Правовые проблемы обеспечения занятости лиц, испытывающих трудности в поиске работы
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Конституционные основы прав и свобод гражданина в
сфере трудовых отношений в Российской Федерации 10
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на труд 10
1.2. Конституционно-правовые принципы труда в России 23
Глава 2. Некоторые проблемы занятости отдельных категорий граждан 28
2.1. Правовые проблемы занятости лиц инвалидов, и лиц с семейными
обязательствами 28
2.2. Механизм защиты трудовых прав граждан в Российской
Федерации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Глава 1. Конституционные основы прав и свобод гражданина в
сфере трудовых отношений в Российской Федерации 10
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на труд 10
1.2. Конституционно-правовые принципы труда в России 23
Глава 2. Некоторые проблемы занятости отдельных категорий граждан 28
2.1. Правовые проблемы занятости лиц инвалидов, и лиц с семейными
обязательствами 28
2.2. Механизм защиты трудовых прав граждан в Российской
Федерации 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Актуальность темы исследования заключается в том, что процесс перехода от планово-распределительной к рыночной системе оказался весьма драматичным для российского рынка труда. В условиях экономического кризиса он характеризуется ярко выраженной тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, неформальной занятостью всех групп экономически активного населения (занятого и безработного), падением качества рабочей силы.
Закрепление в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации», а затем и в Конституции Российской Федерации права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду, имело своей обратной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства и реализации права на труд. Очень существенным является и то, что в современном обществе, когда мотивацией поиска работы является не только получение материальных источников существования, а также поиск стабильности, возможности развития и профессионального роста и самореализации, поиск работы становится все более трудной задачей.
В этих условиях резко возрастает необходимость повышения эффективности действующей системы мер, нацеленных на поддержку нуждающихся в трудоустройстве и развития соответствующих институтов рынка труда.
Государственные органы по трудоустройству были и остаются привилегированным действующим институтом на рынке труда современной России, что в полной мере соответствует международной практике. Однако, государственные службы занятости, ориентированные, прежде всего, на трудоустройство безработных (в особенности тех, кто находится без работы длительное время и, следовательно, наименее конкурентоспособных) и располагающие ограниченными финансовыми ресурсами, не могут охватить все многообразие задач, которые ставит рынок труда, они не всегда готовы к гибкому реагированию на все запросы, которые он предъявляет.
В этих условиях закономерным было появление в России в конце 90-х годов прошлого века совершенно нового института, присущего рыночной экономике, - агентств, содействующих занятости населения.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих странах мира, частные агентства занятости активно участвуют в механизме реализации гражданами права на труд и завоевывают постоянно растущую роль на рынке труда. При этом основное значение деятельности частных агентств занятости в том, что они реализуют уникальную социальную функцию-услугу: расширение выбора в такой общезначимой сфере, как социально-трудовые отношения.
В результате агентства занятости становятся эффективным средством установления и саморегулирования баланса между работодателями, наемными работниками, государством и обществом. Наемному работнику агентство предоставляет широкий спектр выбора рабочих мест; работодателю - широкий выбор разнообразных исполнителей; государству - повышение эффективности бизнеса, что ведет к росту национального богатства и возможностей социальной политики через рост налоговых поступлений; обществу - гражданина с позитивным отношением к жизни на основе удовлетворенности трудовой деятельностью.
В то же время негосударственные организации содействия занятости населения в Российской Федерации до настоящего времени не имеют урегулированного законом правового статуса, определяющего их права, обязанности, порядок взаимодействия с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Недостаточность правового регулирования деятельности агентств занятости проявляется, прежде всего, в том, что оставляет возможности для определенных злоупотреблений с их стороны, что создает многочисленные препятствия для эффективной реализации гражданами права на труд.
При этом следует признать, что в современных условиях государственные службы занятости являются важнейшими агентами рынка труда и в той или иной мере участвуют в его регулировании. Это предполагает необходимость координации их усилий, повышения эффективности их деятельности с точки зрения решения общегосударственной задачи содействия трудоустройству населения как составной части активной политики занятости.
Степень разработанности темы исследования. Разносторонние аспекты, а также актуальные проблемы прав человека нашли свое отражение в работах государствоведов С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.С. Бондаря, A.A. Белкина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Т. Кабышева, JIM. Карапетяна, Ю.В. Кудрявцева, O.E. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, В.А. Патюлина, В.И. Радченко, В.А. Ржевского, Ф.М. Рудинского, О.Г. Румянцева, Т.А. Сошниковой, Б.Н. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Юдина, Л.С. Явича и др.
Первые работы отечественных ученых, связанные с функционированием частных агентств занятости, имели основной целью описание технологических аспектов их деятельности, а также анализ рынка таких услуг с точки зрения их прикладного использования потребителями, в том числе: справочники А. Рощина 1995, 1997 годов и работы В.А. Полякова, специалиста в области рекруитмента в России.
Дальнейшее развитие представлений о роли негосударственных посредников на рынке труда нашло отражение в работах таких авторов, как В.И. Алешникова, В. Кабалина, С.А. Карташов, И. Козина, И.А. Кокорев, К.А. Кравченко, А. Купчин, И.О. Тюрина, П.А. Оботнина, Ю.Г. Одегов, A.B. Рощин, С.Б. Синецкий, Д. Сторожева.
