Международно-правовой статус журналиста
|
ВВЕДЕНИЕ 1
1. Понятие и регламентация правового статуса журналиста 6
1.1. Понятие журналиста, его правовой статус 6
1.2. Правовые основы деятельности журналиста 16
2. Регулирование деятельности журналиста 34
2.1. Пределы вмешательства государства в деятельность журналиста 34
2.2. Деятельность журналиста в условиях вооруженного конфликта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Понятие и регламентация правового статуса журналиста 6
1.1. Понятие журналиста, его правовой статус 6
1.2. Правовые основы деятельности журналиста 16
2. Регулирование деятельности журналиста 34
2.1. Пределы вмешательства государства в деятельность журналиста 34
2.2. Деятельность журналиста в условиях вооруженного конфликта 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В последние десятилетия на международной арене наблюдается нарастание международной политической напряженности, значительно увеличивается количество локальных вооруженных столкновений, события которых освещают все больше и больше репортеров. Мир участвует в «холодной войне», которая в отличие от классического понимания, приобретает новый смысл - информационная война. В связи с чем, профессия журналиста в XXI веке приобретает новый смысл. Журналисты расцениваются мировой общественностью как «четвертая ветвь власти».
СМИ, подобно «стереоочкам, погружающим нас в мир отснятого в объеме кино, позволяют проникнуть в недоступную нам реальность» . Именно благодаря журналистам, мы регулярно получаем достоверную и проверенную информацию не только о повседневных событиях, но и о нарушениях прав человека из «горячих точек», где велик риск быть убитым, взятым в плен, что позволяет членам общества быть очевидцами происходящего.
Наблюдается тенденция роста правонарушений и преступлений, совершенных в отношении журналистов и иных работников средств массовой информации, связанная в первую очередь с политическим фактором. Ежедневно представители прессы ощущают на себе незаконное давление, которое выражается в запрещении освещения полученной ими объективной информации, изъятии материалов, заключении под стражу, обращении в плен, а также убийствах и пытках.
В 2018-2019 году ЮНЕСКО официально зарегистрировало 156 случаев убийства журналистов по всему миру. Шокирующим является тот факт, что в целом за последнее десятилетие журналисты противоправно лишались жизни раз в четыре дня. Пиковым за последнее десятилетие является 2012 год - показатель умышленного лишения жизни работников СМИ составлял 124 случая. По данным ЮНЕСКО в 2019 году проблема осложнилась тем, что число убийств сотрудников СМИ в мирных странах достигло своего максимума за последние 7 лет. Несмотря на то, что жертвами нападения в большинстве случаев являются мужчины, женщины-журналисты являются главным объектом атак на гендерной почве. При этом, как отмечает ЮНЕСКО, расследуется лишь 10-12% убийств журналистов.
Деятельность журналистов в условиях вооруженных конфликтов также сопряжена с риском. Больше всего случаев лишения жизни журналистов в зонах вооруженных конфликтов за 2018-2019 год было зарегистрировано в Мексике - 25, Сирийской арабской республике - 15, Афганистане - 21.
В связи с этим, актуальность исследования механизма защиты прав журналистов в мирное время и в условиях вооруженного конфликта, сложно переоценить.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности журналистов, их этики, правовой защите.
Предметом исследования явились международно-правовые нормы, определяющие правовой статус журналиста.
Целью работы является анализ правового статуса журналистов на национальном и международном уровне, включая этические аспекты его деятельности.
Задачами работы являются:
1) раскрыть элементы правового статуса журналиста;
2) охарактеризовать правовой ландшафт деятельности журналиста на международном и национальном уровне;
3) определить пределы вмешательства государства в деятельность журналистов;
4) показать особенности регламентации деятельности журналиста в условиях вооруженного конфликта»;
5) сформулировать рекомендации, призванные обеспечить соблюдение прав журналистов, а также предложения по реформированию механизма защиты их профессиональной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Д.С. Авраамов, Г.В. Лазутина, Е.П. Прохоров, М.А. Федотов, И.А. Лукашук, С.А. Михайлов, Х.Д. Хассон, Е.В. Мартыненко, А.Г. Рихтер и другие. Однако, обратившись к международным и отечественным юридическим доктринам, нормативной базе автор пришел к выводу, что правовому статусу журналиста уделено необоснованно малое внимание. Комплексного анализа механизма защиты прав журналиста, допустимые рамки его поведения в профессиональной деятельности не проводилось.
