Введение 3
Глава I. Теоретическая база феномена религии 8
1.1 Изучение религии в социологии 8
1.2 Социальный феномен религии, ее виды и функционирование 14
Глава II. Роль религии в современной России 19
2.1. Возрождение институтов религии на постсоветском
пространстве 19
2.2. Традиционные и новые религиозные движения в Российской
Федерации 22
2.3. Религия как консолидирующий элемент в Российской
Федерации 28
2.4. Деятельность верующих в социальной и политической сферах... .32
2.5. Отношение между институтами религии и государством 34
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании обществознания в средних общеобразовательных учреждениях 37
3.1 Технологическая карта внеклассного мероприятия по
обществознанию в 10-м классе на тему: «Религия и религиозные
организации» 37
Заключение 53
Список используемой литературы 58
Приложения
Актуальность темы исследования. С 1990 года политика в отношении религиозных организаций кардинально меняется. Если на протяжении существования Советского Союза в том или ином виде происходит, так называемая, «атеистическая пропаганда», то к концу существования СССР это меняется.
В 1990 году был принят закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», по сути радикально изменивший отношения между государством и религиозными организациями. Прекращалась государственная поддержка атеизма, п религиозным организациям присваивались права юридического лица. Позже также было разрешено изучение в общеобразовательных учреждениях религии и запрещено создание органов государственного контроля за реализацией права граждан на свободу вероисповедания.
25 декабря 1993 года вступила в силу Конституция Российской Федерации. Она обладает высшей юридической силой и помимо всего прочего, определяет Российскую Федерацию как светское государство, т.е. государство, где религия отделена от власти и регулируется на основе гражданских, а не религиозных норм.
На сегодняшний день в нашей стране свобода вероисповедания, однако, это не значит, что религиозные организации бесконтрольны. Регламентирует деятельность религиозных организаций Федеральный закон № 125 «О свободе совести и религиозных объединений».
Религиозные организации могут быть ликвидированы, а их деятельность запрещена на территории Российской Федерации. Основанием, например, может послужить экстремистская деятельность организации.
Также актуальность данной теме придает внесение поправок в Конституцию РФ, голосование за которые президент Российской Федерации В. В. Путин назначил на 1 июля 2020 года. Эти поправки затронут различные статьи конституции, но нас интересует одна конкретная - ст. 67.1:
«Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство».
Ключевое для нас - это внесение в статью упоминания Бога. Понятно, что если смотреть исторически, то подразумевается православная религия, что противоречит установке о том, что Российская Федерация является светским государством. С другой стороны, никакого особого положения упоминание в Конституции РФ православной религии не несет, и можно отнестись к этому просто как к дани уважения православной вере как к культурной составляющей Российской Федерации. В настоящее время поправки в Конституции еще не внесены, и вопрос о них остается открытым. Можно упомянуть так же то, что ряд российских юристов, политологов и правозащитников инициировали обращение в Совет Европы для правовой экспертизы поправок в конституцию РФ. Тот, в свою очередь, направил запрос на экспертизу в Венецианскую комиссию. Он проведет проверку на соответствие поправок международным стандартам демократии и права, а также соответствия правовым обязательствам РФ в рамках Совета Европы.
Объектом исследования выступает религия, различные верования как компонент социальной, политической и духовной жизни общества.
Предметом исследования выступает место и роль религии в современном обществе, а также ее непосредственное воздействие на разнообразные сферы общества, ее функционирование.
Цель выпускной квалификационной работы: изучении места и роли религии в социальной, политической и духовой жизни современного общества.
...
Целью нашего исследования являлось изучение религиозной деятельности на территории Российской Федерации, выявление ее роли в социальной, политической и духовой жизни общества.
Естественно, для достижения поставленной цели необходимо было вывести конкретные задачи исследования, а именно:
1. Произвести изучение различных работ социологов по вопросу религии
Несомненно, для того чтобы понять какое место в жизни нашего государства занимает религия, нужно понять, как она существует в принципе, что это за социологическое явление и какие она имеет функции и виды.
В социологической науке религия определяется как некая общность людей, являющаяся приверженцами одной веры.