Многие ведущие отечественные ученые, исследующие проблемы занятости, политики на рынке труда высказывали свои позиции по отношению к институтам, альтернативным государственной системе трудоустройства, том числе: В. Бреев, И. Безгребельная, А. Дадашев, А.Кашепов, Р. Колосова, Л. Костин, А. Никифорова, Ф. Прокопов, М. Гарсия-Исер, В. Куликов, Л. Чижова, С. Смирнов и других.
Определение роли операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения получило отражение и в отечественной социальной науке. Особого внимания заслужили работы: A.M. Балханова, В.А. Лосева, P.O. Никифорова, H.A. Серговимцевой, Т. Веблен.
Большое количество работ по различным формам организаций, содействующих занятости, и их влиянию на рынок труда у западных авторов: Дж. Альбрехт, Б. Аксель, К. Гока, И. Гир, И. Бачингер, С. Родриго, А.Т. Вонг.
В работах указанных авторов раскрываются особенности деятельности негосударственных служб занятости (кадровых агентств) и установление грамотных отношений между специалистами служб персонала компаний и сотрудниками частных агентств занятости. Проанализированы состояние и перспективы их деятельности, технология работы и роль на рынке труда.
Вместе с тем до сих пор ощущается недостаток исследований, дающих целостное представление о роли операторов рынка труда, противоречивости представлений о рынке труда, а также их влияние на формирование структуры занятости населения.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях.
Предметом исследования является конституционно-правовая природа права на труд; совокупность нормативных правовых норм, регулирующих механизм реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации.
Цель работы - исследовать особенности реализации конституционного права граждан на труд в России; исследовать деятельность частных агентств занятости в России и разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию их деятельность в процессе реализации права граждан на труд.
Задачи исследования:
- определить содержание права на труд;
- раскрыть сущность и содержание деятельности частных агентств занятости, как особого института рынка труда; провести исследование системы нормативно-правового регулирования деятельности частных агентств занятости;
- обобщить зарубежный опыт функционирования частных агентств занятости;
- определить роль частных агентств занятости в реализации права на
труд;
- исследовать механизм реализации права на труд через частное агентств.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологической основой исследования являются методы общенаучного и частно-научного познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, диалектический и системно-структурный и др.
Основой практического исследования послужили Конвенции и Рекомендации Международной организации труда, Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области занятости и трудоустройства, а также нормотворческая и правоприменительная деятельность Федеральной службы по труду и занятости.
В основе информационной базы работы лежат статистические данные Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости, материалы социологических исследований ВЦИОМ.
Постановка проблемы занятости как самостоятельного объекта исследования для отечественной науки является достаточно новой. С 1930 по конец 1950 г.г. в связи с официальным заявлением о ликвидации безработицы специальных исследований в сфере занятости населения не проводилось, однако в ряде работ (Н.Г Александрова, В.С. Андреева, Л.Ю. Бугрова, К.Н. Гусова, А.Д. Зайкина, Т.В. Иванкиной, Ю.П. Орловского, А.С. Пашкова, И.О. Снигиревой, А.И Ставцевой, В.Н. Скобелкина, В.И Смолярчука, О.В. Смирнова, В.Н. Толкуновой, А.И. Шебановой, И.Я. Киселева и др.) рассматриваются некоторые ее отдельные аспекты. После перехода страны к рыночным отношениям научный интерес к правовому регулированию занятости повысился. Большое методологическое значение имеют труды П.П. Зуба, О.М Медведева, П.Е. Морозова, А.М. Нурмагамбетова, С.А. Пузыревского, Э.Р. Саруханова и др. Часть работ посвящена правовому регулированию трудоустройства (Ж.А. Горбачевой, С.В.Кулаковой, Е.В. Яшуриной), либо вопросам региональной занятости (Б. Бреева, А. Леонова, В.Герчикова, С.Лебедева, Л.Якимова и др.), либо занятости отдельных категорий граждан (И. Галета, В. Ельшиной, Н. Ивченковой, 3. Поповой и др), а также проблемам занятости в различных отраслях и сферах народного хозяйства (М. Бабаева, В. Крюкова, Л. Низовой, Н. Обухович, и др). В связи со значительными изменениями в мировой экономике в области структуры производства и занятости, растет число работ, разрабатывающих концепцию международного разделения труда и глобализации занятости (М.В. Артамоновой, Р.П. Колосовой,). Однако следует отметить, что, несмотря на имеющиеся в работах многих авторов обращения к различным аспектам занятости, потребность в ее комплексном изучении остается, поэтому исследованные в представленной работе
Научная новизна исследования. Осуществление глубоких социально-экономических преобразований в нашей стране, стержнем которых является переход к экономике рыночного типа, продолжающийся процесс совершенствования правового регулирования, связанный с принятием ряда новых и внесением изменений и дополнений в уже существующие нормативные правовые акты, а также структурные изменения, происходящие в настоящее время в системе органов государственной власти обуславливают возникновение целого комплекса новых проблем, в том числе и в сфере занятости населения, требующих своего изучения и поисков путей решения.
Структура выпускной квалификационной работы. Данное исследование входит введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и списка использованных источников и литературы.