Эмпирическую основу работы составляют международно-правовые акты, национальное законодательство Российской Федерации, статистические данные, обзоры и рекомендации международных организаций, учреждений, практика Европейского суда по правам человека и других международных судебных учреждений.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно- правового анализа, дедукции и индукции.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
СМИ, подобно «стереоочкам, погружающим нас в мир отснятого в объеме кино, позволяют проникнуть в недоступную нам реальность» . Именно благодаря журналистам, мы регулярно получаем достоверную и проверенную информацию не только о повседневных событиях, но и о нарушениях прав человека из «горячих точек», где велик риск быть убитым, взятым в плен, что позволяет членам общества быть очевидцами происходящего.
Наблюдается тенденция роста правонарушений и преступлений, совершенных в отношении журналистов и иных работников средств массовой информации, связанная в первую очередь с политическим фактором. Ежедневно представители прессы ощущают на себе незаконное давление, которое выражается в запрещении освещения полученной ими объективной информации, изъятии материалов, заключении под стражу, обращении в плен, а также убийствах и пытках.
В 2018-2019 году ЮНЕСКО официально зарегистрировало 156 случаев убийства журналистов по всему миру. Шокирующим является тот факт, что в целом за последнее десятилетие журналисты противоправно лишались жизни раз в четыре дня. Пиковым за последнее десятилетие является 2012 год - показатель умышленного лишения жизни работников СМИ составлял 124 случая. По данным ЮНЕСКО в 2019 году проблема осложнилась тем, что число убийств сотрудников СМИ в мирных странах достигло своего максимума за последние 7 лет. Несмотря на то, что жертвами нападения в большинстве случаев являются мужчины, женщины-журналисты являются главным объектом атак на гендерной почве. При этом, как отмечает ЮНЕСКО, расследуется лишь 10-12% убийств журналистов.
Деятельность журналистов в условиях вооруженных конфликтов также сопряжена с риском. Больше всего случаев лишения жизни журналистов в зонах вооруженных конфликтов за 2018-2019 год было зарегистрировано в Мексике - 25, Сирийской арабской республике - 15, Афганистане - 21.
В связи с этим, актуальность исследования механизма защиты прав журналистов в мирное время и в условиях вооруженного конфликта, сложно переоценить.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности журналистов, их этики, правовой защите.
Предметом исследования явились международно-правовые нормы, определяющие правовой статус журналиста.
Целью работы является анализ правового статуса журналистов на национальном и международном уровне, включая этические аспекты его деятельности.
Задачами работы являются:
1) раскрыть элементы правового статуса журналиста;
2) охарактеризовать правовой ландшафт деятельности журналиста на международном и национальном уровне;
3) определить пределы вмешательства государства в деятельность журналистов;
4) показать особенности регламентации деятельности журналиста в условиях вооруженного конфликта»;
5) сформулировать рекомендации, призванные обеспечить соблюдение прав журналистов, а также предложения по реформированию механизма защиты их профессиональной деятельности.
Теоретическую основу исследования составили труды следующих ученых: Д.С. Авраамов, Г.В. Лазутина, Е.П. Прохоров, М.А. Федотов, И.А. Лукашук, С.А. Михайлов, Х.Д. Хассон, Е.В. Мартыненко, А.Г. Рихтер и другие. Однако, обратившись к международным и отечественным юридическим доктринам, нормативной базе автор пришел к выводу, что правовому статусу журналиста уделено необоснованно малое внимание. Комплексного анализа механизма защиты прав журналиста, допустимые рамки его поведения в профессиональной деятельности не проводилось.
