Формирование умений работать в команде на занятиях по Технологии в основной школе
|
Введение 2
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 4
1.1. Педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников 4
1.1 Умения работать в команде: критерии и показатели сформированности Функциональная грамотность 24
Глава 2. Разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе 29
2.1 Рекомендованные формы и методы организации школьных занятий по
освоению умений работать в команде 29
2.2 Методические рекомендации «Разработка практик организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующих умения работать в
команде» 37
2.3 Апробация практик организации занятий по технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде 40
Заключение 57
Список использованных источников 61
Глава 1. Формирование универсальных учебных действий школьников в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования 4
1.1. Педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников 4
1.1 Умения работать в команде: критерии и показатели сформированности Функциональная грамотность 24
Глава 2. Разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе 29
2.1 Рекомендованные формы и методы организации школьных занятий по
освоению умений работать в команде 29
2.2 Методические рекомендации «Разработка практик организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующих умения работать в
команде» 37
2.3 Апробация практик организации занятий по технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде 40
Заключение 57
Список использованных источников 61
Формирование универсальных учебных действий является одной из приоритетных задач в образовательном процессе. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным, включающим сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- метапредметным, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [26].
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практикоориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.
Актуальность исследования
Реализуя установки образовательного стандарта и программы по дисциплине «Технология», на сотрудничество с педагогами и сверстниками возникает проблема выявления критериев и показателей как ориентиров для формирования умений работать в группе, команде. Вторая проблема - это разработка форм и методов, практик сотрудничества в реализации программы предметной области «Технология».
Исходя из этого, сформулирована тема исследования: «Формирование умений работать в команде на занятиях по Технологии в основной школе».
Целью работы является разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине, Технология в основной школе.
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине
«Технология».
Предмет исследования: процесс организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе.
Задачи
1. Исследовать педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников.
2. Выявить критерии и показатели сформированности умений работать в команде.
3. Выявить эффективные формы и методы организации школьных занятий по освоению умений работать в команде по дисциплине «Технология» в основной школе.
4. Разработать методические рекомендации «Практики организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующие умения работать в команде».
5. Провести апробацию практик организации занятий по Технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде.
Апробация производилась в период педагогической практики в МАОУ «Средняя школа № 150».
Работа состоит из 2 глав, 5 параграфов, введения, заключения, библиографического списка.
Итоги данной работы показали следующее. На практике проведено ряд занятий, где апробировались командные формы и методы работы (школа 150 г.
Красноярска, 6 класс). Уроки строились в целом как взаимодействие команд, и командная форма использовалась в отдельных частях работы.
...
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: - личностным, включающим сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно -исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- метапредметным, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории [26].
Содержание учебного предмета «Технология» имеет практикоориентированную направленность. Практическая деятельность на уроках технологии рассматривается как средство общего развития: становление социально-значимых качеств личности, а также формирование специальных технологических и универсальных учебных действий.
Актуальность исследования
Реализуя установки образовательного стандарта и программы по дисциплине «Технология», на сотрудничество с педагогами и сверстниками возникает проблема выявления критериев и показателей как ориентиров для формирования умений работать в группе, команде. Вторая проблема - это разработка форм и методов, практик сотрудничества в реализации программы предметной области «Технология».
Исходя из этого, сформулирована тема исследования: «Формирование умений работать в команде на занятиях по Технологии в основной школе».
Целью работы является разработка практик организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине, Технология в основной школе.
Объект исследования: образовательный процесс по дисциплине
«Технология».
Предмет исследования: процесс организации занятий, формирующих умения работать в команде по дисциплине Технология в основной школе.
Задачи
1. Исследовать педагогические основы формирования универсальных учебных действий школьников.
2. Выявить критерии и показатели сформированности умений работать в команде.
3. Выявить эффективные формы и методы организации школьных занятий по освоению умений работать в команде по дисциплине «Технология» в основной школе.
4. Разработать методические рекомендации «Практики организации занятий по дисциплине Технология в основной школе, формирующие умения работать в команде».
5. Провести апробацию практик организации занятий по Технологии в основной школе, формирующих умения работать в команде.
Апробация производилась в период педагогической практики в МАОУ «Средняя школа № 150».
Работа состоит из 2 глав, 5 параграфов, введения, заключения, библиографического списка.
Итоги данной работы показали следующее. На практике проведено ряд занятий, где апробировались командные формы и методы работы (школа 150 г.
Красноярска, 6 класс). Уроки строились в целом как взаимодействие команд, и командная форма использовалась в отдельных частях работы.
...
Исследование теоретических источников по психолого-педагогическим дисциплинам, анализ содержания Федерального государственного стандарта ориентируют педагогических работников на формирование универсальных учебных действий (УУД) обучающихся. Эффективными в освоении УУД, основ наук являются групповые, командные способы учебной деятельности.
Выявлено, что в команде школьники приобретают умения:
- грамотно ставить цели совместной деятельности;
- разрабатывать программу совместных действий;
- сознательно ориентироваться в позициях других и определять ответственность каждого в соответствии с его возможностями;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Обоснованно, что эффективными приемами и методами формирования умений работать в команде являются: игры, дискуссии и командная работа для освоения материала, где школьники учатся высказывать свои мысли, задавать вопросы, уточнять, организовывать работу, работу в парах. Необходимо учитывать жизненный опыт учеников, их интересов и особенностей развития.
