Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность как средство совершенствования понимания младшими школьниками нравственных категорий

Работа №167565

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2021
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические и лингвистические основы формирования нравственных качеств младших школьников 5
1.1. Характеристика нравственных категорий 5
1.2. Формирование нравственных категорий у младших школьников 14
1.3. Особенности басни как жанра 27
Выводы по главе 1 35
Глава 2. Исследование понимания нравственных категорий у младших школьников 37
2.1. Методика проведения констатирующего эксперимента 37
2.2. Результаты исследования понимания нравственных категорий в
начальной школе 39
2.3. Групповой проект «Этический словарь» как средство совершенствования
младшими школьниками нравственных категорий 45
Выводы по главе 2 55
Заключение 57
Список использованных источников 60
Приложения

Проблема нравственных представлений является предметом исследования многих работ и рассматривали ее в различных аспектах: в философско - аксиологическом (Т.Аболина, О.Дробинский, А.Ермоленко, И.Зязюна, П.Ишатенко, М.Каган, В.Малахов, Л.Столович), социологическом (Л.Богомолов, Г.Дюркгейм, Н.Наумова), психологическом (К.Альбуханова - Славская, И.Вех, Л.Божович, М.Заброцкий, И.Кон, Д.Леонтьев, Л.Смирнов, В.Тугаринов, И.Тюрина, В.Ядов) и педагогическом (И.Бех, И.Белецкая, О.Вишневский, М.Казакина, В.Караковский, М.Сметанский и другие).
Проблемы нравственного воспитания младших школьников раскрыты в работах О.Сухомлинского, И. Беха, Н. Болдырева, Н Ковалева, Н.Сорокина.
Литературное образование учащихся связано с усвоением и анализом произведений разных жанров, поэтапным обучением, формированием способности воспринимать прекрасное, созданное посредством языка, через соотнесение прекрасного с живописью и искусством. Литературное развитие и читательская деятельность школьников различного возраста были неоднократно исследованы в методических работах Н.М. Молдавской, Н.И. Кудряшовым, О.Ю. Богдановой и другими.
В современной методике преподавания литературы вопросам изучения эпических произведений, а именно басне, уделяется недостаточно внимания. В работах М. Лобанова, П. Алабиной, В. Коровина отражен методический опыт по изучению басен И. Крылова. Изучению творчества И.А. Крылова посвящены работы И.З. Серман, Е.А. Костюхина, Н.А. Степанова, М.А. Гордина.
Актуальность представленного в работе вопроса определяется тем, что проблема понимания нравственных качеств младшими школьниками недостаточно изучена.
Цель работы: разработать проект, направленный на совершенствование понимания младшими школьниками нравственных категорий.
Объект исследования: процесс совершенствования понимания младшими школьниками нравственных категорий.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство совершенствования понимания младшими школьниками нравственных категорий.
Гипотеза исследования: предполагаем, что совершенствование понимания младшими школьниками нравственных категорий возможно в процессе проектной деятельности, предусматривающей многоаспектную работу по созданию этического словаря.
Задачи работы:
1. проанализировать психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования;
2. выявить актуальный уровень понимания младшими школьниками нравственных категорий;
3. Разработать проект, направленный на совершенствование понимания младшими школьниками нравственных категорий.
Методы исследования: анализ психолого-педагогических, методических, лингвистических источников по выбранной теме исследования; проведение экспериментального исследования.
База исследования: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение « Средняя школа № 20», пгт. Нижняя Пойма.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Нравственное воспитание является педагогическим процессом моральной социализации школьников, направленным на организацию усвоения ими социального морального опыта и осуществление их нравственной подготовки, благодаря чему происходит нравственное формирование и включение личности ученика в систему доступных ему общественных отношений. Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким.
Особенности нравственного воспитания младшего школьника в процессе обучения взаимосвязаны с тремя факторам:
во-первых, придя в школу, ребенок переходит от «житейского» усвоения окружающей действительности, в том числе и морально¬нравственных норм.
во-вторых, в ходе учебной работы школьники включены в реальную коллективную деятельность, где также идет усвоение нравственных норм, регулирующих взаимоотношения учащихся между собой и взаимоотношения учеников с учителем.
