ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МНОГОЗНАЧНЫХ СЛОВ
|
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МНОГОЗНАНЧНЫХ СЛОВ 7
1.1 Психологические и педагогические основы развития речи детей
младшего школьного возраста 7
1.2. Лингвистические основы изучения многозначных слов 18
1.3. Методика работы над многозначными словами в начальных классах 29
1.4 Анализ учебников по русскому языку в аспекте освоения младшими школьниками лексической многозначности 37
Выводы по I главе 48
Глава II. АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВА 50
2.1. Актуальное состояние уровня развития представлений младших школьников о многозначности слова. Диагностическая программа исследования 50
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 53
2.3 Комплекс заданий для совершенствования уровня развития
представлений о многозначности слова 57
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Библиографический список 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ МНОГОЗНАНЧНЫХ СЛОВ 7
1.1 Психологические и педагогические основы развития речи детей
младшего школьного возраста 7
1.2. Лингвистические основы изучения многозначных слов 18
1.3. Методика работы над многозначными словами в начальных классах 29
1.4 Анализ учебников по русскому языку в аспекте освоения младшими школьниками лексической многозначности 37
Выводы по I главе 48
Глава II. АКТУАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ О МНОГОЗНАЧНОСТИ СЛОВА 50
2.1. Актуальное состояние уровня развития представлений младших школьников о многозначности слова. Диагностическая программа исследования 50
2.2 Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 53
2.3 Комплекс заданий для совершенствования уровня развития
представлений о многозначности слова 57
Выводы по II главе 60
Заключение 62
Библиографический список 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 72
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 75
ПРИЛОЖЕНИЕ В 76
Актуальность проблемы. С многозначностью слов ученики сталкиваются постоянно, но не всегда осознают это. Они приходят к пониманию многозначности от иносказания, от переносного значения слов. Однако поначалу ребенка поражает наличие нескольких смыслов у одного слова. Часто можно услышать такой вопрос, например: «Почему вы говорите: часы стоят, они не стоят, а висят на стене».
Нужно отметить, что сама сущность развития речи младших школьников заключается в процессе овладения речью, то есть владение средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей.
В программе по русскому языку большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. Уточнение словарного запаса является одним из направлений развития речи. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно обогащение словаря обучающихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых ученики должны были усвоить. В настоящее время необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников, исходя из возросших требований к культуре речи учащихся. Эта работа над уточнением словаря должна пойти в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.
В. В. Виноградов определяет многозначность слова (полисемию) как наличие у слова более чем одного значения, то есть способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности. Проблему разграничения полисемии и омонимии
(совпадении в звучании и написании слов, различных по значению) прямо или косвенно затрагивают И. Б. Голуб и В. Д. Неклюдов, И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина и другие. И. Б. Голуб и В. Д. Неклюдов отмечают, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях: различные значения многозначных слов приводятся в одной статье, а омонимы - в разных. И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина выделяют такие критерии разграничения омонимии и полисемии как этимологический, словообразовательный, синтаксический, семантический и другие.
Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах:
1) разрабатываются материалы к урокам в классе по теме
«Однозначные и многозначные слова», даются конкретные рекомендации, упражнения к данным урокам;
2) делаются попытки классифицировать ошибки учащихся в связи с использованием в речи многозначных слов.
Многочисленные ошибки учащихся, которые связаны с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением, являются очень распространенными. Их типы очень многообразны и не сводятся к одному только употреблению слова в несвойственном ему значении. Общие элементы смысловых ошибок учащихся выделены в статье Д. И. Арбатского «Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения». В ней содержится также, на наш взгляд, очень существенная мысль, которую необходимо учесть при работе над многозначностью слова: для разграничения значений слова решающую роль играет контекст, конкретное словоупотребление. [1, 32-37]
Но немалое значение имеют и семантические определения, поэтому при изучении многозначности необходимы и упражнения, которые направлены на анализ определений различных значений в толковом словаре, а также упражнения на самостоятельное нахождение различий между значениями одного слова. Ошибки учащихся часто исходят из незнания способов толкования лексического значения слова, неумения строить семантические определения и их применять, а выработка умения строить семантические определения — один из элементов развития речи учащихся.
Объектом исследования является процесс уточнения словаря младших школьников.
Предметом является комплекс упражнений на определение актуального уровня развития представлений младших школьников о многозначности слова.
Цель исследования: определить уровень представлений младших школьников о многозначном слове и возможности совершенствования этих представлений.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития
познавательных процессов детей младшего школьного возраста;
2. Определить методические направления словарной работы, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;
3. Представить лингвистическое описание явления
многозначности слова в русском языке;
4. Определить актуальный уровень развития представлений младших школьников о многозначности слова;
5. Представить программу развития представлений младших школьников о многозначности слова.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической,
лингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
• Экспериментальные: констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных
Гипотеза исследования: Представления младших школьников о многозначном слове характеризуются преимущественно средним и низким уровнем и определяются такими параметрами, как знание значений многозначного слова, умением понимать значение слова в контексте, умением использовать в речи многозначные слова.
