ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДМЕТНО¬РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ ДОУ 10
1.1. Сущность понятий «исследовательская деятельность» и
«исследовательские умения» 10
1.2. Особенности исследовательской деятельности в дошкольном возрасте . 14
1.3. Среда как условие развития исследовательской деятельности и
исследовательских умений детей дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА, НАПРАВЛЕННОГО НА ОПТИМИЗАЦИЮ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Аннотация проектной работы 25
2.2. Диагностика исследовательских умений детей старшего дошкольного
возраста 32
2.3. Диагностика предметно-пространственной среды группы ДОО на
оснащенность предметами для развития исследовательских умений 38
2.4. Развитие исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста посредством организации центра «Волшебный мир исследователя»
40
2.5. Рекомендации для педагогов по организации образовательно-воспитательной работы в центре «Волшебный мир исследователя» 44
2.6. Собрание для родителей по теме: «Как воспитать в ребенке
исследователя» 47
Выводы по главе 2 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность проектной работы
В Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулированы общие положения в системе образования:
- познавательное развитие предполагает формирование
познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость собственных возможностей. Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (О.В. Дыбина, О.Л. Князева, А.Н. Поддьяков) [9; 29]. Следует отметить, что именно в старшем
дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития исследовательской активности детей: развивающиеся возможности мышления (О.М. Дьяченко, А.Н. Поддьяков, И.С. Фрейдкин,) [10; 29; 44]; становление познавательных интересов
(Е.В. Боякова, Л.М. Маневцова, Н.К. Постникова, М.Л. Семенова); развитие продуктивной (Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, Н.П. Саккулина,) и творческой деятельности (Д.Б. Богоявленская, A.M. Матюшкин, Н.Б. Шумакова); расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром (О.В. Афанасьева, Л.С. Римашевская) [1; 34]; становление элементарного планирования и прогнозирования (Г.И. Вергелес, Л.А. Регуш). Все это создает реальную основу для развития исследовательских умений дошкольника и совершенствования его познавательной активности.
Развитие исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Так как в настоящий период времени наше общество имеет потребность в творческой личности способной не только наблюдать проблематику, но также способную проявлять исследовательскую инициативность в разрешении насущно важной проблемы. Первоосновы такой личности, необходимо заложить уже в дошкольном возрасте (Е.Н. Герасимова, А.Г. Гогоберидзе,
Л.М. Кларина, А.Н. Поддьяков, З.А. Михайлова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.) [8; 21; 29; 47]...
В ходе выполнения проекта была рассмотрена предметно-пространственная среда, как один из компонентов формирования исследовательских умений у детей старшего дошкольного возраста.
Целью работы было организация предметно-пространственной среды группы для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста в формах организованной образовательно-воспитательной работы, а также самостоятельных видов деятельности ребенка.
Рассмотрев различные точки зрения на определение сущности предметно-пространственной среды, мы выбрали самое оптимальное, которое указано во ФГОС ДО.
Согласно ФГОС ДО, предметно-пространственная среда - это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции их недостатков [44].
Стоит отметить, что ФГОС ДО содержит только общие требования к организации среды. Вопрос об особенностях организации среды для развития исследовательских умений детей старшего дошкольного возраста требует специальной проработки с учетом возраста детей и содержания образовательной программы.
При этом к особенностям организации предметно-пространственной среды, как средства развития исследовательских умений можно отнести:
- наличие непосредственной организованной деятельности с детьми (плановая, совместная с педагогами или родителями, самостоятельная);
- использование педагогом различных методов и приемов таких, как опыты, исследовательская работа, наблюдения, беседы, проблемные
ситуации, словесно-логические задачи, труд в природе, использование произведений художественной литературы, игры;
- деятельность педагога и родителей должна быть направлена на развитие познавательного интереса ребенка, творческих умений и способствовать ситуации успеха.
Для реализации проекта были выделены следующие этапы:
1. Подготовительная работа.
2. Разработка проекта.
3. Проверка качества проекта...
1. Афанасьева О.В. Педагогическая технология развития интереса к экспериментированию у детей 4-5 лет: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 19 с.
2. Беленькая Г.В. Экспериментирование - шаг к познанию // Дошкольное воспитание. 2017. № 5. С. 7-10.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика- Синтез, 2006. 523 с.
4. Вербианова О.М. Современные акценты проектирования развивающей предметно-пространственной среды в организации дошкольного образования. // Психолого-педагогические условия реализации программ развития детей. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2015. С. 12-19.
5. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии: Собр. соч. в 6-ти томах. Т.2. М.: Педагогика, 2010. 504 с.
6. Гарус Н. Экспериментальная деятельность «Почему открываются
и закрываются шишки» [Электронный ресурс] //
URL: https://www.maam.ru/detskij sad/yeksperimentalnaja-dej.. (дата обращения:
29.11.2019) .
7. Доронова Т.Н., Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. 2003. № 3. С. 10-12.
8. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения / Под ред. А.Г Гогоберидзе, О.В Солнцевой. СПб.: Питер, 2013. 464 с.
9. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры - занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010. 156 с.
10. Дьяченко О.М. Психологическое развитие дошкольника. М.: Педагогика, 2010. 128 с.
11. Жихарева О.М. Экспериментальная деятельность в ДОУ [Электронный ресурс] // URL: http://www.ds-478.nios.ru (дата обращения 15.11.19).
12. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: ТЦРП, 2017. 55 с.
13. Караева С.А., Стародубцева Т.В. Проектная деятельность на уроках литературного чтения по теме «Басни И. А. Крылова» в начальной школе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. № 8. С. 43-47.
14. Кларина Л.М. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. М.: Познание, 2010. 119 с.
15. Кобякова В.Н., Куровский В.Н. Исследовательская компетенция обучающихся как компонент современного содержания общего среднего образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2017. № 8. С. 91-99...50