Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕТСКАЯ КНИГА ПРАВИЛ» КАК СРЕДСТВО ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №167751

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы97
Год сдачи2022
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА
ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие конфликта в современной науке и практике 8
1.2. Особенности конфликтов детей старшего дошкольного возраста
1.3. Способы профилактики конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе:
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УСЛОВИЙ СОЗДАНИЯ КНИГИ ПРАВИЛ КАК СПОСОБА ПРОФИЛАКТИКИ КОНФЛИКТОВ С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
2.1. Инструменты исследования ситуаций, приводящие к возникновению
конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста
2.2. Предпроектное исследование ситуаций, приводящих к возникновению конфликтов с участием детей дошкольного возраста
2.3. Паспорт педагогического проекта «Детская книга правил»
2.4. Рекомендации по использованию книги правил и ее созданию в
профилактике конфликтов детей старшего дошкольного возраста
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 70


Проблема конфликта и конфликтного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день является актуальной и важной прежде всего из-за того, что специфика поведения в конфликте, готовность или неготовность разрешать спорные ситуации складываются еще в дошкольном детстве.
В своих исследованиях Е.О. Смирнова приходит к выводу, что для дошкольников характерно большое количество конфликтов со сверстниками. Уже в старшем дошкольном возраст существует группа детей, которую автор называет «конфликтными», это дети, которые конфликтуют со сверстниками очень часто, используют силовые методы взаимодействия, являясь инициаторами конфликта. Такие дети вносят много сложностей в жизнь группы детского сада, и сами испытывают трудности.
Конфликты детей дошкольного возраста неоднократно привлекали внимание ученых. Наибольшее количество таких исследований связывают детские конфликты с агрессией дошкольников и нарушениями поведения (Л.С. Выготский, А.С. Залужный, В.Р. Лисина, Т.Д. Марцинковская). В ряде работ причины детских конфликтов видятся учеными в особенностях организации детской деятельности (С.Г Якобсон), операциональной или мотивационной ее не сформированности (А.А. Рояк, А.С. Спиваковская). В работах Н.С. Пантиной и Т.А.Репиной в качестве причин детских конфликтов называется личности ребенка, а именно ее конфликтность. Не смотря на значительное разнообразие исследованных причин возникновения детских конфликтов, большинство ученых сходятся во мнении, что склонность детей к конфликтам кроется в особенностях их воспитания и общения с окружающими.
Конфликты в отношениях ребенка с социальным миром выступают серьезной угрозой для его личностного и социального развития. Авторы Л.Г. Король, И.В. Млимонов, Д.В. Рахинский, утверждают, что «в конфликт может перерасти не соответствие, определенная напряженность, складывающая при социализации, между внутренними физиологическими потребностями организма и потребностями человека в социальных отношениях». Именно поэтому ребенок нуждается в помощи при освоении социальных норм и правила поведения с целью предотвращения возникновения конфликтных ситуаций или их успешного разрешения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выдвигаются требования, предусматривающие усвоение ребенком общественных норм и ценностей, включая моральные и нравственные ценности; усвоение навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,
целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками. Т.о., одним из приоритетных направлений развития личности дошкольника является формирования основ безконфликтного взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками, приобретения ими опыта предупреждения и разрешения различных конфликтных ситуаций [1, п. 4.6 ].
В то же время в современной науке и практике накоплен позитивный опыт формирования положительных взаимоотношений детей со взрослыми и сверстниками, а также знания о том, что порождает опасные для становления личности ребенка взаимоотношения с окружающими (В.В. Абраменкова, В.С. Мухина). Эти исследования приобретают особую важность, как для понимания природы характера детских конфликтов, так и для разработки научно-методических основ организации профилактики детских конфликтов. Таким образом, недостаточная разработанность проблемы организации профилактики конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста, а также нужды практики делают актуальным изучение эффективных способов профилактики таких конфликтов, что определило тему выпускной квалификационной работы: «Педагогический проект «Детская книга правил» как средство профилактики конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста».