Закрепление в Федеральном законе «О занятости населения Российской Федерации», а затем и в Конституции Российской Федерации права граждан самостоятельно без какого-либо принуждения распоряжаться своей способностью к труду, имело своей обратной стороной отсутствие гарантий в трудоустройстве со стороны государства и реализации права на труд. Очень существенным является и то, что в современном обществе, когда мотивацией поиска работы является не только получение материальных источников существования, а также поиск стабильности, возможности развития и профессионального роста и самореализации, поиск работы становится все более трудной задачей.
В этих условиях резко возрастает необходимость повышения эффективности действующей системы мер, нацеленных на поддержку нуждающихся в трудоустройстве и развития соответствующих институтов рынка труда.
Государственные органы по трудоустройству были и остаются привилегированным действующим институтом на рынке труда современной России, что в полной мере соответствует международной практике. Однако, государственные службы занятости, ориентированные, прежде всего, на трудоустройство безработных (в особенности тех, кто находится без работы длительное время и, следовательно, наименее конкурентоспособных) и располагающие ограниченными финансовыми ресурсами, не могут охватить все многообразие задач, которые ставит рынок труда, они не всегда готовы к гибкому реагированию на все запросы, которые он предъявляет.
В этих условиях закономерным было появление в России в конце 90-х годов прошлого века совершенно нового института, присущего рыночной экономике, - агентств, содействующих занятости населения.
В настоящее время в Российской Федерации, как и во многих странах мира, частные агентства занятости активно участвуют в механизме реализации гражданами права на труд и завоевывают постоянно растущую роль на рынке труда. При этом основное значение деятельности частных агентств занятости в том, что они реализуют уникальную социальную функцию-услугу: расширение выбора в такой общезначимой сфере, как социально-трудовые отношения.
В результате агентства занятости становятся эффективным средством установления и саморегулирования баланса между работодателями, наемными работниками, государством и обществом. Наемному работнику агентство предоставляет широкий спектр выбора рабочих мест; работодателю - широкий выбор разнообразных исполнителей; государству - повышение эффективности бизнеса, что ведет к росту национального богатства и возможностей социальной политики через рост налоговых поступлений; обществу - гражданина с позитивным отношением к жизни на основе удовлетворенности трудовой деятельностью.
В то же время негосударственные организации содействия занятости населения в Российской Федерации до настоящего времени не имеют урегулированного законом правового статуса, определяющего их права, обязанности, порядок взаимодействия с иными субъектами гражданско-правовых отношений. Недостаточность правового регулирования деятельности агентств занятости проявляется, прежде всего, в том, что оставляет возможности для определенных злоупотреблений с их стороны, что создает многочисленные препятствия для эффективной реализации гражданами права на труд.
При этом следует признать, что в современных условиях государственные службы занятости являются важнейшими агентами рынка труда и в той или иной мере участвуют в его регулировании. Это предполагает необходимость координации их усилий, повышения эффективности их деятельности с точки зрения решения общегосударственной задачи содействия трудоустройству населения как составной части активной политики занятости.
Степень разработанности темы исследования. Разносторонние аспекты, а также актуальные проблемы прав человека нашли свое отражение в работах государствоведов С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, М.В. Баглая, М.И. Байтина, Н.С. Бондаря, A.A. Белкина, Н.В. Витрука, Л.Д. Воеводина, В.Т. Кабышева, JIM. Карапетяна, Ю.В. Кудрявцева, O.E. Кутафина, Е.А. Лукашевой, В.О. Лучина, В.В. Маклакова, Л.С. Мамута, B.C. Нерсесянца, В.А. Патюлина, В.И. Радченко, В.А. Ржевского, Ф.М. Рудинского, О.Г. Румянцева, Т.А. Сошниковой, Б.Н. Страшуна, Ю.А. Тихомирова, Б.Н. Топорнина, В.А. Туманова, И.Е. Фарбера, Т.Я. Хабриевой, В.А. Четвернина, В.Е. Чиркина, Б.С. Эбзеева, Ю.А. Юдина, Л.С. Явича и др.
Первые работы отечественных ученых, связанные с функционированием частных агентств занятости, имели основной целью описание технологических аспектов их деятельности, а также анализ рынка таких услуг с точки зрения их прикладного использования потребителями, в том числе: справочники А. Рощина 1995, 1997 годов и работы В.А. Полякова, специалиста в области рекруитмента в России.
Дальнейшее развитие представлений о роли негосударственных посредников на рынке труда нашло отражение в работах таких авторов, как В.И. Алешникова, В. Кабалина, С.А. Карташов, И. Козина, И.А. Кокорев, К.А. Кравченко, А. Купчин, И.О. Тюрина, П.А. Оботнина, Ю.Г. Одегов, A.B. Рощин, С.Б. Синецкий, Д. Сторожева.
Многие ведущие отечественные ученые, исследующие проблемы занятости, политики на рынке труда высказывали свои позиции по отношению к институтам, альтернативным государственной системе трудоустройства, том числе: В. Бреев, И. Безгребельная, А. Дадашев, А.Кашепов, Р. Колосова, Л. Костин, А. Никифорова, Ф. Прокопов, М. Гарсия-Исер, В. Куликов, Л. Чижова, С. Смирнов и других.
Определение роли операторов рынка труда в формировании структуры занятости населения получило отражение и в отечественной социальной науке. Особого внимания заслужили работы: A.M. Балханова, В.А. Лосева, P.O. Никифорова, H.A. Серговимцевой, Т. Веблен.
