Использование групповых и коллективных игр в совместной деятельности по математическому развитию дошкольников (Каслинский промышленно-гуманитарный техникум)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: филиал «Детского сада МБДОУ №7 г. Нязепетровска «Рябинушка».
Выборка: 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы влияния групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Сущность и характер познавательного интереса дошкольников….7
1.2 Развитие познавательного интереса к математике в образовательной практике в ДОУ 24
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к математике у старших дошкольников посредством групповых и коллективных игр…36
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Организация работы педагога ДОУ по развитию познавательного интереса к математике у старших дошкольников средствами групповых и коллективных игр …41
2.3 Результат экспериментальной работы……55
Заключение…………………………………………………………….......…58
Список используемой литературы ....61
Приложения …67
База исследования: филиал «Детского сада МБДОУ №7 г. Нязепетровска «Рябинушка».
Выборка: 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.
Есть приложения.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы влияния групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте 7
1.1. Сущность и характер познавательного интереса дошкольников….7
1.2 Развитие познавательного интереса к математике в образовательной практике в ДОУ 24
Глава II. Экспериментальная работа по развитию познавательного интереса к математике у старших дошкольников посредством групповых и коллективных игр…36
2.1 Диагностика уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста 36
2.2 Организация работы педагога ДОУ по развитию познавательного интереса к математике у старших дошкольников средствами групповых и коллективных игр …41
2.3 Результат экспериментальной работы……55
Заключение…………………………………………………………….......…58
Список используемой литературы ....61
Приложения …67
Современные условия требуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, требует достаточно развитых познавательных процессов. Но развитие перечисленных процессов невозможно без наличия яркого, бескорыстного интереса ко всему окружающему.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, поскольку усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес
заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний»
Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, что не соответствует социальному заказу современной школы.
Актуальность вопроса и обусловила выбор темы настоящей работы: «Использование групповых и коллективных игр в совместной деятельности по математическому развитию дошкольников».
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Цель исследования – определить влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Объектом исследования в данной работе является процесс развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности групповых и коллективных игр в развитии познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и практический опыт по вопросам определения влияния групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте;
2) организовать и провести экспериментальное исследование исходного уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), проанализировать его результаты;
3) подобрать, организовать и апробировать групповые и коллективные игры со старшими дошкольниками с целью формирования у них познавательного интереса к математике (формирующий эксперимент);
4) проанализировать результаты формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при применении групповых и коллективных игр.
Выбор методов использования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;
– экспериментальное изучение условий развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения групповых и коллективных игр;
– обработка полученных результатов.
Методологические и теоретические основы исследования. Проблема формирования познавательного интереса к математике у дошкольников не была предметом специального исследования, хотя, как отмечали некоторые педагоги (К.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Е.П. Гуменкиксза, З.А. Михайлова и др.) успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия у детей интереса к ней.
Анализ педагогической и психологической литературы и наши наблюдения показали, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени увлеченности. В связи с малоизученностью данной проблемы в детских садах не проводится целенаправленная работа по формированию интереса к математике, недостаточно эффективно используются в обучении средства, стимулирующие его; не созданы условия, способствующие развитию интереса к математике.
Одним из таких условий активизации познавательней деятельности могут стать групповые и коллективные игры, которые позволят педагогу делать процесс обучения привлекательным, будут содействовать формированию положительного отношения ребенка к обучению.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается, что формирование элементарных математических представлений дошкольников входит в образовательную область «Познавательное развитие» и предполагает развитие у детей познавательных интересов и интеллектуального продвижения посредством развития познавательно-исследовательской деятельности, формирования целостной картины мира и расширения кругозора.
Ведь именно познавательный интерес к математике является одним из условий формирования познавательных процессов дошкольников (мышления, памяти, речи, внимания и т. д, а, следовательно, и успешного обучения в школе.
Доказано, что подлинный познавательный интерес ребенка старшего дошкольного возраста является основой его учебной деятельности, поскольку усвоение знаний зависит от того, насколько ребенок заинтересован деятельностью.
