Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ

Работа №96964

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
91
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ 8
1.1 Психологические особенности младших школьников, обусловленные
сменой основного вида деятельности 8
1.2 Младший школьный возраст как этап ознакомления детей с
основами естествознания 12
1.3 Исторические предпосылки и межпредметные связи естествознания 16
1.4 Целесообразность обучения младших школьников самостоятельной
работе с информацией 20
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ РАБОТАТЬ С ПРЕДОСТАВЛЯЕМОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ 30
2.1 Определение стартового уровня сформированности у младших
школьников умения работать с информацией 30
2.2 Реализация педагогических условий по формированию умению
работать с предоставляемой информацией 36
2.3 Уровень сформированности умения работать с информацией у
младших школьников на заключительном этапе эксперимента 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 5 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 6 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 7 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 8 68


Актуальность данной работы обусловлена проблемой развития навыков самостоятельной работы обучающихся в начальной школе на уроках естествознания. Решение данного вопроса значимо в отношении успешного овладения современным содержанием программы школьного образования необходимого для эффективного процесса направлении учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся.
Младший школьный возраст является базовым периодом формирования отношения обучающихся к дальнейшей школьной деятельности, становлению ребенка как личности, его отношения к окружающим и к самому себе. В этом возрасте происходит формирование понятия о том, что хорошо и что плохо, о нормах поведениях в обществе [4]. Став первоклассником, ребенок становится частью социума в большей мере, чем он был ранее. Ему предстоят новые знакомства и новые социальные роли, знакомство с новой информацией. Важно, что в младшем школьном возрасте ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируется внутренняя социальная позиция, более устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности. Одним из умений, на развитие, которого следует обратить особое внимание, является развитие коммуникативных навыков младшего школьника. А это является одним из основных условий для умения работать с получаемой извне информацией. Теперь, когда ребенок стоит на пороге нового этапа, когда в школе ему будут предъявляться определенные новые требования, ему важно прочувствовать на себе смену социальных ролей и стать более самостоятельным. Одним из базовых предметов, с которыми знакомится младший школьник на данном этапе жизни, является естествознание.
Особый интерес младших школьников могут вызвать факты, связанные с окружающим их миром. Таким образом, происходит не только процесс познания среды, но и осознания своей роли в мире. Знания, полученные в процессе уроков естествознания, несомненно, пригодятся в жизни [7]. Поэтому педагогу важно научить обучающихся работать с полученной на уроках информацией и в идеале применять ее в жизни.
Особый интерес младших школьников вызывают те виды деятельности, которые ассоциируются у них с дошкольным возрастом. Яркие картинки, элементы игровой деятельности, объединенные с формой классного урока - вот что поможет им раскрепоститься и полюбить учебный процесс. Иными словами, обучающимся прививается интерес к учебному предмету, а также развивается положительное отношение к самому процессу учения в целом. Конечно, возможно сделать резкий переход от игровой деятельности к учебной, но это чревато негативными последствиями. Гораздо лучше, когда данный переход происходит постепенно.
Наиболее удобным и практичным во всех отношениях вариантом является применение игровых методик. Тем не менее, подбирать методику и специфику игры необходимо, исходя из индивидуальных особенностей воспитанников. Играя, младший школьник не только развивает свою фантазию и мышление, но и проигрывает, проецируя на себя, ситуации, которые могут произойти в реальной жизни. Из раза в раз, продумывая свои поступки, проговаривая мысли вслух, он развивает мышление, умение рассуждать, соотносить поступки, развивает коммуникативные навыки - эстетические переживания помогают ребёнку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощь движений, жестов, мимики и других средств выразительности. На помощь педагогу в таком случае придут различные интерактивные средства и дополнительные раздаточные материалы, которые, несомненно, помогут ребятам научиться работать с получаемой информацией.
Общительность, а также умение контактировать с окружающими являются необходимыми значимыми составляющими самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшему обучению в школе.
Таким образом, исходя из вышесказанного, следует выделить основные компоненты данной исследовательской работы.
Цель работы - выявить условия формирования у младших школьников умений работать с информацией при обучении естествознанию.
Объект исследования - процесс экологического образования младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования умений работать с информацией на уроках естествознания.
Задачи:
-выявить психологические особенности младших школьников;
-определить цель, задачи и общее содержание уроков естествознания в школе на ступени начального обучения;
-выявить виды деятельности, характерные для уроков естествознания в младшей школе;
-провести опытно-поисковую работу, направленную на определение условий, способствующих формированию умения младших школьников работать с информацией на уроках естествознания.
Также, стоит отметить, что практическая значимость данной работы проявляется в возможности применения материалов исследования в практике работы педагогов начальных классов при формировании у младших школьников умения работать с информацией.
Теоретической базой исследования послужили работы исследователей, занимающихся изучением вопросов и разработкой программ в сфере дошкольной педагогики в целом, и в области изучения преподавания естествознания на начальной ступени в частности. Среди них можно назвать Аквилеву Г.Н., Клепинину З.А. - автора "Методики преподавания естествознания в начальной школе», Ковальногих Л. -автора «Преподавания естествознания в системе развивающего обучения», Одинцову Н. И. -автора «Целей обучения естествознанию в условиях ФГОС» и др.
Методы теоретического исследования: теоретический анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, аналогия, моделирование.
Методы эмпирического исследования: изучение литературы по теме исследования; наблюдение; анкетирование, опрос; метод экспертных оценок; опытная работа; педагогический эксперимент.
Экспериментальная база исследования - МАОУ Лицей №88 г. Екатеринбурга. Количество испытуемых составило 25 человек.
Структура работы: работа выполнена на 69 страницах, содержит 2 главы, список литературы из 50 источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итоги исследования, и, говоря о младшем школьном возрасте, нельзя не отметить, что он является пограничным при переходе от одного вида деятельности, игрового, к другому, учебному. Именно на данном этапе важно сделать все возможное, чтобы поспособствовать успешному течению процесса.
Данное положение обусловлено рядом психологических и физиологических особенностей детей данного возраста. Поскольку младшие школьники не умеют в достаточной мере концентрировать свое внимание, одной из важных задач педагога является направить внимание детей и их способности в нужное русло. Поскольку на данном возрастном этапе одной из важных составляющих плодотворного учебного процесса является умение работать с информацией, педагог должен уделять большое внимание данному вопросу.
При этом для обучающихся важно уметь работать как с изначально предоставленной информацией, представленной в УМК, анализируя и соотнося ее, так и уметь добывать ее самому. Таким образом, в младшем школьном возрасте достаточно целесообразно обратить особое внимание на этот аспект.
В данном исследовании акцент был уделен такому предмету как естествознание, поскольку он является базовым для дальнейшего знакомства обучающихся с целым спектром дисциплин, имеющихся в старших классах.
Естествознание, как предмет обучения в школе, появился достаточно давно, однако в том образе, в котором привыкли видеть его в наши дни - сравнительно недавно. При этом, данный факт вовсе не мешает ему занять важное место в учебной программе. Вместе с тем интересно, что данный предмет является одним из любимых предметов младших школьник, поскольку он отражает знания и сведения о вещах, которые окружают нас непосредственным образом.
В начале исследования был поставлен ряд задач, которые удалось успешно реализовать в процессе исследования. Так, в первой главе была представлена психолого-педагогическая характеристика младших школьников, отражающая особенности развития и восприятия детей данного возраста. Первая глава, посвященная особенностям обучения младших школьников естествознания, раскрывает вторую и третью задачи, направленные на рассмотрение особенностей преподавания предмета естествознания в начальной школе. Последняя задача нашла свое отражение во второй главе исследовательской работы, представляющей детали проведения экспериментального исследования. В ходе работы изначально был определен стартовый уровень развития навыков работать с информацией на уроках естествознания, был проведен комплекс учебных мероприятий, направленных на улучшение развития данного навыка, а также был проведен заключительный констатирующий этап эксперимента.
Исходя из полученной в ходе исследования информации, можно говорить об актуальности данного исследования, обусловленной широким применением и реализацией занятий по естествознанию на уроках естествознания в начальной школе.
Нами были выделены такие педагогические условия как: методическая разработка конспектов уроков, направленных на активную работу с информацией, задания на структурирование информации; организация работы со справочными материалами: справочники, энциклопедии, учебные фильмы и т.д.
Опираясь на проведенное теоретическое исследование, справедливо отметить, что условиями формирования умения у младших школьников работать с информацией являются: возникновение активного интереса к преподносимому материалу засчет методов преподавания, вовлечения в непосредственную деятельность; мотивирование работать по средствам похвалы и поощрения. В зависимости от психологических особенностей учащихся возможно выделение условия, которое предполагает принцип работы по шаблону - когда учащимся предоставляется пример выполнения информации, по которому им в дальнейшем предстоит работать.
Тем не менее, вне зависимости от того, какую методику и условия формирования избрал педагог, главная цель его работы остается неизменной и она заключается в формировании умений работать с информацией в целом, и с материалами по предмету естествознания в частности.



