РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного
интереса в работах отечественных педагогов и психологов 6
1.2. Педагогическое руководство развитием познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 25
2.1. Описание процедуры и результатов диагностики познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Описание программы формирующих мероприятий 34
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного
интереса в работах отечественных педагогов и психологов 6
1.2. Педагогическое руководство развитием познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 25
2.1. Описание процедуры и результатов диагностики познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Описание программы формирующих мероприятий 34
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Одна из актуальных современных проблем - проблема развития познавательного интереса. Педагогической navrei'i дoкaзaнa необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Познавательный интерес- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет сам. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание таких психических процессов, как: воображение, мышление, память, внимание.
В науке проблема развития познавательного интереса изучалась такими известными учеными, как Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и многие другие.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать самостоятельно новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, временными и пространственными отношениями, которые связывают отдельные представления в целостную картину мира.
Методика организации детского экспериментирования на сегодняшний день разработана не до конца. Это обусловлено тем, что недостаточно проработан теоретический вопрос, не хватает методической литературы, а самое главное - направленность на данный вид деятельности у педагогов отсутствует. И поэтому, детское экспериментирование в практику работы внедряется очень медленно.
Все вышесказанное и позволило сформулировать тему нашего исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
2) провести диагностическое изучение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста;
4) провести сравнительный анализ полученных данных.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования - развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возрастав процессе экспериментирования будет проходить успешно, если:
- создана проблемная ситуация побуждающая детей к активному поиску ее решения;
- имеется единая структура поисковой деятельности, известная детям;
- предметно-пространственная среда наполнена материалами, побуждающими детей к самостоятельной экспериментальной деятельности. В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика исследования предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Л.Н. Прохоровой.
2. Методика определения доминирующего мотива поведения ребенка в момент предъявления ему познавательной информации. Л.И. Божович.
Работа проводилась на базе МКДОУ г. Красноярска в период с 01.03.2018 года по 01.04.2018 года.
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, из которых 10 человек составили экспериментальную группу, 10 человек контрольную группу.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.
Познавательный интерес- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет сам. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание таких психических процессов, как: воображение, мышление, память, внимание.
В науке проблема развития познавательного интереса изучалась такими известными учеными, как Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и многие другие.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать самостоятельно новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, временными и пространственными отношениями, которые связывают отдельные представления в целостную картину мира.
Методика организации детского экспериментирования на сегодняшний день разработана не до конца. Это обусловлено тем, что недостаточно проработан теоретический вопрос, не хватает методической литературы, а самое главное - направленность на данный вид деятельности у педагогов отсутствует. И поэтому, детское экспериментирование в практику работы внедряется очень медленно.
Все вышесказанное и позволило сформулировать тему нашего исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
2) провести диагностическое изучение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста;
4) провести сравнительный анализ полученных данных.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования - развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возрастав процессе экспериментирования будет проходить успешно, если:
- создана проблемная ситуация побуждающая детей к активному поиску ее решения;
- имеется единая структура поисковой деятельности, известная детям;
- предметно-пространственная среда наполнена материалами, побуждающими детей к самостоятельной экспериментальной деятельности. В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика исследования предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Л.Н. Прохоровой.
2. Методика определения доминирующего мотива поведения ребенка в момент предъявления ему познавательной информации. Л.И. Божович.
Работа проводилась на базе МКДОУ г. Красноярска в период с 01.03.2018 года по 01.04.2018 года.
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, из которых 10 человек составили экспериментальную группу, 10 человек контрольную группу.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.
В нашей работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в структуре и сущности познавательного интереса.
Провели исследование по выявлению уровня развития познавательного интерeса детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это указывало на то, что необходимо провести целенаправленную педагогическую работу по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали и апробировали программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, а в заключении провели итоговую диагностику и сравнительный анализ полученных данных. Занятия проводились с детьми экспериментальной группы два раза в неделю в течение месяца.
После проведения контрольного эксперимента, познавательная мотивация в контрольной группе осталась на прежнем месте (30%), а в экспериментальной группе выросла на 50%.
Исследование предпочитаемого вида деятельности и выявления места детского экспериментирования, дало следующие результаты: в контрольной группе детей ранг экспериментирования так и остался на 5 месте из 6, а в экспериментальной группе с 6 места поднялся до 2 места.
Также на основании проведенной работы мы смогли убедится в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников.
Таким образом, поставленная перед нами гипотеза исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.
Провели исследование по выявлению уровня развития познавательного интерeса детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это указывало на то, что необходимо провести целенаправленную педагогическую работу по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали и апробировали программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, а в заключении провели итоговую диагностику и сравнительный анализ полученных данных. Занятия проводились с детьми экспериментальной группы два раза в неделю в течение месяца.
После проведения контрольного эксперимента, познавательная мотивация в контрольной группе осталась на прежнем месте (30%), а в экспериментальной группе выросла на 50%.
Исследование предпочитаемого вида деятельности и выявления места детского экспериментирования, дало следующие результаты: в контрольной группе детей ранг экспериментирования так и остался на 5 месте из 6, а в экспериментальной группе с 6 места поднялся до 2 места.
Также на основании проведенной работы мы смогли убедится в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников.
Таким образом, поставленная перед нами гипотеза исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - СОВРЕМЕННЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021 - ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста технология «Путешествие по реке времени»
Курсовые работы, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025 - Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в учреждении санаторного типа
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017



