Введение 4
1 Теоретические основы исследования социально-психологического климата в
коллективе 8
1.1 Социально-психологический климат как предмет исследования в
психологии 8
1.2 Психологические особенности коллектива 15
1.3 Особенности социально-психологического климата в коллективе 29
Выводы по первой главе 34
2 Эмпирическое исследование социально-психологического климата в
компании ООО «НТ-сервис» 36
2.1 База и методы исследования 36
2.2 Анализ и интерпретация результатов эмпирического исследования 37
2.3 Рекомендуемая программа тренингов психологической службе компании по
формированию и поддержанию социально-психологического климата для сотрудников 47
Выводы по второй главе 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А (обязательное) Иллюстративная часть 56
Приложение Б (справочное) Методика оценки психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлера 72
Приложение В (справочное) Опросник Шалинского, Шелест «Диагностика психологического климата в малой группе» 73
Приложение Г (справочное) Методика «Определение индекса групповой сплоченности Сишора» 75
Приложение Д (справочное) Опросник К. Томаса «Стиль поведения в конфликте»
B настоящее время возрастает интерес к проблеме социально-психологического климата в кoллективе, в том числе и в кoнтексте его влияния на эффективнoсть сoвместной деятельнoсти. Все бoльше исследoвателей приходит к вывoду, что фopмиpoвание благопpиятнoгo климата является одним из важнейших условий роста продуктивности труда и качества выполняемой работы.
Тема данной выпускной квалификационной работы актуальна, потому что уровень социально - психологического климата стимулирует профессиональное развитие отдельной личности, использование ее потенциала, обеспечивает высокую работоспособность коллектива в целом, эффективность работы организации.
Необходимо отметить, что социально-психологический климат определяется как система сложившихся в коллективе межличностных отношений между его членами. Отношения, складывающиеся на основе деловых контактов, восприятия людьми друг друга и их реального взаимодействия, относятся к категории непосредственных межличностных. Следовательно, результатом такого общения, при котором людей связывает профессиональная деятельность, являются опосредованные межличностные отношения.
На современном этапе понятие «социально-психологический климат» рассматривается как результат совместной трудовой деятельности людей, их межличностного взаимодействия. Он может выступать в качестве весомого фактора, влияющего на эффективность тех или иных социальных явлений и процессов, происходящих в трудовом коллективе. Иными словами, социально-психологический климат, проявляющийся в таких групповых эффектах, как настроение и мнение коллектива, индивидуальное самочувствие и оценки условий работы личности в трудовом коллективе, влияет на самочувствие сотрудников, продуктивность и удовлетворенность профессиональной деятельностью.
Таким образом, он выступает своего рода показателем уровня личной включенности человека в профессиональную деятельность и способствует выявлению возможных проблем, встречающихся на пути реализации психологических резервов трудового коллектива.
В данном контексте немаловажно и то, что оптимальная реализация личностных и групповых возможностей трудового коллектива во многом зависит от эффективности совместной профессиональной деятельности. Благоприятная атмосфера в коллективе и хорошие межличностные отношения не только позитивно влияют на результаты трудовой деятельности, но и перестраивают человека, формируют его новые возможности.
B современных условиях происходит стремительное развитие человеческих ресурсов: работник самосовершенствуется, стремится расширить собственный кругозор, овладеть достаточными знаниями, чтобы являться не просто функциoнaлом ни предприятии, a стать личностью, имеющей мoщный потенциал знаний и умений, стремящейся полностью реализоваться в жизни.
Рабочий коллектив является самым важным ресурсом, находящимся в распоряжении руководства.
Человеческий ресурс в свою очередь является основой, на которой строится организация, система производственных, трудовых взаимоотношений.
Внимание к проблемам социально-психологического климата оправдано тем, что трудовой коллектив как организованная общность отражает все общественные изменения. И от их настроения в конечном итоге зависит социальная атмосфера в коллективе.
Проблемой социально-психологического климата занимались В.В. Бойко, В.Р. Веснин, А.И. Донцов, А.Г. Ковалев, Е.С. Кузьмин В.Н. Панферов, А.А. Русалинова, Б.Д. Парыгин, К.К. Платонов и другие.