Большое количество работ по различным формам организаций, содействующих занятости, и их влиянию на рынок труда у западных авторов: Дж. Альбрехт, Б. Аксель, К. Гока, И. Гир, И. Бачингер, С. Родриго, А.Т. Вонг.
В работах указанных авторов раскрываются особенности деятельности негосударственных служб занятости (кадровых агентств) и установление грамотных отношений между специалистами служб персонала компаний и сотрудниками частных агентств занятости. Проанализированы состояние и перспективы их деятельности, технология работы и роль на рынке труда.
Вместе с тем до сих пор ощущается недостаток исследований, дающих целостное представление о роли операторов рынка труда, противоречивости представлений о рынке труда, а также их влияние на формирование структуры занятости населения.
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации в современных условиях.
Предметом исследования является конституционно-правовая природа права на труд; совокупность нормативных правовых норм, регулирующих механизм реализации конституционного права граждан на труд в Российской Федерации.
Цель работы - исследовать особенности реализации конституционного права граждан на труд в России; исследовать деятельность частных агентств занятости в России и разработать теоретические и практические рекомендации по совершенствованию их деятельность в процессе реализации права граждан на труд.
Задачи исследования:
- определить содержание права на труд;
- раскрыть сущность и содержание деятельности частных агентств занятости, как особого института рынка труда; провести исследование системы нормативно-правового регулирования деятельности частных агентств занятости;
- обобщить зарубежный опыт функционирования частных агентств занятости;
- определить роль частных агентств занятости в реализации права на
труд;
- исследовать механизм реализации права на труд через частное агентств.
Методологическая и теоретическая основы исследования. Методологической основой исследования являются методы общенаучного и частно-научного познания: историко-правовой, формально-логический, сравнительно-правовой, статистический, диалектический и системно-структурный и др.
Основой практического исследования послужили Конвенции и Рекомендации Международной организации труда, Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативно правовые акты Российской Федерации и нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации в области занятости и трудоустройства, а также нормотворческая и правоприменительная деятельность Федеральной службы по труду и занятости.
В основе информационной базы работы лежат статистические данные Госкомстата РФ, Федеральной службы занятости, материалы социологических исследований ВЦИОМ.
Постановка проблемы занятости как самостоятельного объекта исследования для отечественной науки является достаточно новой. С 1930 по конец 1950 г.г. в связи с официальным заявлением о ликвидации безработицы специальных исследований в сфере занятости населения не проводилось, однако в ряде работ (Н.Г Александрова, В.С. Андреева, Л.Ю. Бугрова, К.Н. Гусова, А.Д. Зайкина, Т.В. Иванкиной, Ю.П. Орловского, А.С. Пашкова, И.О. Снигиревой, А.И Ставцевой, В.Н. Скобелкина, В.И Смолярчука, О.В. Смирнова, В.Н. Толкуновой, А.И. Шебановой, И.Я. Киселева и др.) рассматриваются некоторые ее отдельные аспекты. После перехода страны к рыночным отношениям научный интерес к правовому регулированию занятости повысился. Большое методологическое значение имеют труды П.П. Зуба, О.М Медведева, П.Е. Морозова, А.М. Нурмагамбетова, С.А. Пузыревского, Э.Р. Саруханова и др. Часть работ посвящена правовому регулированию трудоустройства (Ж.А. Горбачевой, С.В.Кулаковой, Е.В. Яшуриной), либо вопросам региональной занятости (Б. Бреева, А. Леонова, В.Герчикова, С.Лебедева, Л.Якимова и др.), либо занятости отдельных категорий граждан (И. Галета, В. Ельшиной, Н. Ивченковой, 3. Поповой и др), а также проблемам занятости в различных отраслях и сферах народного хозяйства (М. Бабаева, В. Крюкова, Л. Низовой, Н. Обухович, и др). В связи со значительными изменениями в мировой экономике в области структуры производства и занятости, растет число работ, разрабатывающих концепцию международного разделения труда и глобализации занятости (М.В. Артамоновой, Р.П. Колосовой,). Однако следует отметить, что, несмотря на имеющиеся в работах многих авторов обращения к различным аспектам занятости, потребность в ее комплексном изучении остается, поэтому исследованные в представленной работе
Научная новизна исследования. Осуществление глубоких социально-экономических преобразований в нашей стране, стержнем которых является переход к экономике рыночного типа, продолжающийся процесс совершенствования правового регулирования, связанный с принятием ряда новых и внесением изменений и дополнений в уже существующие нормативные правовые акты, а также структурные изменения, происходящие в настоящее время в системе органов государственной власти обуславливают возникновение целого комплекса новых проблем, в том числе и в сфере занятости населения, требующих своего изучения и поисков путей решения.
Структура выпускной квалификационной работы. Данное исследование входит введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение и списка использованных источников и литературы.
Проведенный анализ международных норм, нормативно-правовых актов Российской Федерации и научной литературы позволил нам сделать ряд теоретических выводов и внести некоторые предложения по совершенствованию законодательства в сфере занятости. Разработанные положения дополняют сложившиеся представления о предмете настоящего исследования, а также содержат анализ новых аспектов правовых проблем в области занятости населения. Выводы и предложения, высказанные на основе диссертационного исследования, могут способствовать более полному и углубленному пониманию проблем занятости населения, а также могут быть использованы при пересмотре уже имеющихся нормативно- правовых актов, так и при принятии новых, а также в правоприменительной практике и в учебном процессе.