Если эта деятельность протекает успешно, то у ребенка усиливается желание больше заниматься ею, что благотворно сказывается на развитие его познавательного интереса. Обладая огромной побудительной силой, интерес
заставляет ребенка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний»
Сложившаяся система обучения в дошкольных образовательных учреждениях по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста направлена, в первую очередь, на получение прочных знаний, умений и навыков, однако в меньшей степени ориентирована на развитие познавательной активности, познавательных процессов и интеллектуальных умений детей, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учению уже в дошкольном возрасте и отрицательно влияет на дальнейшее обучение в школе, в целом, на весь ход развития личности.
В связи с недостаточной изученностью данной проблемы в дошкольных образовательных учреждениях не всегда проводится целенаправленная работа по формированию у детей интереса к математике, не уделяется должного внимания формированию логических структур мышления, развитию креативных способностей, что не соответствует социальному заказу современной школы.
Актуальность вопроса и обусловила выбор темы настоящей работы: «Использование групповых и коллективных игр в совместной деятельности по математическому развитию дошкольников».
Формирование познавательного интереса является важным стимулом воспитания целеустремленности, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость успех, гордость в случае решения задачи – все это создает у ребенка уверенность в своих силах, побуждает к новому поиску.
Цель исследования – определить влияние групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Объектом исследования в данной работе является процесс развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – возможности групповых и коллективных игр в развитии познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Учитывая объект, предмет и цель исследования, мы сосредоточили внимание на решении следующих задач:
1) проанализировать психолого-педагогическую литературу и практический опыт по вопросам определения влияния групповых и коллективных игр на развитие познавательного интереса к математике в старшем дошкольном возрасте;
2) организовать и провести экспериментальное исследование исходного уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста (констатирующий эксперимент), проанализировать его результаты;
3) подобрать, организовать и апробировать групповые и коллективные игры со старшими дошкольниками с целью формирования у них познавательного интереса к математике (формирующий эксперимент);
4) проанализировать результаты формирующего эксперимента (контрольный эксперимент).
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто следующее предположение: развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при применении групповых и коллективных игр.
Выбор методов использования определяется сформулированной гипотезой и характером решаемых задач:
– теоретические: анализ психолого-педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;
– экспериментальное изучение условий развития познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста в процессе проведения групповых и коллективных игр;
– обработка полученных результатов.
Методологические и теоретические основы исследования. Проблема формирования познавательного интереса к математике у дошкольников не была предметом специального исследования, хотя, как отмечали некоторые педагоги (К.Г. Белоус, Р.Л. Березина, Е.П. Гуменкиксза, З.А. Михайлова и др.) успех обучения на занятиях по математике во многом зависит от наличия у детей интереса к ней.
Анализ педагогической и психологической литературы и наши наблюдения показали, что у старших дошкольников возникает различное отношение к математике, которое выражается в разной степени увлеченности. В связи с малоизученностью данной проблемы в детских садах не проводится целенаправленная работа по формированию интереса к математике, недостаточно эффективно используются в обучении средства, стимулирующие его; не созданы условия, способствующие развитию интереса к математике.
Одним из таких условий активизации познавательней деятельности могут стать групповые и коллективные игры, которые позволят педагогу делать процесс обучения привлекательным, будут содействовать формированию положительного отношения ребенка к обучению.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса.
Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 6 - 7 лет. Таким образом, развитие познавательного интереса подрастающего поколения будет являться одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций и формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
При формировании познавательного интереса у старших дошкольников к математике групповая и коллективная игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Коллективным и групповым играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Для изучения уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста на базе филиала «Детского сада МБДОУ №
19 г. Пензы «Почемучки» (г. Пенза, улица Рахманинова, 23), в старшей группе с сентября 2018 года по май 2019 года был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.
Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - формирующий.
На этом этапе с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Задача констатирующего этапа эксперимента: провести диагностику уровня познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников не достаточно высок.