Психологические проблемы функционирования и формирования коллективов всегда привлекали внимание психологов, которые видят в коллективе связь между личностью и обществом. В разработку психологии организации вклад внесли: И.А. Щедрова, Н.Ю. Челнокова, А.Б. Купрейченко, М.А. Медведева, А.В. Макаров, М.В. Ионцева и другие.
Отношение к деятельности может быть как удовлетворительным, так и неудовлетворительным. Удовлетворенность деятельностью характеризуется обычно положительным эмоциональным переживанием и отсутствием соответствующей активности, неудовлетворенность - отрицательным переживанием и наличием активности, направленной на удовлетворение.
Условия труда не только формируют отношение к работе, но и объективно влияют на конечный результат работы. Улучшение условий труда осуществляется по различным направлениям: улучшение оснащенности рабочих мест, рационализация режима труда и отдыха, подбор кадров, повышение квалификации работников, увеличение оплаты труда. Контроль социально-психологических характеристик коллектива. Важным фактором благоприятного климата в коллективе может стать различие качеств личности по принципу взаимодополняемости. В этом случае результатом совместимости является взаимная симпатия участников коллектива друг к другу. Например, в смешанных по полу коллективах выше культура общения, а сочетание различных возрастных и образовательно-квалификационных групп создает предпосылки для сокращения сроков адаптации и благоприятного обмена опытом.
Отношения в коллективе должны выстраиваться так, чтобы повседневное общение сотрудников способствовало постоянному поддержанию в коллективе оптимального положительного настроя. Для этого, прежде всего, нужно избегать ролевой неясности. Помимо должностных обязанностей каждый руководитель возлагает на подчиненного ожидания, связанные с его психологическими свойствами (ролевые ожидания), которые не всегда разъясняются и понятны. Люди инстинктивно опасаются неопределенности и непостоянства, они хотят знать, что от них ожидают, какие задачи они должны решать и какие роли играть.
Часто о взаимоотношениях в коллективе судят по степени конфликтности на определенном отрезке времени. Сами по себе конфликты при этом малозначимы, более того, без них невозможен рабочий процесс. Главное, чтобы конфликт был конструктивным: в результате его разрешения уходило все старое, мешающее развитию коллектива и росту людей как личностей.
В литературе наряду с термином «психологический климат» используется ряд других (понимаемых как синонимы): «социально-психологический климат», «социально-психологическая атмосфера», «психологический настрой», «морально-психологическая обстановка», «морально- психологические условия, товарищеская обстановка». Нравственное этическое содержание явления оттеняет термин «морально-психологический климат». Исходя из вышеперечисленного на отношения работников к труду оказывают влияние процессы, характеризующие социально-психологический климат в коллективе.
В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариантности в конкретных определениях.
В подавляющем большинстве определения содержат какую либо одну из выделенных нами сторон изучаемой социально-психологической категории.
Зaдaчи исследования:
1) изучить понятие «coциaльнo-пcихолoгический климат» в психологической литературе и сделать выводы;
2) провести эмпирическое исследование социально-психологического климата в коллективе отдела кадров компании OOO «НТ-СЕРВИС»;
3) выявить взаимосвязь между показателями конфликтного поведения сотрудников, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и показателями психологического климата;
4) разработать методические рекомендации по организации и развитию социально-психологического климата в компании;
Цель: исследовать социально-психологический климат в коллективе.
Объект исследования: социально-психологический климат.
Предмет исследования: особенности социально-психологического климата.
Гипотеза: мы предполагаем, что социально-психологический климат в коллективе исследуемой компании обусловливается степенью конфликтности и стратегией поведения сотрудников компании в конфликтных ситуациях.
Методы исследования:
Теоретические - анализ, сравнение и обобщение психологической литературы;
Эмпирические - опрос, тесты;
Методики исследования:
а) оценка психологической атмосферы в коллективе А.Ф. Фидлер;
б) диагностика психологического климата в малой группе В.В. Шалинский, Э.Г. Шелест;
в) определение индекса групповой сплоченности К.Э. Сишор;
г) опросник К. Томаса «Типы стратегий поведения в конфликте» (адаптированный Н.В. Гришиной);
д) самооценка конфликтности личности И.Д. Ладанова.
