Введение 3
1 . Теоретические основы формирования навыков изучающего чтения у учащихся 7-х классов 8
1.1. Методическая типология видов чтения 8
1.2. Особенности обучения изучающему чтению на уроке иностранного
языка в 7 классе 24
Выводы по главе 1 29
1. Специфика использования метода информационных проектов в обучении изучающему чтению на уроке немецкого языка в 7 классе 32
2 .1. Изучающее чтение как инструмент создания информационного проекта 32
1.1. Разработка и апробация заданий, формирующих навыки изучающего чтения у учащихся 7-х классов в процессе работы с информационными проектами на уроке немецкого языка (на примере УМК «Deutsch-7»; авторы:
И . Л . Бим, Л . В . Садомова) 40
Выводы по главе 2 51
Заключение 52
Библиографически й список 53
Приложение А 57
Приложение Б 60
Приложение В 63
Приложение Г 64
Приложение Д 75
Актуальность темы исследования: В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (далее - ФГОС ООО) обучение предмету «Иностранный язык. Второй иностранный язык» направлено на формирование и совершенствование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование, чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации, систематизацию знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой Отмечается, что в основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений [Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, 2010] .
Обучение иностранному языку по современным стандартам определяет своей целью формирование и совершенствование иноязычной
коммуникативной компетенции, которая предполагает способность правильно воспринимать информацию, изложенную на иностранном языке и готовит к реальному межкультурному общению . Важно понимать культуру страны изучаемого языка и осознавать способы влияния культурных различий на процесс межкультурной коммуникации
Исследования в сфере методики преподавания иностранного языка (И . Л . Бим, Н . Д . Гальскова, Н . И . Гез, Е . А . Маслыко, Р . К . Миньяр-Белоручев, И. И. Михайлевская, Е . И. Пассов, D. Hymes, M.P. Breen, G. Burger), чтения как вида речевой деятельности (Г . В . Рогова, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, Н . Д . Гальскова, Н . И . Гез, С . К . Фаломкина, E . H. Соловова, J. Harmer) свидетельствуют об интересе отечественных и зарубежных ученых к заявленной проблематике
Использование метода проектов в современной образовательной системе освещено Е . С . Полат .
На сегодняшний день большинство исследований, посвященных методике преподавания иностранных языков, признает важность обучения различным видам чтения для формирования иноязычной коммуникативной компетенции учащихся, однако специфика формирования навыков изучающего чтения в процессе работы с информационными проектами на уроках иностранного языка изучена в недостаточной степени, что позволило определить тему исследования: «Формирование навыков изучающего чтения у учащихся 7-х классов в процессе работы с информационными проектами на уроке немецкого языка» .
Объектом исследования выступает чтение как вид речевой деятельности
Предметом исследования является изучающее чтение аутентичных текстов
Цель исследования: изучить возможности формирования навыков изучающего чтения у учащихся 7-х классов в процессе работы с информационными проектами на уроке немецкого языка
Задачи исследования:
1. Рассмотреть чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности
2. Определить особенности обучения чтению на уроке иностранного языка в 7 классе
3. Классифицировать виды чтения и охарактеризовать изучающее чтение как особый вид чтения.
1 . Выявить возможности использования изучающего чтения как инструмента создания информационного проекта.
2 . Разработать и апробировать на практике задания, формирующие навыки изучающего чтения у учащихся 7-х классов в процессе работы с информационными проектами на уроке немецкого языка (на примере УМК
«Deutsch-7»; авторы: И. Л. Бим, Л. В . Садомова).
Теоретическую базу работы составляют положения, изложенные в трудах по изучению чтения как вида речевой деятельности (Г . В . Роговой, И . А . Зимней, А . А . Леонтьева, Н . Д . Гальсковой, Н . И . Гез, С . К . Фоломкиной, E . H . Солововой, J. Harmer), методики обучения изучающему чтению на иностранном языке (С . К . Фоломкиной, E.H . Солововой, Н . Д . Гальсковой и Н . И . Гез, Е . А . Маслыко), использованию информационных проектов при обучении иноязычному чтению (Е . С . Полат).
