РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Диалогическая речь как форма связной речи 7
1.2. Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития
диалогической речи 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 19
2.1. Анализ результатов исследования особенностей диалогической речи
детей на этапе констатирующего эксперимента 19
2.2. Организация работы по развитию диалогической речи детей 37
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Диалогическая речь как форма связной речи 7
1.2. Особенности развития диалогической речи детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Особенности сюжетно-ролевой игры как средства развития
диалогической речи 14
Выводы по главе 1 18
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ 19
2.1. Анализ результатов исследования особенностей диалогической речи
детей на этапе констатирующего эксперимента 19
2.2. Организация работы по развитию диалогической речи детей 37
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 43
Выводы по главе 2 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ
Речь представляет собой базовую основу овладения ребенком культурно-историческим опытом, является средством коммуникации, помогает в формировании познавательной сферы, а также является важным средством воспитания и обучения.
Главной задачей развития речи и речевого общения в дошкольном образовательном учреждении становится диалог, представляющий собой форму речевого общения, обеспечивающий контакт партнеров при общении, связанных языковыми знаками. При построении диалога считается важным умение вступать в общение, выражать свои мысли, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения [2]. Вариативная функциональность диалогической речи реализуется в ходе прямого общения между собеседниками и состоит из чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Освоение навыков диалогической речи дает ребёнку возможность свободного диалогического общения со сверстниками и взрослыми, получать нужные сведения и делится с людьми накопленными знаниями и впечатлениями об окружающем мире.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования указано, что плодотворное, познавательное взаимодействие ребёнка с ровесниками и взрослыми ведет к получению коммуникативных навыков, развивая ребёнка как морально-нравственную личность.
Становление диалогической речи в детском саду является основой развития речи ребёнка в целом, которая выполняет главную роль в систематической работе. Диалог становится главной моделью речевого общения детей дошкольного возраста, в недрах которой зарождается связная речь.
Немаловажно обучить ребенка диалогической речи, развить способность слушать и понимать обращенную к нему речь. Научить умению вступать в разговор и поддерживать его, не боятся задавать вопросы и самостоятельно спрашивать, объяснять, использовать различные языковые средства, вести себя с учетом ситуации общения. Обучать данным умениям ребёнка легче в игровой деятельности, которая привычна и естественна для него.
Старшие дошкольники стараются общаться со сверстниками во всех видах деятельности, создавая «детское общество». Важным фактором личностного развития дошкольника является содержательное взаимодействие с ровесниками.
В игре дошкольники старшего возраста получают навык коллективного планирования, обучаются регулировать свои поступки, разрешают споры по справедливости, достигают единых результатов, поэтому детям с не развитой диалогической речью довольно сложно стать частью детского общества.
Становление дошкольника как личности немыслимо без освоения им игровой деятельности, в ней ребёнок познает мир, обучается новому, выстраивает взаимоотношения со сверстниками.
Данная проблема исследования нашла своё отражение в работах многих педагогов, таких как, О.В. Солнцева, В.А. Сухомлинский, А.С. Выготский, Н.Я. Михайленко.
Игра необходима для дошкольника - это зона его интересов и действий, комфортного состояния, равноценных отношений, причастность к детскому обществу. Для формирования диалогических умений проводятся беседы, организуются занятия или экскурсии, в том числе и сюжетно¬ролевые игры.
Необходимо рассмотреть игровую деятельность старших дошкольников для изучения формирования умений вести диалог. Он формирует соответствующий возрасту словарь, фонетику, морфологию, помогает усвоить синтаксис родного языка, образовывать монологическую речь.
Освоение диалогической речи является важным критерием для социализации ребёнка. В ходе речевого общения со взрослыми и сверстниками у него формируются связи, познавательные процессы, духовные и материальные ценности, устанавливается норма общественного поведения.