1 .На основе анализа продолжающихся социально-экономических преобразований в современной России автором дается определение сущности рынка труда, выявляются факторы, определяющие специфику рынка труда России и их влияние на отношения занятости, а также прослеживается изменение места и роли государства в регулировании рынка труда. Это приводит к выводу, что: такие категории как рынок труда и занятость необходимо изучать в тесной взаимосвязи для более полного учета особенностей складывающейся в стране социально-экономической ситуации при определении перспектив правового регулирования занятости; на фоне общих положительных тенденций в сфере занятости отмечается наличие скрытых проблем (нарастают диспропорции в сфере использования труда, гипертрофирован неформальный сектор и т.д.), которые оказывали и продолжают оказывать негативное влияние на трудовые отношения и социально-экономическую ситуацию в целом, однако при составлении экономических и социальных программ не учитываются глубинные
- нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Вместе с тем экономическое неравенство противостоящих на рынке труда субъектов, различие их интересов, а также специфика обращаемого на данном рынке товара - рабочей силы, требуют от государства вмешательства, в том числе и посредством разработки правовых норм. Становление рыночных отношений в России должно осуществляться с учетом социальной функции государства. В рыночной экономике производственные интересы могут повлечь ослабление социальной защищенности людей. В сфере трудовых отношений социальная функция государства реализуется через систему трудового законодательства, поэтому вопросы занятости и трудоустройства не могут быть исключены из Трудового кодекса РФ;
- особенно нуждаются в государственной защите те категории граждан, которые при любой экономической ситуации испытывают трудности в поиске работы.
2. Занятость как категория и занятость как предмет правового регулирования не одно и тоже, хотя их взаимосвязь очевидна. Объектом государственной политики должна быть не сама занятость, а совокупность отношений по поводу создания условий для вовлечения граждан в общественно полезную деятельность. В связи с чем занятость рассматривается как совокупность занятость общественных отношений, связанных с реализацией граждан права на занятость.
3. Поскольку единообразного понимания видов и форм занятости не сложилось, целесообразно полагать, что в тех случаях, когда речь идет о формах занятости, прежде всего, имеются в виду ее экономические характеристики, отражающие в целом направление государственной политики в области занятости. Применительно же к конкретному человеку большее практическое значение имеет деление занятости на виды. При этом, в Законе о занятости сущность занятости (а, следовательно, и направления государственной политики) раскрывается только с экономической точки зрения и не содержит социальной составляющей. Восполнить этот пробел могло бы упоминание о том, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, обеспечивающую достойный уровень жизни.
Когда занятость рассматривается в конкретных условиях места и времени, то речь идет об организационных видах, которые показывают определенные способы организации участия людей в общественно-полезной деятельности.
Что же касается категорий граждан, перечисленных в законе о занятости, то, в настоящее время особую актуальность приобретает их деление на такие две категории, как:
5) имеющие право на государственное содействие реализации права на занятость;
6) имеющие право на обеспечение занятости.
Перечень категорий граждан, которые имеют право на обеспечение занятости дан в ст.5 Закона о занятости. Для них одной из самых эффективных мер в обеспечении занятости является квотирование. Однако на федеральном уровне, обязательное квотирование установлено только в отношении инвалидов, что касается иных категорий граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы, то установление для них квот зависит от возможностей конкретного субъекта. В связи с этим, представляется целесообразным принятие федерального закона «О квотировании рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы», предусматривающего единый механизм квотирования на всей территории РФ и перечень тех категорий граждан, для которых установление квоты является обязательным. Указанные в работе категории должны войти в этот перечень.
4. Право граждан на занятость является составной частью системы, объединяющей все права и свободы, действующие в сфере труда, в основе которой лежит право на труд. В связи с этим, автором высказывается предложение о возвращении права на труд в число конституционных, при этом его составной частью можно считать право на занятость, которое одновременно является и гарантией права на труд и самостоятельным личным правом граждан. При этом право на занятость определяется как абсолютное субъективное право граждан свободно распоряжаются своими способностями к труду, включающее право граждан на государственное содействие занятости и право некоторых категорий граждан на обеспечение занятости.
5. Отношения занятости входят в предмет трудового права, в связи с чем, необходимо вернуть нормы о занятости в Трудовой кодекс РФ, внеся соответствующие изменения в ст.1, и обогатив Трудовой кодекс РФ.
