Введение 3
Глава Х.Теоретико-методологические аспекты проблемы формирования
родительской педагогической компетентности 8
1.1. Изучение педагогической компетентности родителей детей с
ограниченными возможностями здоровья 8
1.2. Особенности педагогической компетентности родителей детей с
РАС 15
1.3. Характеристика педагогических подходов, направленных на
формирование педагогической компетентности у родителей детей с РАС 20
Глава ^Экспериментальная работа по выявлению уровня педагогической компетентности родителей детей с РАС 33
2.1. Организации и методики констатирующего эксперимента по
выявлению уровней сформированности педагогической компетентности родителей детей с РАС 33
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 43
2.3. Методические рекомендации, направленные на формирование
педагогической компетентности родителей детей с РАС дошкольного возраста 52
Заключение 65
Библиографическийсписок 70
Приложение 77
Актуальность исследования. Одной из главных задач в вопросах воспитания подрастающего поколения, всегда отводится проблемам семьи, в которой воспитывается ребенок, именно семья становится тем маленьким миром, откуда ребенок черпает все паттерны поведения и взаимоотношения принятые и воспроизводимые в обществе, именно семья становится тем микросоциумом, который обеспечивает адаптацию ребенка в обществе, способствуя его гармоничному развитию и развитию личности в целом.
«Семья - это основанная на браке или кровном родстве малаягруппа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью» (Энциклопедическом словарь).
К сожалению, как показывает опыт в семьях не всегда создаются адекватные условия для развития детей, внутрисемейная ситуация настолько напряжена или наоборот расслаблена, что семейное воспитание оказывает деструктивное воздействие на личность ребенка в целом.
Особое положение в вопросах семейного воспитания занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Такие семьи испытывают психологический дискомфорт от сложившихся обстоятельств, осуждение и непонимание возникших проблем со стороны общества. Родители находятся в глубокой депрессии от высокого уровня психической травматизации и неприятия ребенка вследствие его рождения с отклонениями в развитии.
В таких семьях выявляется высокая потребность в оказании помощи воспитывающим взрослым, так как в перспективе именно они смогут обеспечить наиболее благоприятный вариант социальной адаптации ребенка в обществе. Осуществление помощи семьям рассматриваемой категории предусматривает возможность оптимизации внутрисемейной ситуации, за счет решения проблем дифференцированной и адресной помощи проблемному ребенку, которая предполагает не только многолетнюю работу специалистов, но и включение в процесс реабилитации родителей.
Это обуславливает возросший в последние годы интерес к изучению педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, и в том числе - родителей детей с РАС.
Проблема компетентности в целом, её сущности, структуры, содержания и путей развития широко исследуется в педагогической науке в отношении детей и подростков без нарушений развития, педагогов и других специалистов (Бездухов В.П., Гришанова Н.А, Зимняя И.А., Маркова А.К, А.В. Хуторский и др). Однако вопрос о педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья самостоятельным предметом исследования выступает лишь в отдельных работах (С. С Пиюкова, Л. В. Пироженко, Е.В. Рылеева, Л. С. Барсукова).
К одной из групп семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, относятся семьи, воспитывающие детей с РАС, в отношении которых вопрос изучения и формирования педагогической компетентности не рассматривался.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования определяется несоответствием между высокой значимостью педагогической компетентностью родителей, для успешной социальной реабилитации их детей, недостаточностью её изученности и отсутствием исследований по данному вопросу.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования связана с несоответствием между необходимостью поиска эффективных средств формирования педагогической компетентности у родителей и отсутствием теоретических разработок в данном направлении.
...
Вопрос и проблематика формирования педагогической компетентности
родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является важным, актуальным. Разные авторы дают схожие определения понятия педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ. В специальной педагогике педагогическая компетентностьродителей детей с
ограниченными возможностями здоровья, изучена мало. Внимание в основном уделяется изучению семей, имеющих детей с наиболее тяжелыми аномалиями развития, такие как средняя и тяжелая степень умственной отсталости, детский церебральный паралич (ДЦП). Изучаются типы семей, их психологический климат, разработаны коррекционные меры, предназначенные для реализации конкретной помощи семьям.
Семьям, воспитывающим ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важно овладеть навыками коррекционно-развивающей работы, целью которой является, в конечном итоге, достижение ребенком в будущем социальной адаптации и материальной независимости. Поэтому родителям необходимы знания в области социальной педагогики, ряда дисциплин медицинского блока, педагогики и психологии.