Объектом исследования является развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - комплекс сюжетно-ролевых игр как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - обоснование, разработка, реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучение особенностей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
4. Анализ результатов исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса сюжетно-ролевых игр будет результативным при следующих условиях:
- если игры будут скомпонованы в блоки в соответствии с задачами формирования разных групп диалогических умений;
- если в процессе работы педагогом будут смоделированы коммуникативные ситуации, способствующие переходу детей к самостоятельной речевой практике.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической литературы по проблеме.
2. Психолого-диагностические методы (эксперимент, наблюдение и беседа).
3. Методы обработки и интерпретации данных.
Главной задачей развития речи и речевого общения в дошкольном образовательном учреждении становится диалог, представляющий собой форму речевого общения, обеспечивающий контакт партнеров при общении, связанных языковыми знаками. При построении диалога считается важным умение вступать в общение, выражать свои мысли, владение формами речевого этикета, вербальными средствами общения [2]. Вариативная функциональность диалогической речи реализуется в ходе прямого общения между собеседниками и состоит из чередования стимулирующих и реагирующих реплик.
Освоение навыков диалогической речи дает ребёнку возможность свободного диалогического общения со сверстниками и взрослыми, получать нужные сведения и делится с людьми накопленными знаниями и впечатлениями об окружающем мире.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования указано, что плодотворное, познавательное взаимодействие ребёнка с ровесниками и взрослыми ведет к получению коммуникативных навыков, развивая ребёнка как морально-нравственную личность.
Становление диалогической речи в детском саду является основой развития речи ребёнка в целом, которая выполняет главную роль в систематической работе. Диалог становится главной моделью речевого общения детей дошкольного возраста, в недрах которой зарождается связная речь.
Немаловажно обучить ребенка диалогической речи, развить способность слушать и понимать обращенную к нему речь. Научить умению вступать в разговор и поддерживать его, не боятся задавать вопросы и самостоятельно спрашивать, объяснять, использовать различные языковые средства, вести себя с учетом ситуации общения. Обучать данным умениям ребёнка легче в игровой деятельности, которая привычна и естественна для него.
Старшие дошкольники стараются общаться со сверстниками во всех видах деятельности, создавая «детское общество». Важным фактором личностного развития дошкольника является содержательное взаимодействие с ровесниками.
В игре дошкольники старшего возраста получают навык коллективного планирования, обучаются регулировать свои поступки, разрешают споры по справедливости, достигают единых результатов, поэтому детям с не развитой диалогической речью довольно сложно стать частью детского общества.
Становление дошкольника как личности немыслимо без освоения им игровой деятельности, в ней ребёнок познает мир, обучается новому, выстраивает взаимоотношения со сверстниками.
Данная проблема исследования нашла своё отражение в работах многих педагогов, таких как, О.В. Солнцева, В.А. Сухомлинский, А.С. Выготский, Н.Я. Михайленко.
Игра необходима для дошкольника - это зона его интересов и действий, комфортного состояния, равноценных отношений, причастность к детскому обществу. Для формирования диалогических умений проводятся беседы, организуются занятия или экскурсии, в том числе и сюжетно¬ролевые игры.
Необходимо рассмотреть игровую деятельность старших дошкольников для изучения формирования умений вести диалог. Он формирует соответствующий возрасту словарь, фонетику, морфологию, помогает усвоить синтаксис родного языка, образовывать монологическую речь.
Освоение диалогической речи является важным критерием для социализации ребёнка. В ходе речевого общения со взрослыми и сверстниками у него формируются связи, познавательные процессы, духовные и материальные ценности, устанавливается норма общественного поведения.
Объектом исследования является развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Предметом - комплекс сюжетно-ролевых игр как средство развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования - обоснование, разработка, реализация комплекса сюжетно-ролевых игр, направленного на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по вопросам развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
2. Изучение особенностей развития диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
3. Опытно-практическая работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе общения со сверстниками.
4. Анализ результатов исследования.
