Введение 3
Глава I. Психолого - педагогические особенности формирования профессионально значимых умений у будущих бакалавров юриспруденции . 11
1.1. Современные требования, предъявляемые к бакалаврам
юриспруденции 11
1.2. Понятие, сущность и содержание профессионально значимых умений
будущих бакалавров юриспруденции 24
1.3. Педагогические условия формирования профессионально значимых
умений у будущих бакалавров юриспруденции в вузе 37
Выводы по главе I 50
Глава II. Реализация педагогических условий формирования профессионально значимых умений будущих бакалавров юриспруденции в вузе 52
2.1. Организация опытно - экспериментальной работы по реализации
педагогических условий формирования профессионально значимых умений у будущих бакалавров юриспруденции в вузе 52
2.2. Результативность опытно - экспериментальной работы по реализации педагогических условий формирования профессионально значимых умений
будущих бакалавров юриспруденции в вузе 67
Выводы по главе II 82
Заключение 85
Библиографический список 87
Приложения
Одной из основополагающих целей высшего образования в Российской Федерации, в соответствии с положениями Национальной доктрины, которая определяет цели обучения и воспитания, пути достижения этих целей посредством государственной политики в сфере образования, а также ожидаемые результаты развития образовательной системы до 2025 года, является систематическое обновление всех аспектов образования на основе инновационных образовательных технологий, отражающих изменения в сфере культуры, экономики, науки и техники. Соответствует по содержанию этому документу и Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации от 02.04.2010 г., в которой актуализируется значимость передовых технологий, обеспечивающих поликультурное образование и поликультурное воспитание в условиях глобализации. Проблема качества подготовки специалистов напрямую связана с содержанием образования и технологией реализации образовательных программ, позволяющих выпускнику включиться в выполнение своих профессиональных обязанностей без дополнительной подготовки и адаптации к условиям реальной профессиональной деятельности юриста.
Юриспруденция на сегодняшний момент играет значимую роль в жизни государства и общества. Профессиональные умения являются основой для успешного осуществления профессиональной деятельности должностными лицами органов прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, УМВД России, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы безопасности, а также судьями судов общей юрисдикции и арбитражных судов, адвокатами, юрисконсультами. Важная роль данной сферы профессиональной деятельности подтверждается также и на законодательном уровне, в частности, 26 мая 2009 года вступил в силу Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации».
Выполнение требований ФГОС ВО третьего поколения к профессиональной подготовке будущих юристов невозможно без высокого уровня развития профессиональных умений, которые обеспечивают реализацию всех аспектов профессиональной деятельности в условиях интеграции в мировое образовательное сообщество. Анализ содержания программ высшего юридического образования позволяет выявить их направленность на запросы судебной, правоохранительной систем, а также запросы предпринимательства и регионального рынка труда, что обусловлено:
- переходом образовательной системы на обучение по новому Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования, который определяет своей целью освоение обучающимися общих, общепрофессиональных и профессиональных компетенций;
- необходимостью формирования профессионально значимых умений у будущих бакалавров юриспруденции, обеспечивающих эффективность их профессиональной деятельности.
Профессиональное образование явилось объектом исследования таких ученых как С.Я. Батышев, Е.Л. Белкин, А.А. Вербицкий, Т.П. Демидова, Т.С. Панина. Различные аспекты профессионализма в контексте компетентностного подхода исследовались В.А. Адольфом, А.Н. Савчуком, В.В. Сериковым, И.А. Зимней. Умения, в том числе профессиональные, изучены Ю.К. Бабанским, С.Я. Батышевым, Н.В. Кузьминой, И.Я. Лернером.
Анализ научных исследований, опыт практической деятельности, а также наши собственные наблюдения свидетельствуют о том, что уровень сфомированности профессионально значимых умений, необходимых для обеспечения эффективной профессиональной деятельности в сфере юриспруденции, в современных условиях нельзя считать достаточным. Это создает определенные препятствия при подготовке конкурентоспособного специалиста данной сферы.
Кроме того, в системе высшего образования сложились противоречия между:
- потребностью государства и общества в высококвалифицированном специалисте в сфере юриспруденции, обладающем сформированными профессионально значимыми умениями и недостаточной разработанностью теоретико - методологических и практических оснований для их эффективного формирования в процессе получения высшего юридического образования;
...
Проведенное исследование по проблеме обоснования теоретических основ и выявления педагогических условий формирования профессионально значимых умений у будущих бакалавров юриспруденции соответственно поставленной цели, гипотезе, объекту и предмету исследования позволило решить поставленные задачи исследования и получить следующие результаты и выводы:
1. Конкретизировано понятие профессионально значимого умения будущего бакалавра юриспруденции как владения способами действий, проявляющегося в системном и самостоятельном действии при организации и проведении работ в профессиональной области, основанного на ценностях профессиональной юридической деятельности и позволяющего успешно осуществлять различные виды данной деятельности.