Третий фактор: в процессе изучения басенного жанра и использование его в разных видах работы приведет к пониманию о добре и зле, о плохом и хорошем, о том что нужно делать, а что нельзя.
Таким образом, на уроках литературного чтения при изучении басенного жанра дают возможность младшим школьникам задуматься над серьезными нравственными проблемами, сопереживать героям, дает возможность воспринять младшими школьниками эстетические и нравственные ценности.
Изучение басен в начальной школе имеет огромное воспитательное значение. Басни содержат богатый материал для воздействия на эмоциональную сферу ребенка и воспитания у него высоких моральных категорий силой художественного слова.
С целью выявления актуального уровня понимания младшими школьниками нравственных категорий был проведен констатирующий срез. Данная работа была проведена в Красноярском крае в поселке Нижняя Пойма в РСОШ № 20. В исследовании приняли участие 20 третьеклассников.
Третьеклассникам было предложено три задания:
Задание № 1. Для выполнения первого задания ученикам необходимо было продолжить фразу.
Задание № 2. При выполнении второго задания учащимся были представлены тексты ранее изученных басен, к которым нужно было определить правильные нравственные категории и написать их.
Задание № 3. Для выполнения третьего задания учащимся было необходимо прочитать пословицы, определить о какой нравственной категории говорится в каждой из них.
Уровни понимания нравственных категорий определялись на основании следующих критериев:
1. Объяснение нравственных категорий;
2. Соотнесение басни с нравственными категориями;
3. Соотнесение пословиц с нравственными категориями.
Полученные результаты показали, что большинство учащихся по всем трем заявленным критериям оказались на низком уровне понимания нравственных категорий.
Таким образом, констатируем, что младшие школьники испытывают затруднения в понимании нравственных категорий.
Результаты исследования подтвердили актуальность выбранной темы.
С целью совершенствования понимания младшими школьниками нравственных категорий был разработан групповой проект «Этический словарь».
Данный проект - подведение итогов работы над баснями. Предполагает составление « Этического словаря».
При работе над страницей словаря учащиеся находят определение нравственных категорий, пословицы.
Ценным является обращение младших школьников к словарям (толковому, энциклопедическому).
У каждой группы результатом работы является полностью оформленные и законченные страницы будущего словаря.
Запланированным конечным результатом проделанной работы является готовый, скрепленный этический словарь.
Каждая микрогруппа сообщает о том, как распределяли обязанности, возникали ли конфликты во время рабочего процесса, а также были ли у них трудности при оформлении и создании словаря. После презентации страницы скрепляются и создается полноценный словарь. Данным словарем дети могут пользоваться на последующих этапах обучения.
Предполагаем, что совершенствование понимания младшими школьниками нравственных категорий возможно в процессе проектной деятельности, предусматривающую многоаспектную работу по созданию этического словаря.



1. Азбука нравственного воспитания/ Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С. - М.: Просвещение, 2006.
2. Александров И.Б. Иван Андреевич Крылов - баснописец. Русская речь. - 2004. - №6.
3. Арзамасцева И.Н. Детская литература: Учебник для студ. высшее учеб. заведений / И.Н.
4. Арзамасцева, С.А. Николаева. - М., 2005.Архангельский Н.В.
5. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская В.Г., Воларская И.А. и др.; под ред. Асмолова А.Г. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.
6. Багно В. В. Басни Крылова. (Электронный ресурс) Педагогика online» (электронный журнал педагогов). Санкт-Петербург, 2013. Режим доступа:http: //aneks .spb.ru/index .php/publ ikacii .ru
7. Богданов, Д. Басни из жизни / Д. Богданов. - Н. Новгород: Дятловы горы, 2013. -64-87с.
8. Богданова О.С., Калинина О.Д., Рубцова М.Б. Этические беседы с школьниками. - М., 2007.
9. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2010.
10. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). - М.: Педагогика, 2009.
11. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З. Н. Васильева. - М.: Просвещение, 2008. - 154 с.
12. Виноградов В.В. Язык и стиль басен Крылова. Языковая природа афоризма. - Могилев, 2001
13. Воропаева В.С., Куцанова Т.С. Особенности изучения басен в 1-3 классе. // Начальная школа. - 1980. - № 6.
