ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННИХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. О потребностях, мотивации и мотивах 6
1.2. Классификации мотивов, о потребностях и мотивах в
психологической структуре учебной деятельности детей младшего школьного возраста 14
1.3. Психолого-педагогические условия развития внутренних
мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста 28
Выводы по Главе 1 40
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННИХ МОТИВОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 45
2.1. Исследование особенностей внутренних мотивов учебной
деятельности учащихся 2-го класса 45
2.2. Программа развития внутренних мотивов учебной
деятельности младших школьников в процессе осуществления 54
Выводы по Главе 2 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ
Получение образования является непременным требованием современного общества к любой личности. Учебная деятельность занимает практически все годы становления личности, включая дошкольное, школьное и профессиональное образование. В младшем школьном возрасте учебная деятельность является ведущей. Присутствие мотивационного компонента в структуре учебной деятельности говорит о том, что необходимо развивать мотивы учебной деятельности младших школьников в процессе обучения. Проблема развития мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста является одной из центральных проблем в возрастной и педагогической психологии . Под внутренним мотивом учебной деятельности понимается самостоятельность учащегося, интерес к процессу деятельности и его результату, стремление развивать в себе умения, личностные качества. Поэтому требуется поиск эффективных путей и методов развития внутренних мотивов учебной деятельности в процессе обучения младших школьников.
В связи с изложенным, была сформулирована проблема исследования.
Проблема исследования: «Какие методы обучения будут более эффективны в развитии внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста?»
В рамках решения данной проблемы тема сформулирована следующим образом: «Развитие внутренних мотивов учебной
деятельности детей младшего школьного возраста»
Актуальность темы магистерской диссертации определяется:
- требованиями ФГОС начального общего образования к овладению младшими школьниками ведущей учебной деятельностью, к развитию познавательной активности учащихся начальных классов в процессе осуществления проектной деятельности;
- противоречием между необходимостью организации специального целенаправленного развития мотивов учебной деятельности и недостаточным количеством педагогических механизмов решения этой проблемы в педагогическом процессе начального образования;
- необходимостью повышения эффективности образовательного процесса начального образования.
Цель исследования - определить условия развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования - внутренние мотивы учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Предмет исследования - условия развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста
Проектная идея - развитие внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста осуществляется в процессе организации и осуществлении проектной деятельности в три этапа:
1) этап подготовки к проектной деятельности;
2) проектный этап (основной);
3) рефлексивно-оценочный этап.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу, посвященную проблеме развития внутренних мотивов учебной деятельности школьников.
2. Проанализировать особенности развития мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
3. Рассмотреть роль проектной деятельности в развитии внутренней мотивации учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
4. Подобрать методики, выявить преобладающие мотивы учебной деятельности учащихся вторых классов.
5. Разработать программу развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста в процессе организации проектной деятельности.
6. Определить психолого-педагогические условия развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и обобщение психолого¬
педагогической литературы по проблеме исследования;
- эмпирические методы: анкетирование, тест.
Методики исследования:
Е.П. Ильин и Н.А. Курдюкова «Направленность на приобретение знаний»;
Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович «Тройные сравнения».
Практическая значимость проектного исследования: заключается в том, что проект по развитию внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста может быть внедрен в образовательный процесс школы и использован в работе педагогов - психологов и учителей.
Новизна проекта: состоит в том, что развитие внутренних мотивов учебной деятельности будет осуществляться через организацию проектной деятельности учащихся. Это позволит определить наиболее эффективные психолого-педагогические условия развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста .
Экспериментальная база исследования - МБОУ СШ №45 г. Красноярск, в исследовании принимали участие обучающиеся 2 класса в количестве 25-ти человек.
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что мотивы учебной деятельности - мотивы оказывающие влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Существует множество классификаций мотивов учебной деятельности, мы основывались на классификации, предложенной А. К. Марковой, в которую входят внешние и внутренние мотивы учебной деятельности.
Внешние мотивы ученой деятельности не актуализируются без контроля и напоминаний взрослых. Деятельность учащегося осуществляется посредством давления родителей и учителей, в силу долга и обязанностей. При решении задач преобладает желание получить хорошую отметку, а также добиться похвалы учителя.