е) методы математической статистики обработки данных, коэффициент корреляции Спирмена.
Исследование проходило в 4 этапа:
Подготовительный: осмысление методологических и теоретических основ исследования, формулирование объекта, предмета, цели, основных задач исследования, определение гипотезы;
Основной: проведение самого эмпирического исследования.
Аналитический: обработка полученных данных, интерпретация результатов всех методик исследования.
Заключительный: разработка рекомендаций и профилактических мер для сотрудников компании.
Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для разработки рекомендаций и системы профилактических мероприятий, обеспечивающих сохранение и укрепление социально-психологического климата в коллективе.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, списка используемых источников, содержит таблицы и гисторгаммы, приложения.
1) Изучив и проанализировав различные теоретические подходы в научной литературе по теме исследования мы выяснили следующее, по многим вопросам между исследователями нет полного согласия, начиная с использования самого термина и даваемых ему определений. Так наряду с понятием социально-психологический климат используются понятия морально- психологический климат, психологический настрой, психологическая совместимость, социологический микроклимат, психология коллектива и другие. Различия в терминах сопровождаются в различии понимания сущности этого явления. Определения, даваемые климату, часто либо либо слишком узкие и отражают одну из его сторон (эмоциональную, нравственную), либо слишком широкие и не достаточно систематизированные. Структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе.
В контексте нашего исследования социально-психологический климат группы изучался по следующим параметрам: привлекательность, желание- нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга, знание-незнание особенностей членов коллектива, определялась степень интеграции группы, ее сплочения в единое целое, оценивалась психологическая атмосфера в коллективе.
2) В результате эмпирического исследования были получены следующие результаты: конфликтность в организации оценивается как низкая. Сотрудники ведут себя по-разному в конфликтной ситуации и не имеют ярко выраженных типов поведения: сотрудники в равной степени стремятся в конфликте к избеганию и используют стили сотрудничества и приспособления.
Общий показатель психологической атмосферы в исследуемом коллективе высокий — психологическая обстановка в коллективе характеризуется как благополучная, в данном коллективе присутствует взаимная поддержка, дружелюбие, сотрудники удовлетворены своими взаимоотношениями с коллегами, присутствует согласованность действий, продуктивность и успешность работы.
Полученный среднегрупповой показатель в 32,88 балла свидетельствует о высокой благоприятности климата в коллективе.
3) С помощью метода ранговой корреляции Спирмена была выявлена взаимосвязь показателей конфликтного поведения сотрудников и показателей психологического климата в коллективе исследуемой компании.
Сотрудники с более высокой степенью конфликтности личности воспринимают психологический климат как менее благоприятный, в большей степени не дружелюбны с коллегами, не удовлетворены отношениями с коллегами и не оказывают им поддержки.
Сотрудники, в конфликте избирающие стратегию сотрудничество в большей степени отмечают благоприятность психологического климата в организации, в большей степени согласны с коллегами по работе удовлетворены с ними отношениями, проявляют сотрудничество в решении вопросов.
Сотрудники избегающие конфликтов в большей степени соглашаются другими коллегами, а избирающие в конфликте стратегию компромисса в большей мере поддерживают дружеские отношения в коллективе.
Сотрудники, в конфликте избирающие стратегию соперничества, считают психологический климат не благоприятным, выражают несогласие с другими коллегами и не стремятся к сотрудничеству с ними.
4) Разработаны методические рекомендации по развитию и поддержанию положительного социально-психологического климата в коллективе исследуемой компании.
Методические рекомендации направлены на усиление чувства сплоченности, формирования устойчивого чувства «мы», развития доверия и взаимопонимания между сотрудниками, принятия индивидуальных особенностей друг друга, создания мотивации на совместную деятельность. Положено содержание семинара-тренинга, целью которого является предоставление возможности участникам тренинга (работникам компании) получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.
Таким образом, по результатам нашего исследования была выявлена взаимосвязь между показателями конфликтного поведения сотрудников, стратегиями поведения в конфликтных ситуациях и показателями
психологического климата в коллективе, следовательно выдвинутая гипотеза подтвердилась, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
1. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М. : Просвещение, 2015. - 223 с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. - М. : Просвещение, 2013. - 262 с.