1. Аквилева, Г. Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе [Текст] : учеб. пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / Г. Н. Аквилева, З. А. Клепинина. - М. : ВЛАДОС,
2001. - 240 с.
2. Антонова, С. Г. Информационная культура личности: вопросы формирования [Текст]./ С. Г. Антонова // Высшее образование в России. -
1994. - № 1. - С. 82-88.
3. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников [Текст] : кн. для воспитателя дет. сада / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 1991. - 127 с.
4. Ашиков, В. Еще раз о воспитании [Текст] / В. Ашиков // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С. 3-6.
5. Богуславская, З. М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. - М. : Просвещение, 1991. - 206 с.
6. Виды и особенности работы с текстом [Электронный ресурс] / Л. К. Турабаева [и др.] // Успехи современного естествознания - 2015. - № 1 -7. - С. 1205-1207. - URL : https://elibrary.ru/item.asp?- id=23608620 (дата обращения: 17.03.2018).
7. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир в 3-4 классах [Текст].: кн. для учителя / Н. Ф. Виноградова, Г. Г. Ивченкова, И. В. Потапов. - М. : Просвещение, 2001. - 266 с.
8. Воспитание детей в игре [Текст]./ под ред. Д. В. Менджерницкой, Е. Д. Татищевой. - М. : Учпедгиз, 1958. - 192 с.
9. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М. : АСТ : Астрель : Хранитель, 2008. - 671 с.
10. Генедина, Н. И. Дидактические основы формирования информационной культуры [Текст] / Н. И. Генедина. - М. : Школ. б-ка,
2002. - 157 с.
11. Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] : планы занятий / В. В. Гербова. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗА, 2010. - 144 с.
12. Демидова, М. Ю. «Окружающий мир» в стандартах второго поколения [Текст] / М. Ю. Демидова // Народное образование. - 2010. - № 9. - С. 193-200.
13. Дмитриев, Ю. Н. Твоя красная книга [Текст] / Ю. Н. Дмитриев, Н. Пожарицкая. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 106 с.
14. Дрязгунова, В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями [Текст] : пособие для воспитателя дет. сада / В. А. Дрязгунова. - М. : Просвещение, 1981. - 180 с.
15. Естествознание [Текст]. // Казахстан : нац. энцикл. / гл. ред. Б. Аяган. - Алматы, 2005. - Т. 2. - С. 116.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