Эмпирическую основу работы составляют международно-правовые акты, национальное законодательство Российской Федерации, статистические данные, обзоры и рекомендации международных организаций, учреждений, практика Европейского суда по правам человека и других международных судебных учреждений.
Методологической основой исследования является диалектический метод, а также общие и частные научные методы: анализа, синтеза, логический, обобщения, специальные научные методы сравнительно- правового анализа, дедукции и индукции.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, две главы, объединяющие четыре параграфа, заключение, список использованных источников.
Исходя из вышеизложенного, автор приходит к следующим выводам.
Журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Правовой статус журналиста включает два аспекта: внешний - права и обязанности журналиста, внутренний- правосознание, правовая культура и журналистская этика.
Журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, распространять подготовленные им материалы и другие.
Закон о СМИ закрепляет обязанности журналиста. К ним относятся: соблюдение устава редакции, проверка достоверности сообщаемой им информации, сохранность конфиденциальности информации и другие.
Журналист должен в своей деятельности руководствоваться этическими нормами. Журналистская этика представляет из себя правила поведения, которые не закреплены на законодательном уровне, а поддерживаются силой общественного мнения. Основным регулятором деятельности журналиста является Кодекс профессиональной этики журналиста, который документально закрепляет добровольно принятые обязательства журналистов.
Важнейшим условием деятельности журналиста является его аккредитация. Целью аккредитации является обеспечение журналистам доступа в особые места с ограниченным пространством, к определенным “закрытым зонам”, в число которых входят зоны военных действий и места, которые закрыты властями в целях безопасности. Также она предоставляет возможность журналистами принимать участие в мероприятиях и визитах. Аккредитованные корреспонденты иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации пользуются широким спектром профессиональных свобод и экономических гарантий, но в то же время в их деятельности присутствуют некоторые ограничения (например, отказ в аккредитации или аннулирование ранее выданного свидетельства за нарушение российского законодательства).
Правовое регулирование журналистской деятельности носит комплексный характер и включает в себя как международные нормы, так и нормы национального законодательства.
Основными источниками международного права являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия по правам человека, а также нормы мягкого права («soft law»), к которым относятся Рекомендация ЮНЕСКО, Софийская Декларация по укреплению независимых и плюралистических средств массовой информации и т.д.
Национальное законодательство представлено Конституцией РФ и отраслевым законодательством о средствах массовой информации.
Свобода слова — это неотъемлемая составляющая профессии журналиста. Существует три концепции юридической стороны свободы: авторитарная (свободно использовать информацию может только государство), концепция полной свободы (создание свободного рынка идей и равноправие всех журналистов) и концепция ответственной свободы (регламентация свободной деятельности СМИ путем издания законов).
Право на свободу выражения мнения не является абсолютным и может быть ограничено.
Одним из таких ограничений является самоцензура журналиста. К истокам самоцензуры могут быть отнесены моральные и нравственные принципы, а также наличие внешних ограничений, нарушение которых влечет неблагоприятные для журналиста последствия. Приучение журналиста к самоцензуре может быть осуществлено через различные угрозы: угрозы информационной изоляции угрозы бойкота со стороны коллег, угрозы отключения от каналов финансовой поддержки и т.д.
В качестве другого ограничения может быть названо вмешательство со стороны государства. Вмешательство должно быть законным, закон должен отвечать критериям “качества закона”: закон должен быть доступным, предсказуемым, должен с достаточной ясностью указывать объем дискреционных полномочий, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту от произвольного вмешательства государства, вмешательство государства должно быть под контролем суда. Вторым условием является легитимность целей, ради которых данное право подлежит ограничению. Ограничения должны быть необходимыми в демократическом обществе
Любой журналист, находящийся в зоне вооруженного конфликта, не обладает никаким особым статусом, он носит статус “гражданского”, что сближает его со статусом “мирного жителя”.