3. Баландина, Е. А. Коммуникативная компетентность работников [Текст] / Е. А. Баландина // Высшее образование в России. - 2012. - № 11. - С. 152 - 153.
4. Бережнова, Н. В. Влияние стиля руководства на психологический климат в организации [Текст] / Н. В. Бережнова // Прикладная психология и психоанализ. 2013. - № 2. - С. 44 - 53.
5. Богачева, Е. В. Профессионально важные качества работников организации [Текст] / Е. В. Богачева // Среднее профессиональное образование. - 2011. - С. 65 - 67.
6. Бойко, В. Коммуникативный потенциал личности [Текст] / В. Бойко, Л. Алексеева // Применение компьютерных программ в учебном процессе. - Спб., 2013. - С. 45 - 47.
7. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность [Текст] / А. Г. Ковалев, В. Н. Панферов. - М.: Мысль, 2003. - 207 с.
8. Вишневская, Н.В. Профессионально значимые качества работника [Текст] / Н.В. Вишневская // Педагогические науки. 2012. - № 5. - С. 76 - 78.
9. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / С. Ю. Головин. - Минск: Харвест, 2006. - 568 с.
10. Гозман, Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. - М. : изд-во Московского университета, 2009. - 230 с.
11. Гришина, Н. В. Я и другие: общение в трудовом коллективе [Текст] / Н. В. Гришина. - Лениздат, 2010. - 171 с.
12. Горянина, В. А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / В. А. Горянина // Психологический журнал. т. 18. - № 6. - 1997. - С. 48.
13. Демьяченко, Р. Б. Значение психологической культуры для сотрудников организации [Текст] / Р. Б. Демьяченко, Е. В. Пушкарев // Успехи современного естествознания. - 2012. - № 5. - С. 38 - 39.
14. Долженко, В. Ю. Роль руководителя в формировании социально-психологического климата в структурных подразделениях органов внутренних дел [Текст] / В. Ю. Долженко. - Барнаул : ГОУ ВПО БЮИ МВД России, 2012. - 124 с.
15. Донцов, А. И. Психология коллектива [Текст] / А. И. Донцов. - М.: Изд-во Московского университета, 2010. - 208 с.
16. Дьячкова, Н. М. Формирование эмоционального климата классного коллектива [Текст] / Н. М. Дьячкова. - Москва: ЛКИ, 2008. - 155 с.
17. Жарова, М. Н. Моральная ответственность в профессиональной деятельности [Текст] / М. Н. Жарова. - Москва, 2013. - № 1. - С. 73 -79.
18. Зеленевский, Я. Организация трудовых коллективов [Текст] / Я. Зеленевский // Введение в теорию организации и управления. - М. : Мысль, 2012. - 290 с.
19. История советской психологии труда [Текст] / под. ред. В. П. Зинченко, В. М. Мунилова, О. Г. Носковой. - М. : Свагорь, 2002. - 356 с.
20. Коган, Л. Н. Благоприятный социальный климат как фактор демократических начал в управлении производством [Текст] / Л. Н. Коган // Социологические проблемы управления производством. - вып. 2. - Свердловск, 2012. - С. 34 - 48.
21. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) [Текст] / Я. Л. Коломинский. - Минск : Тетра- Системс, 2000. - 431 с.
22. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства [Текст] / А. Г. Ковалев. - М. : Политиздат, 2011. - 271с.
23. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий [Текст] / под ред. Е. С. Кузьмина, В. Е. Семенова. - Л.: Лениздат, 2009. - 143 с.
24. Кулакова, Н. Г. Актуальные проблемы формирования организационной культуры / Н. Г. Кулакова // Вестник СПбГУ. сер 5. - 2011. - № 4. - С. 43.
25. Леонтьев, В. Г. Стиль руководства и социально-психологический климат педагогического коллектива [Текст] / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск : НГПИ, 2000. - 94 с.
26. Леонова, А. Б, Чернышова, О. Н. Психология труда и организационная психология современное состояние и перспективы [Текст] / А. Б. Леонова, О. Н. Чернышова. - М. : Политиздат, 2009. - 270 с.