Внутренние мотивы учебной деятельности включают в себя: направленность на приобретение знаний, исходя из интереса к самому процессу их получения и интереса к содержанию; интерес к самостоятельному приобретению знаний; проявление глубины интереса к знаниям, к предмету; стремление к овладению новыми знаниями, учебными навыками [32].
2. Были выделены основные критерии, исходя из которых можно говорить о наличии и преобладании внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста. Сюда относится: направленность на приобретение знаний, сила и устойчивость внутренних мотивов учебной деятельности.
Направленность на приобретение знаний - чем обусловлены мотивы исходя из интереса к знанию, к процессу получения знаний и содержания, либо это выражено мотивами избегания неудач, избегания наказания или другими внешними мотивами.
Сила внутренних мотивов учебной деятельности - показатель непреодолимого стремления учащегося и оценивается по степени и глубине осознания потребности и самого мотива. Сила мотива обусловлена как физиологическими, так и психологическими факторами. К первым следует отнести силу мотивационного возбуждения, а ко вторым - знание результатов учебно-познавательной деятельности, понимание ее смысла, определенная свобода творчества.
Устойчивость внутренних мотивов учебной деятельности оценивается по их наличию во всех основных видах учебно¬познавательной деятельности учащегося, по сохранению его влияния на поведение в сложных условиях деятельности, по его сохранению во времени. По сути, речь идет об устойчивости (ригидности) установок, ценностных ориентации, намерений учащегося.
По характеру преобладающих мотивов учебной деятельности учащиеся разделены на три группы: высокий уровень преобладания внутренних мотивов учебной деятельности, средний уровень преобладания внутренних мотивов учебной деятельности и низкий уровень преобладания внутренних мотивов учебной деятельности.
3. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что правильное и успешное развитие внутренних мотивов учебной деятельности зависит от следующих факторов:
- содержания учебного материала, соответствующего возрастным потребностям учащихся;
- организации учебной деятельности, реализуемой в три этапа (мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный);
- применения коллективных форм учебной деятельности;
- оценки учебной деятельности;
- стиля педагогической деятельности учителя [32].
Одним из эффективных методов развития внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, в которых реализуется показанные факторы, является проектная деятельность.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельность учащихся в индивидуальной, парной или групповой деятельности, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Учащийся, занимающийся такой деятельностью задействует свои прошлые знания и опыт, а также делает новое открытие и, в последствии представляет свои открытия для других учащихся и учителя, что придает большую значимость такой работы для самого младшего школьника и способствует развитию его внутренних мотивов учебной деятельности.
4. В связи с изложенным была организована и проведена диагностика уровня преобладания внутренних мотивов учебной деятельности учащихся второго класса .
Экспериментальная базой исследования являлась МБОУ СШ №45 г. Красноярска, в исследовании принимали участие учащиеся 2 класса в количестве 25-ти человек.
Для выявления актуального уровня преобладания внутренних мотивов учебной деятельности были использованы следующие методики:
- анкета «Направленность на приобретение знаний» (Ильин Е.П. и Курдюкова Н.А.)
- тест «Тройные сравнения» (Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я.).
По результатам проведенных методик, было выявлено, что большее количество детей - 48% (12 человек) с низким уровнем преобладания мотивов учебной деятельности .
5. На основе полученных данных была разработана программа, направленная на повышение уровня преобладания внутренних мотивов учебной деятельности учащихся второго класса посредством их участия в проектной деятельности. В программе представлен ряд проектов, предусмотренных программой «Школа России» в рамках календарно-тематического планирования. Программа включила в себя 19 проектов (3 5 учебных часов).
6. В рамках факторов, отвечающих за развитие внутренних мотивов учебной деятельности по А.К. Марковой, проектная деятельность младших школьников может быть организованна следующим образом:
- содержание проектов, должно соответствовать возрастным потребностям учащихся;
- должно присутствовать применение индивидуальных и коллективных форм работы над проектами;
- наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
- самостоятельная деятельность ученика;
- структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов.
Организация работы над каждым проектом проходит в три этапа: мотивационный, операционально-познавательный и рефлексивно-оценочный. Рефлексия организована по пошаговому алгоритму формирования рефлексивных компетенций обучающихся по О.С. Анисимову [2].
Программа должна реализоваться в 3 этапа:
1) Этап подготовки к проектной деятельности, тренировочный проект. Включает в себя два внеклассных занятия, направленные на включение детей в проектную деятельность посредством представления работ других детей по интересам, результатам данных работ. Принятие темы, которая соответствует основным интересам учащегося - «Моё любимое занятие».
