ая глава - из 3-х параграфов, 2 глава - из 3-параграфов, а также заключения, списка литературы, приложений, таблиц и рисунков
Совершенствование нравственного воспитания школьников, развитие совести, формирование долга, ответственности, в соответствии с примерной основной образовательной программой начальной школы, является главной задачей современной школы.
В своей работе мы ставили перед собой ряд задач, которые были успешно выполнены в процессе нашего исследования. В соответствии с поставленной задачей, мы изучили психолого - педагогическую литературу по проблеме исследования. Теоретической базой исследования по проблеме развития нравственного качества совесть у младших школьников явились научные работы: П.Пиаже, Л. Колберга, Петровского, В.А. Сухомлинского, М.Г. Янковской, Л.С. Шубиной и др.
Совесть - способность младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам (по В.Д. Шадриков).
Развитие нравственного качества совесть у младших школьников позволяет формировать способность самостоятельно наблюдать за своим поведением и оценивать его, умение просить прощение за ошибки и причиненные обиды, способность изменять свое поведение самостоятельно в зависимости от меняющихся окружающих условий. Это может обуславливаться и тем, что у младшего школьника недостаточный учет эмоционального состояния в процессе воспитательно-образовательной работы с ним; низкий педагогический и культурный уровень родителей; неправильное отношение родителей и учителя к ребенку; отсутствие четкой организации жизни и деятельности младшего школьника.
Особое место в развитии такого нравственного качества как совесть младшего школьника принадлежит родителям, которые должны создавать и поддерживать нравственный климат в семье, проявлять неподдельную любовь к ребенку, а также быть примером для своих детей. Проблема воспитания и развития совести отражена в научных работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.А. Милтса, В.А. Сухомлинского, В.Д. Шадрикова, А.И. Шемшуриной. Совесть характеризует способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя.
При выборе методов развития нравственного качества совесть, осуществляется с учетом возрастных особенностей младших школьников, таких как: повышенная восприимчивость к внешним влияниям; вера в истинность всего, чему учат; способность к освоению образца; становление воли; осознанность; способность оперировать отвлеченными понятиями; способность к внутреннему планированию на основе сознательно поставленных целях, нравственных требованиях и чувствах.
После изучения теоретического материала по исследуемой проблеме нами были подобраны диагностические методики, на основе которых был проведен констатирующий эксперимент. К проведению исследования развития нравственного качества совесть были привлечены классный руководитель, социальный педагог, организатор внеклассной работы, которые выступили экспертами при заполнении специальных протоколов по выявлению степени проявления совести у обучающихся 3 класса.
С помощью методики «Что такое хорошо и что такое плохо» мы смогли выявить уровень развития когнитивного компонента нравственного качества совесть у младших школьников. Данная методика помогла нам определить, насколько в данном классе у мальчиков и девочек развито знание, понятие о совести, честного поступка, уважения друг к другу, взаимопомощи. На за ранее подготовленных листочках учащимся предложили привести примеры совестливого поступка, помощи, ответственности при которых совесть осталась чиста. Общий результат в классе дал низкий уровень знаний по данной методике.
Для изучения эмоционально оценочного компонента, была использована методика «Сюжетные картинки». С помощью данной методики выяснили, на каком уровне у учащихся находятся устойчивость эмоций, активность и отношение к нравственному качеству как совесть, честность. В целом, мы можем отметить, что работа по разъяснению сущности понятия «совесть» требует более глубокого и правильного понимания сути исследуемого качества, но как такового внутреннего переживания и проявлений эмоций нет. Результат уровня развития эмоционального компонента в данном классе находится на среднем уровне.
С помощью следующей методики «Сделаем вместе», попытались выявить степень поведенческого компонента о правильном представлении совести, честности, поддержании контакта друг с другом, сотрудничества, дисциплинированности. Результат исследования показал, что уровень поведенческого компонента находится на среднем уровне. Учащиеся по нашему мнению не совсем могут контролировать свои поступки и поведение, некоторые просто не осознают правильность своих действий.
