Развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр (Алтайский государственный педагогический университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Детский сад «Улей» (структурное подразделение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Суетская средняя образовательная школа»).
Выборка: 20 детей 5-6 лет. В первую группу вошли дети 5-6 лет с задержкой психического развития .
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр………………………………………9
1.1 Общие представления о «мыслительных операциях» и особенностях их развития в онтогенезе 9
1.2 Специфика развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 16
1.3 Особенности использования дидактических игр в коррекционной работе по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр… 32
2.1 Организация и результаты исследования мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития…..32
2.2 Система коррекционной работы по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр…48
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования……………..50
Заключение 61
Список источников и литературы 74
Приложения 71
Актуальность исследования. Модернизация российского образования в целом немыслима без создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для всех детей с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья. Поэтому именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми, имеющими множественные нарушения в развитии. К таким детям относятся и дети с задержкой психического развития. Под задержкой психического развития (ЗПР) понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами (Г.Е. Сухарева).
Исследователи в области специальной психологии и педагогики К.С. Лебединская, Е.Ф. Соботович, Р.И. Лалаева, О.Н. Усанова, В.В. Юртайкин и др. отмечают, что задержка психического развития отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей и становление их личностных качеств.
Одной из наиболее сложных и значимых психических функций, формирующихся в дошкольный период, является мышление. Мышление – это процесс познавательной деятельности человека, который характеризуется опосредованным отражением действительности. Психологи выделяют три вида мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое. Мыслительная деятельность – это система мыслительных действий, операций, направленных на решение определенной задачи. Мыслительная деятельность на практике определяется в качестве процесса, который присутствует незримо во всех познавательных процессах: речь, память, внимание, восприятие. Мыслительная деятельность является социально обусловленным и связанным неразрывно с речью психическим процессом. В мыслительный процесс включены определенные мыслительные операции: сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация.
У детей с ЗПР обнаруживается отставание в развитии всех форм мышления. В наибольшей степени это проявляется во время решения задач с использованием словесно-логического мышления, а в наименьшей степени отстает наглядно-действенное мышление. Задержка отмечается во всех компонентах структуры мышления: в отсутствии мотивационного компонента к познанию; в избегании интеллектуального напряжения; в несформированности умственных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения; в недостатке динамических сторон мыслительных процессов.
Данные о мышлении детей этой группы содержатся в работах Н.В. Елфимовой, Й.Н. Брокане, С.А. Домишкевича и В.А. Пермяковой, З.М. Дунаевой. Эти авторы отмечают у детей 6-7 лет с ЗПР: замедленность мышления, сочетающаяся с низкой интеллектуальной работоспособностью; слабое развитие мыслительных операций; бедность анализа и синтеза; недоразвитие сложных опосредствованных форм познавательной деятельности; часто путают причину и следствие, меняют их местами, подменяют подлинные причинные связи случайной близостью в пространстве или во времени; они не умеют находить причину и следствие, например, в тексте, задаче; значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания; инертность, косность мышления.
К эффективным средствам развития мыслительных операций детей дошкольного возраста с задержкой психического развития относятся дидактические игры. В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно – учащиеся овладевают знаниями, играя. От мышления через предметное манипулирование ребенок постепенно переходит к мышлению представлениями. При этом конкретный предмет выступает своеобразной внешней опорой мысли о воображаемом предмете, и ребенок выполняет реальные действия с ним.
Изучению проблемы развития мыслительных операций детей с задержкой психического развития посвящены работы отечественных психологов и
педагогов: Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Е.М. Мастюковой, Н.Г. Морозовой, М.С. Певзнер, Е.А. Стребелевой и др.
Исследователями детской игры являются такие известные ученые как А.В. Запорожец, Р.И. Жуковская, Д.В. Менжерицкая, С.Л. Новосёлова, Д.Б. Эльконин и другие.
Анализ психолого-педагогической литературы дает нам основание утверждать, что, несмотря на интерес к проблеме развития мыслительных операций у дошкольников с задержкой психического развития, на многообразие научных исследований и методических разработок, так или иначе затрагивающих эту проблему, целостное видение коррекционного воздействия пока еще отсутствует.
На основе анализа психолого-педагогической литературы и педагогического опыта, можно выделить противоречия между:
потребностью в повышении уровня развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий данного процесса;
проводимой работой по развитию мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточным уровнем владения педагогами методами и приемами работы.
Проблема исследования состоит в определении содержания, методов и средств развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования – мыслительные операции детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования – развитие мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и экспериментально верифицировать эффективность использования
дидактических игр в развитии мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель, объект и предмет исследования определили задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «мыслительные операции» и особенности их развития в онтогенезе.