В нашем исследовании мы смогли выделить наиболее важные функции религии, среди которых:
• Мировоззренческая
• Регулятивная
• Иллюзорно-компенсаторная
• Интегрирующая
• Консолидирующая
• Социально-критическая
Так же мы привели несколько классификаций религии и наиболее универсальную мы берем за основу:
• Естественные или по-другому первобытные религии
• Национально-государственные религии
• Мировые религии
• НРД - новые религиозные движения
Так выполняет ли эти функции религия именно в нашей стране и в настоящее время? Для того чтобы ответить на эти вопросы мы переходим к остальным задачам нашего исследования:
2. Изучить вопрос «возрождения» религии после образования РФ.
Итак, под понятием возрождение мы понимаем серьезные и положительные изменения в культурной жизни общества. И отчасти можно сказать, что на постсоветском пространстве действительно происходило «возрождения» религии. Неслучайно именно в 90-е годы на территории нашей страны происходил так называемый «про-православный консенсус» - социологический феномен, подразумевающий положительное отношение к РПЦ со стороны большей части РФ. Однако на протяжении последних лет уровень этого доверия неумолимо падал, что явно показывает неоднозначность этого вопроса.
Так же стоит понимать, что у большинства населения нашей страны довольно низкий «опыт» религиозной жизни, что и неудивительно, нельзя отбрасывать годы существования СССР. Да огромное количество людей в РФ причисляют себя к верующим различных религий. Однако , стоит понимать, что у большинства это, так скажем, формально-декларативная самоидентификация. Отсутствует выполнение обязательных ритуалов, посещений церкви и т.д.
Так что вывод мы можем сформировать такой, пусть степень важности религии несомненно выросла и очень сильно, называть этот процесс именно «возрождением» не следует, возможно подойдут такие термины как «оживление» и «ревитализация» в религиозной жизни общества.
И мы переходим к следующей задаче, а именно:
3. Определить характерные религии для Российской Федерации.
На основании проделанного нами исследования мы можем вывести основные религиозные течения характерные для нашего государства. Во- первых, можно разделить религиозные движения в РФ на традиционные и новые религиозные движения (НРД).
...
1. Белла, Р. Социология религии / Пер. c англ. В.В. Воронин, Е.В. Зиньковский. - М.: Наука, 1972. - 281 с.
2. Бурдо, М. Современная религиозная жизнь России / М. Бурдо, С.Б. Филатов. - М.: Логос, 2006. - 480 с.
3. Бурдо, М. Атлас современной религиозной жизни России / М. Бурдо, С.Б. Филатов. - СПб.: Летний сад, 2009. - 621 с.
4. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма / Пер. с нем. Ю.Н. Давыдов. - М.: Ист-Вью, 2002. - 352 с.
5. Гаврилов, Ю.А. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии / Ю.А. Гаврилов, А.Г. Шевченко. - М.: Культурная революция, 2010. - 382 с.
6. Денильханов, М.-Э.Х. Шариат и светское право в общественном сознании народов Северного Кавказа. Монография / М.-Э.Х. Денильханов. - М.: Воробьев А.В. - 2011. - 168 с.
7. Дюркгейм, Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии / Пер. с фр. А.В. Апполонов. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. - 736 с.
8. Лункин, Р.Н. Атлас современной религиозной жизни России / Р.Н. Лункин, Д.Е. Фурман. - М.: Летний сад, 2009. - 621 с.
9. Малиновский, Б.К. Магия, наука и религия / Пер. с англ. А.П. Хомика. - М.: Академический проект, 2015. - 298 с.
10. Пронина, Т.С. Религия и поиски новой гражданской идентичности в постсоветской России / Т.С. Пронина // Философские традиции и современность. - Тамбов. - 2015. - С. 110-121.
11. Синелина, Ю.Ю. Изменение религиозности населения России. Православные и мусульмане. Суеверное поведение россиян / Ю.Ю. Синелина. - М.: Наука, 2014. - 406 с.
12. Сулакшин, С.С. Благотворительность в России и государственная политика / С.С. Сулакшин, Г.Г. Каримова, О.В. Куропаткина. - М.: Научный эксперт, 2013. - 232 с.
13. Тощенко, Ж.Т. Теократия: фантом или реальность? / Ж.Т. Тощенко. - М.: Академия, 2007. - 339 с.
14. Филатов, С.Б. Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначная реальность / С.Б. Филатов, Р.Н. Лункин / Социологические исследования. - 2005. - № 6. - С. 35-45.
15. Фишман, О.М. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы / О.М. Фишман. - М.: Индрик, 2003. - 183 с.
...
43 источника