Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Неоромантизм в русской и китайской литературе конца XIX - начала XX-вв.

Работа №167524

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы99
Год сдачи2023
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 НЕОРОМАНТИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX-
ВВ 12
1.1. Понятие, основные признаки, появление неоромантизма 12
1.2 Характеристика неоромантизма в русской литературе, представители
данного течения 19
1.3. Представители неоромантизма в китайской литературе 26
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОСНОВНЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ НЕОРОМАНТИЧЕСКОГО ТЕЧЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 36
2.1. Специфические черты неоромантизма в произведениях М.Горького .. 36
2.2 Специфические черты неоромантизма в произведениях В.Короленко . 41
2.3 Специфические черты неоромантизма в произведениях Н.С.
Гумилева 46
2.4 Специфические черты неоромантизма в произведениях А. Грина 50
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕОРОМАНТИЧЕСКИХ
ТЕНДЕНЦИЙ В КИТАЙСКОЙ ПОЭЗИИ 54
3.1 Особенности поэзии Сюй Чжимо 54
3.2 Элементы неоромантизма в поэзии Хай Цзы 62
3.3 Элементы неоромантизма в поэзии Чжу Цзыцин 68
3.4 Элементы неоромантизма в произведениях Го Можо 72
ГЛАВА 4 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ 97
ПРИЛОЖЕНИЕ А 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 98
ПРИЛОЖЕНИЕ В 99

Актуальность темы настоящего исследования Неоромантизм в русской и китайской литературе конца XIX - начала XX вв. определяется развитием компаративистского направления в современном литературоведении и выявлением связей между культурными особенностями Китая и России. Исследователи отмечают, что неоромантизм неоднороден, и рассматривают данное понятие в широком и узком смыслах, также подходы к сопоставлению литератур различаются у тех или иных литературоведов изучаются подходы, которые тоже различны у разных авторов. Однако в диссертационном исследовании нам представляется важным выделить взаимодействие русской и китайской культур на примере взаимовлияния неоромантизма в литературе. Особенности языковой культуры мира двух народов позволяют лучше понять культуру народа носителя языка, погрузиться в особенности общения. В диссертационном исследовании важно проанализировать влияние литературы конца XIX - начала XX вв. на современную литературу. Например, Ба Цзинь считается признанным мастером китайской литературы XX-XXI вв. Основное влияние, по мнению Ба Цзинь, на все его творчество оказала именно русская, а не западноевропейская литература. Ба Цзинь отмечает особое влияние именно русского неоромантизма на свое творчество.
В нашем исследовании мы отметим особенности китайской литературы, где, кроме неоромантизма, на литературу разных периодов оказывали влияние древние китайские авторы, что необходимо учитывать, знакомясь с литературой неоромантизма в Китае. То есть, особую актуальность приобретает анализ произведений русских и китайских авторов в стиле неоромантизма. Также необходим дополнительный сравнительный анализ неоромантизма как литературного течения, поскольку исследований по этой теме мало. Тенденция к расширению и углублению международных контактов в экономической, общественно-политической, социальной и культурной сферах является одной из основных характеристик современной жизни. Ею определяется необходимость обращаться к вопросам межкультурной коммуникации. Тем не менее, даже при наличии взаимного интереса у носителей различных языков и культур друг к другу партнеры по общению нередко недостаточно хорошо знакомы с культурой собеседника.
Выявленные проблемы и актуальность исследования позволили сформулировать предмет, объект, цель и задачи работы.
Объектом исследования являются произведения русских и китайских писателей конца XIX - начала XX вв. - представителей течения «неоромантизма».
Предметом исследования являются черты неоромантизма в текстах анализируемых авторов.
Цель магистерского исследования - выявить и описать сходства и различия неоромантических признаков в произведениях русских и китайских авторов конца XIX - начала XX вв.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. дать понятие, рассмотреть основные признаки, появление неоромантизма;
2. охарактеризовать неоромантизм в русской литературе, указать основных представителей течения;
3. представить неоромантизм в китайской литературе, указать на признаки;
4. рассмотреть специфические черты неоромантизма в произведениях М.Горького, В.Короленко, Н.Гумилева, А. Грина;
5. выделить особенности проявления неоромантических тенденций в поэзии Сюй Чжимо, элементы неоромантизма в поэзии Бо Цзюй-и, Хай Цзы, Чжу Цзыцин, в произведениях Го Можо;
6. сравнить культурные общие черты и указать различия в проявлениях неоромантизма в литературе.
Практическая значимость проведенной работы заключается в возможности использования результатов исследования для решения практических задач при обучении русских и китайских студентов и в обогащении знаний учащихся в сферах литературы и культуры. Значимость проведенной работы определена выявлением сходных черт произведений, обобщением материалов анализируемых произведений с целью идентификации признаков и взаимного влияния.