2. Определены профессионально значимые умения будущих бакалавров юриспруденции, к которым мы относим:
- умение генерировать правовое знание по мере необходимости;
- умение анализировать конкретную ситуацию с точки зрения права и формулировать ее правовое описание (юридическая квалификация);
- умение принимать решения;
- умение коммуникации.
3. Разработан оценочно-диагностический инструментарий изучения сформированности профессионально значимых умений, обоснованы и сформулированы критерии и определены уровни сформированности профессионально значимых умений будущих бакалавров юриспруденции. Критериями оценки уровня сформированности умений являются: мотивационный, знаниевый и деятельностный.
4. Выявлены и обоснованы педагогические условия формирования профессионально значимых умений будущих бакалавров юриспруденции и определить их результативность в опытно-экспериментальной работе.
Требования к педагогическим условиям формирования профессионально значимых умений будущих бакалавров юриспруденции со стороны вуза, работодателей и самих студентов содержат одну общую цель - получение в процессе образования в вузе глубоких теоретических знаний, сформированных профессионально значимых умений, обладание опытом практической деятельности в профессиональной области, ориентацию на самостоятельную профессиональную деятельность.
Возможность реализации представленных требований явилось определяющим при выявлении и реализации педагогических условий:
- использование в процессе обучения профессионально ориентированных активных и интерактивных форм обучения;
- использование форм организации самостоятельной работы студентов, направленных на формирование профессионально значимых умений;
- организация совместной деятельности будущего бакалавра юриспруденции с представителями профессионального юридического сообщества.
Оценка результатов формирующего эксперимента показала значимые изменения уровня сформированности профессионально значимых умений будущих бакалавров юриспруденции при реализации теоретически обоснованных педагогических условий. Результаты опытноэкспериментальной работы по внедрению в образовательное пространство вуза педагогических условий формирования профессионально значимых умений студентов подтвердили их целесообразность и позволили признать выдвинутую гипотезу доказанной.
1. Адольф, В.А., Ильина, Н.Ф. Инновационная деятельность в образовании: проблемы становления // Высшее образование в России. № 1. 2010. С. 81-87.
2. Адольф, В.А., Степанова, И.Ю. Конкурентноспособность как показатель качества высшего профессионального образования / Высшее образование в России, 2007. № 6. С. 77-79.
3. Адольф, В.А., Степанова И.Ю. Проектирование образовательного процесса профессионального становления специалиста на основе компетентностного подхода // Высшее образование в России. № 3. 2008. С. 158-161.
4. Александрова, Е.А. Психологическое и педагогическое сопровождение: индивидуальная траектория развития / Е.А. Александрова // Народное образование. - 2014. - № 9. - С. 180-187.
5. Андровнова, Т.А., Тарасенко, О.А. Активные и интерактивные формы проведения занятий для бакалавров и магистров // Юридическое образование и наука. - 2013. - №2.
6. Аменд, А.Ф. Теория и практика непрерывного эколого - экономического образования: монография. - Челябинск: Изд-во Чел.го.пед.ун-та. - 1996. -152 с.
7. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды. / Ю.К. Бабанский; сост. МЮ. Бабанский. - Москва : Педагогика, 1989. - 560 с.
8. Баженова, Т.М. Оценка российскими профессорами-юристами подходов к преподаванию права // Российский юридический журнал. - 2014. - 3(96). - С. 199-208.
9. Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / В.И. Байденко // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 24 - 29.
10. Безруков, Ю.И., Черепанов, М.М. Интерактивная методика обучения: сотрудничество преподавателя со студентом // Российский юридический журнал. - 2012. - №5. - С.61-65.
И.Беспалов, П.В. Компетентность в контексте личностно ориентированного обучения / П.В. Беспалов // Педагогика. - 2003. - № 4,-С. 41-45.
1. Большая Советская Энциклопедия: В 30 т. М.: Советская энциклопедия, 1952. Т. 13. 672 с.
2. Выготский, Л.С. Психология развития человека. М., 2005.
3. Государственный образовательный стандарт высшего
профессионального образования. Специальность 021100 -
Юриспруденция. Квалификация - юрист. Регистрационный N 260гум/сп" (утв. Минобразованием РФ 27.03.2000).
4. Давыдова, М. Л., Шанин А. А. Самостоятельная работа студентов:
формы и методы контроля, средства повышения эффективности // Известия волггту. 2005. №4. URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentov-formy-i- metody-kontrolya-sredstva-povysheniya-effektivnosti (дата обращения: 12.11.2017).
... всего 107 источников