ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Теоретическое обоснование проблемы развития познавательного
интереса в работах отечественных педагогов и психологов 6
1.2. Педагогическое руководство развитием познавательного интереса
детей старшего дошкольного возраста 12
1.3. Экспериментирование как средство развития познавательного
интереса у детей дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ 25
2.1. Описание процедуры и результатов диагностики познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста 25
2.2. Описание программы формирующих мероприятий 34
2.3. Проверка эффективности формирующих мероприятий 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Одна из актуальных современных проблем - проблема развития познавательного интереса. Педагогической navrei'i дoкaзaнa необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её практикой воспитания.
Познавательный интерес- избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у ребёнка постоянно возникают вопросы, ответы на которые он активно ищет сам. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание таких психических процессов, как: воображение, мышление, память, внимание.
В науке проблема развития познавательного интереса изучалась такими известными учеными, как Л. И. Божович, Е. А. Брежнева, Л. А. Венгер, А. А. Люблинская, Г. М. Чуткина и многие другие.
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать самостоятельно новые сведения о мире, рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно - исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой - овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, временными и пространственными отношениями, которые связывают отдельные представления в целостную картину мира.
Методика организации детского экспериментирования на сегодняшний день разработана не до конца. Это обусловлено тем, что недостаточно проработан теоретический вопрос, не хватает методической литературы, а самое главное - направленность на данный вид деятельности у педагогов отсутствует. И поэтому, детское экспериментирование в практику работы внедряется очень медленно.
Все вышесказанное и позволило сформулировать тему нашего исследования: развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить результативность развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
2) провести диагностическое изучение уровня развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
3) разработать и апробировать программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста;
4) провести сравнительный анализ полученных данных.
Объект исследования - процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Гипотеза исследования - развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возрастав процессе экспериментирования будет проходить успешно, если:
- создана проблемная ситуация побуждающая детей к активному поиску ее решения;
- имеется единая структура поисковой деятельности, известная детям;
- предметно-пространственная среда наполнена материалами, побуждающими детей к самостоятельной экспериментальной деятельности. В исследовании применялись следующие диагностические методики:
1. Методика исследования предпочитаемого вида деятельности, выявления места детского экспериментирования в предпочтениях детей. Л.Н. Прохоровой.
2. Методика определения доминирующего мотива поведения ребенка в момент предъявления ему познавательной информации. Л.И. Божович.
Работа проводилась на базе МКДОУ г. Красноярска в период с 01.03.2018 года по 01.04.2018 года.
В эксперименте приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста, из которых 10 человек составили экспериментальную группу, 10 человек контрольную группу.
Работа состоит из введения, двух глав, библиографического списка и приложений.
В нашей работе мы изучили психолого-педагогическую литературу по проблеме развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста, глубже разобрались в структуре и сущности познавательного интереса.
Провели исследование по выявлению уровня развития познавательного интерeса детей старшего дошкольного возраста и выяснили, что у детей познавательный интерес неустойчив, они не всегда понимает проблему, мало знают о свойствах и качествах объектов и предметов неживой природы. Это указывало на то, что необходимо провести целенаправленную педагогическую работу по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Мы разработали и апробировали программу формирующих мероприятий по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, а в заключении провели итоговую диагностику и сравнительный анализ полученных данных. Занятия проводились с детьми экспериментальной группы два раза в неделю в течение месяца.
После проведения контрольного эксперимента, познавательная мотивация в контрольной группе осталась на прежнем месте (30%), а в экспериментальной группе выросла на 50%.
Исследование предпочитаемого вида деятельности и выявления места детского экспериментирования, дало следующие результаты: в контрольной группе детей ранг экспериментирования так и остался на 5 месте из 6, а в экспериментальной группе с 6 места поднялся до 2 места.
Также на основании проведенной работы мы смогли убедится в том, что детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников.
Таким образом, поставленная перед нами гипотеза исследования, теоретически обоснована и практически проверена эффективностью использования экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста к окружающей природе.
1. Брежнева Е. А. Формирование познавательной активности у старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. № 2.С. 8 -12.
2. Венгер Л.А. О формировании познавательных интересов в процессе обучения дошкольников// Дошкольное воспитание. 2011. №7. С. 41-52.
3. Виноградова Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. М.: Просвещение, 2012. 279 с.
4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-синтез, 2012. 112 с.
5. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения // Управление ДОУ. 2014. № 4. С. 84 - 92.
6. Куликова Т.А. Экскурсии в природу с детьми дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 255 с.
7. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М.: Академия, 2011. 268 с.
8. Любинская А.А. Воспитателю об экологическом воспитании ребенка. М.: Просвещение, 2012. 226 с.
9. Лямина Г.Л. Развитие познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 2013. №8. С. 12 - 21.
10. Маркова Т.А., Виноградова Т.А. Как научить детей любить природу // Дошкольная педагогика. 2014. № 7.С. 21 - 34.
11. Меньшикова Е.А. О психолого-педагогической природе активной познавательной активности младших школьников // Начальная школа. 2013. №10. С. 18 - 22.
12. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. 4-е изд.- кн. 2. М.: ВЛАДОС, 2011.345 с.
13. Николаева С.И. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2012. 285 с.
14. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Академия, 2012. 213 с.
15. Николаева С.Н. О некоторых подходах к экологическому воспитанию детей // Дошкольное воспитание. 2013. № 10. С.50 - 62.
16. Поддьяков А.Н. Исследовательское поведение: стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2011. 266 с.
17. Подласый И.П. Педагогика. М.:Издательство Юрайт, 2011. 289 с.
18. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности
дошкольников: методические рекомендации. Методические рекомендации. Методические рекомендации для работников ДО. М.: АРКТИ, 2011. 150 с.
19. Прядка А.Ю. Детское экспериментирование, как средство развития
познавательной активности у детей дошкольного возраста // Психология и педагогика // Методика и проблемы практического применения: электрон. журн. 2014. № 40. С. 119 - 124. Режим доступа к журн. URL:
http://elibrary.ru/item.asp?id=22487635.(дата обращения: 03.03. 2018).
20. Серебрякова Т.А Экологическое образование в дошкольном возрасте: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд. М.: Академия, 2013. 342 с.
21. Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика- Синтез, 2013. 289 с.
22. Савенков Д.И. Психологические основы исследовательского, подхода к обучению: уч. Пос. М.: «Ось-89», 2011. 480 с.
23. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 5-е изд., стереотип. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 336 с.
24. Флерина Е.А. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2014. 213 с.
25. Штепина И.С. Психолого-педагогическая сущность формирования познавательной активности у дошкольников // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). М.: Буки-Веди, 2012. С. 125 - 127.
26. Щукина Г.И. Проблемы познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 2011. 134 с.