ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения поведения в контексте 10 социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС
1.1. Клинико-психологическая структура расстройств аутистического 10 спектра
1.2. Формирование навыков социального взаимодействия в
онтогенезе 23
1.3. Особенности социального взаимодействия у детей младшего 38 школьного возраста с РАС
1.4. Особенности формирования навыков социального 45
взаимодействия у детей с РАС
1.5. Краткий обзор методик по коррекции нарушений навыков 50 социального взаимодействия у детей с РАС
Выводы по первой главе 63
ГЛАВА II. Психолого-педагогическая программа формирования 65 социального взаимодействия младших школьников с РАС в период адаптации к школе
2.1. Научно-методические основы программы развитию навыков 65 социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с РАС
2.2. Основные принципы программы по формированию навыков 71 социального взаимодействия у детей с РАС
2.3. Психолого-педагогические условия организации подготовки 73 ребенка с РАС к обучению в период адаптации к школе
2.4. Комплексная программа психолого-педагогического 85
сопровождения младших школьников с РАС в период адаптации к школе
2.5. Содержание психолого-педагогической программы по 86 формированию навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с РАС в период адаптации к школе
Выводы по второй главе 102
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 103
БИБЛИОГРАФИЯ 106
ПРИЛОЖЕНИЯ 118
Расстройства аутистического спектра (далее РАС) в настоящее время все чаще рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Общепризнанно, что это особый тип нарушения психического развития, возникающего на основе биологической дефицитарности нервной системы ребенка (B.Rimland,1964; B. Hermelin, N.O'Connor,1970; L.Kanner,1943; L.Wing,1978; E.Shopler, 1978; S.Baron-Cohen, P.Bolton, 1997; В.Е.Каган, 1981; В.М. Башина, 1993; К.С. Лебединская, О.С. Никольская, 1991; В.В. Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг, 1990 и др.). По международной классификации (1994) детский аутизм относится к первазивным нарушениям, охватывающим все стороны психического развития ребенка.
Комплексная медико-психолого-педагогическая помощь детям с аутизмом имеет своей целью возможно более полную социализацию ребенка. При этом, среди задач психолога одной из важнейших является формирование конкретных средств коммуникации и социально-бытовой адаптации, навыков, позволяющих ребенку вписаться в его социальное окружение.
Разнообразная и яркая картина аффективных проблем и вторичных защитных установок таких детей: уход от контакта, негативизм,
стереотипность, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления часто маскирует существование выраженных трудностей в освоении ими адекватных форм социального поведения. Достаточно поздно и с огромным трудом складываются самые элементарные навыки повседневной жизни, приобретенные умения практически не используются в других условиях, в лучшем случае их перенос сопровождается постоянным побуждением со стороны взрослого. Ребенок проявляет неспособность самостоятельно пользоваться даже имеющимися у него знаниями и умениями.
Известно, что с возрастом по мере сглаживания аутистических черт все более очевидной становится именно неприспособленность ребенка даже к повседневной жизни. Особая социальная наивность проявляется у таких детей в подростковом и сохраняется во взрослом возрасте. Работа по развитию социального взаимодействия чрезвычайно важна также для психологической помощи семье, воспитывающей аутичного ребенка. Огромная эмоциональная нагрузка, лежащая на его близких, как правило, усугубляется многолетним физическим напряжением. Понятно, что близким часто легче осуществлять уход за ребенком, чем брать на себя тяжелый труд по выработке у него самостоятельных навыков бытовой адаптации. Однако, в этом случае складывающиеся стереотипы гиперопеки в свою очередь начинают препятствовать социальному развитию ребенка. Необходима разработка форм коррекционного вмешательства, которые позволят преодолеть эти типичные трудности семьи.
Следует отметить, что в аспекте оказания детям с РАС практической психолого-педагогической помощи в настоящее время в нашей стране произошли серьезные качественные изменения, позволяющие реализовать комплексную помощь, образование и сопровождение детей и подростков.
В красноярском крае в 2014 году зарегистрировано 307детей с РАС, в 2015 году-432, рост составил 40%. На 10 000 детского населения в 2014 году 5,3, в 2015 году- 7,3. Впервые выявлено в 2014 году 63 ребенка с РАС, в2015 году- 144, рост в 2,3 раза. Дети с РАС, имеющие инвалидность: в 2014 году-194, что составило 63% от всех детей с РАС, в 2015 году- 339 детей, что составило 78,5% от всех детей с РАС. Рост количества детей с РАС связан с действительно значительным увеличением заболеваемости и с более тщательным выявлением таких детей, настороженностью детских психиатров в плане РАС, включением атипичных форм аутизма при различных заболеваниях. Процент гипердиагностики не более 0,5-1%. Средний возраст выявления детей с РАС на сегодняшний день 3 -4 года, раньше 6-7 лет.
По данным ВОЗ каждому 166-ому ребёнку диагностируется такое заболевание, как аутизм, 5 лет назад этот показатель был ниже практически в пять раз. По некоторым данным в США в этом году статистика заболеваемости составляет: каждый 56-ой ребёнок.
...