6. В условиях дефицита рабочей силы, отмечающегося в последнее время в России при должном уровне проведения профессиональной реабилитации инвалиды могли бы стать резервом квалифицированной рабочей силы, поэтому проблеме комплексной реабилитации инвалидов должно уделяться особое внимание, причем помимо гарантий в области занятости, необходимо на государственном уровне создание такой среды жизнедеятельности, которая была бы доступна для инвалидов и не становилась препятствием для осуществления их прав, в том числе и в области занятости. Кроме того:
- государство должно стремиться к равнодоступности мер в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (городе, деревне, административная территориальная единица и пр.). В связи с этим, представляется целесообразным принятие федерального закона, предусматривающего единый механизм квотирования на всей территории РФ;
- установление более высокого показателя численности работников для предприятий при установлении квоты не совсем оправданно, поскольку данная норма, по сути, лишила инвалидов определенной доли рабочих мест. В этой связи представляется более целесообразным введение дифференцированной системы квотирования, которая предполагает установление нормативов квотирования в зависимости от среднесписочной численности работников организации;
- административный штраф не может заменить нормы, предусматривающей взыскание с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида. Подобное нововведение на практике может вызвать еще большее ущемление прав инвалидов в области обеспечения
- полноценная трудовая реабилитация должна состоять в том, чтобы сделать из инвалида работника и наиболее эффективный путь - это организация специальных реабилитационных центров на крупных предприятиях, которые имеют реальные возможности по разработке и созданию рабочих мест, ориентируясь на особенности заболеваний инвалидов и назначенных им рекомендаций к труду;
7. Отсутствие адекватной рыночным отношениям государственной социальной политики в отношении лиц с семейными обязанностями, вынуждает семью самостоятельно решать вопросы, связанные с воспитанием детей, содержанием граждан так называемого социального риска (инвалиды, престарелые, хронически больные, судимые и т.д.), что в свою очередь приводит к негативным последствиям не только в сфере занятости населения. Проведенное исследование показало, что:
- в следствие перехода от охранного принципа к антидискриминационному одни льготы для лиц с семейными обязанностями были сокращены, другие снижены, третьи отмены, что в целом отрицательно повлияло на состояние занятости этой категории;
- целесообразно такой критерий, как семейные обязанности рассматривать в качестве самостоятельного основания для дифференциации правового регулирования, относящегося к работникам любого пола. Таким образом, в основе дифференциации, должны находиться два различных обстоятельства: относящиеся исключительно к женщинам (так называемые специальные основания дифференциации, учитывающие физиологические особенности женского организма - пол, беременность, роды и кормление грудью) и относящиеся к социальным семейным обязанностям граждан безотносительно к полу работника. При этом, если речь идет о правовых нормах по труду женщин с учетом ее материнской функции, - (то есть, учитываются физиологические особенности ее организма), то мы имеем дело с субъектной дифференциацией. Если же речь идет о правовых нормах по труду, касающихся работников, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников - членов семьи, то такая дифференциация тяготеет ближе к дифференциации по объективным факторам, так как обусловлена фактом наличия семейных отношений, носящих объективный характер;
- необходимо разделить главу 41 ТК РФ на две самостоятельных главы: «Особенности регулирования труда женщин» и «Особенности регулирования труда работников с семейными обязанностями». При этом, по мнению автора, в главе, посвященной женщинам, все предоставляемые гарантии и льготы можно сгруппировать следующим образом: 1) нормы по охране труда женщин с учетом физиологических особенностей женского организма; 2) гарантии и льготы, учитывающие состояние активного материнства трудящейся женщины (сюда относятся такие обстоятельства как беременность и роды). Поскольку семейные обязанности, связанные с наличием детей появляются у родителей (и лиц их заменяющих) только после их рождения, а все, что предшествует этому
- касается только организма матери (значит только женщин), то все остальные гарантии и льготы должны быть отнесены ко второй главе «Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями». Данная глава должна содержать в себе гарантии и льготы работникам, связанные с наличием детей и нетрудоспособных членов в семье, причем необходимо норму права формулировать таким образом, чтобы было понятно, что они предоставляются не только женщинам, а работникам, с семейными обязанностями, то есть, без конкретного указания на пол работника;
- необходимо внести изменения в п.2 ст.5 Закона о занятости, дополнив перечень возможных оснований для дискриминации таким основанием, как выполнение гражданами семейных обязанностей. При этом тендерное равенство не означает, что женщины и мужчины должны стать одинаковыми; это означает, что их права, обязанности и возможности не должны зависеть от того кем они являются - мужчинами или женщинами.
- ст.64 ТК РФ предлагается сформулировать следующим образом: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью, а также работникам, по мотивам, связанным с воспитанием несовершеннолетних детей или осуществлением ухода за нетрудоспособными членами их семей»;
- в ТК РФ должна найти отражение норма, предусматривающая, что при составлении анкеты или резюме на этапе приема на работу запрещается работодателям истребовать от претендента на рабочее место информацию о семейном положении и наличии детей. И только после заключения трудового договора документы о составе семьи работника, могут быть затребованы от работника и внесены в личное дело как имеющие правовое значение для предоставления ему гарантий, связанных с выполнением семейных обязанностей.
- занятость работников с семейными обязанностями должна выступать одним определяющих факторов при проведении демографической, семейной политики, социальной, а также политики, направленной на охрану материнства и детства.
Безусловно, рассмотренный в работе перечень правовых проблем в области занятости не является исчерпывающим, при этом практически каждая из них заслуживает отдельного изучения.