Цель работы: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность условий использования технологии создания книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста
Объект проектной работы: профилактика конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста
Предмет проектной работы: условия использования технологии создания книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста
Проектная идея: использование технологии создания детьми книги правил будет способствовать снижению конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста при реализации следующих условий:
1. дети будут вовлечены в процесс создания правил и соответствующих им знаков правила, направленных на снижение количества конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста;
2. созданные детьми правила и соответствующие им знаки будут оформлены в виде книги с разделами, отражающими детские конфликты;
3. использование книги правил в различных видах деятельности детей, реализующихся в детском саду, с целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций с участием детей.
В соответствии с целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. на основе анализа научной литературы раскрыть понятия «конфликт», выделить их виды, признаки и пути разрешения;
2. выделить и описать особенности конфликтов детей старшего дошкольного возраста;
3. раскрыть способы профилактики конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста;
4. охарактеризовать способы и инструменты фиксации повторяющихся и наиболее типичных для группы ситуаций, приводящих к конфликтам с участием детей;
5. проанализировать результаты эмпирического исследования, повторяющихся и наиболее типичных для группы ситуаций, приводящих к конфликтам с участием детей;
6. выделить и реализовать условия использования технологии создания книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста;
7. разработать рекомендации по использованию книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, формализация, моделирование, метод гипотез и аксиоматический метод, классификация, наблюдение, сопоставление, сравнение, педагогический эксперимент.
Организация и этапы работы над проектом:
Предпроектный этап (сентябрь - ноябрь 2021 г.) - анализ научной литературы и практического опыта по теме проектной работы; выбор экспериментальной базы и контингента; выдвижение гипотезы; определение целей и задач проектной работы.
Проектный этап (декабрь 2021 г. - март 2022 г.) - проведение эмпирического исследования повторяющихся и наиболее типичных для группы ситуаций, приводящих к конфликтам с участием детей; апробация условий использования технологии создания книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста.
Аналитический этап (апрель-май 2022 г.) - обобщение и систематизация опыта использования технологии создания книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста, разработка рекомендации для педагогов по использованию книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста.
Проект полного жизненного цикла — реализован с сентября 2021 по май 2022, на базе дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска. В исследовании приняли участие дети старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты работы могут быть использованы педагогами-психологами детских садов для изучения конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста, разработки программ профилактики детских конфликтов, индивидуальных коррекционно-развивающих программ снижения конфликтности, а также педагогами и родителями с целью освоения детьми социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия в обществе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретическое обоснование проекта по профилактике конфликтов детей старшего дошкольного возраста может быть систематизировано в виде совокупности теоретических положений.
Конфликт - это характеристика взаимодействия людей, при котором актуализируются противоречия мотивов, установок, ценностей, действий, сопровождающиеся эмоциональной реакцией субъектов взаимодействия. Многообразие конфликтов отражено в разновидностях оснований для их классификации: по способу решения; по природе возникновения; по последствиям; по степени выраженности; по количеству участников. Среди основных характеристик, описывающих конфликт в науке, выделяют: причины конфликта, стадии развития конфликта: предконфликт, конфликт и постконфликтная ситуация, которые раскрываются через шесть этапов; структуру конфликта (объект, субъект, условий протекания, масштаб, продолжительность, стратегии и тактики поведения участников конфликте, исход конфликта).
Особенностями конфликтов старших дошкольников следует считать существование двух основных типов конфликтов: внутренних и внешних. Рассматривая основные характеристики конфликтов детей этой возрастной группы, ученые отмечают свойственную им частоту конфликтов (часто, редко, очень редко); длительностью конфликтов (краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные); причины конфликтов (конфликт из-за ролей; из-за обладания игрушками или предметами деятельности; из-за разрушения деятельности или продуктов деятельности; по поводу содержания деятельности; по поводу правильности совершаемых действий; по поводу выбора места деятельности; из-за состава участников деятельности); стратегии поведения детей в конфликте (конфронтация, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество); участники конфликтов (являются дети, имеющие личностные и поведенческие особенности); способов разрешения конфликта (силовое подавление и переговоры).
Профилактика конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста направлена на обучение детей предупреждению и разрешению конфликтов, воспитание личностных свойств и качеств, обеспечивающих продуктивный подход в решении и предотвращении конфликтов. В свою очередь обучение детей предупреждению и разрешению конфликтов подразумевает создание и поддержание в группе здорового нравственно-психологического климата, минимизирующего возможность зарождения конфликтов, предполагает создание правил жизнедеятельности группы, осознание и принятие этих правил всеми детьми группы, организация жизнедеятельности группы в соответствии с правилами. Для обучения детей предупреждению и разрешению конфликтов большое значение имеет пример поведения педагога в конфликте, демонстрируемые им стратегии поведения в конфликте и формы конфликтования, стратегии поведения взрослых в разрешения конфликтов дошкольников.
