ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы использования аутентичных материалов в процессе обучения аудированию 6
1.1 Понятие "аудирование" и его классификации 6
1.2 Понятие "аутентичные материалы" и их классификации 9
1.3 Специфика аудирования как вида речевой деятельности 15
Глава 2. Практические основы применения аутентичного материала в процессе обучения аудированию в 9 классе 22
2.1 Этапы работы с аутентичным текстом 22
2.2 Методические условия формирования навыков аудирования в 9
классе 26
2.3 Практическое использование аутентичных материалов на основе
учебника Spotlight 9 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
Список использованной литературы 57
Интерес к изучению иностранных языков растет с каждым годом. Это неудивительно, так как общество становится все более прогрессивным, а международные связи крепнут. Одним из самых популярных для изучения языков считается английский, а англоязычная культура имеет огромное распространение во всем мире.
Школьный процесс обучения изменялся в соответствии с социальным заказом общества, как и его цели и задачи. В частности, практическая цель обучения трансформировалась следующим образом: обучение иностранному языку - обучение иноязычной речи - обучение иноязычной речевой деятельности - обучение иноязычному общению. Однако основным противоречием современного этапа можно считать тот факт, что коммуникативные цели обучения, предполагающие овладение иностранным языком как средством общения, в большинстве случаев не реализуются на практике, поскольку действующий формально-речевой подход направлен, главным образом, на формирование языковой и речевой компетенции учащихся - понимание образцов и умение строить высказывание по аналогии. Но решать реальные задачи общения средствами иностранного языка учащиеся не могут.
Умение воспринимать и понимать речь на слух становится все более важным в эпоху современных технологий, так как оно способствует формированию межкультурной, информационной и профессиональной компетенций. В речевом общении человек получает значительную долю информации как при непосредственном общении (при контакте с окружающими, в процессе обучения, участвуя в дискуссиях), так и через технические каналы связи (с помощью радио и телевидения, в режиме онлайн).
Значение аудирования как вида речевой деятельности особенно возрастает в связи с интеграцией России в международное образовательное пространство и растущей возможностью обучаться в вузах за рубежом, общаться с носителями языка в различных сферах деятельности. Многие учащиеся имеют возможность летом обучаться заграницей, где обучение ведется на английском языке. Следовательно, чтобы получать необходимые знания и информацию в достаточном объеме, учащиеся должны владеть аудитивными навыками и умениями...
Восприятие иноязычной речи на слух является одним из самых важных и сложных видов речевой деятельности и, по мнению многих ученых, должно быть достаточно хорошо развито. Именно с аудирования начинается овладение устной коммуникацией, успешность которого зависит во многом от того, насколько хорошо развит речевой слух самого человека, его умения отличать воспринимаемые звуки. Немаловажную роль в аудировании речи играет также память человека, его способность удерживать в памяти информацию, внимание и интерес слушающего к теме.
В работе проведен анализ теоретических основ обучения аудированию, а также исследованы психолингвистические аспекты восприятия и понимания речи на слух — теории и механизмы восприятия речи, особенности и трудности восприятия и понимания иноязычной, в частности английской, речи на слух. На основе научных трудов отечественных и зарубежных исследователей уточнены понятия «Аудирование», «Аутентичность», «аутентичные тексты».
Аутентичные аудио видео тексты позволяют обучающимся слышать речь носителей языка, в которой отражается живая реальная действительность, особенности национальной культуры. Самое главное, аутентичный материал вызывает познавательный интерес обучающихся, готовность обсуждать проблемы, а значит, способствует повышению их мотивации к изучению иностранного языка.
Главная задача преподавателя на этапе работы с аутентичным материалом - это подбор аудио или видео материала, который был бы интересным, информативно-содержательным, доступным пониманию, соответствовал современной реальности иноязычного общества и создавал бы благоприятные условия для овладения обучающимися новой речевым поведением носителей языка, способствовал бы их знакомству с бытом народа, его культурой.