1 .На основе анализа продолжающихся социально-экономических преобразований в современной России автором дается определение сущности рынка труда, выявляются факторы, определяющие специфику рынка труда России и их влияние на отношения занятости, а также прослеживается изменение места и роли государства в регулировании рынка труда. Это приводит к выводу, что: такие категории как рынок труда и занятость необходимо изучать в тесной взаимосвязи для более полного учета особенностей складывающейся в стране социально-экономической ситуации при определении перспектив правового регулирования занятости; на фоне общих положительных тенденций в сфере занятости отмечается наличие скрытых проблем (нарастают диспропорции в сфере использования труда, гипертрофирован неформальный сектор и т.д.), которые оказывали и продолжают оказывать негативное влияние на трудовые отношения и социально-экономическую ситуацию в целом, однако при составлении экономических и социальных программ не учитываются глубинные
- нормальное функционирование рынка труда должно поддерживаться конкуренцией спроса и предложения на рабочую силу. Вместе с тем экономическое неравенство противостоящих на рынке труда субъектов, различие их интересов, а также специфика обращаемого на данном рынке товара - рабочей силы, требуют от государства вмешательства, в том числе и посредством разработки правовых норм. Становление рыночных отношений в России должно осуществляться с учетом социальной функции государства. В рыночной экономике производственные интересы могут повлечь ослабление социальной защищенности людей. В сфере трудовых отношений социальная функция государства реализуется через систему трудового законодательства, поэтому вопросы занятости и трудоустройства не могут быть исключены из Трудового кодекса РФ;
- особенно нуждаются в государственной защите те категории граждан, которые при любой экономической ситуации испытывают трудности в поиске работы.
2. Занятость как категория и занятость как предмет правового регулирования не одно и тоже, хотя их взаимосвязь очевидна. Объектом государственной политики должна быть не сама занятость, а совокупность отношений по поводу создания условий для вовлечения граждан в общественно полезную деятельность. В связи с чем занятость рассматривается как совокупность занятость общественных отношений, связанных с реализацией граждан права на занятость.
3. Поскольку единообразного понимания видов и форм занятости не сложилось, целесообразно полагать, что в тех случаях, когда речь идет о формах занятости, прежде всего, имеются в виду ее экономические характеристики, отражающие в целом направление государственной политики в области занятости. Применительно же к конкретному человеку большее практическое значение имеет деление занятости на виды. При этом, в Законе о занятости сущность занятости (а, следовательно, и направления государственной политики) раскрывается только с экономической точки зрения и не содержит социальной составляющей. Восполнить этот пробел могло бы упоминание о том, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, обеспечивающую достойный уровень жизни.
Когда занятость рассматривается в конкретных условиях места и времени, то речь идет об организационных видах, которые показывают определенные способы организации участия людей в общественно-полезной деятельности.
Что же касается категорий граждан, перечисленных в законе о занятости, то, в настоящее время особую актуальность приобретает их деление на такие две категории, как:
5) имеющие право на государственное содействие реализации права на занятость;
6) имеющие право на обеспечение занятости.
Перечень категорий граждан, которые имеют право на обеспечение занятости дан в ст.5 Закона о занятости. Для них одной из самых эффективных мер в обеспечении занятости является квотирование. Однако на федеральном уровне, обязательное квотирование установлено только в отношении инвалидов, что касается иных категорий граждан из числа испытывающих трудности в поиске работы, то установление для них квот зависит от возможностей конкретного субъекта. В связи с этим, представляется целесообразным принятие федерального закона «О квотировании рабочих мест для лиц, испытывающих трудности в поиске работы», предусматривающего единый механизм квотирования на всей территории РФ и перечень тех категорий граждан, для которых установление квоты является обязательным. Указанные в работе категории должны войти в этот перечень.
4. Право граждан на занятость является составной частью системы, объединяющей все права и свободы, действующие в сфере труда, в основе которой лежит право на труд. В связи с этим, автором высказывается предложение о возвращении права на труд в число конституционных, при этом его составной частью можно считать право на занятость, которое одновременно является и гарантией права на труд и самостоятельным личным правом граждан. При этом право на занятость определяется как абсолютное субъективное право граждан свободно распоряжаются своими способностями к труду, включающее право граждан на государственное содействие занятости и право некоторых категорий граждан на обеспечение занятости.
5. Отношения занятости входят в предмет трудового права, в связи с чем, необходимо вернуть нормы о занятости в Трудовой кодекс РФ, внеся соответствующие изменения в ст.1, и обогатив Трудовой кодекс РФ.
