НАПИСАНИЕ ОТЗЫВА О ХУДОЖЕСТВЕННОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития письменной речи младших школьников 5
1.1. Письменная речь как вид речевой деятельности 5
1.2.Особенности развития письменной речи младших школьников 9
1.3. Отзыв как средство развития письменной речи младших школьников 23
Выводы по главе I 36
Глава II. Развитие речи младших школьников посредством написания отзыва о
художественном произведении 37
2.1. Исследование актуального уровня развития письменной речи младших
школьников 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 39
2.3. Развитие письменной речи младших школьников посредством написания
отзыва о художественном произведении Ошибка! Закладка не определена.
Выводы по главе II 65
Заключение 66
Список используемой литературы 67
Приложение 72
Глава I. Теоретические основы проблемы развития письменной речи младших школьников 5
1.1. Письменная речь как вид речевой деятельности 5
1.2.Особенности развития письменной речи младших школьников 9
1.3. Отзыв как средство развития письменной речи младших школьников 23
Выводы по главе I 36
Глава II. Развитие речи младших школьников посредством написания отзыва о
художественном произведении 37
2.1. Исследование актуального уровня развития письменной речи младших
школьников 37
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их анализ 39
2.3. Развитие письменной речи младших школьников посредством написания
отзыва о художественном произведении Ошибка! Закладка не определена.
Выводы по главе II 65
Заключение 66
Список используемой литературы 67
Приложение 72
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года подразумевает, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования дети должны овладеть различными навыками, в том числе и «... осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка».
Проблеме развития письменной речи школьников уделяли внимание многие ученые. В частности, М.Р. Львов (Методика развития речи младших школьников), В.И. Бадер (развитие устной и письменной речи младших школьников во взаимосвязи), А.М. Богуш и Н.В. Гавриш (развитие речевой деятельности дошкольников), Л.С. Выготский (Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников), И.А. Зимняя, (лингвопсихология речевой деятельности).
Работа по развитию письменной речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений. Учащиеся пишут сочинения не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о художественном произведении. Высказать свое понимание, и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, эта трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельностей, с другой - наличием потребности в выражении своей позиции, а также созданием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтение художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи. Обучение младших школьников выражать собственное отношение к прочитаному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития.
Все вышеперечисленное определило тему нашего исследования.
Цель работы - выявить эффективность написания отзыва как средства развития письменной речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития письменной речи младших школьников.
Предмет исследования - написание отзыва о художественном произведении как средство развития письменной речи младших школьников.
Гипотеза - процесс развития речи младших школьников будет эффективен, если на уроках литературного чтения учащиеся будут работать над отзывом о художественном произведении, соблюдая условия:
• правильно определять коммуникативную задачу;
• воспроизводить элементы сюжета в соответствии с коммуникативной задачей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Разработать программу формирующего эксперимента, направленную на развитие письменной речи младших школьников.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; написание сочинений; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило на базе МБОУ Казачинской СОШ №1. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «а» класса, всего 18 человек.
В младшем школьном возрасте весьма существенным приобретением речевого развития является овладение письменной речью, «которая имеет большое значение для умственного развития ребенка».
Проблеме развития письменной речи школьников уделяли внимание многие ученые. В частности, М.Р. Львов (Методика развития речи младших школьников), В.И. Бадер (развитие устной и письменной речи младших школьников во взаимосвязи), А.М. Богуш и Н.В. Гавриш (развитие речевой деятельности дошкольников), Л.С. Выготский (Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников), И.А. Зимняя, (лингвопсихология речевой деятельности).