Гипотеза заключается в предположении о том, что развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста посредством комплекса сюжетно-ролевых игр будет результативным при следующих условиях:
- если игры будут скомпонованы в блоки в соответствии с задачами формирования разных групп диалогических умений;
- если в процессе работы педагогом будут смоделированы коммуникативные ситуации, способствующие переходу детей к самостоятельной речевой практике.
Методы исследования:
1. Изучение педагогической литературы по проблеме.
2. Психолого-диагностические методы (эксперимент, наблюдение и беседа).
3. Методы обработки и интерпретации данных.
В результате проведенного исследования по заданной теме получены следующие выводы.
Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска Ленинского района, было проведено экспериментальное диагностическое исследование, в котором приняли участие 24 ребёнка старшего дошкольного возраста: по 12 детей в контрольной и экспериментальной группах.
С целью изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста был использован мониторинг, представленный в книге О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», в котором предлагается балльно-уровневая система оценки выполнения заданий.
Исследование по развитию речи в форме диалога старших дошкольников состояло из трех этапов:
1 этап: констатирующий эксперимент.
В процессе исследования распределены участвующие в контрольной и экспериментальной группах и осуществлена первичная диагностика, выявлена степень развития диалогических умений.
2 этап: формирующий эксперимент.
На данной стадии подготовлена введена в практику воспитателя структура по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с помощью комплекса сюжетно-ролевых игр.
3 этап: контрольный эксперимент. На контрольном этапе произведена вторичная диагностика оценивания результативности использования разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр в совершенствовании диалогической речи, при использовании индивидуальной и групповой формы работы со старшими дошкольниками.
На первом констатирующем этапе выявлено, что у детей экспериментальной группы и детей контрольной группы выявлен низкий уровень: нет стремления контактировать с исследователем, их не интересуют задаваемые вопросы, а значит получить ответ становится затруднительно. Даже просьбы воспитателя задать вопрос собеседникам, не принесли желаемого результата. Некоторые из детей попытались ответить на вопросы, но в односложных ответах прослеживались не точности.
У основной массы детей в каждой из групп экспериментальной и контрольной выявлен средний уровень речи в форме диалога: они сразу начинают взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Однако их ответы стереотипны, присутствует быстрая утомляемость, получить некоторые ответы можно только по подсказкам, т.к. понимание вопроса вызывает затруднение. Для привлечения детей к диалогу со взрослыми или сверстниками исследователю необходимо применить наводящие вопросы и затратить достаточное количество времени.
У детей экспериментальной группы выявлен достаточный уровень речи в форме диалога: дети данного уровня быстро налаживают отношения со взрослыми и сверстниками и вступают в беседу, давая развернутые, но не всегда полные ответы. В их речи уже присутствуют прилагательные, появляется выраженная интонация, при наличии распространенных предложений.
Высокий уровень отмечен только у одного ребёнка экспериментальной группы. В контрольной группе детей с высоким уровнем речевого развития нет.
На втором, формирующем этапе исследования подготовлен комплекс сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи.
При подведении итогов, выявлено, что в контрольной группе обстановка практически не изменилась, диалогические умения детей дали единичные результаты.
Проведенная работа в экспериментальной группе дала положительную динамику. Все детские показатели охарактеризовали сформированность диалогических умений.
Отталкиваясь от результатов детей, можно заключить, что намеренное введение сюжетно-ролевых игр в ежедневную деятельность детей помогает в развитии и сформированности их речи.
Проведенная работа в экспериментальной группе дала положительную динамику. Большой процент детей с высоким уровнем развития диалогической речи, указывает на то, что основная часть детей научилась вступать в беседу со взрослыми и сверстниками, при взаимодействии извлекать необходимую информацию, пользоваться выразительной речью, отвечая на задаваемые вопросы давать полные ответы, состоящие из развёрнутых предложений.