6. В условиях дефицита рабочей силы, отмечающегося в последнее время в России при должном уровне проведения профессиональной реабилитации инвалиды могли бы стать резервом квалифицированной рабочей силы, поэтому проблеме комплексной реабилитации инвалидов должно уделяться особое внимание, причем помимо гарантий в области занятости, необходимо на государственном уровне создание такой среды жизнедеятельности, которая была бы доступна для инвалидов и не становилась препятствием для осуществления их прав, в том числе и в области занятости. Кроме того:
- государство должно стремиться к равнодоступности мер в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (городе, деревне, административная территориальная единица и пр.). В связи с этим, представляется целесообразным принятие федерального закона, предусматривающего единый механизм квотирования на всей территории РФ;
- установление более высокого показателя численности работников для предприятий при установлении квоты не совсем оправданно, поскольку данная норма, по сути, лишила инвалидов определенной доли рабочих мест. В этой связи представляется более целесообразным введение дифференцированной системы квотирования, которая предполагает установление нормативов квотирования в зависимости от среднесписочной численности работников организации;
- административный штраф не может заменить нормы, предусматривающей взыскание с работодателя обязательной ежемесячной платы за каждого нетрудоустроенного в рамках квоты инвалида. Подобное нововведение на практике может вызвать еще большее ущемление прав инвалидов в области обеспечения
- полноценная трудовая реабилитация должна состоять в том, чтобы сделать из инвалида работника и наиболее эффективный путь - это организация специальных реабилитационных центров на крупных предприятиях, которые имеют реальные возможности по разработке и созданию рабочих мест, ориентируясь на особенности заболеваний инвалидов и назначенных им рекомендаций к труду;
7. Отсутствие адекватной рыночным отношениям государственной социальной политики в отношении лиц с семейными обязанностями, вынуждает семью самостоятельно решать вопросы, связанные с воспитанием детей, содержанием граждан так называемого социального риска (инвалиды, престарелые, хронически больные, судимые и т.д.), что в свою очередь приводит к негативным последствиям не только в сфере занятости населения. Проведенное исследование показало, что:
- в следствие перехода от охранного принципа к антидискриминационному одни льготы для лиц с семейными обязанностями были сокращены, другие снижены, третьи отмены, что в целом отрицательно повлияло на состояние занятости этой категории;
- целесообразно такой критерий, как семейные обязанности рассматривать в качестве самостоятельного основания для дифференциации правового регулирования, относящегося к работникам любого пола. Таким образом, в основе дифференциации, должны находиться два различных обстоятельства: относящиеся исключительно к женщинам (так называемые специальные основания дифференциации, учитывающие физиологические особенности женского организма - пол, беременность, роды и кормление грудью) и относящиеся к социальным семейным обязанностям граждан безотносительно к полу работника. При этом, если речь идет о правовых нормах по труду женщин с учетом ее материнской функции, - (то есть, учитываются физиологические особенности ее организма), то мы имеем дело с субъектной дифференциацией. Если же речь идет о правовых нормах по труду, касающихся работников, имеющих обязанности в отношении других ближайших родственников - членов семьи, то такая дифференциация тяготеет ближе к дифференциации по объективным факторам, так как обусловлена фактом наличия семейных отношений, носящих объективный характер;
- необходимо разделить главу 41 ТК РФ на две самостоятельных главы: «Особенности регулирования труда женщин» и «Особенности регулирования труда работников с семейными обязанностями». При этом, по мнению автора, в главе, посвященной женщинам, все предоставляемые гарантии и льготы можно сгруппировать следующим образом: 1) нормы по охране труда женщин с учетом физиологических особенностей женского организма; 2) гарантии и льготы, учитывающие состояние активного материнства трудящейся женщины (сюда относятся такие обстоятельства как беременность и роды). Поскольку семейные обязанности, связанные с наличием детей появляются у родителей (и лиц их заменяющих) только после их рождения, а все, что предшествует этому
- касается только организма матери (значит только женщин), то все остальные гарантии и льготы должны быть отнесены ко второй главе «Особенности регулирования труда лиц с семейными обязанностями». Данная глава должна содержать в себе гарантии и льготы работникам, связанные с наличием детей и нетрудоспособных членов в семье, причем необходимо норму права формулировать таким образом, чтобы было понятно, что они предоставляются не только женщинам, а работникам, с семейными обязанностями, то есть, без конкретного указания на пол работника;
- необходимо внести изменения в п.2 ст.5 Закона о занятости, дополнив перечень возможных оснований для дискриминации таким основанием, как выполнение гражданами семейных обязанностей. При этом тендерное равенство не означает, что женщины и мужчины должны стать одинаковыми; это означает, что их права, обязанности и возможности не должны зависеть от того кем они являются - мужчинами или женщинами.
- ст.64 ТК РФ предлагается сформулировать следующим образом: «Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью, а также работникам, по мотивам, связанным с воспитанием несовершеннолетних детей или осуществлением ухода за нетрудоспособными членами их семей»;
- в ТК РФ должна найти отражение норма, предусматривающая, что при составлении анкеты или резюме на этапе приема на работу запрещается работодателям истребовать от претендента на рабочее место информацию о семейном положении и наличии детей. И только после заключения трудового договора документы о составе семьи работника, могут быть затребованы от работника и внесены в личное дело как имеющие правовое значение для предоставления ему гарантий, связанных с выполнением семейных обязанностей.
- занятость работников с семейными обязанностями должна выступать одним определяющих факторов при проведении демографической, семейной политики, социальной, а также политики, направленной на охрану материнства и детства.
Безусловно, рассмотренный в работе перечень правовых проблем в области занятости не является исчерпывающим, при этом практически каждая из них заслуживает отдельного изучения.
Подобные работы
- УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ
ОБЩЕСТВЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2016 - МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2018 - Актуальные вопросы трудоустройства отдельных категорий молодежи (Право и организация социального обеспечения, Московский Финансово-Юридический Университет)
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Технологии социальной работы с безработными в ОГКУ «Центр занятости населения города Томска»
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - Проблемы и перспективы развития рынка труда (Государственный Гуманитарно-Технологический Университет)
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - «Проблема безработицы населения на региональном рынке труда (на примере Пензенской области»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2015 - Социальная защита безработных в Пензенской области: правовые аспекты
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4620 р. Год сдачи: 2019 - Проблемы реализации трудовых прав несовершеннолетних
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - Уголовные наказания имущественного характера как альтернатива лишению свободы
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2020



