Введение 3-5
ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПИСЬМА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Дисграфия, причины, проявления у младших школьников 10-20
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ФФН 21-24
1.3 .Анализ диагностических методик исследования уровня сформированности письма детей младшего школьного возраста 25-29
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ФФН
2.1. Организация и методики исследования письма детей с ФФН 30-39
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 40-49
2.3. Методические рекомендации 50-62
Заключение 63
Список литературы 64-69
Приложение
Актуальность
Письмо представляет собой сложную, системную и произвольную психическую деятельность. В нем участвуют различные структурно- функциональные компоненты и многие психические функции. Письмо тесно связано с устной речью. Оно осуществляется в том случаи, если устная речь на достаточно высоком уровне развития. Сформированность устной речи является лишь одной из предпосылок успешного овладения письмом.
Не только общефункциональные механизмы речевой деятельности играют важную роль и при овладении письмом, но и выявление специфических механизмов нарушений письма. Мыслительные операции, восприятие, память, внимание, способности к абстрактным способам деятельности, сформированность общего поведения, регуляции и саморегуляции, намерений и мотивов поведения являются такими общефункциональными механизмами (Т.В. Ахутина, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Е.А. Логинова, А.Р. Лурия, И.Н. Садовникова, Е.Ф. Соботович, Л.С. Цветковаи др.).
Под нарушениями процесса овладения письмом в настоящее время рассматривают следующие аспекты: клинический, психологический,
нейропсихологический, психолингвистический, педагогический (Т.В. Ахутина, Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.А. Логинова, Н.А. Никашина, Л.Г. Парамонова, И.Н. Садовникова, Л.Ф. Спирова, О.А. Токарева, М.Е. Хватцев,С.Н. Шаховская, А.В. Ястребова и др.).
Актуальной остается проблема коррекции нарушений письма. Так как недостаточно эффективны традиционные методики коррекции дисграфии, увеличилось число учащихся с нарушением письма, а также усложнились симптоматика и механизмы этого нарушения.
Проблема исследования: необходимость изучения особенностей нарушения письма у младших школьников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи.
Цель: теоретически изучить особенности нарушений письма у младших школьников с ФФН. Подобрать методики по проблеме исследования.
Объект: письмо у детей младшего школьного возраста.
Предмет: особенности письма младших школьников с ФФН.
Гипотеза: мы предполагаем, что у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи будут выявлены специфические нарушения письма (замены и пропуски букв, слогов на письме), обусловленные несформированностью сенсомоторных компонентов речи
(звукопроизношение, фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез) Выявленные нарушения позволят нам составить методические рекомендации по их коррекции.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
методическую литературу по проблеме исследования.
2. Подобрать и провести диагностику письма группы учащихся.
3. Проанализировать результаты диагностики.
4. Подобрать методические рекомендации для каждого уровня сформированности письма.
Методологическая основа: теоретические положения А.Р. Лурии о психофизиологии письма; учение П.Я. Гальперина и Д.Б. Эльконина о поэтапном формировании умственных действий; положение Р.Е. Левиной о связи устной и письменной речи.
Методы исследования:
1) теоретические: анализ литературы;
2) эмпирические: констатирующий эксперимент.
Теоретическая значимость: были подтверждены результаты
современных исследований по проблеме нарушения письма у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием.
Практическая значимость: методические рекомендации по коррекции дисграфии у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием.
База исследования: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа», класс 2 (11 человек).
Этапы работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы (51 источник), приложение.
Проведенное нами исследование преследовало цель: теоретически изучить особенности нарушений письма у младших школьников с ФФН. Подобрать методики по проблеме исследования. Для ее реализации были поставленные задачи.
В рамках решения первой задачи мы изучили и проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
Для решения второй и третьей задачи мы подобрали методики исследования уровня сформированности письма детей младшего школьного возраста (Р.И. Лалаева и Л.В. Венедиктова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова, Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина). Проведенный анализ выполнения заданий показал количество учащихся на каждом уровне сформированности письма: высокий уровень сформированности письма - 0 человек; средний уровень сформированности письма - 3 человека; ниже среднего уровня
сформированности письма - 5 человек; низкий уровень сформированности письма - 3 человека. Так же нами были выявлены следующие виды дисграфии: артикуляторно-акустическую, акустическую и дисграфию на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Решение четвертой задачи было осуществлено с помощью подбора дифференцированных методических рекомендаций по каждому уровню сформированности письма. Дифференцировка методических рекомендаций состояла в критериях: доступности направления работы для детей; отработке направления работы; использование наглядности; сложности заданий; степени самостоятельности учащихся.
Таким образом поставленные перед нами задачи выполнены, цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась.
1. Агаева, И.Б., Проглядова Г.А. Курсовая и выпускная квалификационная работы как форма организации самостоятельной работы студента: учебное пособие; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 188 с.
2. Антонова, А.С. Коррекция слоговой структуры слова
[Электронный ресурс] / А.С. Антонова // Социальная сеть работников образования. - 2015. - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-
sad/logopediya/2015/04/07. html.
3. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Формирование грамматического строя детей. Методическое пособие для воспитателей.2-е изд. испр. и доп.- М., «Мозаика - Синтез»,2004.
4. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. - СПб.: КАРО, 2002. - 153 с.
5. Волкова, Л.С., Лалаева, Р.И., Мастюкова, Е.М. Логопедия: учеб. для студентов дефектолог. Фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова. - М.: Просвещение, 2006. - 427с.
6. Волоскова, Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.03 / Волоскова Н.Н. - Москва. - 2006 - 27 с.
7. Гаврина, С.Е., Кутявина, Н.Л., Топоркова, И.Г., Щербина С.В. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина и др. // Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития. - 2000. - 192с.
8. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. - 472 с.
9. Городецкая, А.П. Коррекционно-логопедическая работа по выявлению и предупреждению дисграфии у младших школьников с ОНР: выпускная квалификационная работа / Городецкая А.П. - Новосибирск, 2011. - 67 с.
10. Дубровина, И.В., Данилова, Е.Е., Прихожан, А.М. Психология, 2е изд., стер.: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина и др. - М.: Академия, 2003. - 423 с.
11. Дунаева, Н.Ю., Зяблова С.В. Учимся правильно произносить звуки. Веселая школа: учебное пособие / Н.Ю. Дунаева, С.В. Зяблова. - СПб.: ООО «Детство - пресс», 2014. - С. 14-16.
12. Жукова Н. С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С Жукова, Е.М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2011. - 288 с.
13. Ивановская, О.Г., Гадасина, Л.Я., Николаева, Т.В., Савченко С.Ф. Дисграфия и дизорфография: изучение, методика, сказки: методическое пособие / Ивановская О.Г. и др. - СПб.: КАРО, 2008. - 103 с.
14. Кобзарева Л. Г. Коррекционная работа со школьниками с нерезко выраженным или общим недоразвитием речи на первом этапе обучения:[Практ. пособие] / Л. Г. Кобзарева, М. П. Резунова, Г. Н. Юшина.- Воронеж: Учитель,2008.
15. Кобзарева, Л.Г., Кузьмина, Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция: учебно-методическое пособие / Л.Г. Кобзарева, Т.И. Кузьмина. - Воронеж, 2000. - 53 с....47