Введение 3
Глава I. Проблема формирования готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 7
1.1 Содержание понятия «готовность к школе» в научной
литературе 7
1.2 Методы формирования у детей старшего дошкольного
возраста с расстройствами аутистического спектра готовности
к школьному обучению 18
1.3 Особенности формирования готовности к школе детей
с расстройствами аутистического спектра 31
Выводы по первой главе 44
Глава 2 Экспериментальное исследование формирования готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра 46
2.1 Описание исследования: выборка, обзор
применяемых методик 46
2.2 Обработка данных и интерпретация результатов 63
Выводы по второй главе 73
Глава 3 Система занятий подготовки к обучению в школе детей с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста 75
3.1 Научно-методические основы системы занятий 75
3.2 Содержание системы занятий по подготовке детей с
расстройствами аутистического спектра 86
Выводы по третьей главе 93
Заключение 97
Список литературы 100
Приложения 105
Актуальность исследования: Рубеж перехода к школьному возрасту является критическим периодом для каждой семьи, воспитывающей ребенка с нарушением психического развития. Пойдет ли ребенок в школу, удержится ли в ней, продолжится ли коррекционная работа с ним, сохранится ли надежда на улучшение его социальной адаптации в будущем?
Для семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра (далее РАС), такие вопросы часто возникают вне зависимости от формального уровня интеллектуального развития ребенка, вне зависимости от сформированности его направленности быть учеником, ходить «как все» в школу, от возможного владения некоторыми учебными навыками. Трудности контакта со взрослыми и, особенно, со сверстниками, адаптации к новым условиям, произвольной организации внимания, усвоения социально правильных форм поведения и, наоборот, обилие странных для всех реакций, действий, дезорганизующих поведение других детей, часто ставят под вопрос возможность пребывания такого ребенка в общеобразовательной школе.
Такие проблемы встают перед семьями примерно двадцати из каждых 10 тысяч детей. Именно такова частота проявления детского аутизма и сходных с ним нарушений психического развития - случаев, требующих единого образовательного подхода в обучении и воспитании. Таким образом, подготовка к обучению в школе детей с РАС является актуальной.
Методологическая основа исследования
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать на практике систему занятий по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Объект исследования: готовность к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Предмет исследования: формирование готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Гипотеза исследования: применение составленной системы занятий будет способствовать формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
Задачи исследования:
1. Осуществить анализ научной литературы по данной проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
3. Провести экспериментальное исследование готовности к школе старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра.
4. Составить и провести систему занятий по формированию готовности к школе, ориентированную на детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
5. Разработать и апробировать на практике систему занятий по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.
6. Проанализировать результаты исследования, сделать выводы.
Методы исследования: в ходе исследования были использованы теоретические (изучение и анализ научной литературы) и эмпирические (тестирование, беседа, формирующий эксперимент) методы исследования.
Методики исследования:
1) Тест школьной зрелости Керна-Йрасека;
2) Методика «Нелепицы» С.Р.Немова;
3) Методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования:
Данная работа позволяет внести вклад в изучение проблемы готовности к обучению в школе детей с РАС: формирование готовности к школе и применения методов психо-коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, основанных на функциональной аналитической психотерапии.
Научная новизна работы заключается в том, что в настоящее время систем комплексного подхода к формированию готовности к школе и детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра недостаточное количество. Разработка такой системы занятий позволит внести свой вклад в развитие функциональной аналитической психотерапии.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра с помощью функциональной аналитической психотерапии может быть использована в работе психологов-практиков или педагогов ДО.
База исследования: базой исследования является Ресурсно-практический центр «Живое дыхание» г. Красноярск.
Этапы исследования:
Исследование проводилось в 2 этапа:
Первый этап (сентябрь 2018 - май 2019 гг): собраны и изучены научные данные о проблеме овладения навыками учебного поведения детей с расстройством аутистического спектра, ее актуальности, проанализированы различные методы диагностики готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с РАС, отобраны адаптированные для России и подходящие по особенностям детям с РАС, изучены особенности функциональной аналитической психотерапии.