Выявлено, что основной задачей школы является формирование функциональной грамотности взаимодействия в социуме, формирование умений работать в рамках конвенциональных стратегий взаимодействия: сотрудничество, партнерство, кооперация.
Функциональной грамотностью принято считать способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом. Обладая умениями работы в команде, школьник может успешно овладеть функциональной грамотностью взаимодействия в социуме.
Определены критерии и показатели умения работать в команде:
Критерии: готовность выполнять конкретное поручение в команде; готовность слушать, понимать и принимать другую точку зрения; умение оформлять собственные мысли: создание устного и письменного текста; готовность включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; эмоциональный настрой на совместную работу, бесконфликтность.
Уровни: высокий; достаточный; низкий.
Высокий уровень: понимает суть стратегий, основанных на договоренностях (сотрудничество, партнерство, кооперация); понимает и принимает свою роль в команде; умеет подчиняться общим требованиям; умеет слушать; грамотно строит объяснение своей позиции; умеет доказывать свою точку зрения
Достаточный уровень: имеет представление о стратегиях сотрудничество, партнерство, кооперация; подчиняется лидеру; качественно выполняет свои функции в команде; - слушает, задает вопросы; не всегда точно строит объяснение; не вступает в спор.
Низкий уровень: не осознает особенности стратегий сотрудничество, партнерство, кооперация; не вполне осознает свою роль в команде;
с трудом понимает и выполняет свои функции в команде; слушает пассивно; не умеет четко изложить свои мысли; спорит и не слушает доводы другого. Может создать конфликтную ситуацию.
Проанализирована программа по Технологии. Рекомендуется использование следующих методов освоения универсальных учебных действий: поисковые, исследовательские, мозговой штурм, дискуссия, проектный.
Для эффективного решения целей и задач обучения Технологии рекомендуются командные формы организации обучения, которые формируют у школьников следующие универсальные учебные действия: выполнять конкретные поручения в команде; оформлять собственные мысли: создавать устный и письменный текст; слушать, понимать и принимать другую точку зрения; включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; организовывать и включаться в совместную работу.
...
Выявлено, что в команде школьники приобретают умения:
- грамотно ставить цели совместной деятельности;
- разрабатывать программу совместных действий;
- сознательно ориентироваться в позициях других и определять ответственность каждого в соответствии с его возможностями;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- интегрироваться в группу сверстников настроить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Обоснованно, что эффективными приемами и методами формирования умений работать в команде являются: игры, дискуссии и командная работа для освоения материала, где школьники учатся высказывать свои мысли, задавать вопросы, уточнять, организовывать работу, работу в парах. Необходимо учитывать жизненный опыт учеников, их интересов и особенностей развития.
Выявлено, что основной задачей школы является формирование функциональной грамотности взаимодействия в социуме, формирование умений работать в рамках конвенциональных стратегий взаимодействия: сотрудничество, партнерство, кооперация.
Функциональной грамотностью принято считать способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом. Обладая умениями работы в команде, школьник может успешно овладеть функциональной грамотностью взаимодействия в социуме.
Определены критерии и показатели умения работать в команде:
Критерии: готовность выполнять конкретное поручение в команде; готовность слушать, понимать и принимать другую точку зрения; умение оформлять собственные мысли: создание устного и письменного текста; готовность включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; эмоциональный настрой на совместную работу, бесконфликтность.
Уровни: высокий; достаточный; низкий.
Высокий уровень: понимает суть стратегий, основанных на договоренностях (сотрудничество, партнерство, кооперация); понимает и принимает свою роль в команде; умеет подчиняться общим требованиям; умеет слушать; грамотно строит объяснение своей позиции; умеет доказывать свою точку зрения
Достаточный уровень: имеет представление о стратегиях сотрудничество, партнерство, кооперация; подчиняется лидеру; качественно выполняет свои функции в команде; - слушает, задает вопросы; не всегда точно строит объяснение; не вступает в спор.
Низкий уровень: не осознает особенности стратегий сотрудничество, партнерство, кооперация; не вполне осознает свою роль в команде;
с трудом понимает и выполняет свои функции в команде; слушает пассивно; не умеет четко изложить свои мысли; спорит и не слушает доводы другого. Может создать конфликтную ситуацию.
Проанализирована программа по Технологии. Рекомендуется использование следующих методов освоения универсальных учебных действий: поисковые, исследовательские, мозговой штурм, дискуссия, проектный.
Для эффективного решения целей и задач обучения Технологии рекомендуются командные формы организации обучения, которые формируют у школьников следующие универсальные учебные действия: выполнять конкретные поручения в команде; оформлять собственные мысли: создавать устный и письменный текст; слушать, понимать и принимать другую точку зрения; включаться в диалог, аргументировать высказывание, доказывать; организовывать и включаться в совместную работу.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ НА ЗАНЯТИЯХ
ПО ХОРЕОГРАФИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Формирование навыков продуктивных видов речевой деятельности в рамках технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по иностранному языку в вузе
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - ПРОЕКТЫ ARDUINO НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2024 - Организация командной работы школьников при выполнении проекта «Подъемный кран» на внеурочных занятиях по технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2021 - МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2024 - Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся в
процессе изучения истории в средней школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2017 - Активизация познавательной деятельности студентов образовательной организации при изучении темы «Управление затратами» (на примере Инженерно-экономического колледжа Набережночелнинского
института (филиала) КФУ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ НА
ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ ВО
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018