Нужно отметить, что сама сущность развития речи младших школьников заключается в процессе овладения речью, то есть владение средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей.
В программе по русскому языку большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. Уточнение словарного запаса является одним из направлений развития речи. В связи с этим большой интерес представляет работа над многозначностью слова. Обычно обогащение словаря обучающихся велось за счет количественного накопления новых слов, значения которых ученики должны были усвоить. В настоящее время необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением словарного запаса школьников, исходя из возросших требований к культуре речи учащихся. Эта работа над уточнением словаря должна пойти в направлении раскрытия и усвоения многозначности уже известных слов.
В. В. Виноградов определяет многозначность слова (полисемию) как наличие у слова более чем одного значения, то есть способность одного слова передавать различную информацию о предметах и явлениях внеязыковой действительности. Проблему разграничения полисемии и омонимии
(совпадении в звучании и написании слов, различных по значению) прямо или косвенно затрагивают И. Б. Голуб и В. Д. Неклюдов, И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина и другие. И. Б. Голуб и В. Д. Неклюдов отмечают, что разграничение омонимии и многозначности отражено в толковых словарях: различные значения многозначных слов приводятся в одной статье, а омонимы - в разных. И.В. Евсеева, Т.А. Лузгина, И.А. Славкина выделяют такие критерии разграничения омонимии и полисемии как этимологический, словообразовательный, синтаксический, семантический и другие.
Проблема изучения многозначности слова рассматривается в методической литературе в нескольких аспектах:
1) разрабатываются материалы к урокам в классе по теме
«Однозначные и многозначные слова», даются конкретные рекомендации, упражнения к данным урокам;
2) делаются попытки классифицировать ошибки учащихся в связи с использованием в речи многозначных слов.
Многочисленные ошибки учащихся, которые связаны с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и над значением слова вообще. Школьники не знают, а часто и не умеют использовать различные значения полисемантичных слов. Ошибки, связанные с употреблением в речи слов с переносным значением, являются очень распространенными. Их типы очень многообразны и не сводятся к одному только употреблению слова в несвойственном ему значении. Общие элементы смысловых ошибок учащихся выделены в статье Д. И. Арбатского «Ошибки в толковании значений слов и пути их устранения». В ней содержится также, на наш взгляд, очень существенная мысль, которую необходимо учесть при работе над многозначностью слова: для разграничения значений слова решающую роль играет контекст, конкретное словоупотребление. [1, 32-37]
Но немалое значение имеют и семантические определения, поэтому при изучении многозначности необходимы и упражнения, которые направлены на анализ определений различных значений в толковом словаре, а также упражнения на самостоятельное нахождение различий между значениями одного слова. Ошибки учащихся часто исходят из незнания способов толкования лексического значения слова, неумения строить семантические определения и их применять, а выработка умения строить семантические определения — один из элементов развития речи учащихся.
Объектом исследования является процесс уточнения словаря младших школьников.
Предметом является комплекс упражнений на определение актуального уровня развития представлений младших школьников о многозначности слова.
Цель исследования: определить уровень представлений младших школьников о многозначном слове и возможности совершенствования этих представлений.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности развития
познавательных процессов детей младшего школьного возраста;
2. Определить методические направления словарной работы, проанализировав программы по русскому языку и учебные пособия для учащихся начальных классов;
3. Представить лингвистическое описание явления
многозначности слова в русском языке;
4. Определить актуальный уровень развития представлений младших школьников о многозначности слова;
5. Представить программу развития представлений младших школьников о многозначности слова.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы исследования:
• Теоретические: анализ психолого-педагогической,
лингвистической, методической литературы по проблеме исследования;
• Экспериментальные: констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных
Гипотеза исследования: Представления младших школьников о многозначном слове характеризуются преимущественно средним и низким уровнем и определяются такими параметрами, как знание значений многозначного слова, умением понимать значение слова в контексте, умением использовать в речи многозначные слова.
В ходе проведенного исследования было изучено содержание работы над многозначностью на начальной ступени общего образования и теоретически обоснованы методы и приёмы работы по обогащению лексикона детей многозначными словами. Освоение младшими школьниками лексической многозначности предполагает не только практическое овладение семантикой и особенностями употребления многозначных слов, но и усвоение теоретических знаний по лексикологии на элементарном уровне. Однако практический аспект работы над многозначностью остается главным, что диктует необходимость систематического использования разнообразных приемов семантизации многозначных слов, упражнений для их активизации в речи. В работе над многозначными словами особое значение имеют такие приемы обучения, которые активизируют мышление школьников и раскрывают взаимосвязь между значениями слова, побуждают использовать слова во вторичных значениях.
