ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические аспекты изучения познавательного интереса детей младшего школьного возраста 8
1.1 Категория «познавательный интерес» в психолого-педагогической
науке и практике 8
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста, особенности проявления их познавательных интересов 17
1.3 Развитие познавательного интереса младших школьников в
кружковой деятельности 22
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Опытно-экспериментальное изучение познавательного интереса детей младшего школьного возраста 31
2.1 Организация исследования познавательного интереса детей младшего
школьного возраста 31
2.2 Констатирующий этап исследования: анализ результатов диагностики
по выявлению уровня развития познавательных интересов младших школьников 37
2.3 Формирующая работа: программа развития познавательного интереса младших школьников через их участие в работе кружка «Юный эколог» .... 46
Выводы по Главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованной литературы 58
С середины прошлого столетия в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция к снижению интереса у школьников к занятиям. Еще Я.А. Каменский призывал «сделать труд школьника источником умственного удовлетворения и душевной радости», в связи с чем становится важной такая психолого-педагогическая категория, как «познавательный интерес». К.Д. Ушинский в своем труде отмечал: «Предмет, для того чтобы стать интересным, должен быть лишь отчасти нов, а отчасти знаком», что также в более современной педагогике определяется как прием активизации познавательных процессов учащихся.
Познавательный интерес - это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность, это интерес к учебной деятельности, к приобретению знаний, к науке. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Но эта направленность должна быть именно избирательной, так как одному ребенку не может быть интересно все подряд.
Изучением интересов и познавательных интересов занимались Л.И. Божович, А.В. Петровский, Н.Г. Морозова, Г.Л. Щукина, В.А. Крутецкий, Ю.В. Шаров, В.Д. Шумилин, П.М. Якобсон, М.А. Меньшикова, Н.И. Крылов и др. Проблема формирования познавательных интересов младших школьников изучалась Б.Г. Ананьевым, Т.Л. Блиновой, В.В. Давыдовой, Н.Г. Морозовой, Н.Л. Погореловой, С.Л. Рубинштейном, Т.Н. Чуприковой, Г.И. Щукиной и пр. Мы видим, что разработок в этой области достаточно много, однако это не умаляет важность исследования данной проблемы в отношении детей младшего школьного возраста.
Актуальность исследования проблемы познавательных интересов учащихся начальной подтверждается декларированием цели образования в концепции стандартов второго поколения: целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Одним из ценностных ориентиров начального образования является:
1. развитие умения учиться, как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.
2. развитие широких познавательных интересов инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества.
3. формирование способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).
Именно познавательный интерес также способствует снятию психологических нагрузок в учении, сохранности здоровья у учащихся, способствует предупреждению отставания в учении.
Формирование познавательных интересов младших школьников осуществляется в различных формах деятельности - в т.ч. и в кружковой работе. Педагогический потенциал такой работы заключается в создании благоприятных условий для накопления опытно-коллективной работы, в формировании коллективных отношений, в проявлении самостоятельности, творчества, развития познавательной активности младших школьников, а, следовательно, и в развитии их познавательных интересов.
Итак, актуальность исследования проблемы формирования познавательных интересов младших школьников обусловлена, во-первых, декларируемыми в нормативных документами целями образования, во-вторых, значением устойчивых познавательных интересов учащихся для успешности их учебной деятельности, а также для психического состояния (снятие психологических нагрузок), в-третьих, отмечаемых в исследованиях снижением интереса у младших школьников к процессу обучения, в-четвертых, высоким педагогическим потенциалом кружковой работы в формировании познавательных интересов младших школьников.
Объект исследования: познавательный интерес.
Предмет исследования: развитие познавательного интереса младших школьников через кружковую работу.
Цель исследования - исследовать возможности развития познавательного интереса младших школьников через кружковую работу.
Достижение поставленных целей предполагает решение следующих задач:
1. проанализировать понятие «познавательный интерес» как психолого-педагогическую категорию, рассмотреть особенности познавательных интересов детей младшего школьного возраста, а также возможности их развития;
2. определить критерии и выявить уровень познавательного интереса детей младшего школьного возраста;
3. разработать программу развития познавательного интереса младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста может осуществляться в условиях кружковой деятельности при соблюдении следующих условий:
- постановка перед детьми проблемной задачи;
- создание условий для необходимости самостоятельного поиска ответов на познавательные вопросы;
- инициация проектно-исследовательской деятельности учащихся и пр.
Опытно-экспериментальное исследование будет проведено в три этапа:
1. Подготовительный этап: определение психодиагностического
инструментария для выявления уровня познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
2. Констатирующий этап: диагностика уровня познавательного интереса детей младшего школьного возраста.