На базе дошкольной образовательной организации города Красноярска был разработан и реализован педагогический проект по профилактики конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста.
На предпроектном этапе исследования осуществлялось изучение особенностей конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста. С этой целью была разработана карта наблюдений, состоящая состоит из шести основных разделов: участники конфликта, продолжительность конфликта, причины конфликта, стратегии поведения в конфликте, место разворачивания конфликта и способы разрешения конфликта.
Предпринятый нами анализ карты наблюдения за конфликтами с участием детей старшего дошкольного возраста, позволил выделить и охарактеризовать следующие особенности таких конфликтов:
• можно выделить три группы детей по критерию участники
конфликтов: дети, конфликтующие только со взрослыми; дети, конфликтующие со взрослыми и со сверстниками; дети, конфликтующие только со сверстниками;
• наиболее продолжительными являются конфликты детей и взрослых, детские конфликты обычно краткосрочные;
• наибольшее количество конфликтов между детьми отмечено по поводу правильности совершаемых действий, наименьшее из-за ролей и состава участников в деятельности; наибольшее количество конфликтов между детьми и взрослыми отмечено по поводу из-за разрушения деятельности, наименьшее нарушения правил деятельности;
• основной стратегией поведения в конфликте со взрослыми и сверстниками является конфронтация и компромисс, компромисс характерен для конфликтов детей и взрослых, применение стратегий избегания и сотрудничество является редким как для конфликтов со сверстниками, так и со взрослыми;
• основным местом разворачивание конфликтов детей друг с другом является группа, основным местом разворачивание конфликтов детей со взрослыми является раздевалка и коридоры; реже всего конфликты с участием детей старшего дошкольного возраста происходят в спортивном зале и буфете;
• доминирующим способом решения конфликтов детьми старшего дошкольного возраста являются переговоры, силовое подавление характерно для краткосрочных конфликтов детей из-за ролей или игрушек в группе. Конфликты, где применяется силовое подавление наблюдались чаще между детьми и родителями, реже между детьми.
Наиболее типичными, часто повторяющимися ситуациями, приводящими к конфликтам с участием детей старшего дошкольного возраста, были: самостоятельное (без предупреждения взрослых) активное передвижение детей по зданию детского сада во время свободной деятельности; отказ детей делиться игрушкой; отказ принимать в свою игру нового игрока; разрушение игрового пространства одних детей другими в процессе их игры.
Дальнейшая работа была связана с созданием и реализацией в группе детского сада педагогического проекта «Детская книга правил». В основу данного проекта была положена авторская технология организации деятельности детей по созданию книги правил Н.Е. Вераксы, представляющая собой последовательную реализацию восьми этапов деятельности педагога. Использование этой технологии в профилактике конфликтов осуществлялась в процессе реализации трех условий.
С целью реализации первого условия - дети будут вовлечены в процесс создания правил и соответствующих им знаков правила, направленных на снижение количества конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста - педагог инициировала придумывание и формулирование самого правила и знака, обозначающего это правило, детьми. При формулировании правил соблюлись требования: точности, ясности, конкретности,
достижимости и выполнимости. При формулировании правила отражались конкретные действия ребенка в конфликтной ситуации в форме указаний к действию, а не запретов. В процессе работы над правилами и их формулировками постоянно усложняются требования к поведению детей, при этом учитывается их опыт, уровень усвоения правил, а также способность сознательно регулировать свое поведение.
Для создания детьми знака, обозначающего придуманные и сформулированные правила, мы знакомили детей с уже существующими знаками. Следующим шагом является придумывания детьми знака под созданное детьми правило. Дети индивидуально самостоятельно или с помощью взрослых (родителей, педагогов) создавали картинку знака, иллюстрирующего правило. Мы ориентировали детей на создание знаков, не запрещающих какие-либо действия, а помогающих, подсказывающих, как следует поступить в данном случае. Созданные детьми знаки располагались в месте конфликта.