“Военный журналист (корреспондент)” и “журналист” относятся к категории “мирных граждан”. Их различие заключается в том, что лишь “военные журналисты (корреспонденты)” могут обрести статус военнопленного. Это связано с тем, что они имеют формальное право на сопровождение вооруженных сил и в случае попадания в плен они “обретают правовой статус участников вооруженных сил”.
Статус “прикомандированного к военной части журналиста” не нашел закрепления на законодательном уровне, однако их статус представляется аналогичным статусу военного журналиста (корреспондента).
Журналисты, осуществляющие свою деятельность в зоне вооружённых конфликтов, имеют право пользоваться защитой, но они должны быть уведомлены о том, что данное право может быть нарушено. Для того, чтобы обезопасить себя, журналистам необходима специальная одежда с надписью “пресса” и документы, подтверждающие их статус.
Основным недостатком защиты журналистов в условиях вооруженных конфликтов является отсутствие реализации на внутригосударственном уровне обязательств, закрепленных в международных соглашениях (имплементация).
Журналистам, осуществляющим свою деятельность в условиях вооруженного конфликта, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: определение границ дозволенного продвижения журналиста к зоне боевых действий, характер нападения должен играть ключевую роль для журналиста при планировании его профессиональной деятельности, предоставление особых гарантий при попадании в плен в непосредственной близости от военного объекта, создание международного фонда под эгидой Совета по правам человека ООН.
Средствам массовой информации в условиях вооруженного конфликта необходимо представлять непредвзятую и объективную информацию. В противном случае искажение фактов может способствовать разжиганию “войны”, совершению преступлений против человечности и формированию негативного общественного мнения.
Журналист - это лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.
Правовой статус журналиста включает два аспекта: внешний - права и обязанности журналиста, внутренний- правосознание, правовая культура и журналистская этика.
Журналист имеет право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, посещать государственные органы, излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, распространять подготовленные им материалы и другие.
Закон о СМИ закрепляет обязанности журналиста. К ним относятся: соблюдение устава редакции, проверка достоверности сообщаемой им информации, сохранность конфиденциальности информации и другие.
Журналист должен в своей деятельности руководствоваться этическими нормами. Журналистская этика представляет из себя правила поведения, которые не закреплены на законодательном уровне, а поддерживаются силой общественного мнения. Основным регулятором деятельности журналиста является Кодекс профессиональной этики журналиста, который документально закрепляет добровольно принятые обязательства журналистов.
Важнейшим условием деятельности журналиста является его аккредитация. Целью аккредитации является обеспечение журналистам доступа в особые места с ограниченным пространством, к определенным “закрытым зонам”, в число которых входят зоны военных действий и места, которые закрыты властями в целях безопасности. Также она предоставляет возможность журналистами принимать участие в мероприятиях и визитах. Аккредитованные корреспонденты иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации пользуются широким спектром профессиональных свобод и экономических гарантий, но в то же время в их деятельности присутствуют некоторые ограничения (например, отказ в аккредитации или аннулирование ранее выданного свидетельства за нарушение российского законодательства).
Правовое регулирование журналистской деятельности носит комплексный характер и включает в себя как международные нормы, так и нормы национального законодательства.
Основными источниками международного права являются Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Хартия Европейского Союза об основных правах, Американская конвенция о правах человека, Африканская хартия по правам человека, а также нормы мягкого права («soft law»), к которым относятся Рекомендация ЮНЕСКО, Софийская Декларация по укреплению независимых и плюралистических средств массовой информации и т.д.
Национальное законодательство представлено Конституцией РФ и отраслевым законодательством о средствах массовой информации.
Свобода слова — это неотъемлемая составляющая профессии журналиста. Существует три концепции юридической стороны свободы: авторитарная (свободно использовать информацию может только государство), концепция полной свободы (создание свободного рынка идей и равноправие всех журналистов) и концепция ответственной свободы (регламентация свободной деятельности СМИ путем издания законов).