Работа по развитию письменной речи учащихся в школе многогранна. Одно из ее направлений - написание сочинений. Учащиеся пишут сочинения не только на уроках русского языка, но и на уроках литературного чтения. Одним из видов сочинений, позволяющих научить ребенка высказывать собственную позицию по отношению к прочитанному произведению, является отзыв о художественном произведении. Высказать свое понимание, и тем более отношение, безусловно, составляет большую сложность для ученика начальной школы. С одной стороны, эта трудность обусловлена состоянием его опыта читательской и речевой деятельностей, с другой - наличием потребности в выражении своей позиции, а также созданием на уроке условий, способствующих включению детей не только в чтение художественного произведения, его анализ, но и последующую интерпретацию прочитанного текста в речи. Обучение младших школьников выражать собственное отношение к прочитаному является одной из составных задач в процессе формирования полноценного восприятия художественного произведения, читательской самостоятельности и речевого развития.
Все вышеперечисленное определило тему нашего исследования.
Цель работы - выявить эффективность написания отзыва как средства развития письменной речи младших школьников.
Объект исследования - процесс развития письменной речи младших школьников.
Предмет исследования - написание отзыва о художественном произведении как средство развития письменной речи младших школьников.
Гипотеза - процесс развития речи младших школьников будет эффективен, если на уроках литературного чтения учащиеся будут работать над отзывом о художественном произведении, соблюдая условия:
• правильно определять коммуникативную задачу;
• воспроизводить элементы сюжета в соответствии с коммуникативной задачей.
Задачи исследования:
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Определить актуальный уровень развития письменной речи младших школьников.
3. Провести количественный и качественный анализ полученных результатов.
4. Разработать программу формирующего эксперимента, направленную на развитие письменной речи младших школьников.
Для реализации поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научных источников по проблеме исследования; написание сочинений; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.
Исследование проходило на базе МБОУ Казачинской СОШ №1. В эксперименте принимали участие учащиеся 3 «а» класса, всего 18 человек.
Поставленные перед нами задачи были решены:
Проанализировав методологическую, лингвистическую и психолого - педагогическую литературу мы исследовали особенности письменной речи, как вида речевой деятельности и ее развития, а также определили роль отзыва, как средства развития письменной речи младшего школьника.
В ходе нашего исследования был определен актуальный уровень развития письменной речи учеников третьего класса Казачинской СОШ №1.
По его результатам был разработан комлекс уроков, направленный на развитие письменной речи младшего школьника посредством написания сочинений - отзывов о художественном произведении.
Систематическая работа над сочинениями - отзывами способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой и способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Успешное овладение устной и письменной речью - это залог высокого уровня учебной деятельности ученика. Уровень сформированности связной речи является одним из важных критериев готовности младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Развитие речи - необходимая составная часть, которая связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет - русский язык. Оно осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.
Проанализировав методологическую, лингвистическую и психолого - педагогическую литературу мы исследовали особенности письменной речи, как вида речевой деятельности и ее развития, а также определили роль отзыва, как средства развития письменной речи младшего школьника.
В ходе нашего исследования был определен актуальный уровень развития письменной речи учеников третьего класса Казачинской СОШ №1.
По его результатам был разработан комлекс уроков, направленный на развитие письменной речи младшего школьника посредством написания сочинений - отзывов о художественном произведении.
Систематическая работа над сочинениями - отзывами способствует обогащению словаря, повышению уровня речевой культуры, развитию творческого мышления, совершенствует как письменную, так и устную речь, делает ее правильной, точной, богатой и способствует развитию самостоятельности, что обеспечивает высокий уровень развития речи у младших школьников.
Успешное овладение устной и письменной речью - это залог высокого уровня учебной деятельности ученика. Уровень сформированности связной речи является одним из важных критериев готовности младшего школьника к обучению в среднем звене школы.
Развитие речи - необходимая составная часть, которая связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет - русский язык. Оно осуществляет межпредметные связи в создании системы занятий по развитию речи, единой для уроков чтения, грамматики и правописания.
Подобные работы
- Формирование культуры речевого общения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕЧЕВОГО ЖАНРА ЛИТЕРАТУРНОЙ РЕЦЕНЗИИ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2021