...
В выпускной квалификационной работе были рассмотрены теоретические основы обучения чтению как виду речевой деятельности и методики обучения различным видам чтения на иностранном языке; охарактеризованы особенности обучения изучающему чтению на уроке иностранного языка в 7 классе . Изучена специфика использования в образовательном процессе метода проектов
Практическая часть работы содержит анализ УМК «Немецкий язык . 7 класс / Deutsch: 7 Klasse: Lehrbuch» . Авторы учебника: Бим И . Л . , Садомова Л. В .
В ходе проведения исследования были разработаны задания, формирующие навыки изучающего чтения у учащихся 7-х классов в процессе работы с информационными проектами на уроке немецкого языка (на примере УМК «Deutsch-7» И . Л . Бим, Л . В . Садомова) .
Данные задания прошли апробацию в МБОУ «Средняя школа №66» г . Красноярск
Дальнейшая перспектива исследования состоит в разработке алгоритмов формирования навыков изучающего чтения на иностранном языке в процессе работы с информационными проектами к другим темам УМК
1. Аликина О . В . Формирование лексических навыков при обучении французскому языку как второму иностранному в процессе чтения // Иностранные языки в школе . 2008. № 4 . С . 28-35.
2. Асмолов А. Г . Бурменская Г .В . , Володарская И.В . Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли . Система заданий. М . : Просвещение, 2011.159 с .
3. Асмолов А . Г . , Семенов А . Л . , Уваров А . Ю . Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. М . : Изд-во «НексПринт», 2010. 84 с .
4. Ахманова О . С . Словарь лингвистических терминов . М . : КомКнига, 2007. 576 с .
5. Бим И . Л . Теория и практика обучения немецкому языку в средней школе: проблемы и перспективы М : Просвещение, 2004. 256 с
6. Бим И. Л . , Садомова Л . В . Немецкий язык. 7 класс . М. : Просвещение, 2017 . 223 с
7. Гальскова Н. Д. , Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика : учеб пособие для студ лингв, ун-тов и фак ин яз высш пед учеб заведений М : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
8. Герасимук А . С . и др . Методика преподавания иностранных языков . Английский язык . Профессиональная лексика. Foreign language teaching methodology. English. Professional vocabulary : учеб.-метод. пособие. Минск: РИПО, 2014. 179 с .
9. Григорьева Е . Я . Социокультурная направленность обучения иностранным языкам на старшем этапе в школе // Непрерывное образование 2014 . №5 . С . 50 - 51.
10. Зимняя И . А . Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании М : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 42 с
11. Кобзева Н . А . Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку // Молодой ученый . 2011. №3. С . 118-121.
12. Колесникова И . Л . , Долгина О . А . Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков . СПб . : Русско- Балтийский информационный центр БЛИЦ: Cambridge University Press, 2001. 224 с .
13. Кочетурова Н . А . Метод проектов в обучении языку: теория и практика. Актуальные проблемы описания и преподавания русского языка: Сб . науч . статей . Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. С. 99-107.
14. Лемберг С . Н . Метод проектов как средство совершенствования
социокультурной компетенции учащихся основной и средней школы на уроках иностранного языка // Вестник ЧГПУ . 2013. №10 . [Электронный ресурс] . URL: http://cyberleninka . ru/article/n/metod-proektov-kak-sredstvo-
sovershenstvovaniya-sotsiokulturnoy-kompetentsii-uchaschihsya-osnovnoy-i- sredney-shkoly-na-urokah (дата обращения: 25.12.2017) .
15 . Леонтьев А . А . Язык, речь, речевая деятельность . М . : КомКнига, 2005. 216 с
... всего 40 источников