При разработке комплекса заданий для формирования навыков и умений аудирования учитывались психолингвистические уровни понимания текста и цели аудирования, то есть направленность на формирование соответствующих аудитивных навыков и умений. В процессе отбора дидактического материала и разработки упражнений использовались различные Интернет источники, которые предоставляют аутентичные материалы.
Возможности Интернет ресурсов для совершенствования умений аудирования на основе аутентичных аудио и видеотекстов при изучении иностранного языка неограниченны. Так, например, ВВС World Service предоставляет возможность не только прочитать, но и прослушать новости на английском языке на Вебсайте BBC. Причем в дополнение к радиовещанию данная служба имеет проект BBC Learning English, который являясь самой популярной программой, оказывает помощь обучающимся в изучении английского языка, особенно на первом этапе обучения.
Социальный сервис YouTube широко используется с целью обучения аудированию. Данный сервис предоставляет услуги для размещения и хранения видео информации. Пользователи могут не только просмотреть и прослушать, но и прокомментировать видеоматериалы. Используя материалы данного сайта, преподаватель может выстроить работу над аудированием более интересно, включая различный аудио и видео материал (новости, телепередача, реклама и т.д.)...
1. Бабайлова, А.Э. Текст как продукт, средство и объект коммуникации при обучении народному языку / А.Э. Бабайлова //. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 152 с.
2. Воронина, Г. И. Организация работы с аутентичными текстами молодежной прессы в старших классах школ с углубленным изучением немецкого языка/ Г. И. Воронина// Иностр, языки в школе, - 2010.- С. 56-60.
3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика, методика. / Н. Д. Гальскова, Н.И. Гез// - М., 2006. С.120-169
4. Захарова, О.Ю. Обучение аудированию аутентичных текстов-интервью учащихся старших классов школ с углубленным изучением английского языка: Дис. канд. пед. наук / О.Ю. Захарова. - Ярославль, 2009. - С.52-60.
5. Колесникова, Е.А. Обучение аудированию с письменной фиксацией существенной информации студентов первого курса языкового педагогического вуза (английский язык): Дис. канд. пед. наук / Е.А. Колесникова. - М., 2009. - C.63-70
6. Кричевская, К.В. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка / К.В. Кричевская //Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 1996. - № 1. - С. 13-17
7. Карева Наталья Викторовна Использование аутентичных аудио и видео
материалов для повышения мотивации изучения иностранного языка // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №3 (22). URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/ispolzovanie-autent.. (дата обращения:
09.06.2018).
8. Колчина, А. И. Принципы обучения аудированию через систему интернет / А. И. Колчина // Лингвистика и методика обучения иностранным языкам. — Вып. 2. — СПб., 2005. — С. 174-177.
9. Макковеева, Ю. А. Развитие иноязычной социокультурной компетенции у студентов языковых вузов на основе аутентичной аудитивной и аудиовизуальной музыкальной наглядности: (английский язык как второй иностранный): автореф. дис. ... канд. пед. наук: /Юлия Александровна Макковеева. — СПб., 2007. — С. 24
10. Михина, А. Э. Методика формирования стратегий аудирования у студентов неязыкового вуза: (английский язык): автореф. дис. . канд.пед. наук: 13.00.02 / Алла Эдуардовна Михина. — Улан-Удэ, 2009.
— С.25
11. Носович, Е.В., Мильруд, Р.П. Параметры аутентичного учебного текста / Е.В. Носович, Р.П. Мильруд //Иностранные языки в школе. - М.: Просвещение, 2008. - № 1. - С. 11-18
12. Позняк, Д. В. Обучение студентов языкового вуза самостоятельному совершенствованию сложных аудитивных умений иноязычной речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук:/ Дарья Владимировна Позняк. — Екатеринбург, 2007. — С.23
13. Пассов Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка./ Е.И. Пассов, Н.Е. Кузолева// - М., 2010. - С. 85-97
14. Пассов, Е. И. Основы методики обучения иностранным языкам /Е. И. Пассов. — М.: Русский язык, 2008. — 214 с.
15. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс лекций: пособие для студентов педагогических вузов и учителей / Е. Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2011. -С.130-145...24