14. Галузинский В. М. Индивидуальный подход в воспитании учащихся. - Киев: Радянська школа, 2012
15. Горбачев А.Ю. Натура и культура в баснях И.А.Крылова. Русский язык и литература. - 2004, - №4.
16. Гуткина Л.Д. Организация и планирование воспитательной работы в
школе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001, -115 - 118с.
17. Данилюк А. Я., Логинова А. А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. - М.: Просвещение, 2012. - 32 с.
18. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондраков А.М.,
Тишков В.А. // М. : Просвещение , 2009. С.4-24.
19. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. Росс. акад. образования / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009.
20. Дановский А.В. Создатель русской реалистической басни. // Начальная школа. - 2004. - №6. -119-122с.
21. Жесткова Е.А. Усвоение младшими школьниками традиционных моральноэтических ценностей на уроках русского языка/ Е.А.Жесткова // Начальная школа. - 2-13. №5.- 24-27с.
22. Журавлев, В.И. Коровин. - 13-е изд., М.: Просвещение, 2011. - 319с.
23. Зайченко И.В. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: «Образование Украины», - 2006.
24. Зосимовский А.В. Нравственное воспитание и учитель в условиях социальных перемен// Педагогика, - 2008, - №7.
25. Ильенко С.В. Особенности изучения басни детьми младшего школьного возраста / Начальная школа, изд. Первое сентября, - 2013, - №1.
26. Институт русского языка им. В.в. Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944с.
27. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. - М.: Просвещение, 1979 г.
28. Калюжный А.А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников. 2008.
29. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ /. Калюжный А.А. - Алматы: Гылым, - 2009. - 156с.
30. Килина И.В. Методы формирования нравственно-этических ориентаций младших школьников как компонента личностных универсальных учебных действий // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля - 31 марта 2014 года.
31. Колычева Г.Ю. Уроки литературного чтения и духовно - нравственное воспитание школьников / Калачева Г.Ю. // Начальная школа. - 2014. - №6. -32-35с.
32. Коровина В.Я. Литература. 5 касс. Учеб. для общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. Ч. 1 / В.Я. Коровина, В.П.
33. Крылов И.А. Басни, комедии, повесть. - М.: Издательство АСТ:
ООО Агенство КРПА Олимп, 2002.
34. Кубасова О.В. Басни И.А. Крылова. (Электронный ресурс).
Образовательная система Гармония. Ассоциация. Режим доступа: http: //www.umk- garmoniya.ru
35. Кузнецова Л. В. Гармоническое развитие личности младшего школьника: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
36. Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное
воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. - 2004, - № 6, 118с.
37. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России. - М.: Просвещение, 2006.
38. Межвузовский сборник научных и научно-методических статей. - Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, - 2013.- С. 92-94.
39. Микова С.С. Общая характеристика языковых средств передачи культурной информации в текстах русских басен / С.С. Микова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2011. - № 4. - С. 35-40.
40. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. 4-е изд., доп. — М.: - 2006. - 944с.
41. Пащенко Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе//Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. - № 12.
42. Петрова Л.И. Воспитание младшего школьника: учебно-методическое пособие. Ростов н/Д.: Феникс, - 2008.
43. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. - 2011. - №6.
44. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, - 2010.
45. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г./М-во образования и науки Рос. Федерации. М.: Просвещение, 2011. - 33с.
47. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. - М., 1988, 326-341 с.
48. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников: Пособие для
клас. руководителей. - М.: Просвещение, 2013.
49. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?:
Кн. для учителя: Пер с нем. - М.: Просвещение, 2006.
50. Щербина С.Ю. Дидактическая направленность басни /
Щербина С.Ю. // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2012. - № 2. - С. 138-146.
51. Файловый архив студентов. [Электронный ресурс].
(https://studfiles.net/preview/1620293/)
52. Шлинке Т. Н. Метод проектов как одно из условий повышения
мотивации обучения учащихся Начальная школа. - 2008. - № 9.
53. Щуркова Н.Е. Новое воспитание: учеб. пособие. М.:
Педагогическое общество России, - 2000. - 128с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