Общее увеличение числа детей с ОВЗ, а также наличие среди них определенного количества дошкольников, имеющих РАС, определяет необходимость их изучения и дальнейшего поиска эффективных методов и приемов работы с ними.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Состояние психики ребёнка с аутизмом меняется с возрастом. Причем неравномерность развития отдельных психических функций оказывается более выраженной, чем в норме. Также происходят, накладываясь, на возрастное развитие, изменения, связанные с ходом коррекционного процесса.
Следовательно, мы говорим о том, что дети с РАС значительно отличаются друг от друга по степени выраженности социальных, коммуникативных, речевых нарушений, вариабельности познавательного развития.
Общее увеличение числа детей с ОВЗ, а также наличие среди них определенного количества дошкольников, имеющих РАС, определяет необходимость их изучения и дальнейшего поиска эффективных методов и приемов работы с ними.
Теоретический анализ специальной литературы по проблеме исследования позволяет нам утверждать, что социальные навыки представляют собой широкое понятие, которое, как правило, охватывает любые навыки или поведение, затрагивающие других людей или оказывающие воздействие на других людей. Если рассматривать социальные навыки с такой точки зрения, становится понятным, насколько большим значением может обладать их неполноценное развитие.
Состояние психики ребёнка с аутизмом меняется с возрастом. Причем неравномерность развития отдельных психических функций оказывается более выраженной, чем в норме. Также происходят, накладываясь, на возрастное развитие, изменения, связанные с ходом коррекционного процесса.
Следовательно, мы говорим о том, что дети с РАС значительно отличаются друг от друга по степени выраженности социальных, коммуникативных, речевых нарушений, вариабельности познавательного развития.
Таким образом, в теоретической части работы мы рассмотрели психолого - педагогические концепции поведения, обозначили особенности структурных нарушений согласно международной классификации болезней 10-го пересмотра, определили параметры социального взаимодействия у детей младшего дошкольного возраста с РАС, выделили основные и наиболее значимые, на основании которых составили протокол наблюдения. Обозначили и описали основные методики по коррекции нарушений навыков социального взаимодействия у детей с РАС.
В практической части работы нами составлена психолого-педагогическая программа по формированию навыков социального взаимодействия у детей младшего школьного возраста с РАС в период адаптации к школе.
В нашей программе мы уделили внимание важным навыкам социального взаимодействия: сотрудничество со взрослым, увеличение длительности контакта, развитие навыков моторной имитации, способность ребенка сообщить о своих желаниях и потребностях, умение действовать по образцу, расширение пассивного словарного запаса детей. Важно подчеркнуть, что на эффективность реабилитационного процесса огромное влияние оказывает степень вовлеченности родителей в проводимую работу и их компетентность (в том числе, владение практическими навыками продуктивного взаимодействия со своим ребёнком). В связи с этим мы уделяли особое внимание разработке содержания организации процесса обучения младших школьников с РАС.
Таким образом, в ходе проведенного исследования нами была достигнута поставленная цель, решены задачи, необходимые для ее достижения, и подтверждена гипотеза о том, что для навыков социального взаимодействия детей с РАС будет характерно несформированности и мозаичность проявления к школьному возрасту. Теоретико-методологический анализ проблемы исследования позволит нам разработать теоретическую программу формирования навыков социального взаимодействия у детей с РАС в младшем школьном возрасте в период адаптации к школе, включающую:
— основные принципы программы по формированию навыков социального взаимодействия у детей с РАС;
— психолого-педагогические условия организации подготовки ребенка с РАС к обучению в период адаптации к школе;
— содержание программы психолого-педагогического сопровождения младших школьников с РАС в период адаптации к школе.
1. Аникеева Л.И. Направления коррекционно-воспитательной работы с глухими детьми преддошкольного возраста. - 1985. - №2. - С.80-86.
2. Аппе Ф. Введение в психологическую теорию аутизма. - М.: Теревинф, 2006. - 216с.
3. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). - М.: Теревинф, 2012.
4. Баенская Е. Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (младший дошкольный возраст). - М.: Институт учебника «Пайдея», 1999. - 88с.
5. Барбера М. Л. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход (The Verbal Behavion Approach): Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен; пер. с англ. Д. Г. Сергеева, предисл М. Сандберга. - Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. -304с.
6. Басилова Т.А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушениями. //Дефектология. 1996. - №3.-С.47-56.
7. Басилова Т.А. Использование игровой и изобразительной деятельности в развитии социально-бытовой ориентировки слепоглухих школьников. //Дефектология. 1995. - №6. - С.38-47.
8. Басилова Т.А. Обучение слепоглухих в России. неопубликованная работа, 1999.
9. Башина В. М. Аутизм в детстве. - М., 1999.
10. Башина В. М. Ранний детский аутизм // Исцеление. - М., 1993. - 165с.
11. Башина В.М. Ранний детский аутизм. // Исцеление. М., 1993. - С.154-165.
12. Бгажнокова И.М., Гамаюнова АН. Проблемы социальной адаптации детей-сирот с нарушениями интеллекта. //Дефектология. 1997. - №1. - С.36-42.
13. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и
использования общепринятых норм поведения умственно отсталых подростков. //Дефектология. 1998. - №5. - С.46-52.
14. Богдашина О. Особенности сенсорного восприятия при аутизме: введение в проблему // Сибирский вестник специального образования №2 (6) 2012. С.13-31.
15. Богдашина О. Расстройства аутистического спектра: введение в проблему аутизма: учебное пособие / КГПУ им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2014.
... всего 119 источников