3. Формирующий этап: разработка программы развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста посредством участия учеников в деятельности экологического кружка.
Опытно-экспериментальная работа осуществлялась на базе МБОУ «СОШ № 2» с. Тасеево в марте 2016 года. В исследовании принимали участие 20 учащихся 3 «А» класса.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психологической литературы (учебные пособия, монографии, диссертации, научные статьи, интернет-источники и пр.) по вопросу формирования познавательных интересов младших школьников в кружковой деятельности;
2. Методика «Перечень любимых занятий» (М.В. Матюхина);
3. Анкетирование;
4. Наблюдение за учебной деятельностью младших школьников.
Теоретическая новизна проведенного исследования заключается в систематизации знаний по проблеме формирования познавательных интересов младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа развития познавательного интереса младших школьников через их участие в работе кружка «Юный эколог» может быть использована в практике начальной школы.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 54 наименования, пяти приложений; в дипломной работе представлены 11 рисунков и 7 таблиц. Объем дипломной работы - 61 страница без учета приложений.
Активизация познавательной деятельности учащихся, несмотря на свою разработанность, и на сегодняшний день является актуальной проблемой педагогики. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приемов активизации познавательных интересов учащихся.
Анализ понятия «познавательный интерес» показал, что оно трактуется чаще всего как избирательная направленность личности, обращенная к познанию одной или нескольких областей действительности, к их предметной стороне (содержанию), а также к процессу деятельности. Однако определений в психолого-педагогической литературе данного понятия очень много: используются в основе определения разные категории: «мотив», «стремление», «направленность» и пр.
Познавательные интересы могут быть 1. аморфными, широкими, стержневыми, 2. ситуативными и личностными, 3. непосредственными и опосредованными, а также виды познавательных интересов в учебной деятельности в зависимости от учебного предмета: познавательный интерес к математике, познавательный интерес к окружающему миру, познавательный интерес к русскому языку и пр. Проведенный анализ показал высокую значимость познавательных интересов для деятельности личности: познавательный интерес обеспечивает направленность личности на осознание целей учебной деятельности, способствует формированию целеустремленности, повышает уровень сосредоточенности на предмете, вызывающем интерес, активизирует познавательную деятельность личности и пр.
Младший школьный возраст - это возраст от 6-7 до 10-11 лет (т.е. 1-4 классы школы). Данный возрастной период характеризуется ведущей учебной деятельностью, интенсивным развитием познавательной сферы, развитием воли, самосознания; младший школьник активно социализируются. В младшем школьном возрасте продолжается формирование осознанного поведения и деятельности, наполнение его новым социальным содержанием. Особое место занимают учебные мотивы и связанные с ними познавательные интересы. Анализ показал, что познавательные интересы учащихся начальной школы очень динамичны: если в первых-вторых классах дети настроены на активное познание, то в третьих-четвертых - интерес к обучению и, следовательно, познавательный интерес снижается. В связи с этим важной и актуальной является педагогическая работа по активизации познавательных интересов младших школьников в учебной и внеучебной деятельности.
Анализ литературы показал, что методы и приемы активизации познавательных интересов детей младшего школьного возраста различны и могут использоваться как в урочной, так и внеурочной деятельности. Проведенная работа позволила нам выдвинуть предположение о том, что развитие познавательных интересов детей младшего школьного возраста может осуществляться в условиях кружковой деятельности при соблюдении следующих условий:
- постановка перед детьми проблемной задачи;
- создание условий для необходимости самостоятельного поиска ответов на познавательные вопросы;
- инициация проектно-исследовательской деятельности учащихся и пр.
С целью исследования возможностей развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста нами было спланировано и реализовано экспериментальное исследование.
На подготовительном этапе нами был определен психодиагностический инструментарий для выявления уровня познавательного интереса детей младшего школьного возраста:
1. Перечень любимых занятий (М.В. Матюхина);
2. Анкетирование;
3. Наблюдение.
На констатирующем этапе была проведена диагностика уровня познавательного интереса детей младшего школьного возраста, которая показала, что младшие школьники обладают чаще всего средним и низким уровнем развития познавательных интересов: то есть такие дети слабо или умеренно инициативны в познании нового материала, сравнительно нечасто задают познавательные вопросы, нередко испытывают отрицательные эмоции при затрудненном выполнении заданий и пр. Результаты диагностического обследования предопределили необходимость коррекционной работы по формирование познавательных интересов младших школьников.