С целью реализации второго условия - созданные детьми правила и соответствующие им знаки будут оформлены в виде книги с разделами, отражающими детские конфликты - была создана книга правил, состоящая из знаков и формулировки правила, которое оно иллюстрировало. Постепенно количество созданных детьми знаков правил накопилось, что потребовало их систематизации по разделам или главам. Необходимость в систематизации книги правил по главам возникло, когда количество правил и иллюстрирующих их знаков превышает 10. Основания для систематизации вырабатывалось совместно с детьми. Книга правил является разборной, что дает детям возможность взять лист с тем правилом, который им нужен. Поэтому крепление листов в книге мобильное.
С целью реализации третьего условия - использование книги правил в различных видах деятельности детей, реализующихся в детском саду, с целью предупреждения возникновения конфликтных ситуаций с участием детей - книга правил использовалась в процессе обсуждения художественных произведений, с которыми детей знакомили в детском саду. С целью запоминания детьми правила и знака к нему детям предлагались индивидуальные игры-упражнения. Книга правил использовалась в совместных детских играх с правилами.
Реализация педагогического проекта «Детская книга правил» позволила составить методические рекомендации для педагогов и педагогов-психологов по созданию и использованию книги правил в профилактике конфликтов с участием детей старшего дошкольного возраста.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: уч. пособие для студентов ВУЗов. М.: Академ Проект, 2000. 624 с.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. М: Просвещение, 1998. 479 с.
3. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Юрайт, 2020. 171 с.
4. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста. Вопросы психологии. 1996. №3. С. 14-26
5. Гришина Н. В. Психология конфликта. Хрестоматия. 2-е изд., доп. СПб.: Питер, 2018. 362с.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001. 320с.
7. Драгунова Т В. Проблема конфликта в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. 2002. №2. С.25 - 38.
8. Емельянов С.М. Управление конфликтами в детском саду. СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2017. 69с.
9. Жубаева А. Б. Конфликтность детей старшего дошкольного возраста
// Молодой ученый. 2021. № 25 (367). С. 474-476. URL:
https://moluch.ru/archive/367/82519/(дата обращения: 21.04.2022).
10. Захаров А.И. Игра как способ преодоления конфликтов у детей. СПб.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2006. 410с.
11. Зедгенидзе В. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников: Пособие для практических работников ДОУ. СПб.: Питер, 2006.112 с.
12. Изотова Е. И. Психология дошкольного возраста в 2 частях. Часть 1. М.: Юрайт, 2020. 223 с.
13. Карташов Я.П. Конфликты в организации. М: Лаборатория Книги, 2018. 78с.
14. Колобов О.А. Технологии предупреждения и разрешения конфликтов // Вестник Нижегородского ун-та им. Н.И. Лобачевского. 2017. №3. 203 с.
15. Леонов Н.И. Основы конфликтологии: учеб. пособие. Ижевск: Юрайт, 2019. 418 с.
16. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т II. М.: Педагогика, 1983. 320 с
17. Немов Р.С. Общая психология: учебник для ср. проф. образования. М.: Владос, 2003. 688 с.
18. Ратников В.П. Конфликтология: учебник для вузов. М.: Юнити- Дана. 2018. 354 с.
19. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М.: Педагогика, 1988. 110 с.
20. Репина Т.П. Деятельность и взаимоотношения дошкольников. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1987. 309 с.
21. Решетникова К.В. Организационная конфликтология: учеб.
пособие. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2018. 486 с.
22. Светлов В. А. Конфликтология. СПб.: Питер, 2019. 352 с.
23. Скотт Дж. С. Конфликты пути их преодоления. Киев:
ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2017. 156 с.
24. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у
современных дошкольников // Вопросы психологии. 2015. № 6 С.91-103.
25. Суворова А.В. Психология конфликта: учеб. пособие. Ставрополь: изд-во СКФУ, 2018. 105 с. URL: https://rucont.ru/efd/67116(дата обращения: 10.05.2021)
26. Торба Э.Ф. Методы разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в игре. Киев: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2012.172 c.
27. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 2011. 308 с.
28. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО, 1995. 465 с.
29. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Ассоциация авторов и писателей "ТАНДЕМ", ЭКСМОС, 2016. 272 c.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. Москва: 2013г. URL: (дата обращения: 21.04.2022).
31. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: учебник для СПО / Под ред. О. В. Хухлаевой. М.: Юрайт, 2019. 367 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