Теоретическая значимость работы определяется:
• дополнением признаков взаимного влияния русского неоромантизма и опыта предыдущих исследователей анализом новых или ранее незамеченных свойств, качеств и характеристик изучаемого объекта;
• расширением теоретического описания предмета исследования;
• анализом и систематизацией общих черт неоромантизма в российских и китайских произведениях литературы.
Результаты послужат стимулом повышения общетеоретического уровня современных исследований в лингвистике, литературоведении, культурологии.
Представление нового взгляда на вопрос взаимного влияния неоромантизма разных культур друг на друга расширит подход к его изучению.
Лингвистические направления и/или дисциплины как научная база планируемого исследования:
• романтизм,
• неоромантическая русская литература,
• неоромантическая китайская литература,
• феноменология романтизма.
В качестве проблемы можно отметить неразработанность понятия неоромантизм как литературный стиль в российском литературоведении и недостаточность представления о неоромантизме как о литературном течении. Термин неоромантизм в современном литературоведении не имеет устойчивого научного применения и не соответствует какой-либо единой целостной эстетической программе, общей поэтической системе.
В работе использовались следующие методы:
• метод сплошной выборки;
• сравнение и анализ;
• анализ и синтез теоретической информации;
• анализ текста (лексический, стилистический, прагматический);
• компаративистский метод
Объем и структура работы. Настоящее исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений, содержащих цитаты, использованные для анализа.
Работа изложена на 97 страницах, содержит 79 единиц библиографии.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, формулируются цели и задачи исследования, определяется актуальность, практическая значимость работы.
В первой главе рассматривается широкий круг вопросов, связанных с проблемой выявления признаков неоромантизма в произведениях, изучается взаимосвязь проявления элементов неоромантизма с национальной культурой и менталитетом.
Во второй главе анализируются конкретные произведения в стиле неоромантизма, проводится лексический, стилистический, прагматический анализ текста, дается классификация признаков неоромантизма.
В заключении формулируются основные результаты исследования.
Работа прошла апробацию на двух конференциях: XXII и XXIII Международные научно-практические конференции «Актуальные проблемы современной филологии» в рамках международного научно-практического форума студентов, аспирантов, молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (Красноярск, КГПУ им. В.П. Астафьева, 2022 г. и 2023 г.). Статья «Появление неоромантизма в русской литературе» опубликована в сборнике: «Актуальные проблемы современной филологии. материалы XXIII
Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников». Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. 2022. С. 103-104. Статья «Элементы неоромантизма в поэзии Сюй Чжимо» по материалам XXIII Международной научно­практической конференции «Актуальные проблемы современной
филологии» (2023 г.) сдана в печать.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в проведенном исследовании рассмотрены особенности неоромантизма в момент его развития в конце XIX - начале XX вв. В теоретической части исследования, при анализе признаков неоромантизма, отмечено неоромантическое двоемирие, отражающее причину появления самого неоромантизма: неоромантизм находится на границе идеального представления о мире и реальной действительности.
В теоретической части исследования выявлены основные черты неоромантизма, которые во второй главе исследования выделены в произведениях российских и китайских литераторов.
В частности, рассмотрено наличие этих черт в произведениях М. Горького, В. Короленко, Н. Гумилева, А. Грина как представителей неоромантизма в русской литературе. Сравнение произведений китайских и русских писателей и поэтов в проявлениях неоромантизма позволяет говорить о значительных различиях.
Первое различие касается временных рамок. Проявления неоромантизма в китайской поэзии относится к более позднему периоду, что следует трактовать как влияние революционных тенденций в обществе в более поздний период. Если в России революционные течения появились в конце XIX века, за чем последовали две российские революции, то революционное движение в Китае началось после российских преобразований.
Несмотря на общие черты в российской и китайской литературе, (например, неоромантический стиль чаще всего приобретает поэтическую форму) мы можем выделить значительные различия.
Китайская поэзия неоромантизма отличается глубоким философским подтекстом, в произведениях китайских поэтов, рассмотренных в работе использованы символы и метафоры для передачи своих идей и чувств. Достаточно распространены сюжеты о смысле жизни и смерти. Китайские поэты используют метафоры для передачи своих мыслей, например, луна символизирует душу, которая бродит по миру в поисках смысла жизни.
Как и в русской литературе начала XX века, китайская поэзия неоромантизма была важным этапом в развитии китайской литературы, которая повлияла на многие последующие литературные течения, на общество в целом. Поэзия в стиле неоромантизма подняла важные философские и эстетические вопросы, которые до сих пор актуальны для китайской культуры. При этом, можно отметить, что для течения неоромантизма в китайской литературе характерен более поздний временной период, чем в русской литературе, что связано с изменениями в общественной и политической жизни страны.
При анализе китайских текстов можно отметить различия между культурно-поэтическими традициями, а также особенности перевода китайских поэтических произведений на русский язык [Смертин, 2022:36­47].