Таким образом, эффективность применения сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей подтверждена нами в контрольном эксперименте, мы доказали, что разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Экспериментальное диагностическое исследование проводилось на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска Ленинского района, было проведено экспериментальное диагностическое исследование, в котором приняли участие 24 ребёнка старшего дошкольного возраста: по 12 детей в контрольной и экспериментальной группах.
С целью изучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста был использован мониторинг, представленный в книге О.А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре», в котором предлагается балльно-уровневая система оценки выполнения заданий.
Исследование по развитию речи в форме диалога старших дошкольников состояло из трех этапов:
1 этап: констатирующий эксперимент.
В процессе исследования распределены участвующие в контрольной и экспериментальной группах и осуществлена первичная диагностика, выявлена степень развития диалогических умений.
2 этап: формирующий эксперимент.
На данной стадии подготовлена введена в практику воспитателя структура по формированию диалога у детей старшего дошкольного возраста с помощью комплекса сюжетно-ролевых игр.
3 этап: контрольный эксперимент. На контрольном этапе произведена вторичная диагностика оценивания результативности использования разработанного комплекса сюжетно-ролевых игр в совершенствовании диалогической речи, при использовании индивидуальной и групповой формы работы со старшими дошкольниками.
На первом констатирующем этапе выявлено, что у детей экспериментальной группы и детей контрольной группы выявлен низкий уровень: нет стремления контактировать с исследователем, их не интересуют задаваемые вопросы, а значит получить ответ становится затруднительно. Даже просьбы воспитателя задать вопрос собеседникам, не принесли желаемого результата. Некоторые из детей попытались ответить на вопросы, но в односложных ответах прослеживались не точности.
У основной массы детей в каждой из групп экспериментальной и контрольной выявлен средний уровень речи в форме диалога: они сразу начинают взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Однако их ответы стереотипны, присутствует быстрая утомляемость, получить некоторые ответы можно только по подсказкам, т.к. понимание вопроса вызывает затруднение. Для привлечения детей к диалогу со взрослыми или сверстниками исследователю необходимо применить наводящие вопросы и затратить достаточное количество времени.
У детей экспериментальной группы выявлен достаточный уровень речи в форме диалога: дети данного уровня быстро налаживают отношения со взрослыми и сверстниками и вступают в беседу, давая развернутые, но не всегда полные ответы. В их речи уже присутствуют прилагательные, появляется выраженная интонация, при наличии распространенных предложений.
Высокий уровень отмечен только у одного ребёнка экспериментальной группы. В контрольной группе детей с высоким уровнем речевого развития нет.
На втором, формирующем этапе исследования подготовлен комплекс сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи.
При подведении итогов, выявлено, что в контрольной группе обстановка практически не изменилась, диалогические умения детей дали единичные результаты.
Проведенная работа в экспериментальной группе дала положительную динамику. Все детские показатели охарактеризовали сформированность диалогических умений.
Отталкиваясь от результатов детей, можно заключить, что намеренное введение сюжетно-ролевых игр в ежедневную деятельность детей помогает в развитии и сформированности их речи.
Проведенная работа в экспериментальной группе дала положительную динамику. Большой процент детей с высоким уровнем развития диалогической речи, указывает на то, что основная часть детей научилась вступать в беседу со взрослыми и сверстниками, при взаимодействии извлекать необходимую информацию, пользоваться выразительной речью, отвечая на задаваемые вопросы давать полные ответы, состоящие из развёрнутых предложений.
Таким образом, эффективность применения сюжетно-ролевых игр для развития диалогической речи детей подтверждена нами в контрольном эксперименте, мы доказали, что разработанный комплекс сюжетно-ролевых игр способствует развитию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста.
Подобные работы
- Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста (Красноуфимский педагогический колледж)
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - Беседа как метод обучения диалогической речи детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2018 - Развитие интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе коррекции связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2020 - Развитие коммуникативных умений у детей 6-7 лет в сюжетно ролевых играх (Тульский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2022