2. Изучить специфику развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть особенности использования дидактических игр в коррекционной работе по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
4. Провести диагностику исходного уровня развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
5. Апробировать занятия с использованием дидактических игр по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
6. Представить сравнительный анализ результатов экспериментального обучения.
Гипотеза исследования заключается в том, что развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития способствует:
− диагностика уровня развития мыслительных операций;
− организация коррекционной работы посредством дидактических игр;
− последовательное овладение мыслительными операциями на всех этапах коррекционной работы.
Теоретико-методологической основой исследования являются:
положение о единстве закономерностей нормального и с нарушением развития детей (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Ж.И. Шиф);
операциональная концепция интеллекта (Ж. Пиаже);
теория формирования и развития интеллектуальных операций (П.Я. Гальперин);
теория онтогенетического развития мышления (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец, П.П. Блонская);
положение о психологических особенностях детей с ЗПР (В.И. Лубовский, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская, Н.Ю. Борякова, У.В. Ульенкова).
Методы исследования:
теоретические: анализ отечественной и зарубежной психолого- педагогической и специальной литературы, изучение педагогического опыта;
эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент;
количественная и качественная обработка данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении и систематизации данных о специфике развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития, которые в последствии могут быть использованы для разработки системы коррекционно- развивающей работы посредством дидактических игр.
Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть использованы воспитателями, учителями-дефектологами в организации работы по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
База исследования: Детский сад «Улей» - структурное подразделение Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Верх - Суетская средняя образовательная школа».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении рассказывается об актуальности исследования, даны определения главным терминам, названы фамилии ученых, которые занимались
вопросом развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая часть рассматривает основы развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
В практической части проанализированы результаты экспериментального исследования по развитию мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.
В заключении подведены итоги исследования.
Список литературы состоит из 63 источников, которые использовались при написании выпускной квалификационной работы.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме показал, что мышление является высшим познавательным процессом, это основная форма познания окружающего мира. Огромное значение для всестороннего развития личности ребенка имеет формирование и становление всех видов мышления, этот процесс должен носить целенаправленный и систематический характер. Несформированность мыслительной деятельности может оказаться невосполнимой в более позднем возрасте.
В первой главе проведено теоретическое изучение проблемы развития мыслительных операций у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста. В результате исследования определены понятие и сущность мышления и мыслительных операций дошкольников.
Далее, решая задачи исследования, нами были определены основные особенности развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
У старших дошкольников с ЗПР отмечается отставание на уровне наглядных форм мышления (возникают трудности в формировании сферы образов – представлений, отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, не сформирована творческая способность к созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций). Большинству детей требуется многократное повторение и оказание некоторых видов помощи.
При подборе дидактических игр для развития мыслительных операций необходимо чтобы игровой материал соответствовал индивидуальным и возрастным особенностями детей и задачами коррекционной работы. В работе используются следующие виды дидактических игр: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр.), настольные печатные игры и словесные игры.
Во второй главе представлены результаты практического исследования определения уровня развития мыслительных операций у дошкольников 5-6 лет с задержкой психического развития. В ходе практического исследования использовались методики: методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная); методика
«Классификация» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик); методика
«Последовательные картинки» (С.Д. Забрамная); методика «Исключение неподходящей картинки» (С.Д. Забрамная); методика «Установление закономерностей» (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
Результаты диагностики показали, что у большинства детей с ЗПР уровень развития мыслительных операций находится на уровне ниже среднего и низком уровне. На основе полученных данных во время констатирующего этапа исследования была разработана система коррекционной работы посредством дидактических игр, направленная на развитие мыслительных операций.
В работе мы применяли дидактические игры, направленные на развитие мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Детская игра признана наиболее адекватной формой для систематического обучения детей, так как в дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы.
После проведенной коррекционной работы был проведен контрольный этап исследования, в результате которого дети показали уровень развития мыслительных операций выше, чем на констатирующем этапе исследования. В группе детей с ЗПР произошли более заметные положительные изменения в уровне развития мыслительных операций по сравнению с группой детей с нормой.
Получение таких количественных и качественных результатов, позволяет с уверенностью считать, что проведённая нами коррекционная работа оказалась успешной и эффективной в развитии мыслительных операций детей 5-6 лет с задержкой психического развития.
Проанализирована эффективность проведенной работы, сделаны выводы о том, что произошли положительные изменения в уровне развития мыслительных операций детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это доказывает эффективность тщательно подобранной и проведённой с ними коррекционной работы. В результате педагогического эксперимента старшие дошкольники с ЗПР смогли качественно подняться на ступень выше первоначального уровня развития мыслительных операций.
