Введение 2
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 4
1.1. Педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников 4
1.1 Умения работать в команде: критерии и показатели сформированности Функциональная грамотность 24
Глава 2. Разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе 29
2.1 Рекомендованные формы и методы организации школьных занятий по
освоению умений работать в команде 29
2.2 Методические рекомендации «Разработка практик организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующих умения работать в
команде» 37
2.3 Апробация практик организации занятий по технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде 40
Заключение 57
Список использованных источников 61
Формирование универсальных учебных действий является одной из приоритетных задач в образовательном процессе. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным, включающим сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- метапредметным, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [26].
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практикоориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.
Актуальность исследования
Реализуя установки образовательного стандарта и программы по дисциплине «Технология», на сотрудничество с педагогами и сверстниками возникает проблема выявления критериев и показателей как ориентиров для формирования умений работать в группе, команде. Вторая проблема - это разработка форм и методов, практик сотрудничества в реализации программы предметной области «Технология».
Исходя из этого, сформулирована тема исследования: «Формирование умений работать в команде на занятиях по Технологии в основной школе».
Целью работы является разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине, Технология в основной школе.
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине
«Технология».
Предмет исследования: процесс организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе.
Задачи
1. Исследовать педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников.
2. Выявить критерии и показатели сформированности умений работать в команде.
3. Выявить эффективные формы и методы организации школьных занятий по освоению умений работать в команде по дисциплине «Технология» в основной школе.
4. Разработать методические рекомендации «Практики организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующие умения работать в команде».
5. Провести апробацию практик организации занятий по Технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде.
Апробация производилась в период педагогической практики в МАОУ «Средняя школа № 150».
Работа состоит из 2 глав, 5 параграфов, введения, заключения, библиографического списка.
Итоги данной работы показали следующее. На практике проведено ряд занятий, где апробировались командные формы и методы работы (школа 150 г.
Красноярска, 6 класс). Уроки строились в целом как взаимодействие команд, и командная форма использовалась в отдельных частях работы.
...
Исследование теоретических источников по психолого-педагогическим дисциплинам, анализ содержания Федерального государственного стандарта ориентируют педагогических работников на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Эффективными в освоении УУД, основ наук являются групповые, командные способы учебной деятельности.
Выявлено, что в команде школьники приобретают умения:
- грамотно ставить цели совместной деятельности;
- разрабатывать программу совместных действий;
- сознательно ориентироваться в позициях других и определять ответственность каждого в соответствии с его возможностями;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Обоснованно, что эффективными приемами и методами формирования умений работать в команде являются: игры, дискуссии и командная работа для освоения материала, где школьники учатся высказывать свои мысли, задавать вопросы, уточнять, организовывать работу, работу в парах. Необходимо учитывать жизненный опыт учеников, их интересов и особенностей развития.
Выявлено, что основной задачей школы является формирование функциональной грамотности взаимодействия в социуме, формирование умений работать в рамках конвенциональных стратегий взаимодействия: сотрудничество, партнерство, кооперация.
Функциональной грамотностью принято считать способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом. Обладая умениями работы в команде, школьник может успешно овладеть функциональной грамотностью взаимодействия в социуме.
Определены критерии и показатели умения работать в команде:
Критерии: готовность выполнять конкретное поручение в команде; готовность слушать, понимать и принимать другую точку зрения; умение оформлять собственные мысли: создание устного и письменного текста; готовность включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; эмоциональный настрой на совместную работу, бесконфликтность.
Уровни: высокий; достаточный; низкий.
Высокий уровень: понимает суть стратегий, основанных на договоренностях (сотрудничество, партнерство, кооперация); понимает и принимает свою роль в команде; умеет подчиняться общим требованиям; умеет слушать; грамотно строит объяснение своей позиции; умеет доказывать свою точку зрения
Достаточный уровень: имеет представление о стратегиях сотрудничество, партнерство, кооперация; подчиняется лидеру; качественно выполняет свои функции в команде; - слушает, задает вопросы; не всегда точно строит объяснение; не вступает в спор.
Низкий уровень: не осознает особенности стратегий сотрудничество, партнерство, кооперация; не вполне осознает свою роль в команде;
с трудом понимает и выполняет свои функции в команде; слушает пассивно; не умеет четко изложить свои мысли; спорит и не слушает доводы другого. Может создать конфликтную ситуацию.
Проанализирована программа по Технологии. Рекомендуется использование следующих методов освоения универсальных учебных действий: поисковые, исследовательские, мозговой штурм, дискуссия, проектный.
Для эффективного решения целей и задач обучения Технологии рекомендуются командные формы организации обучения, которые формируют у школьников следующие универсальные учебные действия: выполнять конкретные поручения в команде; оформлять собственные мысли: создавать устный и письменный текст; слушать, понимать и принимать другую точку зрения; включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; организовывать и включаться в совместную работу.
...
1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская — Москва: Просвещение, 2010-132с.
2. Асмолов А.Г Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская— М.: Просвещение, 2010. — 136с.
3. Ахола Сакари. Болонский процесс и его влияние на высшее образование
Финляндии // Высшее образование в Европе. 2003. № 2. С.18-29.
4. Бабина, Н. Технология: методика обучения и воспитания: учебное пособие / Н. Бабина.-Москва: Издательство «Директ-Медиа», 2015.
5. Байденко В.И. Болонский процесс: курс лекций. М.: Логос, 2004. 205 с.
6. Барахович И.И. Коммуникативная компетентность педагога: профессиональный и над профессиональный аспект: монография; Красноярский. гос. педагогический. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2015. 208 с.
7. Барахович И.И. Формирование коммуникативной компетентности в процессе профессиональной подготовки учителя: учебное пособие. Красноярск: РИО КГПУ, 2003. 168 с.
8. Барахович И.И. Решение стратегических и тактических задач в становлении коммуникативности будущего педагога: учеб. пособие; Красноярский. гос. педагогический. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2011. 260 с.
9. Барахович И.И. Коммуникативные стратегии: продвижение
инновационных процессов в образовании // Философия образования. 2012. №1. С. 274-281.
10. Большой социологический словарь (Collins). В 2-х т.: пер. с англ. - М.: Вече; АСТ, 2005. - 1т.-528 с.; 2т. -544 с
11. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т.1. Вопросы теории и истории психологии / под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. 87 с
12. Загвязинский, В. И. Теория обучения и воспитания: учебник для бакалавров / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — Москва: Издательство Юрайт, 2016. — 314 с
13. Запрудский Н.И. Современные школьные технологии: Пособие для учителей. — 2-е изд. / Н.И. Запрудский— Мн., 2004.— 288 е.— (Мастерская учителя).
14. Каганов Е. Г. "Метод проектов в трудовой школе"/ Е. Г. Каганов. - Л.: Брокгауз- Ефрон 1926 г.
15. Казакевич, В. М. Программа основного общего образования по технологии. /Казакевич, В. М., Пичугина Г. В., Семёнова Г.Ю. Программа основного общего образования по технологии. Москва: Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ», 2015.-37 с.
... всего 32 источников