Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические игры на уроках математики как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса

Работа №167550

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы49
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся и дидактические условия для их формирования 5
1.1 Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся .. 5
1.2. Дидактическая игра как условие формирования коммуникативных
универсальных учебных действий обучающихся 5 класса 10
Глава 2. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса на уроках математики 18
2.1. Комплекс дидактических игр для уроков математики 5 класса 18
2.2. Педагогический эксперимент: основные этапы и результаты 42
Заключение 46
Библиографический список 47

Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования определили новые требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, среди которых коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся. Коммуникативные универсальные действия обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со всеми участниками образовательного процесса. Поиск возможностей формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках математики, на сегодня, остается одной из актуальных проблем школьного математического образования.
С позиций системно-деятельностного подхода, являющегося методологической основой новых образовательных стандартов основного общего образования, при выборе форм организации обучения математике в 5 классе, особое внимание следует уделить дидактической игре. Помимо традиционных форм и методов обучения математике целесообразно включать дидактические игры, которые позволяют максимально вовлечь обучающихся в коммуникативную деятельность.
Тема выпускной квалификационной работы посвящена методике использования дидактических игр на уроках математики как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Объект исследования: математическая подготовка обучающихся 5 класса.
Предмет исследования: дидактические игры на уроках математики как условие формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
Гипотеза исследования: если в процессе обучения математике использовать дидактические игры, то это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Цель исследования: методическая разработка комплекса дидактических игр для уроков математики 5 класса.
Задачи исследования:
1) Описать структурный состав коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
2) Разработать диагностическую карту для оценки и измерения уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся 5 класса.
3) Описать роль, место и значение дидактических игр для формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
4) Разработать комплекс дидактических игр для уроков математики 5 класса.
5) Провести педагогический эксперимент, проанализировать и описать его результаты.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования был разработан комплекс дидактических игр по математике для обучающихся 5 класса, направленный на формирование коммуникативных УУД. В данный комплекс вошли 26 игр.
Дидактические игры, представленные в работе, можно использовать как на обычных уроках математики, так и на внеклассных мероприятиях.
В ходе формирующего этапа эксперимента, дидактические игры систематически включались в процесс обучения математике пятиклассников.
Во время дидактических игр, одновременно с приобретаемыми знаниями, у обучающихся развиваются коммуникативные компетенции, благодаря взаимодействию с другими учениками. Формируется коллегиальность, в процессе работы в группе проявляются лидерские качества учеников, способность прислушиваться к отличному от своего мнения, умение доказать свою точку зрения.
Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Итоги педагогического эксперимента подтвердили гипотезу исследования: если в процессе обучения математике использовать дидактические игры, то это способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Таким образом, все задачи исследования выполнены, цель работы достигнута.
Результаты проведенного исследования были представлены на конференции: VIII Всероссийская с международным участием научно-методическая конференция, посвященная 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича.



1. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил.
2. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.: ил.
3. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое
понимание развития человека. - М.: Просвещение, 2007. - 525 с.
4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества. - Вопросы образования, 2008. - №3.
5. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2010. - 170 с.
6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада. 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
7. Брагина Н.А. Дидактическая игра как средство развития умений оперировать с понятиями на уроках математики // Апробация, 2015 - №12 (39). - С. 102-104.
8. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы психологии, 1966. - №6
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 536 с.
10. Глоссарий ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/srednyaya-i-starshaya-shkola/ekonomika/fgos/glossarij-fgos.html (дата обращения: 18.04.2020).
11. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс: учебник (в 2
частях). Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: БИНОМ.
Лаборатория знаний, 2019. - 176 с.: ил.
12. Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 5 класс: учебник (в 2 частях). Ч. 2 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 240 с.: ил.
13. Жажева Д.Д., Жажева С.А. Теоретические основы формирования лингвистических знаний у младших школьников посредством дидактической игры. // Вестн. Майкопского гос. технолог. Ун-та. - 2013 №2.
14. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 96 с.
15. Козлова В.В., Кондакова А.М. Фундаментальное ядро содержания общего образования. - М.: Просвещение, 2009.
16. Колягин Ю.М., Луканкин Г.Л., Мокрушин Е.Л. и др. Методика преподавания математики в средней школе. Частные методики. - М., Просвещение, 1977. - 480 с.
17. Коновалова О.В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. - Челябинск: Два комсомольца, 2014. - С. 35-36.
18. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов
общего образования. Стандарты второго поколения. - М.:
Просвещение, 2009.
19. Олешков М.Ю. Дидактическая коммуникативная ситуация: проблема моделирования. - М.: Педагогика, 2008. - 365 с.
20. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. Для студентов высших пед. Учеб. Заведений. - М., 1996.
21. Ратц А.Э., Романов П.Ю. Дидактические игры как средство развития творческих способностей обучающихся на уроке математики // Южно-Уральский педагогический журнал. - 2015. - №3. - С. 83-86.
22. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1 - М.: Народное образование, 2005.
23. Старостенко Н.В. Использование дидактических игр на уроках математики в рамках ФГОС [Текст] / Н.В. Старостенко // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 303-305
24. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Просвещение, 1974
25. Тебякина Е.Е. Игра как форма коммуникации: антропологические особенности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2017. Том 6. №3А. С. 220-230.
26. Федеральный государственный основного общего образования
[Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения:
14.04.2020).
27. Чен, Н. В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии / Н. В. Чен // Методическая копилка - 2011. - 6-10 с.
28. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Новая школа, 1994.
29. Шмелева О.В. Игровые технологии - эффективное средство формирования ключевых компетенций обучающихся на уроках математики // Школьная педагогика. - 2016. - №3. - 19-24 с.
30. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978. - 260 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