Таким образом, в ходе проведённого исследования выполнены поставленные раннее цель и задачи, а также подтверждена выдвинутая гипотеза.
1. Ануфриев, А. Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения / А. Ф. Ануфриев, С. Н. Костромина. – Москва : Ось-89. – 2017. – 224 с.
2. Блинова, Л. Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие / Л. Н. Блинова. – Москва : Изд-во НЦ ЭНАС, 2011. – 136 с.
3. Бондаренко, С. М. Учите детей сравнивать / С. М. Бондаренко. – Москва : Просвещение, 2018. – 286 с.
4. Борякова, Н. Ю. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития / Н. Ю. Борякова, М. А. Касицына. – Москва: В.Секачёв, 2007. – 78 с.
5. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. Ю. Борякова. – Москва : Просвещение, 2000. – 125 с.
6. Власова, Т. А. О детях с отклонениями в развитии/ Т. А. Власова, М. С. Певзнер. – Москва : Просвещение, 1993. – 176 с.
7. Венгер, Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Р. И. Говрилова. – Москва : Просвещение, 1989. – 127 с.
8. Венгер, Л. А. Домашняя школа мышления / Л. А. Венгер. – Москва :
Дрофа, 2010. – 400 с.
9. Верещагина, Н. В. Если ребенок отстает в развитии/ Н. В. Верещагина. – Санкт-Петербург : Детство-пресс, 2012. – 64 с.
10. Выготский, Л. С. Собр. соч.: В 6 т. – Москва : Педагогика, 1982/ Л.С. Выготский. Т. 5. Основы дефектологии. – Москва : Педагогика, 1983. – 368 с.
11. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский. – Москва : Проспект, 2000. – 584 с.
12. Гаврилина, С. Е. Развиваем мышление / С. Е. Гаврилина, Н. Л. Кутявина. – Москва : Просвещение, 2020. – 150 с.
13. Гальперин, П. Я. Введение в психологию / П. Я. Гальперин. – Москва :
«Книжный дом «Университет», 2009. – 332 с.
14. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения/ А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. – 464 с.
15. Готовность к школьному обучению детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста: Сб. науч. тр. / АПН СССР, НИИ дефектологии; [Под ред. В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной]. – Москва : АПН СССР, 1989. – 120 с.
16. Давыдов, В. В. Психологический словарь / В. В. Давыдов – Москва : Педагогика, 1996. – 272 с.
17. Егорова, Т. В. Особенности памяти и внимания младших школьников, отстающих в развитии / Т. В. Егорова. – Москва : Педагогика, 2019. – 198 с.
18. Екжанова, Е. А. Системный подход к разработке программы коррекционно-развивающего обучения детей с нарушением интеллекта / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. – 1999. – № 6. – С. 39.
19. Забрамная, С. Д. От диагностики к развитию: Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная. – Москва : Новая школа, 1998. – 144 с.
20. Забрамная, С. Д. Практический материал для проведения психолого- педагогического обследования детей: пособие для психол.-мед.-пед. комис. / С. Д. Забрамная. – Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 32 с.
21. Забрамная, С. Д. Методические рекомендации к пособию "Практический материал для проведения психолого-педагогического
обследования детей": Пособие для психолого-педагогических комиссий / С. Д. Забрамная, О.В. Боровик. – Москва : Владос, 2003. – 32 с.
22. Зак, А. З. Развитие теоретического мышления у младших школьников
/ А. З. Зак. – Москва : Просвещение, 2014. – 220 с.
23. Запорожец, А. В. Игра и развитие ребенка. Психология и педагогика игры дошкольника/ А. В. Запорожец. – Москва : Просвещение, 2016. – 294 с.
24. Зинченко, В. П. Размышления о развитии мышления / В. П. Зинченко// Прикладная психология. – 2011. – №1. – С. 1-17.
25. Иванова, О. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр / О. В. Иванова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Уфа, ноябрь 2013 г.). – Уфа: Лето, 2013. – С. 48-52. – URL:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4370/ (дата обращения: 10.07.2024).
26. Игра дошкольника / [Л. А. Абрамян и др.]; / Под ред. С.Л. Новоселовой. – Москва : Просвещение, 2009. – 284 с.
27. Катаева, А. А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. для учителя / А. А. Катаева, Е. А. Стребелева. – Москва : ВЛАДОС, 2014. – 219 с.
28. Курс лекций по дисциплине «Деятельностный подход в психологии» Составитель: М. Н. Волкова, к.п.н., доцент кафедры Психофизиологии ипсихологии труда ГИ МГУ им. адм. Г.И. Невельского. – 2015. – 178 с.
29. Лебединская, К. С. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / К. С. Лебединская. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1987. – 176 с.
30. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст / Н. С. Лейтес. – Москва : Просвещение, 1991. – 198 с.
31. Люблинская, А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва
: Просвещение, 2017. – 564 с.
32. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство/ И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – Санкт-Петербург : Речь, 2016. – 352 с.
33. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке и обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – Москва : Просвещение, 1997. – 320 с.
34. Менчинская, Н. А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития ребенка: Избр. психол. тр. / Н. А. Менчинская; Рос. акад. образования. Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: [МОДЭК], 2014 (ФГУП Издательско-полиграфическая фирма "Воронеж"). – 511 с.
35. Макарова, О. А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии / О. А. Макарова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – № S1. – С. 16–20. – URL: http://e- koncept.ru/2013/13504.htm. (дата обращения: 15.07.2024).
36. Назарова, О. Н. Особенности наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития различного генеза / О. Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – №7. – С. 551-555.
37. Немов, Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Р. С. Немов. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, Кн. 1: Общие основы психологии, 2019. – 688 с.
38. Психология: Словарь / [Абраменкова В. В. и др.]; под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – Москва : Политиздат, 2010. – 494 с.
39. Поддъяков, Н. Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддъяков. – Москва : Речь, 2013. – 256 с.
40. Попова, О. В. Особенности наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / О. В. Попова // Вестник магистратуры. – 2022. – №4-4 (127). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-naglyadno-obraznogo-myshleniya-
detey-doshkolnogo-vozrasta-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 14.07.2024).
41. Путляева, Л. О развитии мышления / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 5. – С. 35-38.
42. Пиаже, Ж. Избранные психологические произведения/ Ж. Пиаже. – Москва : Наука, 1989. – 424 с.
43. Поддьяков, Н.Н. Мышление дошкольника / Н.Н. Поддьяков. – Москва
: Педагогика, 1997. – 342 с.
44. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др ; под ред. Е. А. Стребелевой. – Москва : Просвещение, 2014. – 182 с.
45. Пускаева, Т. Д. Возрастные особенности структуры познавательной деятельности детей с задержкой психического развития: на материале решения классификационных задач: диссертация... кандидата психологических наук:
19.00.07. / Т. Д. Пускаева. – Москва, 1983. – 182 с.
46. Рубинштейн, С. Л. О мышлении и путях его исследования / С. Л. Рубинштейн. – Москва : Педагогика, 1988. – 586 с.
47. Савина, Е. А. Введение в психологию. Курс лекций/ Е. А. Савина. – Москва : «Прометей» МПГУ, 2018. – 252 с.
48. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т. Г. Неретиной. – Москва : Баласс, Изд. дом РАО, 2014. – 240 с.
49. Смирнова, Е. О. Ранний возраст: игры развивающие мышление / Е. О. Смирнова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 22-23.
50. Стрекалова, Т. А. Формирование логического мышления у дошкольников с задержкой психического развития: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.10. / Т. А. Стрекалова. – Москва, 1982. – 166 с.
51. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. – Москва : Сов. Энциклопедия, 1985. – 295 с.
52. Слепович, Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. C. Слепович. – Москва : Педагогика, 1990. – 94 с.
53. Стародубцева, И. В. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева, Т. П. Завьялова. – Москва : Аркти, 2018. – 72 с.
54. Стребелева, Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога / Е. А. Стребелева. – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2015. – 180 с.
55. Специальная дошкольная педагогика: учебное пособие / под ред. Е.А. Стребелевой. – Москва : Академия, 2011. – 396 с.
56. Сиволапов, С. К. Нарушение образов-представлений о предметах при афазии: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.04. / С. К. Сиволапов. – Москва, 1985. – 179 с.
57. Ульенкова, У. В. Дети с задержкой психического развития / У. В. Ульенкова. – Н. Новгород, 1994. – 232 с.
58. Ульенкова, У. В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. / У. В. Ульенкова. – Москва : Педагогика, 1990. – 264 с.
59. Фадина, Г. В. Специальная дошкольная педагогика: Учебно- методическое пособие для студентов педагогических факультетов / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2014. – 80 с.
60. Чуприкова, Н. А. Умственное развитие и обучение: Психол. основы развивающего обучения / Н. И. Чуприкова. – Москва : АО "Столетие", 1995. – 189 с.
61. Чередникова, Т. В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов / Т. В. Чередникова. – Санкт-Петербург: Речь, 2014. – 304 с.
62. Шевченко, С. Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ /Под ред. С. Г. Шевченко. – Москва : Школьная Пресса, 2015. – 117с.
63. Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды/Под ред. Д. И. Фельдштейна; – Москва : Моск-й психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЕК», 2001. – 293 с.