Введение
Глава I. Теоретические предпосылки формирования поликультурных компетенций обучающихся-подростков в образовательном процессе школы
1.1. Формирование поликультурных компетенций обучающихся-подростков в образовательном процессе школы как педагогическая проблема
1.2. Психологические особенности обучающихся-подростков в контексте формирования у них поликультурных компетенций в образовательном процессе школы
1.3. Особенности организации образовательного процесса школы направленного на формирование поликультурных компетенций обучающихся-подростков
Глава II. Педагогические условия формирования поликультурных компетенций обучающихся-подростков в образовательном процессе школы
2.1. Реализация совместной деятельности обучающихся-подростков в образовательном процессе школы, побуждающей к активизации мотивов формирования поликультурных компетенций
2.2. Создание оптимальной психологической обстановки в образовательном процессе школы, способствующей развитию интереса обучающихся- подростков к формированию поликультурных компетенций
2.3. Обеспечение разнообразных форм организации образовательного процесса школы с целью формирования поликультурных компетенций у обучающихся-подростков
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Актуальность проблемы. В настоящем законе Российской Федерации «Об образовании» и Концепции федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в качестве ключевой задачи, выделяется создание системы непрерывного образования и оценки его механизмов и качества с учетом запросом потребителей образовательных услуг. В этой связи с этим, основательным образом изменяются требования к содержанию и организации процесса познавательной деятельности учащихся на основе компетентностного и результативного подходов, и усилий учителя, направленных на использование активных методов обучения, направленных на формирование и реализацию ценностных мотивов, интересов к познанию и приёмов самостоятельного приобретения знаний в единстве идейно - политического, трудового, нравственного воспитания, формирования у грядущих поколений активной жизненной позиции.
Формирование поликультурных компетенций в подростковом возрасте можно назвать одной из центральных проблем учебной образовательной современной школы. Разнообразная и целенаправленная деятельность работников учебного заведения в наше время обязана быть сосредоточена на организации в школе таких психолого-педагогических условий реализации данного процесса, при которых обучающийся-подросток ощущал бы себя комфортно, был бы субъективно сориентирован на собственные возможности и был лично заинтересован в формировании у себя поликультурных компетенций.
При организации образовательного процесса школы современные педагоги стали уделять участие не обучающимся вообще, а конкретному подростку, учету его интересов, его подготовке к конкретным видам общественно-социальной жизни в многонациональном, полиэтничном, поликонфессиональном обществе, которые возможны при условии сформированности у него поликультурных компетенций, характеризующихся наличием потребностей, интересов, положительного эмоционального отношения к самому процессу их формирования.
Степень изученности темы. Вопросом мотивации познавательной деятельности учащихся занимались и продолжают заниматься ученые с позиции разных наук: философии, психологии, социологии и педагогики. В своих работах В.А. Сухомлинский, М.А. Данилов, А.С. Макаренко разрабатывали общепедагогические положения формирования мотивации учения школьников в качестве неотъемлемого компонента всестороннего развития личности. На сегодняшний день существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности. Ценностная природа мотивов достаточно подробно исследована в трудах О.Г. Дробницкого, И.А. Зимней, В.Т. Лисовского. Изучение вопросов познавательной деятельности представлено в работах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, В.А. Беликова, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л.
Рубенштейна. В ряде работ рассмотрены подходы к формированию
ценностных мотивов учащихся (Г.И. Чижакова, Е.А. Федюнина).
Формированием ценностных мотивов как ценности личности занимался М.С. Коган, значимостью рефлексии в процессе усвоения знаний по конкретным предметам - Н.С. Розов. Исследования проблемы психофизиологических особенностей детей подросткового возраста нашли свое отражение в работах Г.Е. Залесского, В.С. Мухиной, Д.И. Фельдштейна, Т.Н. Мальковской и др. Над вопросом мотивации активно работали зарубежные ученые - Б.Вайнер, Д.Брунер, Т.Новацкий, К.Томашевский, Х.Хекхаузен. Бесспорным у всех деятелей остаётся утверждение, что в случае отсутствия мотивов деятельности субъект теряет продуктивность, снижается успеваемость, происходит деградация личности.
Обзор и анализ педагогический литературы обнаруживает, что формирование поликультурных компетенций обучающихся-подростков в образовательном процессе школы требует теоретического обоснования и методического обеспечения в силу, недостаточной изученности и практической значимости, связанных с повышением требований к обоснованию организационно - педагогических условий данного процесса.
...
В современном мире становление личности происходит при глобальных межкультурных процессах, индивид взаимодействуют с различными этносами, нациями и народностями. Социальный мир - многокультурен и полиэтничен. Процесс социализации личности в современной ситуации, направлен на то, чтобы обогатить как доминирующие, так и малые народные культуры. Такая тенденция предполагает, что воспитание таких культурных ценностей всех участников межкультурного и полиличностного диалога, будет сопряжено через создание общего пространства поликультурной среды, где каждый носитель характерной культуры обретает этнический и социальный статус, и может свободно определять свою принадлежность к той или иной субкультуре и языкам.
Поликультурное образование - это важнейшая и неотъемлемая часть современного общего образования, в процессе которого приобретаются знания о других народах, изучаются общие и отличительные черты в традициях, образе жизни, нравственных ценностях, дети воспитываются в духе уважения к иным культурным системам. Поликультурность идет в направлении того, чтобы приобщить подрастающее поколение к этнической и мировой культуре в целях духовного обогащения, а также развить планетарное мышление, осознать и приготовится к изменениям, которые ждут каждого в мультикультурной среде.