Только 5 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса к математике, у 45 % детей имеется низкий уровень познавательного интереса к математике, остальные 50 % детей исследуемой нами группы показали низкий уровень развития познавательного математического интереса.
На следующем этапе экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, на этапе которого с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
С целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны, организованы и проведены групповые и коллективные игры следующих видов: дидактические игры (в числе которых и сюжетные), подвижные игры, игра – путешествие во времени, математические конкурсы, викторины и соревнования.
В констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития познавательного интереса к математике. На этапе контрольного эксперимента это большинство представлено высоким и средним уровнем.
Таким образом, явно прослеживается закономерность, что знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Полученные данные свидетельствуют, что правильно подобранные и организованные групповые и коллективные игры оказали положительное воздействие на развитие познавательного интереса старших дошкольников к математике, следовательно, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при применении групповых и коллективных игр.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка. Именно в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одним из аспектов успешного развития является формирование у детей познавательного интереса.
Как показал анализ литературы по исследуемой проблеме, познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности ребенка 6 - 7 лет. Таким образом, развитие познавательного интереса подрастающего поколения будет являться одной из важнейших задач дошкольных образовательных учреждений.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций и формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
Математика дает огромные возможности для развития познавательных способностей, которые являются базой для формирования математического мышления в перспективе, а сформированность такого мышления – гарантия для успешного усвоения математического содержания в дальнейшем.
Познавательный интерес к математике – это избирательное, эмоционально окрашенное отношение ребенка к ней, проявляющееся в предпочтении данного вида деятельности другим, в стремлении получать больше знаний по математике, использовать их в самостоятельной деятельности.
При формировании познавательного интереса у старших дошкольников к математике групповая и коллективная игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.
Коллективным и групповым играм принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к предстоящему учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой.
Для изучения уровня познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста на базе филиала «Детского сада МБДОУ №
19 г. Пензы «Почемучки» (г. Пенза, улица Рахманинова, 23), в старшей группе с сентября 2018 года по май 2019 года был проведен эксперимент.
В эксперименте приняли участие 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.
Эксперимент состоял из трех этапов: 1 этап - констатирующий.
На этом этапе была проведена первичная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
2 этап - формирующий.
На этом этапе с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
3 этап - контрольный.
На этом этапе была осуществлена повторная диагностика уровня сформированности познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста.
Задача констатирующего этапа эксперимента: провести диагностику уровня познавательного интереса к математике у старших дошкольников.
Средние результаты исследования по всем диагностическим методикам показывают, что уровень развития познавательного интереса к математике у старших дошкольников не достаточно высок.
Только 5 % детей от общего числа участвующих в эксперименте имеют высокий уровень развития познавательного интереса к математике, у 45 % детей имеется низкий уровень познавательного интереса к математике, остальные 50 % детей исследуемой нами группы показали низкий уровень развития познавательного математического интереса.
На следующем этапе экспериментальной работы нами был проведен формирующий эксперимент, на этапе которого с детьми старшего дошкольного возраста проводились занятия, направленные на развитие познавательного интереса к математике посредством групповых и коллективных игр.
С целью развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста нами были подобраны, организованы и проведены групповые и коллективные игры следующих видов: дидактические игры (в числе которых и сюжетные), подвижные игры, игра – путешествие во времени, математические конкурсы, викторины и соревнования.
В констатирующем эксперименте большинство детей находилось на низком уровне развития познавательного интереса к математике. На этапе контрольного эксперимента это большинство представлено высоким и средним уровнем.
Таким образом, явно прослеживается закономерность, что знания, данные в занимательной форме, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче.
Полученные данные свидетельствуют, что правильно подобранные и организованные групповые и коллективные игры оказали положительное воздействие на развитие познавательного интереса старших дошкольников к математике, следовательно, подтвердилась выдвинутая нами гипотеза о том, что развитие познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста будет успешным при применении групповых и коллективных игр.