27. Литвинов, В. Н. Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования [Текст] / В. Н. Литвинов // Материалы научной конференции. - вып 2. - Рига, 2012. - 68 с.
28. Локтионова, Е. Ю. Стиль руководства и психологический климат в коллективе организации [Текст] / Е. Ю. Локтионова. - Сборники конференции НИЦ Социосфера. - 2014. - № 7. - С. 114 - 117.
29. Луковников, Н. Н. Методы исследования личности и коллектива [Текст] / Н. Н. Луковников. - Сборники конференции НИЦ Социосфера. - 2014. - № 8. - С. 121 - 132.
30. Медведева, М. А. О терминологический неопределенности термина «социально-психологический климат коллектива» [Текст] / М. А. Медведева // Инновации в образовании. - 2008. - № 8. - С. 21 - 37.
31. Морозов, А. В. Управленческая психология [Текст] / А. В. Морозов. - М. : Академический Проект : Фонд «Мир», 2008. - 286 с.
32. Ольшанский, Д. В. Социальная психология [Текст] / Д. В. Ольшанский // Современная западная социология. - М. : АСТ, 2000. - С.180 - 240.
33. Панферов, В. Н. Когнитивные эталоны и стереотипы взаимопонимания людей [Текст] / В. Н. Панферов // Вопросы психологии, - 2003. - № 5. - С 134 - 141.
34. Петровский, В. В. Социальная психология коллектива [Текст] / В. В. Петровский, В. В. Шалинский. - М. : Просвещение, 2009. - 642 с.
35. Петровский, А. В. Личность, деятельность, коллектив [Текст] / А. В. Петровский. - М. : Просвещение, 2009. - 430 с.
36. Платонов, Ю. П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект [Текст] / под ред. С. И. Ляпунова. - Л. : изд-во Ленинградского университета, 2010. - 181 с.
37. Пригожин, А. И. Проблемы управления персоналом в рыночной экономике [Текст] под ред. А. Я. Кибанова. - М. : Академия, 2008. - 432 с.
38. Психология труда [Текст] : сб. науч. тр. : НИИ высшего образования / под. ред. профессора А. В. Карпова. - изд-во Владос - Пресс, 2015. - 352 с.
39. Почебут, Л. Г. Организация социальная психология [Текст] / Л. Г. Почебут. - СПБ. : Речь, 2000. - 248 с.
40. Расторгуева, Т. И. Значение знаний показателей социально-психологического климата для эффективной работы организации [Текст] / Т. И. Расторгуева. - М. : Академия, 2006 - № 7. С. 42 - 46.
41. Русалинова, А. А. Социальное самочувствие чуловека в современном мире как научная проблема [Текст] / А. А. Русалинова // Вестник, - СПбГУ. 1994.
- сер 6. - вып 1. - С. 35 - 36.
42. Руденский, Е. В. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / Е. В. Руденский. - М. : ИНФРА-М. - Новосибирск : НГАЭиУ, 2009. - 473 с.
43. Станкин, М. Духовное взаимодействие в коллективе [Текст] / М. Станкин // Управление персоналом. 2005. - № 1. - С. 64 - 68.
44. Станкин, М. Психологический климат коллектива [Текст] / М. Станкин // Консультант директора. - 2007. - № 12. - С. 13 - 16.
45. Теория и методология управления социально-психологическим климатом в организации [Текст] : монография / М. В. Савельева. - М. : Нац. кн. Центр, 2011. - 267 с.
46. Чередниченко, И. П. Психология управления [Текст] / И. П. Чередниченко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 608 с.
47. Фетискин, Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп [Текст] / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - 490 с.
48. Шепель, В. М. Управленческая психология [Текст] / В. М. Шепель. - М. : Смысл, 2010. - 246 с.
49. Ястребов, В. С. Особенности работы в коллективе, профессиональное взаимодействие, личностные характеристики и межличностные отношения [Текст] / В. С. Ястребов, О. А. Митина. - М. : МАКС Пресс, 2012. - 28 с.
50. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива [Электронный ресурс] / Б. Д. Парыгин. - Режим доступа. -http://biblios.newgoo.net/forum-f59/tema-t5027.htm.