Только при повышении уровня собственной педагогической
компетентности родители могут овладеть нелегкой наукой воспитания ребенка с отклонениями в развитии и создать условия для его эффективного психического и личностного развития.
Таким образом, под педагогической компетентностью родителей детей с ОВЗ в данном исследовании, мы представляли, как способность родителя находить и использовать знания об особенностях развития, обучения и взаимодействия с ребенком отягощенным дефектом развития, его возрастных особенностях, об особенностях психического и физического развития ребенка в норме и патологии.
Анализ литературных источников и опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра помог нам дать авторское определениепедагогической компетентности родителей детейс РАС. В рамках предмета нашего исследования мы рассмотрелиособенности педагогической компетентности родителей детей дошкольного возраста с РАС. Из
немногочисленных литературных источников видно, что актуальность формирования педагогической компетентности в семье поднимается рядом авторов, на разных уровнях общения.Евгений Бондарь, представитель Ассоциации «Аутизм-Регионы», (Новосибирск, АНО «Атмосфера»), затронул острейшую проблему, говоря о том, что: аутизм имеет очень высокую
гетерогенность, и очень сложно найти двух детей с одинаковыми дефицитами и образовательными, социальными и коммуникативными потребностями, поэтому родители детей с РАС должны овладеть особым поведением при общении со своим ребенком. Это поведение связано:
• с коммуникацией, которая могла бы облегчить взаимодействие родителя и ребенка с РАС;
• стимулированием у ребенка понимание речи окружающих и его собственной речи, выполнение словесных инструкций;
• способствованию развития игровой и обучающей
деятельности ребенка.
• Формированию новых жизненных ориентиров у родителей Такое понимание позволило нам так сформулировать новое определение. Итак, педагогическая компетентность родителей детей с РАС- это
способность родителя находить и использовать знания об особенностях развития ребенка с расстройствами аутистического спектра; его возрастных особенностях; об возрастных психофизических особенностях, а так же способность родителя сознательно осуществлять коммуникацию,
стимулирование развития речи, игровой и обучающей деятельности.
...
1. «Аутизм: Практические рекомендации для родителей». М.: Изд-во [Ъ", 2002
2. Айрес Э. Джин, «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание
х проблем развития». издательство: Теревинф, 2010 г. , 272 стр.
3. Алвин Дж., Уорик Э «Музыкальная терапия для детей с аутизмом».. ;ревинф, 2004. - 208 с.
4. Баенская Е. Либлинг «Помощь в воспитании детей с особым зальным развитием (ранний возраст)», , Серия: Особый ребенок. )вания и опыт помощи Издательство: Теревинф, 2009 г.,112с.
5. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как рующий фактор образовательного процесса В.И. Байденко, Б. Оскарссон // сиональное образование и формирование личности специалистов: Научно - юский сборник. - 2002. - 176 с.
6. Бакк А., Грюневальд К. / Пер. со шведск. под ред. Ю.Колесовой.
. и уход: Книга о людях с задержкой умственного развития»,- СПб.:Санкт- ргский Институт раннего вмешательства, 2001
7. Баряева Л.Б «Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами
ктуального развития».- СПб: "СОЮЗ", 2001
м в детстве», Башина В.М. - М.: Медицина, 1999. - 240 с
8. Басилова, Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со м сенсорным или множественным нарушением/Басилова Т.А.//Дефектология.- В.
9. Башина В. М., Козлова И. А., Ястребов B. C., Симашкова Н. В. и др изация специализированной помощи при раннем детском аутизме» ические рекомендации. — М., 1989.
10. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы ения педагогической компетентности учителя. - Самара, 2001.
11. Белкин, А.С., Нестеров, В.В. Педагогическая компетентность учебное :/ А.С.Белкин, В.В.Нестеров. - Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. -
12. Богдашина О. / под ред. Е.А. Черенёвой «Сенсорно-перцептивные 1ы при аутизме»,. Изд-во «Международный институт аутизма КГПУ им. В.П. ева». 200 с.2014 г
13. Бруно Беттельхейм «Пустая крепость. Детский аутизм и рождение
Издательства: Академический Проект, Традиция, 2004 г.
к независимости: Обучение детей с особенностями развития бытовым л». Брюс Л. Бейкер, Алан Дж. Брайтман М.: Теревинф. 2002
14. Брязгунов И.П. «Непоседливый ребенок»., - М.:Изд-во Института фапии, 2003
15. Гилберт К. «Аутизм. Медицинские и педагогические аспекты»., , Т. СПб., 1998 г
... всего 66 источников