2) Проектный этап (основной). Проходит на протяжении всего года, включает в себя групповые и индивидуальные проекты. Сюда относятся: творческие проекты (стенгазеты, новости класса и др.) монопроекты ( в рамках одного предмета) межпредметные проекты (проекты, интегрирующие смежную тематику нескольких предметов), ролево¬игровые проекты, информационные проекты, практикоориентированные проекты.
3) Рефлексивно-оценочный этап. Включает в себя два занятия в конце учебного года. Дети анализируют свои проекты, выполненные в течении года, используя пошаговый алгоритм формирования рефлексивных компетенций обучающихся предложенный Анисимовым О.С.
Предполагаемые результаты программы:
1) Повышение уровня развития мотивов направленных на приобретение знаний.
2) Повышение уровня силы и устойчивости внутренних мотивов учебной деятельности младших школьников.
3) Повышения развития интереса к самостоятельному приобретению знаний, умения самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве .
4) Развитие рефлексии, познавательных умений и навыков учащихся.
Мы предполагаем, что при повышении уровня развития данных критериев в процессе организации и осуществлении проектной деятельности в три этапа будет осуществляться развитие внутренних мотивов учебной деятельности детей младшего школьного возраста .
1. Амонашвили Ш.А. Обучение, оценка, отметка. М:
Просвещение, 1980. 80-83 с.
2. Анисимов О.С. Субъектная рефлексия в игромоделировании и ее понятийное обеспечение. М.: Просвещение, 2012. 129 с.
3. Анучина Т.П. Проектная деятельность на первой
образовательной ступени как фактор формирования творческой личности // Отечественная и зарубежная педагогика. 2013. с.4 №6 (15). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-na- pervoyobrazovatelnoy-stupeni-kak-faktor-formirovaniya-tvorcheskoy-lichnosti(дата обращения: 17.05.2018). 44 - 46 с.
4. Артюшина Л.А. Дидактические средства включения рефлексивных умений школьников в содержание образования. Дисс. ... канд.пед.н. Н.-Новгород. 2008. 173 с.
5. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Просвещение, 1976. 178 с
6. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе // От действия к мысли. М.: Просвещение, 2008. 95 с.
7. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности. М.: Просвещение,1993. 253 с.
8. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Просвещение, 1972.153 с.
9. Братусь Б.С. Аномалии личности.М: Просвещение, 1988. 213 с.
10. Вереникина И.М. Проблемы возрастной и педагогической психологии . М.: Просвещение, 1995. 124-125 с.
11. Виданова Е.М. «Обучение на основе проектов - средство
повышения качества образования» [Электронный ресурс] URL:
http://www.edc.samara.ru/~school82/proekt_dejat.htm (дата обращения:
17.05.2018). 240 с.
12. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Просвещение, 1990. 74-77 с.
13. Воронина С.А., Шульгина Г.Г. Проектная форма организации деятельности школьников // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. 64 с.
14. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1984 Т. 4., 1984. 282 с.
15. Головаха Е.И., Кроник А.А. К исследованию мотивации жизненного пути // Мотивация личности. М.: ВЛАДОС, 2002. 211 с.
16. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста. М.: Флинта, 2017. 128 с.
17. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992.
18. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР,1996. 544 с.
19. Деркач А.А., Семенов И.Н., Степанов С.Ю.. Психолого- акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М.: РАГС, 1998. 253 с.
20. Жаворонкова Ю.М., Кильмасова И.А. Мотивация учебной
деятельности у детей младшего школьного возраста// Санкт- Петербургский образовательный вестник. 2017. №3 (7). URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-u-detey- mladshego-shkolnogo-vozrasta(дата обращения: 19.05.2018). 35 - 37 с.
21. Зимняя И.А.педагогическая психология. М.: Просвещение, 2004. 210 с.
22. Ивакина Г.Н. Мотивация младших школьников к учению. Мыски, 2008. 312 - 315 с.
23. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы// «Мастера Психологии» - СПб: «Питер», 2000. 231- 240 с.
24. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива // Психологический журнал №2.1995. 23 - 25 с.
25. Карпов А.В. Общая психология. М.: Гардарики, 2005. 164 - 165 с.