Право на свободу выражения мнения не является абсолютным и может быть ограничено.
Одним из таких ограничений является самоцензура журналиста. К истокам самоцензуры могут быть отнесены моральные и нравственные принципы, а также наличие внешних ограничений, нарушение которых влечет неблагоприятные для журналиста последствия. Приучение журналиста к самоцензуре может быть осуществлено через различные угрозы: угрозы информационной изоляции угрозы бойкота со стороны коллег, угрозы отключения от каналов финансовой поддержки и т.д.
В качестве другого ограничения может быть названо вмешательство со стороны государства. Вмешательство должно быть законным, закон должен отвечать критериям “качества закона”: закон должен быть доступным, предсказуемым, должен с достаточной ясностью указывать объем дискреционных полномочий, чтобы обеспечить лицу адекватную защиту от произвольного вмешательства государства, вмешательство государства должно быть под контролем суда. Вторым условием является легитимность целей, ради которых данное право подлежит ограничению. Ограничения должны быть необходимыми в демократическом обществе
Любой журналист, находящийся в зоне вооруженного конфликта, не обладает никаким особым статусом, он носит статус “гражданского”, что сближает его со статусом “мирного жителя”.
“Военный журналист (корреспондент)” и “журналист” относятся к категории “мирных граждан”. Их различие заключается в том, что лишь “военные журналисты (корреспонденты)” могут обрести статус военнопленного. Это связано с тем, что они имеют формальное право на сопровождение вооруженных сил и в случае попадания в плен они “обретают правовой статус участников вооруженных сил”.
Статус “прикомандированного к военной части журналиста” не нашел закрепления на законодательном уровне, однако их статус представляется аналогичным статусу военного журналиста (корреспондента).
Журналисты, осуществляющие свою деятельность в зоне вооружённых конфликтов, имеют право пользоваться защитой, но они должны быть уведомлены о том, что данное право может быть нарушено. Для того, чтобы обезопасить себя, журналистам необходима специальная одежда с надписью “пресса” и документы, подтверждающие их статус.
Основным недостатком защиты журналистов в условиях вооруженных конфликтов является отсутствие реализации на внутригосударственном уровне обязательств, закрепленных в международных соглашениях (имплементация).
Журналистам, осуществляющим свою деятельность в условиях вооруженного конфликта, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности: определение границ дозволенного продвижения журналиста к зоне боевых действий, характер нападения должен играть ключевую роль для журналиста при планировании его профессиональной деятельности, предоставление особых гарантий при попадании в плен в непосредственной близости от военного объекта, создание международного фонда под эгидой Совета по правам человека ООН.
Средствам массовой информации в условиях вооруженного конфликта необходимо представлять непредвзятую и объективную информацию. В противном случае искажение фактов может способствовать разжиганию “войны”, совершению преступлений против человечности и формированию негативного общественного мнения.
Подобные работы
- ПРАВОВОЙ СТАТУС ЖУРНАЛИСТА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное частное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОТНОШЕНИИ НЕПРИЗНАННЫХ И ЧАСТИЧНО ПРИЗНАННЫХ ГОСУДАРСТВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ (НА ПРИМЕРЕ АБХАЗИИ, ЮЖНОЙ ОСЕТИИ, ПРИДНЕСТРОВЬЯ И НАГОРНОГО КАРАБАХА)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Международно-правовые аспекты деятельности средств массовой информации
Диссертации (РГБ), юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
Диссертации (РГБ), международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 770 р. Год сдачи: 2003 - Гражданско-правовая ответственность за вред,
причиненный несовершеннолетними и
недееспособными лицами
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - ПРОБЛЕМА КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ ИММИГРАНТОВ НА ПРИМЕРЕ ФРАНЦУЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - АРКТИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА КАНАДЫ В НАЧАЛЕ XXI ВЕКА
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2017 - ФРИЛАНС В ЦИФРОВОМ ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: СПЕЦИФИКА И
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Магистерская диссертация, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022