Этнокультурное образование - становится частью мультикультурного, а мультикультурное поликультурного, которое имеет обширные возможности приобщать к иным/инородным культурам и тем самым выполнить важную функцию борьбы с теми, кто против культур, открытого расизма, признать культурные ценности других народов и сформировать осознанного толерантного человека.
Поликультурное образование призвано способствовать и предотвращать, а также разрешать межнациональные и расовые конфликты, развивать и давать возможности углубиться в международные контакты, открытые границы во всём, сформировать цивилизованное общение представителей разных этнических групп. Поликультурность - это многообразие культур и традиций, высокий уровень толерантности, «диалог культур».
В главе I настоящей работы, мы рассмотрели теоретические предпосылки образования поликультурных компетенций обучающихся -подростков в образовательном процессе школы. Формированию поликультурных компетенций способствовали такие аспекты как: высокая значимость ценность каждого отдельного человека, наделенной «своей» культурой и признание его уникальных культурных черт; цивилизационное взаимодействие и его подъём в настоящее время; немаловажным аспектом остаётся поднятие идей мультикультуризма (культурное разнообразие = источник благополучия)
Школьная образовательная среда должна создавать все необходимые условия для формирования поликультурной среды и формирования в ней поликультурных компетенций, таких как:
1) Коммуникативная компетенция
2) Интеллектуальная компетенция
3) Этническая компетенция
4) Правовая компетенция
5) Политическая компетенция
6) Культурная компетенция
Образовательные учреждения должны учитывать все аспекты психологического развития обучающихся-подростков, как российских школьников, так и школьников разных национальностей. В связи с этим педагогам следует искать способы создания такой положительной ситуации, в которой подростки могли бы проявлять свою индивидуальность, порядочность, уважение, толерантное поведение.
Следует выделять следующие принципы реализации поликультурной модели воспитания:
> Формирование благоприятного психологического климата для учебного времяпровождения и творчества учащихся и педагогов
> Принцип определения конкретного компонента обучения
> Принцип мотивации (перевод из внешней мотивации во внутреннюю)
> Принцип трансляции положительного и инновационного опыта
> Принцип активизации (реализация возможности развития)
> Принцип рефлексии (анализ)
> Принцип готовности обучающихся
> Принцип технологизации
...
1. Байбородова, Э.Ю. Психологические особенности взаимодействия обучающихся в школьных коллективах / Э. Ю. Байбородова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - № 1. - С. 18-28.
2. Басенцян, С.И., Барановская Н.Н. Формирование здоровье сберегающей среды школы / С.И. Басенцян, Н.Н. Барановская // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 6. - С. 52-58.
3. Белянкова, Н.М. Комплексный подход к формированию основ гражданской идентичности у детей -мигрантов / Н. М. Белянкова // Начальная школа. - 2016. - № 5. - С. 49-51.
4. Белянкова, Н.М. Формирование этнокультурной компетентности у участников образовательного процесса в поликультурной школе / Н. М. Белянкова // Воспитание школьников. - 2016. - № 4. - С. 44-49.
5. Бозиев, Р. С. Формирование этнокультурной идентичности учащихся в контексте национальной политики РФ / Р. С. Бозиев // Педагогика. -
1. - №5. - С. 3-13.
6. Боргояков, С. А. Концептуальные основания социокультурной модернизации этнокультурного образования / С. А. Боргояков // Начальная школа. - 2016. - №6. - С. 98-107.
7. Боргояков, С. А. Формирование этнокультурной идентичности учащейся молодёжи малочисленных народов / С. А. Боргояков // Педагогика. - 2015. - №9. - С. 45-55.
8. Боргояков, С. А. Этнокультурное образование как фактор укрепления единства многонационального народа РФ / С. А. Боргояков // педагогика. - 2018. - №2. - С. 3-15.
9. Ветер, О. И. Поликультурная компетентность / О. И. Ветер // Нарконет. - 2014. - № 11/12. - С. 14-15
10. Воевода, Е.В. Поведенческие императивы в поликультурной образовательной среде / Е. В. Воевода, Д. А. Павленко, Е. Шагардинова // Среднее профессиональное образование. - 2016. - № 10. - С. 52-55.
11. Галяпина, В.Н. Этнопсихологические основы педагогической деятельности. - Ставрополь: ООО «Литера», 2006.
12. Гвоздева, Е. В. Этнокультурное образование в поликультурной среде высшей школы / Е. В. Гвоздева // EuropeanResearch. - 2016. - № 3 (14). - С. 59-61.
13. Голышева, О. М. Воспитание толерантной культуры у учащихся через народные традиции различных этнических групп: чуваши, эрзяне, русские // Русский мир и духовное развитие народов Поволжья. Самара: ООО «Книга», 2011. С. 334-338.
14. Горшенина, С. Н. Технология педагогического сопровождения формирования этнокультурной компетентности школьников в условиях поликультурного образовательного пространства / С. Н. Горшенина // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2015. - № 2 (21). - С. 30-33.
15. Давыдов, Ю. С., Супрунова, Л.Л. Концепция поликультурного образования в высшей школе Российской Федерации. Пятигорск: ПГЛУ, 2003.
... всего 72 источников