Второй этап (сентябрь 2019 - май 2020 гг.): проведено исследование уровня готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста с РАС на базе Ресурсно-практический центр «Живое дыхание», разработана и апробирована система занятий по формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, проведено повторное исследование уровня готовности к школе детей, участвующих в программе и контрольной группы, систематизированы и описаны результаты исследования.
Структура и объём работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы в количестве 96 источников. Текст изложен на 108 страницах, включает 6 таблиц, 7 рисунков, 3 приложения. В 1 главе описаны теоретические аспекты проблемы овладения навыками учебного поведения, психофизиологические особенности детей с РАС, во 2 главе описано исследование готовности к обучению в школе, в 3 главе научно-методические основы формирования готовности к школе детей с РАС и система занятий для подготовки детей с РАС старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
В рамках данной работы был проведён теоретический анализ формирования подготовки к школе детей с расстройствами аутистического спектра старшего дошкольного возраста. Необходимо сказать о том, что процесс формирования готовности к школьному обучению детей с расстройствами аутистического спектра имеет свои определенные особенности, непосредственно связанные с характером и уровнем психического нарушения у ребенка. Обобщая мнение различных авторов, можно сказать о том, что у детей с аутизмом имеется нарушение социального взаимодействия, они не способны свободно контактировать с другими людьми, в своем поведении они, как правило, придерживаются стереотипов, нарушение которых для них более чем болезненно.
Таким образом можно подчеркнуть, что формирование "учебного поведения" аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, а также развитию его способности к контакту и освоению им навыков социального взаимодействия. В работе было обозначен ряд задач для исследования: формирование и развитие коммуникации; коррекция нарушений речевого развития; коррекция проблем поведения; коррекция и развитие эмоциональной сферы; формирование навыков самостоятельности; формирование предпосылок интеллектуальной деятельности.
В работе также представлено проведенное нами исследование уровня готовности детей с РАС старшего дошкольного возраста к обучению в школе, которое позволило нам выявить степень выраженности эмоциональных реакций, кругозор, уровень познавательной активности, объем, переключаемость внимания, способность использовать прошлый опыт, строить суждение, а составляемые при этом логико-грамматические конструкции дали информацию о степени сформированности словаря, грамматического строя речи, а также словесно-логического мышления. После апробирования, разработанной системы занятий по подготовке к школе, проведена повторная диагностика готовности детей к школе, в результате были получены следующие данные: в 70% случаев, составленная система занятий положительно способствует формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра, и только в 30% случаев необходимо подключение дополнительных ресурсов и других специалистов с их коррекционными программами.
Для изучения эффективности системы занятий было проведено исследование на основе 3 методик: «Тест школьной зрелости Керна - Йрасека»; «Методика «Нелепицы» С.Р.Немова»; «Методика «Да и нет не говорите» Е.Е. Кравцовой».
Таким образом, можно сказать, что система занятий полностью соответствует принципам и методам коррекционной педагогики и полностью выполняет задачи при подготовке к обучению в школе детей с РАС, а именно: следует развивать потребность в общении; развивать адекватные возможностям ребёнка формы коммуникации, прежде всего устную речь (в случае необходимости использовать те или иные возможности компенсации, в том числе альтернативные формы коммуникации); учить понимать фронтальные инструкции (индивидуально и, если возможно, в групповой работе); устанавливать и поддерживать контакт и взаимодействие с соучениками и педагогами на уроках и во внеурочное время; соблюдать регламент поведения в школе. Гипотезой исследования являлось то, что применение составленной системы занятий будет способствовать формированию готовности к школе детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. В ходе исследования гипотеза подтвердилась.
Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что цели и задачи настоящей работы были достигнуты.
1. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. - М.: Психотерапевтический колледж, 1999. 487 c.
2. Астапов В. М. Тревога и тревожность. Хрестоматия. - М.: ПЕР СЭ, 2017. 240 с.
3. Агаркова И.И., И.А. Дурова «Формирование мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством технологии М.Монтессори»- Уч. методическое пособие- Красноярск, 2012г.-28с.
4. Астапов В. М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41-47.
5. Архиреева, Т.В. Динамика учебной мотивации детей младшего школьного возраста // Культурно-историческая психология. - 2015. - №2. - С.38-47.
6. Александр Голубев «Читалка-Рисовалка. Веселое сказкотворение всем на загляденье»-издательство «Речь».
7. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М., 1999.
8. Баенская Е. Р. Аутичный ребенок: пути помощи. Либлинг, О.С. Никольская/- М.: Теревинф, 2007 - 338 с.
9. Бурматова, А.В. Понятие мотивации к обучению в школе: подходы к содержанию и история вопроса // Вестник магистратуры. - 2015. - №9. - С.30-32.
10. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. 464 с. (Акад. пед. наук СССР)
11. Букатов В.М.«Секреты дидактических игр. Психология. Методика. Дисциплина». -СПб. :Речь ,2010. -230с.
12. Безруких М. М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. М.: Академия, 2003. 416 с.
13. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации // Дефектология.- № 3. -1997.
14. Виноградова, М.А, Кулина, Ю.Н. Особенности проявления мотивационной готовности к обучению в школе у детей младшего школьного возраста // Общество, Наука и Инновации: сборник статей Международной научно-практической конференции. - 2015. - С.231-232.
15. «Вместе с Бимом и Бомом в страну Математику». Пособие по подготовке детей к школе. -М.-2006г.
16. . Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1997
17. Гилберт К., Питере Т. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие. - М., 2003.
18. Гита Сташевская «Развиваем логику»- увлекательные задачки для детей 5-7 лет- развивающие карточки СбП -из-во «Речь»-2011 г.
19. . Гита Сташевская «100 и 1 игра для развития ребенка»-Рисуй, стирай и снова играй-5-6 лет-2011г. Количество времени рассчитано непосредственно на проведение практических занятий.
20. Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста. Авторы составители: М.П.Злобенко, О.Н. Ерофеева, И.В. Морозова, Э.П.Мишуткина. -Волгоград. Из-во «Учитель»-2013 г.
21. Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. «Интеграция» или «инклюзия»? // Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Сборник. - М.: Теревинф, 2009. - Вып. 6-7. - С. 141-152.
22. Дусавицкий А.К. Развивающее образование: теория и практика. Харьков, 2002
23. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки: два разных мира. Нейропсихологии учителям, родителям, школьным психологам. - СПб.: Тускарора, 2001. 184 с.
24. Журавлев Д. Мотивация и проблемы в обучении, М., 2002
25. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Педагогика, 1986
26. Защиринская «Психология детей с задержкой психического развития». -СПб. Речь 2007. 168с
27. . Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 384 с.
28. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000
29. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л., 1981.
30. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум; ред. Т. В. Прохоренко. 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. 939 с.
31. Касицина Н., Нина Михйлова, С.Юсфин-«Четыре тактики педагогики и поддержки». СПб.:2010. 158с.
32. Кичатинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников. Харьков: Юго-восток, 2001
33. Лаврентьева Н. Б. Формирование учебного поведения у аутичных детей-дошкольников // Дефектология. 2008 - № 4 - С. 52-63.
34. Литвиненко Н. В. Адаптация школьников к образовательной среде: теория и практика // LAP LAMBERT, 2012. 331 с.
35. Лусканова Н.И. Оценка школьной мотивации учащихся начальных классов // Школьный психолог, 2001
36. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПб.,2003.
37. Мамайчук И.И. «Психологическая помощь детям с проблемами в развитии»-СПб.:Речь 2008. 224с
38. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие[Текст] / М. Вентланд, С.Е. Гайдукевич, Т.В. Горудко и др. - Минск: БГПУ, 2009. - С. 127 - 140 с.
39. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. [Текст] /И.М. Михайлова /- М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
40. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов Б.Г. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990
41. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. - М., 2002
42. Морозова С.С. Аутизм: коррекционная работа при тяжелых и осложненных формах. [Текст] /С.С. Морозова/-М.: Владос, 2007. - 66 с.
43. Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра: Рабочие материалы // Альманах института коррекционной педагогики РАО. - № 13. - 2009 г.
44. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - М., 1997.
45. Никольская О.С. Структура нарушения психического развития при детском аутизме // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2014. - Альманах №18.
46. О детском аутизме. / Аршатская О. // Дошкольное воспитание. Москва, 2006 - № 8 - С. 63 - 70
47. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы [Текст] / Отв. ред. С.В. Алехина //. Под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: МГППУ, 2012. - 80 с.
48. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. [Текст] /Л.Г. Нуриева/ - М.: Теревинф, 2007. - 112 с.
49. Питере Тео. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов. - М., 1999.
50. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
51. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Спб., 1997. - 250 с.
52. Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов / ред. А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - Москва: Просвещение, 1964. - 350 с.
53. Радина Е.И., Сорокина А.И. / Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Изд. 3-е. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008 - 251 с. - (Школа развития).
54. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. - М.: Знание, 1979
55. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2012. - 720 с.
56. Сатмари П. Дети с аутизмом. - М., 2005.
57. Слепович Е.С., А.М. Поляков -«Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью». -СПб.:Речь 2008. 247с.
58. Скиннер Б., Холл К. Теории личности // Общая психология, 1987
59. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. С.Пб. Речь, 2002
60. Славина Л.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам. М.: Педагогика, 1978
61. Славина Л.С. Роль поставленной перед ребенком цели и образованного им самим намерения как мотивов деятельности школьника: Изучение мотивации поведения детей и подростков. - М.: Интор, 1996
62. Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983
63. Стребелева Е.А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.
64. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология.: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2008
65. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008
66. Троицкая О. Мотивация достижения школьников в процессе урока // Учитель, 2007
67. Урванцев Л.П., Малеева И.В. О факторах эффективности учебной деятельности в период адаптации. Я., 1984
68. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1998
69. Узорова , Е.А. Нефёдова- « 350 упражнений для подготовки детей к школе».-М.-2014г.
70. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии.
- М.: «Генезис», 2004
71. Федоров А. П. Методы поведенческой психотерапии, уменьшающие страхи: учебное пособие. - СПб.: ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. 28 с.
72. Хвел Л, Зиглер О. Теория личности. СПб.: Питер-Пресс, 1997
73. Хеккхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003
74. Хабарова И.В. «Особенности формирования универсальных учебных действий у детей с ограниченными возможностями здоровья». Уч. методическое пособие- Красноярск, 2015г.-92с.
75. Хабарова И.В. «Типологические особенности детей с задержкой психического развития и учет при планировании коррекционно -развивающей работы». Уч. методическое пособие- Красноярск, 2013г
76. Хабарова И.В. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья.». Уч. методическое пособие- Красноярск, 2015г.-92с.
77. Хаустов А.В. Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра. - М.: ЦПМССДиП. - 87 с.
78. Цукерман Г. А. Введение в школьную жизнь. М.: Генезис, 2003
79. Цыганок А.А., Гордон Е.Е. Коррекция пространственных представлений у детей // Нейропсихолог в реабилитации и образовании: Сборник. - М.: Теревинф, 2008. - С. 146-153.
80. Черенёв Д.В., Черенёва Е.А. Повышение продуктивности учебной деятельности младших школьников с задержкой психического развития на основе мотивационных факторов: монография / Краснояр. гос. пед. ун -т им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2013
81. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. - М.: «АСТ - Москва», 2004
82. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. Ярославль, 1991
83. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007
84. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных процессов учащихся. - М.: Педагогика, 1988
85. Экслайн В. Развитие личности в игровой терапии (Дибс в поисках себя) Текст.: Пер.с англ. / В. Экслайн М: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс,2000. - 256 с.
86. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.; Академия, 2007
87. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1989
88. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт Практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК»,1996
89. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1981
90. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М.: Просвещение, 1974
91. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М., 1996
92. Янушко Е. А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия Текст. / Е. А. Янушко М.: Теревинф, 2004 — 136 с
93. Bandura A. Social-learning theory. New York: General Learning Press, 1971. - pp. 1 - 46.
94. Taylor B.A., McDonough K.A. Selecting teaching programs. In C. Maurice (Ed.). Behavioral intervention for young children with autism: a manual for parents and professionals (p. 63). - Austin, TX: PRO-ED. - 1996.
95. Watson L.R., Lord C., Schaffer B., Schopler E. Teaching Spontaneous Communication to Autistic and Developmentally Handicapped Children. - Austin, TX: PRO-ED. - 1989. - 138 p.
96. Wing, L. (1976). Diagnosis, clinical description and prognosis. In Early Childhood Autism (ed. L. Wing), pp 15-48. Pergamon: Oxford.