С целью выявления возможностей учебников для организации работы над лексической многозначностью был проведён анализ двух комплектов учебников по русскому языку для начальных классов: Н. А. Чураковой и др. («Перспективная начальная школа») и В.П. Канакиной и др. («Школа России»). В результате анализа было установлено, что теоретический материал по многозначности имеется в обоих комплектах учебников, однако более глубокое изучение многозначности (в сопоставлении с омонимией) предусмотрено в учебниках Н. А. Чураковой и др., теоретический материал в них предлагается не в готовом виде, а вводится постепенно через собственные размышления школьников при ответах на вопросы учебника, а также рассуждения героев учебника. В обоих УМК предусмотрена работа над многозначностью и в практическом аспекте, однако к многозначным словам авторы учебников обращаются эпизодически, и не все возможное видовое разнообразие заданий предлагается учебниками.
С целью выявления уровня освоения лексической многозначности и типичных затруднений третьеклассников при освоении многозначности нами была разработана и проведена диагностическая работа, в которой была предусмотрена оценка владения практическими умениями, связанными с пониманием и использованием в речи многозначных слов. Результаты проведенной диагностики показали, что третьеклассники находятся на недостаточно высоком уровне освоения лексической многозначности. Ученики затруднялись в нахождении многозначных слов, определении их значения, не справились с разграничением многозначных слов и омонимов. Кроме того, диагностика показала, что школьники владеют малым объемом вторичных значений и допускают ошибки при оперировании ими в речи.
В соответствии с результатами диагностики были определены основные направления работы над многозначностью в третьем классе и разработан комплекс заданий, направленный на уточнение словарного запаса учащихся многозначными словами и совершенствование умения находить такие слова в тексте, отличать их от омонимов, правильно определять значение многозначного слова, свободно и грамотно употреблять слова в речи не только в главном, но и во вторичных значениях. В комплекс были включены разнообразные виды заданий (наблюдение за употреблением слова в образцовом тексте, редактирование, конструирование, трансформация, подбор слов и составление предложений); подобран актуальный для речи младших школьников и доступный для их понимания дидактический материал. Использование предлагаемого комплекса заданий на уроках русского языка в третьем классе будет способствовать освоению обучающимися лексической многозначности, а значит, и повышению уровня их речевого развития.
С целью выявления возможностей учебников для организации работы над лексической многозначностью был проведён анализ двух комплектов учебников по русскому языку для начальных классов: Н. А. Чураковой и др. («Перспективная начальная школа») и В.П. Канакиной и др. («Школа России»). В результате анализа было установлено, что теоретический материал по многозначности имеется в обоих комплектах учебников, однако более глубокое изучение многозначности (в сопоставлении с омонимией) предусмотрено в учебниках Н. А. Чураковой и др., теоретический материал в них предлагается не в готовом виде, а вводится постепенно через собственные размышления школьников при ответах на вопросы учебника, а также рассуждения героев учебника. В обоих УМК предусмотрена работа над многозначностью и в практическом аспекте, однако к многозначным словам авторы учебников обращаются эпизодически, и не все возможное видовое разнообразие заданий предлагается учебниками.
С целью выявления уровня освоения лексической многозначности и типичных затруднений третьеклассников при освоении многозначности нами была разработана и проведена диагностическая работа, в которой была предусмотрена оценка владения практическими умениями, связанными с пониманием и использованием в речи многозначных слов. Результаты проведенной диагностики показали, что третьеклассники находятся на недостаточно высоком уровне освоения лексической многозначности. Ученики затруднялись в нахождении многозначных слов, определении их значения, не справились с разграничением многозначных слов и омонимов. Кроме того, диагностика показала, что школьники владеют малым объемом вторичных значений и допускают ошибки при оперировании ими в речи.
В соответствии с результатами диагностики были определены основные направления работы над многозначностью в третьем классе и разработан комплекс заданий, направленный на уточнение словарного запаса учащихся многозначными словами и совершенствование умения находить такие слова в тексте, отличать их от омонимов, правильно определять значение многозначного слова, свободно и грамотно употреблять слова в речи не только в главном, но и во вторичных значениях. В комплекс были включены разнообразные виды заданий (наблюдение за употреблением слова в образцовом тексте, редактирование, конструирование, трансформация, подбор слов и составление предложений); подобран актуальный для речи младших школьников и доступный для их понимания дидактический материал. Использование предлагаемого комплекса заданий на уроках русского языка в третьем классе будет способствовать освоению обучающимися лексической многозначности, а значит, и повышению уровня их речевого развития.
Подобные работы
- Речевое развитие младших школьников в процессе изучения имен прилагательных (Рязанский государственный университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - Формирование лексической выразительности речи младших
школьников в процессе изучения морфологии глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Формирование культуры речи младших школьников на уроках русского языка при изучении глагола
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2019 - ОБОГАЩЕНИЕ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ИМЕНАМИ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ
С ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ОЦЕНОЧНОЙ КОННОТАЦИЕЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Особенности владения младшими школьниками
многозначными словами
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование богатства речи детей младшего школьного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Преемственность использования пословиц и поговорок в формировании
словарного запаса младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - Освоение младшими школьниками лексической многозначности
на уроках русского языка
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ИСПРАВЛЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2016