Экспериментальное исследование показало, что среди опрошенных учеников доминирует низкий уровень когнитивного компонента развития данного качества и что необходима дальнейшая работа по разъяснению сущности понятия «совесть» в рамках реализации программы, которая будет способствовать более глубокому и правильному пониманию сути исследуемого нравственного качества.
После проведенного исследования нами была разработана программа по развитию нравственного качества совесть у младших школьников с целью повышения их познавательной оценки и контроля своих эмоций и поведения, которая называется «Мы совести волшебники». Программа состоит из 8 занятий, каждое из которых включает в себя три направления: когнитивное, эмоциональное и поведенческое. Занятия представлены в различных формах: этические беседы, решение этических ситуаций, просмотры мультфильмов и их обсуждение, часы общения, беседы по прочитанным произведениям. Работа в рамках реализации программы направлена не только на учащихся, но и их родителей.
Реализация программы по развитию нравственного качества совесть по нашему мнению будет способствовать, расширению знаний о нравственной категории «совесть», формированию эмоциональной и мотивационной сферы на совершение совестливых поступков и усилению контроля за ними.
1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание / Н.В. Архангельский. - М.: Просвещение, 2002. - 176 с.
2. Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека (по материалам исследований Лоуренса Колберга и его школы) // Психологический журнал. 1999. Т. 20, вып. 3. С. 5-17
3. Аллахвердов В. М. Осознание как открытие // Психология творчества. 2010.С. 352-376
4. Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. . - № 2, . -с.374.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 2005. - 179 с.
6. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников / Н.И. Болдырев. - М.: Просвещение, 2003. - 155 с.
7. Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский-М.: Просвещение,-1998 479с.
8. Бронзов А.А.Учение Аристотеля о нравственности. Изд.2 2011. 152
9. Возрастная психология : учебник / Л. Ф. Обухова. — М. : Издательство Юрайт ; МП ИГУ, 2011. — 460 с. — Серия : Основы наук
10. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н. Васильева. - М.: Просвещение, 1978. - 196 с.
11. Величко О.Ю. Методы стимулирования нравственного развития младших школьников / О.Ю. Величко//Начальная школа. - 2010. - №7. - С. 97 - 100.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
13. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. - 1995. - №6
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - Спб.: 4-е, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ, 2003. - 912 с.
15. Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. - М.: Политиздат, 1978.
- 272 с.
16. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий. - М. : Просвещение, 2003. - 204 с.
17. Духовно-нравственное воспитание личности: проблемы, теории,
технологии : учебное пособие / Челяб. гос. пед. ун-т ; [Шитякова Н. П., Верховых И. В.]. - Челябинск: Издательство ЧГПУ, 2016. - 196 с.
18. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост.
Дерманова И.Б. - СПб. 2002. С.35
19. Иванова Н.Г., Семенова Л.И. Формирование нравственных качеств личности / Н.Г. Иванова, Л.И. Семенова// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 10-13.
20. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //Начальная школа. -2004г. -№ 2. - 101с.
21. Калинина Л.В. Ориентация младших школьников на нравственные ценности / Л.В. Калинина// Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 46 - 50.
22. Кетова, Т.В. Классные часы духовно нравственной направленности / Т.В. Кетова// Начальная школа. - 2011. - №9. - С.76-78.
23. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для вузов/ Г.М. Коджаспирова. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.
24. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Словарь по педагогике / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. - М.: ИКУ «МарТ», 2005. - 448 с.
25. Леонова Н.А. Младший школьник: опыт нравственного поведения / Н.А. Леонова// Начальная школа. - 2010.- №5. - С. 22-26.
26. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб.пособие для студ. пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК/ Б.Т. Лихачев. - М.: Юрайт, 1999. - 464 с.
27. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника / И.С. Марьенко. - М.: Просвещение, 1985. - 364 с.
28. Маслов С.И. Эмоционально-ценностный компонент
образования: учеб.пособие для студ. пед. вузов/ С.И. Маслов. - М.: 2000. - 302 с.
29. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989. - 242 с.
30. Мулярчик, Н.Н. Ступенька к познанию, что такое хорошо и что такое
плохо/ Н.Н. Мулярчик// Начальная школа. - 2011. - №10. - С. 8-10.
8.Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. - М.:ВАКО, 2009. - 192с. ( Педагогика. Психология. Управление).
31. Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально - нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова - СПб., 2002. С.114.
32. Михайлова Е.В. Психологические основы формирования нравственных ценностей у младших школьников // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - Кострома: КГУ им. Некрасова, 2007. - №1. - С. 72- 75.
33. Научно - методический журнал начальная школа №8, 2003
34. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им.В.В. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 ст
35.Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4¬5 классы: уч. пособие для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010. - 63с]
36.Общая психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. 2-е изд., доп. и перераб. М., 1976. 479 с.]
37. Педагогика: учеб.пособие для студ. пед. институтов/ Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин Н.А. Сорокин и др. / под. ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1998. - 479 с.
38. Педагогика: учеб. пособие для студ.пед. институтов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения»/ С.П. Баранов, Л.Н. Болотина, В.А. Сластенин и др. /под. ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - 2-е изд.; доп. М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
39. Педагогика: учеб.пособие для студ. пед. вузов и пед. колледжей/ под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 608 с.
40. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. пед. вузов: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания/ И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 575 с.
41. Провоторова В.П. Нравственное развитие младших школьников
вовнеучебной деятельности / В.П. Проворотова// Начальная школа. - 2011.
- № 1. - С . 51-53.
42. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2005. — 112 с. (Метод.биб-ка
43. Пиаже Жан теория, эксперименты, дискуссии. Сб. статей / сост. и общ.ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001
44. Педагогическая диагностика в школе / А.И. Кочетов, Я.Л. Коломинский. - Минск: Нар.освет., 1987
45. Рапацевич Е.С. Новейший психолого-педагогический словарь / Е.С. Рапацевич. - Беларусь: Интерпрессервис, 2010. - 928 с.
46. Рыжкова Т.В. Литературное развитие младших школьников: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Т.В.Рыжкова. -СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2006. - 140 с.
47. Сироткина Е.Я. Формирование у младших школьников представлений о нравственном поведении / Е.Я.Сироткина // Начальная школа. - 2011. - №8. - С. 29 - 32.
48. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина. - 7-е из., стер. - М.: Издательский центр«Академия», 2007.-576 с.
49. Степанова Н.Е. Александрова, М.А.Технология подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа: классному руководителю о классном часе: / под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой М.А. - М.:
50. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения/ В.А. Сухомлинский. - М.: 1980. - 274 с.
51. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика / Под ред. Е.С.
Полат. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 168 с. -
(Педагогическая мастерская)
52. Словарь по этике/Под ред. А. А. Гусейнова и И.С. Кона.6-е изд.-+М.: Политиздат, 1989.- 447 с.]
53. Сухомлинский. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2002. - (Антология гуманной педагогики). С. 200-203
54. Снегирев В. А. Психология и логика, как фи-лософские науки [Текст] / В. А. Снегирев // Право- славный собеседник. - 1876. - Т. II. - С. 427-451
55. Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П.
11_Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов —
М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования[Электронный ресурс]. -http: //standart.edu.ru//
57. Фейербах Л. Эвдемонизм.// Избранные философские произведения. - Т.1. - М.,1955 с. 467
58. Шадриков В. Д. 2001 Изд. Логос, 296 с
59. Шемшурина А. И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Методическое пособие. 4 класс: пособие для учителей общеобразоват. организаций / А. И. Шемшурина. — М.: Просвещение, 2015. — 78 с
60. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). - М.: ГАРДАРИКИ, 2005
61. Юркина Л. Ю. Исследование совести как психологического феномена // Психология и мораль / Под ред. В. Н. Куницыной. СПб., 2004. В. Н. Куницына
62. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности [Текст] / М.Г. Яновская // Классный руководитель. - 2003. - № 4 - с.24-29.