На формирующем этапе нами была разработана программа развития познавательного интереса детей младшего школьного возраста посредством участия учеников в деятельности экологического кружка. Программа была составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО и включает в себя 10 занятий (периодичность проведения занятий - раз в неделю; форма организации занятий - групповая; длительность занятия - 45-60 минут). Нами предлагается использовать разнообразные методы обучения: рассказывание и беседа с детьми, демонстрация учащимся инструментария исследователя, демонстрация презентации с использованием фото, беседа с детьми, наблюдение за птицами, кормление, проектно-исследовательская деятельность и пр. Для развития познавательного интереса младших школьников мы предлагаем вовлекать детей в обсуждение основных тем занятия; предлагать разнообразную деятельность; использовать принцип наглядности через демонстрацию презентации с использованием фото, использовать принцип занимательности через отгадывание загадок; использовать прием «Фантастическая добавка»; создавать условия для необходимости самостоятельного поиска ответов на познавательные вопросы, самостоятельной работы; формулировать проблемную задачу: «Какой должна быть кормушка, чтобы птице в ней было удобно?» и пр.
Проведенная работа оценивается нами как эффективная: были решены все задачи исследования, достигнута цель исследования и подтверждена гипотеза исследования.
1. Ахриева Х. Познавательный интерес как необходимое условие развития ребенка в процессе познания / Х. Ахриева // Рефлексия. - 2016. - № 2. - С. 45-49.
2. Балк М.Б. Математика после уроков : пособие для учителей / М.Б. Балк, Г.Д. Балк. - М. : Просвещение, 1971. - 461 с.
3. Беляева И.Г. Роль факультативных занятий в формировании устойчивых познавательных интересов младших школьников / И.Г. Беляева // Вестник научных конференций. - 2017. - № 1-5 (17). - С. 34-35.
4. Бичерова Е.Н. Познавательный интерес и познавательная потребность в структуре учебной мотивации младших школьников / Е.Н. Бичерова // Актуальные вопросы современной науки. - 2016. - № 47. - С. 75-84.
5. Блинова Т.Л. Имитационные дидактические игры как средство
развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения математике в общеобразовательной школе : дис.. канд. пед. наук / Т.Л. Блинова. -
Екатеринбург : Изд-во УрГПУ., 2003.
6. Божович Л.И. Проблемы развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. - М. : Педагогика, 1972. - С. 7-44.
7. Васюкова Е.Е. Уровни развития познавательной потребности / Е.Е. Васюкова // Вопросы психологии. -1984. - № 5. - С. 125-131.
8. Гаврикова К.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе организации проектной деятельности / К.А. Гаврикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 5-2. - С. 60-64.
9. Гасникова Н.В. Проектно-исследовательская деятельность - средство активизации познавательного интереса младших школьников / Н.В. Гасникова // Образование в Кировской области. - 2011. - № 1 (17). - С. 20¬21.
10. Далингер В.А. Познавательный интерес учащихся и его развитие в процессе обучения математике / В.А. Далингер // Вестник Вятского государственного университета. - 2011. - № 3-1. - С. 131-137.
11. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. -М. : МПГУ, 2007. - 475 с.
12. Демченко Н.А. Формирование познавательного интереса у учащихся / Н.А. Демченко, Е.А. Моисеева // Математика. - 2004. -№ 19. С.
13. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности / А.К. Дусавицкий. - М. : «Дом педагогики», 2006. - 323 с.
14. Кадиева М.Р. Социализация личности младшего школьника / М.Р. Кадиева // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2012. - № 1. - С. 14-17.
15. Калинина Н.В. Формирование социальной компетентности как механизм укрепления психического здоровья подрастающего поколения / Н.В. Калинина // Психологическая наука и образование. - 2001. - № 4. - С. 16-21.
16. Кириллова Л.С. К вопросу о формировании познавательного интереса младших школьников в условиях современной школы / Л.С. Кириллова // Сборники конференций НИЦ «Социосфера». - 2014. - № 29.
- С. 48-51.
17. Князева Т. Н. Возрастная психология : учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева. - М. : Логос, 2014. - 306 с.
18. Кондакова Л.И. Роль проектно-исследовательской деятельности в формировании познавательного интереса / Л.И. Кондакова, В.А. Поздняков, Г.Н. Дьяченко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016.
- № 4-11. - С. 56-58.
19. Костаева Т.В. Устойчивый учебно-познавательный интерес: теоретические аспекты / Т.В. Костаева // Проблемы педагогики. - 2016. - № 5 (16). - С. 12-16.
20. Круглова Н.Ф. Психологическая диагностика и коррекция структуры учебной деятельности младшего школьника : учебно-методическое пособие / Н. Ф. Круглова; под общ. ред. О. А. Конопкина, В. И. Панова. - М. : МПСИ, 2004. - 247 с.
21. Лебедева А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников / А.В. Лебедева // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2. - С. 62-64.
22. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев. - М., - 1999. - 304 с.
23. Лозовая В.И. Познавательная активность школьников / В.И. Лозовая - Х. :Основа, 2005. - 348 с.
24. Малай А.А. Сущность понятия «познавательный интерес» / А.А. Малай // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. - С. 295-300.
25. Мандель Б.Р. Возрастная психология : учебное пособие / Б.Р. Мандель. - М. : НИЦ Инфра-М, 2012. - 352 с.
26. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. - М. : Просвещение, 1983. - 96 с.
27. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В. Матюхина. - М. : Педагогика, 1984. - 144 с.
28. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников : книга для учителя начальных классов / Н. Матяш, В. Симоненко. - М. : Вентана-Граф,
2004. - 103 с.
29. Митина Г.В. Феноменология личностного развития младшего школьника как основа психолого-педагогического сопровождения / Г.В. Митина // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. - 2010. - № 1. - С. 26-31.
30. Монгуш О.С. Роль внеурочных занятий в развитии познавательного интереса школьников при изучении раздела «Растения» / О.С. Монгуш, Н.Г. Дубровский, А.В. Ооржак. - 2012. - № 1. - С. 210-216.
31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М. Знание, 1979. - 156 с.
32. Мурсалова А.Г. Дидактическая игра как средство формирования познавательного интереса у младших школьников при изучении окружающего мира / А.Г. Мурсалова // Научный альманах. - 2015. - № 10-2 (12). - С. 319-322.
33. Погорелова Н.А. Формирование познавательных интересов младших школьников в процессе изучения природоведения во втором классе / Н.А. Погорелова. - Свердловск : Свердловский пед.инт., 2003. - 219 с.
34. Полюдова Ю.В. Развитие познавательного интереса учащихся начальной школы / Ю.В. Полюдова // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2012. - № 13. - С. 44-47.
35. Прохоренко А.В. Развитие познавательного интереса младших школьников во внеурочной деятельности / А.В. Прохоренко // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 233-239.
36. Романова Л.Н. Генезис понятия «познавательный интерес» в психологических исследованиях / Л.Н. Романова // Форум серия: современное состояние и тенденции развития гуманитарных и экономических наук. - 2011. - № 1 (4). - С. 193-197.
37. Сапронов И.А. Познавательный интерес в структуре мотивации младшего школьника / И.А. Сапронов // Знание. Понимание. Умение. - 2008. - № 3. - С. 185-188.
38. Семенова Е.И. Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках окружающего мира / Е.И. Семенова // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-2. - С. 267-279.
39. Скаткин М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении / М.Н. Скаткин. - М. : Учпедгиз, 1965. - 183 с.
40. Сластенин В.И. Ведущие тенденции, принципы и условия формирования инновационной деятельности учителей / В.И. Сластенин // Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие. - М.,
2005.
41. Степанова Н.А. Особенности психического развития личности младшего школьника / Н.А. Степанова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2009. - № 4. - С. 128-132.
42. Суханова Л.А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации студентов / Л.А. Суханова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2010. - № 11-2. - С. 321-325.
43. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай : пособие для учащихся начальной школы / В.П. Труднев. - СПб. : Лань, 1994. - 207 с.
44. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология / К.Д. Ушинский. - М.: Педагогика, 2004. - 330 с.
45. Хубиева Ф.Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности / Ф.Р. Хубиева // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 3 (58). - С. 194-196.
46. Черткова А.Е. Познавательные интересы студентов и их активация / А.Е. Черткова, А.В. Кульчицкая, Е.В. Мисковец. - Норильск : Норильский индустриальный институт, 2004. - 83 с.
47. Чумак З.Л. Развитие познавательных интересов младших школьников / З.Л. Чумак, Н.Н. Брусенская, Г.Н. Кошевая // Апробация. - 2015. - № 3. - С. 57-59.
48. Шаповалов В.В. О познавательном интересе и приемах его активизации / В.В. Шаповалов // Начальная школа. - 2009. - № 7. - С. 26-29.
49. Шаршов И.А. Возрастные особенности младшего школьника в контексте формирования универсальных учебных действий / И.А, Шаршов, М.И. Субботкина // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 12 (116). - С. 181-185.
50. Щукина Г.И. Методы изучения и формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 2007.
51. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 2008. - 208 с.
52. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника / Д.Б. Эльконин. - М. : Знание, 1974. - 64 с.
53. Юркевич B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / В.С. Юркевич // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 83-92.
54. Якимова М.С. Развитие познавательного интереса у младших школьников во внеурочной деятельности / М.С. Якимова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2012. - № 4. - С. 122-124.