26. Кувалдина М.М. Условия формирования познавательной мотивации младших школьников // Вестник НовГУ. 2007. №40. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-poznavatelnoy- motivatsii-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 20.04.2018). 56 с.
27. Кулагина И.Ю. Возрастная психология// Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.: УРАО, 1999. 114 с.
28. Куракина Н.Л., Сидорук И.С. Психологические аспекты проектной деятельности: программы, конспекты занятий с учащимися. Волгоград: Учитель, 2010. 140 - 142 с.
29. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М.: Просвещение, 1971. 134 с.
30. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Просвещение, 2000. 344 с.
31. Маркова, А.К. Формирование интереса к учению у школьников / А. К. Маркова. М.: Просвещение, 1986. 340 с.
32. Маркова, А.К, Т.А. Матис, А.Б. Орлов Формирование мотивации учения - М.: Просвещение, 1990. 284 - 287 с.
33. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1983. с. 126 с.
34. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. 301 - 302 с.
35. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984. 98 с.
36. Матяш Н.В., Хохлова М.В. Информационные творческие
проекты как средство развития личности младших школьников // Педагогическое образование в России. 2014. №5. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n7informatsionnye-tvorcheskie-proekty-kak-
sredstvo-razvitiya-lichnosti-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 27.05.2018). 11 с.
37. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 1979. 180 с.
38. Мурадова В.И. Мотивация учения младших школьников //
Инновационная наука. 2016. №8-1. URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/motivatsiya-ucheniya-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 10.05.2018). 13 с.
39. Мусатов С.А. О формировании мотивации учебной деятельности у младших школьников//Воспитание, обучение и психическое развитие М.: Просвещение, 1977. 169 с.
40. Недогреева Н.Г., Грецова А.П. Рефлексия развития
познавательных способностей старшеклассников средствами
педагогического дизайна // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2015. 6 с.
41. Петровский А.В. О некоторых проблемах социально - психологических исследований //Вопросы психологии. 1990 34 с.
42. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., Академия, 2007. 304 с.
43. Пьянкова Г.С. Рефлексия в структуре интегральной индивидуальности профессионала. Красноярск, 2013. 178 с.
44. Пьянкова Г.С. Рефлексивные методы организации самостоятельной работы студентов. Красноярск, 2015. 239 с.
45. Рогов Е.И, Психология человека. М.: ВЛАДОС, 1999. 255 с.
46. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Учебная литература, 2004. 232 - 233 с.
47. Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе [Электронный ресурс]. // Вестник ТГПУ. 2012. №11 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/voprosy-organizatsii-proektnoy- deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole(дата обращения: 17.05.2018). 32 с.
48. Семенова Н. А. Проектная деятельность младших школьников в урочное время [Электронный ресурс]. // Ped.Rev.. 2013. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-v- urochnoe-vremya(дата обращения:17.05.2018). 44 с.
49. Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. М.: Наука, 2000. 52 с.
50. Ступницкая М.А., Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010. 20 с.
51. Федина Л.С. Организация проектно-исследовательской
деятельности в начальной школе как фактор повышения уровня учебной мотивации младших школьников [Электронный ресурс]. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. №4. 51 с. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektno-issledovatelskoy- deyatelnosti-v-nachalnoy-shkole-kak-faktor-povysheniya-urovnya-uchebnoy- motivatsii-mladshih(дата обращения: 23.05.2018).
52. Фридман Л.М. Пушкина Т.А. Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. 364 с.
53. Шевырдяева К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников [Электронный ресурс]. // Вестник ПензГУ. 2013. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo- pedagogicheskie-osobennosti-motivatsii-mladshih-shkolnikov(дата обращения: 20.05.2018). 81 с.
54. Шумакова Н.Б, Авдеева Н.И., Климанова Е.В. Развитие исследовательских умений младших школьников. - М.: Просвещение, 2011 179 с.
55. Юрьевна С.А.. К вопросу о мотивации учения школьников. Ковдор, 2004 . 193 с.
56. Якушева С.Д. Кучкарева С.С. Формирование
коммуникативной культуры младших школьников в проектной деятельности [Электронный ресурс]. // Universum: психология и образование. 2015. №5 (15) URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnoy-kultury- mladshih-shkolnikov-v-proektnoy-deyatelnosti(дата обращения: 27.05.2018). 312 с.