Следует отметить, что при переводе китайских стихотворений утрачиваются многие стилистические, композиционные, тональные и другие особенности китайского языка, делающие его уникальным явлением мировой культуры [Суй Лихун, 2019: 580-500]. Отсутствие времен в китайском языке дает возможность поэту представить читателю сцену не в определенной системе временных координат, а с точки зрения вечности.
В этом смысле можно отметить метафоричность китайской поэзии, а именно экзотичность и аллегоричность сюжетов, как и опора на мифологическую модель времени - это признаки неоромантизма. С этой точки зрения китайские поэтические произведения можно отнести к стилистике неоромантизма.
Если говорить о российской литературе неоромантизма, то в ней чаще всего присутствует герой романтик, революционер, защитник угнетенных. Герой в китайской литературе неоромантизма не изображен так четко, читатель легко рисует этого героя в своем воображении в соответствии с субъективной картиной мира. Китайская поэзия - безлична, слово «я» в ней практически не употребляется. В Приложениях А и Б обобщены в сравнительном анализе особенности стилистики неоромантизма в русской и китайской литературе. В Приложении В сведены общие черты и различия в культурах.
Необходимо отметить, что на творчество всех рассмотренных писателей-неоромантиков оказала влияние революционная ситуация конца XIX - начала XX вв. Революционные течения, революционная борьба, оказали основное влияние на поиски смысла жизни, лучшего общества в обществе.
Можно говорить о том, что неоромантическая стилистика в китайская литература сформировалась в меньшей степени, чем русская неоромантическая литература. Среди общих черт произведений выделены:
• экзотичность и метафоричность сюжетов;
• опора на мифологическую модель;
• герой в борьбе с враждебным внешним миром и в победе над могущественными и опасными противниками;
• для появления художественных произведений в стиле неоромантизма характерны описания природы.
В качестве различий выявлены:
• очевидное присутствие персонифицированного идеала, некоей героической личности, стоящей в центре повествования отсутствует в китайской литературе периода неоромантизма;
• главный герой произведения сильная личность, жаждущая путешествий и открытий, чаще всего, отсутствует в китайских произведениях, в китайской литературе в более значительной мере присутствует скрытый, завуалированный смысл.


1. Горький М. Старуха Изергиль. Челкаш. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. — Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1976. — 62 с.
2. Китайская поэзия [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://chinese-poetry.ru/poems.php?action=show&poem_id=727 (дата
обращения 25.02.2023).
3. Короленко В.Г. Собрание сочинений: В 10-ти т. Т. 4: Повести, рассказы и очерки / подгот. текста и примеч. С. В. Короленко. — М.: Гослитиздат, 1954. — 504 с.
4. Культура РФ. Гуманитарный просветительский проект [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.culture.ru/books/ (дата обращения 17.04.2023).
5. Поэзия Китая. Проект Магазета [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://magazeta.com/china (дата обращения 17.04.2023).
6. Сайт поэзии Сюй Чжимо [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.xzmsw.com/default.aspx (дата обращения 17.04.2023).
7. Абдужаббарова Л.М. Неоромантические тенденции в творчестве Беллы Ахмадулиной // Инновации. Наука. Образование. — 2020. — № 24. — С. 2060-2066.
8. Анкудинов К.Н. Современная неоромантическая поэзия как
параллельная культура [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 2: Филология и искусствоведение. — 2007. — № 2. — Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennayaneoromanticheskaya-poeziya-kak- parallelnaya-kultura (дата обращения: 12.04.2022).
9. Безруков А.Н. Романтическое и неоромантическое в поэтике постмодернизма м. Лермонтов — С. Надсон — вен. Ерофеев // Нижневартовский филологический вестник. — 2018. — № 1. — 319 с.
10. Беляев В.П., Беляева Е.А. Дуализм восприятия друг друга китайцами и русскими в социально-культурном взаимодействии России и Китая // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. —
2018. — № 10. — 212 с.
11. Болдырева Е.М. Поэт революции, великий сын атакующего класса: Г о Можо - китайский Маяковский : монография // Один пояс - один путь: российско-китайский культурный диалог / Под научной редакцией Е.М. Болдыревой, Се Чжоу. — Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. — 516 с.
12. Болдырева Е.М. Российско-китайский культурный диалог: Го Можо - китайский Маяковский // Ярославский педагогический вестник. — 2020. — № 4(115). — 508 с.
13. Болдырева Е.М. Хай Цзы - китайский Есенин: танатологическая поэтика и роман со смертью // Вестник Костромского государственного университета. — 2021. — Т. 27. — № 4. — 311 с.
14. В поисках звезды заветной. Китайская поэзия первой половины XX в. : перевод с китайского / Ред. кол.: Г. Гоц, Л. Делюсин, Д. Мамлеев и др; Сост., вступ. статья, заметки об авторах и примеч. Л. Черкасского. — М.: Ху дож. лит., 1988. — 350 с.
15. Ванюков А.И. Русская литература ХХ века: к столетию историко­литературного труда под редакцией профессора С.А. Венгерова (методологические аспекты) // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — № 5(145). — 398 с....79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